Метрострой: вести из Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Петербурга, Челябинска

  • Павел Яблоков
    6 мая 2025 г. — 22:29
    23
    Иллюстрация: 

    Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы / mos.ru

    Весенние новости с объектов метрополитена охватывают не только строящиеся участки, но и реконструируемые объекты. В частности, инфоповодами со стройплощадок отметились Казань, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург и Челябинск.

    В Казани готовятся к открытию 30 августа 2027 года первого участка второй линии метрополитена. Строители уже закончили проходку основных тоннелей и сосредоточатся на строительстве станционных комплексов.

    В Москве 2 мая ликвидирована последняя уличная пересадка между Большой Кольцевой линией и радиусами: теперь между двумя станциями «Текстильщики» можно пройти по новому пешеходному мосту. Тем временем продолжается проходка тоннелей для будущей Рублёво-Архангельской линии, а для ближайшего пускового участка Троицкой линии ведётся строительство и отделка станционных комплексов, а также готовится к вводу электродепо «Столбово».

    В Нижнем Новгороде помимо строительства новых участков модернизации подвергнут выходы из станции «Заречная», рядом с которой начинается строительство конечной станции канатной дороги через Оку.

    В Новосибирске к концу этого года рассчитывают обновить проектную документацию на строительство двух участков Дзержинской линии: один контракт с проектировщиками уже подписан.

    В Санкт-Петербурге 25 апреля после реконструкции открылась станция метро «Удельная», а для строящихся участков поэтапно согласовывается проектная документация: она позволит развернуть строительство второй очереди Красносельско-Калининской линии и разработать проект строительства продолжения Кировско-Выборгской линии.

    В Челябинске строители метротрамвая вышли в апреле на новую площадку в районе проспекта Победы. Движение трамваев при этом сумели сохранить. Тем временем уже несколько аукционов на выполнение работ по строительству новых тоннелей и приведению в работоспособное состояние старых подземных выработок прошли без определения победителей.

    Казань

    В столице Татарстана метростроители по графику готовятся к открытию 30 августа 2027 году первого участка второй линии метрополитена длиной 5,4 км. В марте АО «Казметрострой» отметило 28-летие, а тоннелепроходческий комплекс «Ляйсан» закончил проходку основных перегонных тоннелей между всеми станциями. Теперь строители могут перейти к следующим этапам работ, включая строительство самих станций «100-летия ТАССР», «Академическая», «Зилант» и «Тулпар». Из проходки тоннелей остаётся пройти небольшие участки под первой линией длиной по 60–80 метров. Для вагонов строится соединительная ветка между первой и второй линией. Ее протяженность — 401 м, из них 126 уже пройдено. Работы, которыми занимается приглашённый коллектив шахтёров из Донецка, планируется завершить в 2026 году.

    Общие затраты на строительство первого участка второй линии Казанского метрополитена составят около 47 млрд руб. Из них 41 млрд руб. — затраты на строительство тоннелей и станций, а 6 млрд руб. — на вынос коммуникаций. Для запуска движения по второй линии метро необходимо приобрести девять составов метропоездов по 750 млн рублей каждый.

    Планируется, что вторая очередь второй линии метро, строительством которой займутся после 2027 года, будет включать электродепо и три станции — «Деревня Универсиады», «РКБ» и «Берёзовая роща».

    Москва

    В Москве 2 мая открылась крытая пересадка между станциями «Текстильщики» Большой Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий. С её появлением со всех станций БКЛ можно перейти на радиальные направления, не выходя на улицу. Ранее временные пересадки «через улицу» действовали между станциями «Петровский парк» и «Динамо», «Электрозаводская» БКЛ и Арбатско-Покровской линии и «Авиамоторная» БКЛ и Калининской линии. Две последних заменили подземными пересадками в минувшие новогодние праздники.

    В отличии от них, две подземные станции «Текстильщики» соединил надземный мост длиной 140 метров, который проходит над Люблинской улицей и железнодорожными путями Курского направления МЖД (включая линию МЦД-2).

    Восемь эскалаторов (по четыре с каждой стороны) ведут к пешеходной галерее шириной почти восемь метров от станций Большой Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий. Воспользоваться переходом может более 16 тысяч пассажиров в час, сообщает сайт Мэра и Правительства Москвы.

    На Рублёво-Архангельской линии в конце апреля началась последняя щитовая проходка первого пускового участка, который может принять пассажиров уже в 2026 году.

    Тоннелепроходческому комплексу «София» поручено построить левый перегонный тоннель между станциями «Звенигородская» и «Шелепиха». До подземной демонтажной камеры ему предстоит пройти около 350 метров. Работы планируется завершить ближайшим летом, информирует ГК «Мосинжпроект». Правый тоннель между «Звенигородской» и «Шелепихой» уже пройден.

    В марте началось сооружение основных конструкций двух вестибюлей станции метро «Звенигородская», которая строится в районе Хорошёво-Мнёвники возле пересечения ул. Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда. Оформление «Звенигородской» выполнят в монохромных цветах: основная часть платформы будет светлой, а путевые стены — тёмными.

    Полностью завершить строительство первого участка Рублёво-Архангельской линии от станции «Шелепиха» до станции «Бульвар Генерала Карбышева» планируется в 2026 году. В состав линии также включат участок «Шелепиха» — «Деловой центр», ранее входивший в состав Большой Кольцевой линии.

    Ещё три тоннелепроходческих комплекса работают на строительстве более дальних участок Рублёво-Архангельской линии. Так, щит «Лилия» прокладывает трассу между станциями «Бульвар Генерала Карбышева» и «Серебряный Бор». А щиты «Виктория» и «Натали» строят правый и левый перегонные тоннели от станции «Рублёво-Архангельское» к станции «Липовая Роща» с апреля и февраля этого года соответственно. Им предстоит пройти около 2,3 км пути, в том числе около 200 м под Москвой-рекой. Ранее щиты в паре уже построили тоннели между станциями «Звенигородская» и «Народное Ополчение», а также между станциями «Народное Ополчение» и «Бульвар Генерала Карбышева».

    Продолжается строительство объектов ближайшего пускового участка Московского метро — продления Троицкой линии со станциями «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская».

    Как сообщает ГК «Моспроект», на станции метро «Крымская», которая строится рядом с железнодорожными путями Московского центрального кольца (МЦК) в Донском районе, идёт установка эскалаторного оборудования. В восточном вестибюле уже готов каркас будущих эскалаторов, а в натяжной камере между платформой и наклонным ходом размещены электродвигатели.

    Помимо этого, готовы монолитные конструкции платформы, ведётся монтаж подсистем для дальнейшей установки облицовочных панелей на колонны и путевые стены, а также устройство инженерных систем. Продолжается устройство наклонных ходов будущих эскалаторов длиной 41 метр и в западном вестибюле.

    В основе архитектурного решения «Крымской» лежит морская тематика: подвесные потолки на платформе будут напоминать паруса, а колонны и балки — крылья парящих птиц. Эскалаторный наклон восточного вестибюля будут украшать изображения парящих чаек. Их выполнят в технике печати на металлических облицовочных панелях.

    Оформление строящейся станции «Академическая» Троицкой линии, расположенной в районе пересечения улиц Дмитрия Ульянова и Профсоюзной, будет посвящено 300-летию Российской академии наук. Путевые стены отдадут художественным панно о науке, в которых найдётся место изображениям здания Академии наук и портретам учёных разных эпох, включая Лаврентия Блюментроста, Ивана Шумахера, Николая Семёнова и Владимира Вернадского,, сообщил Telegram-канал мэра Москвы.
     
    В ближайшие месяцы поезда, обслуживающие Троицкую линию, переедут из депо «Замоскворецкое» Большой Кольцевой линии в новое электродепо «Столбово». Произойдёт это после завершения строительно-монтажных и архитектурно-отделочных работ. Но 4 мая в него уже пришёл первый тестовый поезд метро. Как сообщил Telegram-канал мэра Москвы, состав проследовал в отстойно-ремонтный корпус по соединительной ветве из оборотных тупиков за станцией «Новомосковская». Специалисты метро провели накатку рельсовых эстакад, а также проверили габариты специальным вагоном — убедились, что депо сможет принимать составы.

    Комплекс депо «Столбово» состоит из более 30 основных зданий и сооружений, включая самое крупное — корпус для ночного отстоя, ремонта и мойки поездов.

    В перспективе электродепо «Столбово» сосредоточится на обслуживании поездов Сокольнической линии метро: для Троицкой линии при продолжении её строительства в направлении Троицка соорудят новое депо.

    Идут работы и на одной из старейших столичных линий — Кольцевой, где продолжается строительство станции «Достоевская» с использованием средств малой механизации. Строительство осложняется наличием в месте заложения станционного комплекса большого объема грунтовых вод.

    Нижний Новгород

    Тем временем на действующем участке Автозаводской линии начата реконструкция входов станции «Заречная». В связи со строительством крытых павильонов на сходах №№ 1, 2 с 21 апреля до окончания работ вестибюль № 1 станции метро «Заречная» (выход в город к бульвару Заречный, к/т «Россия», СФР, ТЦ «Муравей») и прилегающий к нему подуличный переход закрыты для прохода пассажиров, сообщило ГУП «Нижегородское метро».

    Для входа в метро и выхода в город продолжает действовать вестибюль № 2 и прилегающий к нему подуличный переход между сходами № 3, 4 и 6 на пересечении проспекта Ленина с улицей Космонавта Комарова и улицей Дружба.

    В будущем вблизи от вестибюля № 1 будет построена станция «Заречная» канатной дороги через Оку.

    Новосибирск

    В крупнейшем городе Сибири готовят документацию для продолжения расширения сети линий метрополитена.

    17 февраля Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска с ОАО «Минскметропроект» уже заключён муниципальный контракт стоимостью 104 млн руб. с на разработку проекта строительства левого перегонного тоннеля между станциями «Золотая нива» и «Берёзовая роща». Выполнить работы необходимо до 14 декабря этого года. С 27 марта права и обязанности заказчика по контракту переданы в МКУ «Управление заказчика транспортных и инженерных сооружений».

    23 марта МКУ «Управление заказчика транспортных и инженерных сооружений» объявило электронный аукцион с начальной ценой 154 млн руб. на выполнение работ по корректировке генеральной схемы развития Новосибирского метрополитена. Целью является разработки проектной документации перспективных линий, включая корректировку проектной документации по продлению Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодёжная» с двухпутной соединительной веткой в электродепо «Волочаевское». Приём заявок от претендентов ведётся до 15 мая. Актуализировать проектную документацию нужно за 190 дней с момента заключения контракта.

    Таким образом, к концу этого года новосибирские транспортники должны обладать необходимыми документами для продления Дзержинской линии на два последовательно расположенных участка, чтобы в последующие годы иметь возможность начать строительство новых тоннелей и станций.

    Санкт-Петербург

    В Санкт-Петербурге 25 апреля после завершения реконструкции вновь приняла пассажиров станция «Удельная». До первого в своей жизни капремонта она проработала более 40 лет с 4 ноября 1982 года до 1 июня 2024 года.

    В ходе работ фасадные стены заново облицевали керамической плиткой, а в самом вестибюле заменили дефектные участки плит перекрытия, усилили структурное покрытие, перепланировали служебные помещения и обновили гидроизоляцию машинного зала. В наклонном ходу полностью заменена балюстрада эскалаторов и обновлена гидроизоляцию.

    Улучшена пожаробезопасность станции: модернизирована автоматическая пожарная сигнализация, установлены новые автоматическая установка пожаротушения и система автоматизации противопожарной защиты.

    Как сообщило СПб ГКУ «Организатор перевозок», в связи с открытием станции метро «Удельная», с 26 апреля восстановлены постоянными трассами автобусные маршруты:

    • № 38 от автобусной станции «Репищева ул.» до АО «ОДК — Климов»;
    • № 45 круговым маршрутом без заезда к станции метро «Пионерская»,
    • № 85 от автобусной станции «ул. Шаврова» до станции метро «Озерки»,
    • № 222 от станции метро «Ладожская» до станции метро «Удельная».

    Ещё одна реконструируемая станция — «Фрунзенская» — должна открыться для пассажиров в 2027 году. Вместо прежнего вестибюля вход и выход на станцию будет обустроен через строящийся Единый диспетчерский центр метрополитена, сообщил Комитет по транспорту Санкт-Петербурга.

    В этом году планируется открыть первый участок Красносельско-Калининской линии (Линия 6) с двумя станциями. В ночь на 29 марта по тоннелю прошёл первый технический состав — хозяйственный поезд, состоящий из нескольких мотовозов и платформ. Он преодолел путь от станции «Нарвская» Кировско-Выборгской линии через соединительную ветвь к станции «Путиловская» и далее до конечной станции «Юго‐Западная» и доставил необходимое метростроителям трансформаторное оборудование, уточняет ОАО «Метрострой Северной Столицы».

    Но строительные работы развернулись и на её продолжении. В конце марта ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдало положительное заключение на проект продолжения линии в сторону станции «Каретная». Впереди финальный этап — получение разрешения на строительство, послед чего метростроители приступят к щитовой проходке перегонных однопутных тоннелей.

    Как сообщает ОАО «Метрострой Северной Столицы», будущий участок Красносельско‐Калининской линии длиной около 7 км включает в себя четыре станции глубокого заложения: «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». Станция «Заставская» будет пересадочной на станцию «Московские ворота» Московско‐Петроградской линии. Всего на строительстве линии от «Путиловской» до «Каретной» планируется задействовать четыре механизированных комплекса диаметром 5,6 метра, которые будут двигаться попарно навстречу друг другу

    Тем временем в Санкт-Петербурге утвердили проект планировки территории для продления старейшей линии метро — Кировско-Выборгской (Линия 1), обозначаемой на схеме метро красным цветом.

    31 марта утверждён проект планировки участка от существующей конечной станции «Проспект Ветеранов» до станции «Проспект Маршала Жукова» длиной около 3,5 км. По данным издания «Фонтанка.ру» строительство нового сегмента сети линий Петербургского метрополитена с промежуточной станцией «Александрия» займёт около семи лет и обойдётся в 30 с лишним миллиардов рублей. Помимо этого, рассматривается возможность продления Кировско-Выборгской линии от «Проспекта Ветеранов» в южном направлении к станциям «Пулково», «Экспофорум» и «Технологическая долина».

    Челябинск

    С 12 апреля строители линии метротрамвая в Челябинске освоили ещё одну площадку. С этого дня для автомобилистов перекрыт участок проспекта Победы между улицами Косарева и Краснознамённой. Объезд автотранспорта организован по улицам Братьев Кашириных, Островского и Комсомольскому проспекту. При этом в целях обеспечения транспортного обслуживания Северо-Запада движение трамвая сохранено в обоих направлениях. Также будет обеспечен подъезд к жилым домам и предприятиям, прилегающим к проспекту Победы.

    Как сообщил миндортранс Челябинской области, ограничение движения автотранспорта будет действовать до окончания строительства (ориентировочно — июнь 2027 года). На площадке ведётся вынос коммуникаций: подрядчик АО «Моспроект-3» начал с выноса водовода и сетей наружного освещения, затем строители займутся переустройством ливневой канализации, трамвайных путей и контактной сети. Всё это позволит устроить стартовый котлован для тоннелепроходческих комплексов, включая установку ограждения, устройство форшахты, бурокасательных свай, монтаж распорной системы крепления котлована.

    Изменение организации дорожного движения затронуло соседний Комсомольский проспект. На его участке от Свердловского проспекта до улицы Чайковского отменена выделенная полоса для общественного транспорта в обоих направлениях, а функции систем фото- и видеофиксации на ней отключены.

    Движение трамваев по проспекту Победы будет осуществляться в штатном режиме без долгосрочных остановок до завершения строительства и интеграции в линию метротрамвая.

    Тем временем начало основных работ по проходке тоннелей в Челябинске откладывается. На объявляемые АО «Моспроект-3» торги на выполнение строительно-монтажных работ не подаётся ни одной заявки. Так, 6 февраля этого года был объявлен тендер с начальной ценой контракта 8,8 млрд руб. для выполнения работ на участке от ул. Овчинникова до ДЩК (демонтажной щитовой камеры) № 5 и № 6 линии «Север — Юг». От подрядчика требовалось собрать и разобрать тоннелепроходческий комплекс и с его помощью с марта 2025 года до декабря 2026 года пройти левый и правый перегонные тоннели. Однако ни один претендент не изъявил желания выполнить работы. 2 апреля закупка была объявлена повторно с новыми сроками выполнения работ — с мая 2025 года по январь 2027 года. 28 апреля завершился приём документов, результаты закупки пока не обнародованы.

    Аналогичным образом не найден подрядчик для выполнения строительно-монтажных работ по проходке левого и правого перегонных тоннелей от остановочного пункта «улица Каслинская» до камеры съездов. Исполнитель тендера с начальной ценой 5,34 млрд руб. в ходе апрельской закупки не был определён. Такая же судьба постигла и закупку услуг на выполнения комплекса строительно-монтажных работ по проходке левого перегонного тоннеля от остановочного пункта «улица Косырева» до ДЩК № 2 с начальной ценой 2,36 млрд руб. Не были получены предложения и на выполнения работ по приведению в работоспособное состояние существующих горных выработок в районе станции «Торговый центр» (три закупки стоимостью от 118 до 201 млн руб.).

    Строительство подземных линий продолжается также в Красноярске и Самаре. В этом году новые вагоны метро поступят в Минск, Москву, Санкт-Петербург и Новосибирск.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)