Метрострой: вести из Москвы, Минска, Нижнего Новгорода, Красноярска и Самары

  • Павел Яблоков
    19 марта 2025 г. — 18:00
    64
    Иллюстрация: 

    В марте очередные вести пришли со строек метро в Красноярске, Минске, Москве, Нижнем Новгороде и Самаре.

    В Красноярске пройден экватор в подготовке и согласовании проектной документации для строительства метротрамвая. Строители от подготовки площадок переходят к сооружению котлованов.

    В Минске подготовительные работы к строительству продления Зеленолужской линии потребовали перекрытия трамвайного движения с 15 марта на полтора месяца.

    В Москве определились с архитектурной концепцией двух станций строящейся Рублёво-Архангельской линии и готовят к вводу электродепо «Южное». Также достигнут прогресс в строительстве второго выхода станции «Рижская» Большой Кольцевой линии.

    В Нижнем Новгороде переходят к строительству оборотных тупиков за будущей станцией «Сенная» Автозаводской линии.

    В Самаре завершение строительства участка до станции «Театральная» взято под контроль Минстроя России.

    Красноярск

    Проектирование и строительство красноярского метротрамвая набирает обороты.

    ГК «Моспроект-3» сообщила, о том, что разработала более половины уникальной проектной документации. А Главгосэкспертиза России выдала двенадцатое по счёту положительное заключение на этап работ по щитовой проходке подземных выработок линии метротрамвая в Красноярске от остановочного пункта «Улица Шахтёров» до станции «Карла Маркса» длиной 3,4 км со строительством демонтажного котлована и двух притоннельных сооружений. Ранее была согласована проектная документация на первый подэтап линии протяженностью 960 м, что обеспечило возможность начала горнопроходческих работ в 2024 году. Всего проект строительства разделён на 23 этапа.

    Для реализации проекта метротрамвая «Моспроект-3» совместно с Главгосэкспертизой и Минстроем разрабатывает комплекс совершенно новой в Российской Федерации проектной и нормативно-правовой документации.

    На первом сегменте линии красноярского метротрамвая от монтажного котлована на ул. Шахтёров до остановочного пункта «Карла Маркса» два тоннелепроходческих комплекса диаметром 6 метров закрытым способом на глубине 13,5-38,7 м должны пройти два подземных тоннеля с обделкой из сборных железобетонных высокоточных блоков протяжённостью порядка 3,4 км каждый. Уже в общей сложности пройдено 1,73 км и оба щита находятся около ограждающих конструкций для котлована притоннельного сооружения.

    Согласованным с Главгосэкспертизой проектом этапа строительства кроме двух тоннелей предусматривается устройство котлованов двух притоннельных сооружений — вентиляционных камер и водоотливной установки: на пересечении ул. Шахтеров и Полярной ул., а также на ул. Конституции СССР вдоль набережной реки Кача. Котлован для приёма тоннелепроходеских комплексов метростроители будут сооружать вдоль ул. Карла Маркса на примыкании к ул. Сурикова.

    Также в начале марта «Моспроектом-3» началась подготовка к строительству станции «Улица Копылова» красноярского метротрамвая. С учётом ранее принятого решения о включении в состав линии метротрамвая в Красноярске уже построенного в 2005-2008 годах тоннеля от Высотной ул. до ул. Копылова, разработан новый проект размещения котлована демонтажной камеры для тоннелепроходческих щитов. По мере завершения на площадке археологических работ строители приступают к обустройству временных дорог, перекладке электрокабелей и городских сетей связи. В самом глубоком на красноярской стройке котловане на отметке 60 метров от поверхности земли должны финишировать три тоннелепроходческих комплекса: один построит второй тоннель от станции «Высотная», а два — от станции «Вокзальная». Из этой же шахты подземным способом будет построена и сама станция «Улица Копылова».

    В второй половине марта началась разработка котлована остановочного пункта «Площадь Революции». По периметру будущего котлована соорудили 473 железобетонных сваи глубиной до 19 метров. После разработки грунта, установки распорной системы и заливки основания в котловане поэтапно будут смонтированы четыре тоннелепроходческих комплекса: два отправятся прокладывать тоннели до станции «Вокзальная», а ещё два — к станции «Улица Карла Маркса».

    Проект рельсового скоростного транспортного комплекса в Красноярске предусматривает строительство линии метротрамвая длиной 11 км, на ней расположатся шесть остановочных пунктов: «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Улица Карла Маркса» и «Улица Шахтёров». Генеральный подрядчик строительства первого этапа линии — ГК «Моспроект-3», субподрядчик — ГК «Бамтоннельстрой-Мост».

    Москва

    В Москве определились с архитектурной концепцией строящихся станций Рублёво-Архангельской линии.

    Станцию «Звенигородская» выполнят в монохромных цветах. Основная часть платформы будет светлой, а путевые стены — тёмными. В центре разместят белые колонны, плавно переходящие в своды над путями ожидания поездов. Светодиодные светильники будут создавать рассеивающий эффект. готовность станции составляет 33%. Проходка перегонных тоннелей между станциями «Звенигородская» и «Бульвар Генерала Карбышева» и между «Звенигородской» и «Народное Ополчение» уже завершена.

    Станция «Бульвар Генерала Карбышева» будет посвящена инженерным войскам. В её оформлении будут преобладать светло-серые и белые тона. Название станции выделят крупными буквами на контрастном фоне, а на колоннах платформы разместятся художественные барельефы. Светодиодные конструкции будут подчёркивать детали интерьера. Оформление павильонов входа и выхода со станции посвятят различным направлениям боевой работы инженерных войск. Готовность станции — 43%. Сейчас строятся основные монолитные конструкции станционного комплекса и оборотных тупиков.

    Тем временем на строительстве второго выхода станции «Рижская» Большой Кольцевой линии состоялась сбойка эскалаторного тоннеля второго вестибюля с натяжной камерой — конструкцией между платформой и наклонным ходом. На платформенной части станции «Рижская» БКЛ в центре зала выполняется выгородка, которая послужит барьером между общедоступным пространством и зоной строительных работ, В дальнейшем специалисты приступят к монтажу эскалаторов, которые станут одними из самых длинных в московском метро. Новый наземный вестибюль «Рижской» расположится возле пересечения просп. Мира и Водопроводного пер.

    Уже в этом году в столице планируется завершить строительство электродепо «Южное» в районе Братеево Южного административного округа.

    Депо образует вместе с вагоноремонтным заводом «Братеево» крупнейший в стране комплекс по обслуживанию и ремонту вагонов метро. В нём смогут обслуживаться до 2,4 тыс. вагонов в год. Как сообщает сайт Мэра и Правительства Москвы, на участке в 13,6 гектара построят 46 зданий и сооружений общей площадью 74,3 тысячи квадратных метров, включая отстойно-ремонтный корпус, мотодепо и пост электрической централизации, компрессорную станцию, склад, административно-бытовой корпус и другие. Развернутая длина путей депо «Южное» составит около 6,2 километра

    Новое депо понадобится для размещения нового подвижного состава — к концу 2026 года намечено завершить обновление подвижного состава на Замоскворецкой линии. По ней будут курсировать только поезда новых серий «Москва-2024» и «Москва-2026». После этого в Московском метрополитене смогут начать второй этап реконструкции депо «Сокол» и обновить здание 1938 года постройки. В ходе первого этапа в депо уже открыт современный корпус для обслуживания поездов Замоскворецкой линии и количество мест для отстоя и обслуживания поездов выросло почти в два раза.

    В первые выходные марта движение на части Калужско-Рижской линии было приостановлено для подготовительных работ по сооружению пересадки со станции «Академическая» на строящуюся Троицкую линию. Работы провели досрочно, и ещё двух 48-часовых «окон» 15-16 и 22-23 марта не понадобилось.

    Минск

    В Минске, где в конце прошлого года открыли второй участок Зеленолужской линии, постепенно разворачиваются работы на строительстве следующего сегмента.

    Работы по перекладке инженерных сетей и коммуникаций в районе перекрёстка просп. Машерова и ул. Кропоткина для будущего строительства инфраструктуры метрополитена потребовали внесения изменений в работу городского общественного транспорта.

    В связи с угрозой безопасности дорожного движения, том числе жизни или здоровью граждан, решением Мингорисполкома от 27.02.2025 № 798 с 15 марта до утра 1 мая 2025 года временно запрещении движения трамваев от Красной ул. до ДС «Озеро». Как сообщило ГП «Минсктранс», в работу трамвайных маршрутов внесены изменения:

    • маршрут № 3 со стороны ДС «Серебрянка» следует до остановочного пункта «Змитрока Бядули» со следованием от ул. Козлова по ул. Платонова, ул. Чапаева, ул. З. Бядули, в обратную сторону — по ул. З. Бядули, ул. Козлова и далее постоянным маршрутом;
    • маршруты №№ 4 и 5 временно отменены;
    • маршруты №№ 1 и 6 усилены.

    Организован временный компенсационный автобусный маршрут № 903 «Червякова — просп. Независимости». Пассажирам, имеющим проездной документ на трамвай или оплатившим поездку в трамвае с помощью билета на одну поездку, предоставляется право проезда без дополнительной оплаты в автобусном маршруте № 903 и наоборот.

    Нижний Новгород

    В Нижнем Новгороде определились со сроками работ на 2025 год, необходимых для строительства оборотных тупиков за строящейся станцией «Сенная» Автозаводской линии.

    По информации ГУММиД Нижнего Новгорода, работы будут вести на небольшом отрезке в начале ул. Родионова вплоть до Кудьминской ул.

    Транспорт в обход зоны строительства направят по двум объездным дорогам. Основной поток автомобильного и общественного транспорта пойдёт с Большой Печёрской ул. на ул. Родионова по новой временной четырехполосной дороге, которая сместится ближе к многоквартирным домам. Еще одну двухполосную дорогу проложат ближе к частным домам с выходом к Казанской наб. и колесу обозрения, и соединят её с проложенным в прошлом году участком длиной 477 метров. Общая длина временной дороги составит 1036 метров. ГК «Моспроект-3» ищет подрядчика для выноса сетей и устройства данных объездов, который должен закончить эти работы к осени.

    Самара

    В Самаре строительство продления единственной линии до станции «Театральная» оказалось на грани заморозки. Поэтому, по информации Департамента транспорта Самары, ситуацию со строительством метро в городе берёт на контроль Минстрой России.

    Тоннелепроходческий щит пока на находится месте. С подрядчиком идёт переговорный процесс о продлении соглашения на выполнение работ. Как сообщил Минстрой России, в настоящее время на стройке ведутся отделочные работы, монтаж инженерных сетей, устройство конструкций лестничного схода станционного комплекса, а также работы по соединению левого перегонного тоннеля с вентиляционной шахтой на одном из пусковых комплексов.

    В Санкт-Петербурге продолжаются работы на пусковом участке этого года — новой Калининско-Красносельской линии.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: