Новые вагоны метро в этом году поступят в Минск, Москву, Петербург и Новосибирск

  • Павел Яблоков
    21 марта 2025 г. — 15:00
    43
    Иллюстрация: 

    АО «Метровагонмаш» / metrowagonmash.ru

    Около 400 вагонов метро российского производства до конца года должны получить три российских города и один белорусский. Всего планируется изготовить 53 состава длиной от пяти до восьми вагонов.

    Заводы «Трансмашхолдинга» продолжают поставку поездов серий «Балтиец» для Санкт-Петербурга и «Москва-2024» для столицы России. Также подписан контракт на новую партию поездов «Минск 2024» для главного города Беларуси. А поезда на основе серии «Балтиец» в конце года должны дебютировать в Новосибирском метрополитене.

    Минск

    В прошлом году после нескольких лет перерыва было возобновлено сотрудничество российских вагоностроителей с Минским метрополитеном. Для обслуживания второго участка Зеленолужской линии, открытого в декабре 2024 года, было закуплено семь четырёхвагонных составов, получивших обозначение 81-765.7/766.7 «Минск-2024».

    Следующий новый участок Зеленолужской линии в Минске рассчитывают открыть через три-четыре года. Однако помимо расширения вагонного парка перед Минским метрополитеном стоит задача и обновления вагонного парка.

    На Автозаводской линии до сих пор работает 45 вагонов, выпущенных ещё к открытию первых станций Минского метрополитена в 1983-1984 годах.

    Поэтому в декабре прошлого года тендерный центр Мингорисполкома по заказу Коммунального транспортного унитарного предприятия «Минский метрополитен» объявил закупку 20 вагонов, в том числе восьми головных и 12 промежуточных, способных работать как в четырёхвагонной, так и в пятивагонной составности.

    Однако первая попытка оказалась неудачной. 15 января единственная заявка от российского производителя АО «Метровагонмаш» была признана не соответствующей требованиям. 17 января была объявлена повторная закупка на прежних условиях, и к ней «Метровагонмаш» подготовился лучше. 12 февраля при подведении итогов закупки комиссия разрешила «Минскому метрополитену» заключить договор с «Метровагонмашем», что и было оформлено 27 февраля. Согласно договору, поставку техники требуется выполнить до 20 декабря 2025 года. Головные и промежуточные вагоны моделей 81-765.7 и 81-766.7 будут аналогичны поставленным в прошлом году.

    Москва

    Дептранс Москвы сообщил о планах пополнения и обновления подвижного состава Московского метрополитена в 2025 году. К концу года на Замоскворецкой линии новые составы модели «Москва 2024» должны составлять более 50% от общего числа поездов — 45 составов.

    В прошлом году Московский метрополитен начал эксплуатацию новой серии поездов «Москва 2024» (модели 81-775.2/776.2/777.2) и по итогам года принял 36 составов. 16 из них поступили для обслуживания новой Троицкой линии, но первоначально работали на Замоскворецкой линии. Ещё 20 поездов «Москва 2024» непосредственно заменили старые составы выпуска начала 1990-х годов.

    План на 2025 год — поступление 34 новых восьмивагонных составов (272 вагона). Пять из них уже перевозят пассажиров Замоскворецкой линии, а ещё четыре готовятся к работе на подземном маршруте. Порядка девяти составов предназначено для обслуживания планируемого к открытию в конце года нового участка Троицкой линии от станции «Новаторская» до станции «ЗИЛ».

    Новосибирск

    В Новосибирске, как и в Минске, значительную роль в перевозках играют поезда ещё советского производства. На двух линиях продолжают трудиться 56 вагонов выпуска 1985 года и ещё 10 выпущенных в 1987-1989 годах. Поэтому обновление вагонного парка в крупнейшем городе Сибири стало необходимость.

    В конце 2024 года «Метровагонмаш» получил заказы на изготовление в общей сложности пяти пятивагонных поездов для Новосибирска. Пока что предприятием разрабатывается конструкторская документация, чтобы летом приступить к сборке новых вагонов специальной модификации поездов модели 81-725/726/727 на базе выпускающихся с 2022 года для Санкт-Петербурга составов серии «Балтиец» (81-725.2/726.2/727.2). Они разработаны компанией «ТМХ Инжиниринг» и 2050.ЛАБ.

    Для новосибирского метро создается собственная модификация поезда, на базе модели 81-725/726/727, соответствующая особенностям его работы. Для новосибирских составов разработаны новая ливрея и цветографическая схема оформления интерьера пассажирского салона.

    Поезда оснащаются асинхронным тяговым приводом отечественного производства, который обеспечивает высокую энергоэффективность и общее снижение эксплуатационных расходов по сравнению с подвижным составом предшествующих поколений. Вместимость поезда - порядка 1500 человек. В нем есть все необходимое для комфортной и безопасной поездки: широкие двери, удобные сидения, специальные места для маломобильных граждан, usb-разъемы, системы информирования и шумоизоляции. Поезда модели 81-725/726/727 оборудуются принудительной вентиляцией и встроенной системой обеззараживания воздуха.

    Три состава для Новосибирска будут поставляться на условиях финансовой аренды (лизинга) при участии АО «Сбербанк Лизинг». Еще два состава Новосибирский метрополитен приобретает напрямую у АО «Метровагонмаш». Стоимость одного состава — около 862 млн руб. Значительную часть средств на приобретение вагонов выделила администрация Новосибирской области.

    МУП «Новосибирский метрополитен» сообщило, что ждёт первую партию вагонов в ноябре.

    Санкт-Петербург

    В Петербургский метрополитен с 2022 года в рамках долгосрочного контракта поступают составы серии «Балтиец» (81-725.1/726.1/727.1). Всего до 2031 года должно поступить 950 вагонов. К концу 2024 года уже поступило 28 восьмивагонных составов (224 вагона). В конце февраля на испытания в депо «Автово» с Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ), входящего в «Трансмашхолдинг», отправился 29-й состав.

    А в начале марта в «Автово» передан юбилейный 30-й поезд серии «Балтиец». В дальнейшем конструкция последующих «Балтийцев» изменится. В 2024 году была представлена новая концепция поезда «Балтиец-2». В нём предусмотрены установка новой автоматической системы пожаротушения, безмасляного мотор-компрессора, а также использование тормозного оборудования с расширенными возможностями с области диагностики обслуживания. Также новые «Балтийцы» будут окрашены в разные цвета в зависимости от линии, которую он обслуживает: на Кировско-Выборгской линии пассажиров перевозят красные поезда, на Фрунзенско-Приморской будут эксплуатироваться фиолетовые, а на Московско-Петроградской — синие.

    Запуск поездов «Балтиец» на Московско-Петроградской (синей) линии запланирован на 2025 год, после завершения обновления вагонов на Кировско-Выборгской (красной) линии. При этом из-за ограниченной длины станций и наличия платформенных дверей на центральном участке составы на Московко-Петроградской линии имеют длину в шесть, а не восемь вагонов.

    В интерьере «Балтийца-2» будет изменено расположение зарядных розеток, применена светлая облицовка салона, обновлена конструкция поручней и разработан новый паттерн для обивки сидений Линии 2 с изображением фрагмента Петропавловской крепости на берегу Невы.

    В 2025 году Санкт-Петербургом планируется получение не менее 80 вагонов «Балтиец» (10 восьмивагонных составов).

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: