Вагоны метро: обновление для Москвы, Петербурга, Новосибирска, Баку, Минска и других городов

  • Павел Яблоков
    21 декабря 2024 г. — 10:30
    10

    Российские заводы «Метровагонмаш» и ОЭВРЗ, входящие в «Трансмашхолдинг», продолжают выпускать вагоны метро для обновления и расширения метрополитенов городов России и ближнего зарубежья.

    Вагоны серии «Москва 2024» ежемесячно поставляются в Москву, а «Балтиец» — в Санкт-Петербург. Также партии новых вагонов на базе «Москвы» поэтапно отправляют в Баку и Минск. Кроме этого, уже подписаны контракты на поставку в 2025 и 2026 годах новые вагонов на базе «Балтийца» для Новосибирска.

    Тем временем в Екатеринбурге и Самаре вместо закупок новых составов продлевать срок службы старым вагонам. А в самом молодом метрополитене России — Казанском — модернизируют подвижной состав, прошедший первую половину жизненного цикла.

    Баку

    Сотрудничество российских производителей с единственным метрополитеном Азербайджана в ближайшие годы продолжится. Как сообщает ИА ROLLINGSTOCK Agency, «Трансмашхолдинг» до конца 2026 года поставит ещё 65 вагонов (13 составов) производства мытищинского завода «Метровагонмаш» для «Бакинского метрополитена». Из них 35 вагонов должны быть переданы до конца 2024 года. Первый состав изготовлен в августе.

    Прошлый контракт на поставку 12 поездов (60 вагонов) серии 81-765.Б/766.Б в Баку «Метровагонмаш» выполнил в начале 2023-го. До этого в 2018-2019 годах «Метровагонмаш» поставил в Баку восемь поездов метро (40 вагонов), а всего завод с 1967 года выпустил для города — свыше 380 метровагонов.

    Екатеринбург

    В Екатеринбурге пока не готовы покупать новые составы для обновления вагонного парка, поэтому продлевают жизнь ранее закупленным поездам серии 81-717.5/81-714.5 («номерные»).

    В этом году два четырёхвагонных состава были отправлены на модернизацию в Санкт-Петербург на Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), входящий в «Трансмашхолдинг». Ремонт должен продлить срок эксплуатации кузова на 15 лет.

    На раздвижных дверях заменены стёкла и резиновые детали. Также отремонтированы кабины машиниста электропоезда и тормозные цилиндры. по замене навесного механического оборудования, модернизации салона и электрических схем.

    Как сообщил ОЭВРЗ, для вагонов проведено полное обследование технического состояния кузовов, пескоструйная обработка, грунтование, окраску кузовов и сварочные работы. Также были установлены окна, полы и элементы интерьера. В ходе работ заменено навесное механическое и пневматическое оборудование, модернизирован салон и электрические схемы. В салонах оборудованы места для инвалидов, установлены антивандальные диваны, стеновые панели из стеклопластика, потолочные металлические панели, новые поручни и камеры видеонаблюдения.

    В середине ноября ОЭВРЗ завершил модернизацию вагонов c продлением срока службы 8 вагонов, принадлежащих метрополитену Екатеринбурга. 21 ноября четырёхвагонные составы прибыли в «родное» электродепо «Калиновское» для обкатки на линии и дальнейшего ввода в эксплуатацию.

    Как уточняет Telegram-канал «Трансмашхолдинга», в ходе модернизации у четырёх головных вагонов модели 81-717.5 и четырёх промежуточных модели 81-714.5 рамы тележек заменены на новые со сроком службы которых составит 16 лет, отремонтированы тяговые электродвигатели, заменены изношенные колёсные пары, установлена автоматическая система обнаружения и тушения пожара (АСОТП). Также в результате модернизации вагоны могут механически сцепляться с вагонами моделей 81-717.5М и 81-714.5М.

    11 декабря 2024 года состоялась первая техническая обкатка двух отремонтированных составов. По сообщению Telegram-канала Екатеринбургского метрополитена, технические обкатки продлятся до 24 декабря. На линию с пассажирами составы выйдут в начале 2025 года.

    Ранее в 2016 году ОЭВРЗ ремонтировал для екатеринбургских вагонов колёсные пары, а в 2018 году провёл капитально-восстановительной ремонт (КВР) с продлением срока службы чётырех вагонов модели 81-717.5/81-714.5.

    Казань

    Казанский метрополитен — самый молодой в России: он открылся в 2005 году. Поэтому замена старых вагонов на новые для него пока не актуальна. А поскольку открытие первого участка второй линии планируется не раньше 2027 года, то пока не требуется и расширение вагонного парка. В то же время некоторые вагоны уже прошли середину жизненного цикла, и им требуется углублённый текущий ремонт (ТР-3), который можно провести на месте без отправки на завод. В частности, в обновлении нуждаются поезда модели 81-553.3/81-554.3/81-555.3 совместного производства петербургского ЗАО «Вагонмаш» и чешского холдинга Škoda Dopravní technika, выпущенные в 2005 году в количестве пяти четырёхвагонных составов (20 вагонов). Несмотря на то, что специально адаптированные под метрополитен столицы Татарстана вагоны изначально имели коммерческое название «Казань», в Казанском метрополитене они получили лаконичное название «Чех».

    В прошлом году в Казанском метрополитене началась замена колёсных пар вагонов. При поддержке Раиса Республики Татарстан и Мэра Казани закуплено 80 колёсных пар для пяти составов 2005 года выпуска, которые на основании дефектовки имели предельный износ.

    Первый обновлённый поезд модели «Чех» вышел на линию 10 июня в преддверии проходивших в столице Татарстана игр БРИКС.

    13 сентября на линию вышел второй обновлённый поезд модели «Чех». Как сообщило МУП «Метроэлектротранс», при проведении ремонта ТР-3 специалисты предприятия провели кузовной ремонт и полную покраску вагонов в серебристо-бирюзовый цвет в соответствии с новым стилем предприятия. Частично заменены напольное основание и покрытия вагонов. На всём составе заменены колёсные пары на всем составе, отремонтированы тормозов, автосцепные устройств, внутривагонное оборудование, отремонтированы и испытаны компрессоры, испытаны приборы тормозного и пневматического оборудования, проведено техническое освидетельствование воздушных резервуаров, окрашены ходовые части. Также сотрудники отремонтировали электрическое оборудование вагонов.

    18 декабря на линию вышел уже третий обновлённый поезд модели «Чех».

    Минск

    После значительного перерыва в 2024 году в Минск возобновились поставки российских вагонов метро. Специально с учётом особенностей Зеленолужской линии Минского метрополитена была разработана модификация серии 81-765/766, в которой учитывалось расположение платформенных станционных дверей. Подписанный контракт предусматривает поставку семи четырёхвагонных составов «Минск 2024», состоящих из двух головных вагонов модели 81-765.7 и двух прицепных моторных модели 81-766.7. Расширение вагонного парка метро Минска приурочено к открытию трёх новых станций южного участка Зеленолужской линии, на которой чуть позже начнёт работу и собственное метродепо.

    Контракт на поставку 28 вагонов метро был подписан между российским АО «Метровагонмаш» и Минским метрополитеном в марте 2023 года. По информации издания «Беларусь сегодня», первый поезд прибыл в Минск в ночь с 30 на 31 июля, а второй — 3 октября.

    Первый состав после прохождения испытаний с 21 октября начал перевозить пассажиров по Зеленолужской линии. К середине декабря в Минск прибыло не менее пяти составов.

    Ещё не дожидаясь завершения поставок по нынешнему контракту, Минский метрополитен объявил закупку ещё 20 вагонов метро. Основные требования к ним остались аналогичными, однако, изменена составность. На этот раз для столицы Беларуси требуются пятивагонные поезда, состоящие из двух головных и трёх прицепных моторных вагонов. При этом они должны уметь работать и в четырёхвагонных сцепах.

    с получением нынешней партии поездов этом году поставляется первая партия поездов. Первый поезд «Минск-2024» из России начал курсировать по Зеленолужской линии минского метро

    Как сообщило издание Blizko.by, 4 декабря на электронной торговой площадке Белорусской универсальной товарной биржи появилась новая закупка вагонов метро в интересах Коммунального транспортного унитарного предприятия «Минский метрополитен». Расстояния между дверными проёмами должны соответствовать устанавливаемым на станциях третьей (Зеленолужской) линии станционным дверям турецкого производства Albayrak ALPSD-100. Вагоны должны иметь возможность сцепляться с другими вагонами, используемыми в Минском метрополитене: и старыми со сцепками ТМ141/ТМ143, и новыми со сцепками Шарфенберга. Гарантийный срок эксплуатации должен составлять не менее 560 тысяч километров пробега, а ресурс кузова вагонов и рамы тележек — не менее 31 года. Окраска вагонов должна соответствовать сине-белой гамме, уже используемой на составах Stadler и «Москва 2024», работающим на Зеленолужской линии.

    За весь лот (20 вагонов) предполагается заплатить 135,26 млн белорусских рублей (около 38,87 млн долларов). Приём заявок от поставщиков вёлся до 19 декабря. Сроки поставки вагонов — с 1 февраля по 20 декабря 2025 года.

    Москва

    Для Московского метрополитена продолжаются поставки поездов новой серии «Москва-2024» (81-775.2/776.2/777.2), дебютировавшей этой весной на Замоскворецкой линии. Также 10 составов «Москва-2024» обслуживают открытую в сентябре новую Троицкую линию, готовящуюся к дальнейшему продлению на юг в столичный район Коммунарка. Поскольку Троицкая линия пока не имеет собственного депо, составы обслуживаются в депо «Замоскворецкое» Большой Кольцевой линии, и иногда могут в качестве резервных совершать поездки по кольцевым маршрутам.

    В сентябре ГУП «Московский метрополитен» отчиталось о приёмке 25-го состава «Москвы-2024», который отправился работать на Замоскворецкую линию, отметив со ссылкой на руководство столичного Департамента транспорта, что всего за этот год планируется получить 36 поездов нового поколения. В Московский метрополитен поезда поступают в восьмивагонной составности, поэтому речь шла суммарно о 288 вагонах.

    8 декабря «Московский метрополитен» отчитался о выпуске в ноябре ещё 24 вагонов (трёх составов) «Москва-2024» на Замоскворецкую линию.

    К концу года темпы обновления Московского метрополитена несколько снизились, в том числе из-за необходимости выполнения «Метровагонмашем» срочных «экспортных» заказов для Баку и Минска.

    Новосибирск

    В Новосибирске, как и в Екатеринбурге, подошли ко сроку замены выработавших ресурс поездов, однако нашли средства для приобретения новых составов.

    В 2025-2026 годах МУП «Новосибирский метрополитен» должно получить как минимум пять пятивагонных поездов.

    15 октября «Трансмашхолдинг» сообщил, что в IV квартале 2025 года осуществит в поставку Новосибирскому метрополитену четырёх поездов модели 81-725/726/727. Каждый поезд будет состоять из пяти вагонов (одного немоторного и четырёх моторных — по два головных и промежуточных).

    Два договора на поставку поездов метро заключены 11 октября 2024 года. Они предусматривают, что три из четырех поездов поступят в новосибирское метро на условиях финансовой аренды (лизинга) при участии АО «Сбербанк Лизинг». Стороной договора поставки подвижного состава впервые официально выступила сформированная в структуре «Трансмашхолдинга» специализированная компания — «ТМХ Городской транспорт». Еще один состав метрополитен приобретает напрямую у предприятия-изготовителя ОАО «Метровагонмаш», входящего в состав ТМХ.

    Для новосибирского метро будет создана собственная модификация поезда, соответствующая особенностям его работы. Планируется разработать новую ливрею и цветографическую схему оформления интерьеров пассажирских салонов.

    С 2022 года составы модели 81-725/726/727 в модификации «Балтиец» (81-725.1/726.1/727.1) поступают в Петербургский метрополитен. Первые пять составов выпущены на мытищинском «Метровагонмаше», остальные производится в Санкт-Петербурге на ОЭВРЗ. В 2009 году Новосибирский метрополитен стал первым покупателем поездов метро, производство которых было освоено на ОЭВРЗ — тогда предприятие выпустило составы модификации 81-717.5Н/714.5Н.

    АО «Сбербанк Лизинг» поделилось подробностями своей части сделки. Компания подписала пятилетний контракт с МУП «Новосибирский метрополитен». Ранее лизингодатель принял участие в обновлении значительной части троллейбусного подвижного состава Новосибирска (200 из 258 троллейбусов, полученных в 2022-2024 гг.). Всего в Новосибирске поставлена задача обновить до 2030 года 19 составов метро, которые сейчас эксплуатируются в городе.

    12 ноября мэрия Новосибирска сообщила, что на торгах удалось сэкономить около 300 млн рублей. За счёт экономии средств и благодаря помощи областного правительства у города появились планы приобрести ещё один состав. Закупочная документация подготовлена, заявка подана в Минпромторг. После получения разрешения начнем процесс закупки.

    10 декабря «Трансмашхолдинг» подтвердил заключение между «Метровагонмашем» (входит в состав ТМХ) и Новосибирский метрополитен заключили прямой договор на изготовление и поставку ещё одного пятивагонного состава метро в первом квартале 2026 года.

    Самара

    В Самаре, где метрополитен открыт также в 1980-х, как и в Екатеринбурге, ситуация с обновлением вагонного парка похожая. Вагоны отправляют на ремонт с продлением срок службы, причём не обязательно целыми составами.

    20 ноября из электродепо «Кировское» очередная партия из трех вагонов метро отправилась на капитальный ремонт в Санкт-Петербург на АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» «Трансмашхолдинга». Об этом сообщил Департамент транспорта Самары. Обратно в Самару обновленные вагоны должны вернуться до начала следующей осени или раньше, с опережением срока.

    В настоящее время из 50 вагонов Самарского метрополитена обновлено 32 — в том числе, закуплен новый состав из четырёх вагонов и 28 вагонов метро капитально отремонтировано. Предыдущая партия из двух головных и четырёх промежуточных вагонов серии 81-717.5/714.5 прошла капитальный ремонт с продлением срока службы в 2023 году.

    Санкт-Петербург

    В Санкт-Петербурге продолжается обновление вагонного парка метро по контракту, рассчитанному на 10 лет (с 2022 по 2031 годы). За это время Петербургский метрополитен должен получить 950 вагонов серии «Балтиец» (81-725.1/726.1/727.1

    Как сообщил «Трансмашхолдинг», церемония передачи Петербургскому метрополитену 25-го поезда метро модели «Балтиец» состоялась в электродепо «Автово» 1 сентября.

    Обновление парка подвижного состава Петербургского метрополитена реализуется с привлечением на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния в объеме 96,9 млрд руб. 75% стоимости вагонов за счет средств ФНБ финансирует корпорация «ВЭБ.РФ», остальные ресурсы выделяет город.

    Пока что все «Балтийцы» используются на Линии 1. В дальнейшем планируется запустить их также на Линии 2 и Линии 5.

    К концу октября на Линии 1 работало уже 26 составов (208 вагонов). А 7 ноября, по информации ОЭВРЗ, уже 28-й состав «Балтийца» отправился на финальные испытания в электродепо Автово.

    До конца 2031 года количество вагонов метро модели «Балтиец» составит 950 единиц. В перспективе новые поезда должны заменить почти половину всего подвижного состава Петербургского метрополитена.

    Хотя контракт на поставку «Балтийцев» рассчитан на 10 лет, в течение этого срока продукция, поставляемая «Трансмашхолдингом», изменится. В конце октября на «Метровагонмаше» уже обсудили перспективный проект нового поезда «Балтиец.2» для Петербургского метрополитена с участием представителей Петербургского метрополитена, «ТМХ Городской транспорт», «ТМХ Инжиниринг», «Метровагонмаша», ОЭВРЗ, а также представители компаний-поставщиков оборудования. Новые вагоны будут разработаны с учетом опыта эксплуатации подвижного состава базовой версии, отзывов и пожеланий метрополитеновцев и пассажиров.

    Помимо городов России, Беларуси и Азербайджана «Трансмашхолдинг» также поставляет вагоны метро в Узбекистан.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: