Минтранс России начал приём заявок на субсидирование «электрических» концессий

  • Павел Яблоков
    9 марта 2023 г. — 17:55
    931
    Иллюстрация: 

    Викимедиа / wikimedia.org

    Финансирование работы городского электрического транспорта в крупнейших агломерациях страны постепенно всё больше выходит на федеральный уровень. Формально полномочия по организации транспортного обслуживания остаются у муниципалитетов или регионов, но из федерального бюджета наиболее обоснованным проектам будут выделяться субсидии. Такие меры позволят в кратчайшие сроки решить назревшие вопросы обновления трамвайной и троллейбусной инфраструктуры в городах. Также меры поддержки распространятся и на вызывающее большие споры у транспортных специалистов создание маршрутных сетей автобусов с электрическими двигателями (электробусов). Так или иначе, субсидии предназначены только для тех городов, которые решат связать вопросы модернизации и развития городского электрического транспорта с государственно-частным партнёрством (ГЧП) на основе концессии.

    Федеральная помощь крупным инфраструктурным проектам

    Крупные концессионные проекты позволят поднять работу городского электрического транспорта на новый уровень: как на уже существующих линиях, так и на новых, которые только предстоит построить. А крупные заказы подвижного состава позволят обеспечить загрузкой производственные мощности российских трамвайных и троллейбусных заводов, что позволит снижать себестоимость техники и осваивать выпуск нового модельного ряда. Однако на запуск механизма концессий у регионов зачастую не хватает даже того размера средств, который вписан в их обязательства в качестве капитальных грантов. Чтобы не остановить процесс реализации крупных инфраструктурных проектов, «сверху» помогут субсидиями. Это, однако, не страхует регионы, пошедшие по пути концессий от того, что их бюджетам в последующие годы реализации концессионных соглашений будет хватать средств на выплату концессионерам эксплуатационных платежей и другие расходные статьи, связанные с эксплуатацией систем электротранспорта.

    16 января 2023 года постановлением Правительства РФ № 26 внесены изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Отныне она на основании документов, представленных Минтрансом России, сможет рассматривать и принимать решения в отношении распределения объёмов субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам для софинансирования расходных обязательств. Это касается региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «БКД». Он стал своеобразным индикатором качества проводимых комплексных транспортных реформ по различным показателям. Средства федерального бюджета будут направлять на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта общего пользования, а также на закупку автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батарей, заряжаемых от внешних источников (электробусов) и объектов зарядной инфраструктуры для них.

    9 февраля Минтранс России издал приказ № 34 «Об утверждении порядка отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации…». Им утверждены форма заявки на предоставление субсидии, перечне прилагаемых к заявке документов, и форма заключения о соответствии субъекта Российской Федерации критериям отбора для предоставления субсидии. Мера поддержки предусмотрена для софинансирования расходных обязательств регионов, возникающих при реализации инфраструктурных проектов по комплексному развитию городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспорта общего пользования, выполнению работ по освещению и благоустройству территорий, а также закупке электробусов и объектов зарядной инфраструктуры для них. 1 марта приказ Минтранса был зарегистрирован в Минюсте России под № 72482.

    2 марта Минтранс-России издал распоряжение № АК-47-Р «О проведении отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации…». Заявки на получение субсидии от регионов принимаются с 7 по 15 марта 2023 года включительно. Они будут рассматриваться специально созданной комиссией Минтранса. В её состав помимо представителей Минтранса по согласованию включены также представители ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» (Росавтотранс) и корпорации развития «ВЭБ.РФ».

    Регионы, решившие участвовать в получении субсидии, в заявке обязуются не только реализовывать концессионный проект, но и в случае признания заявки отобранной для предоставления субсидии «в нагрузку» обеспечить в 2023 году реализацию мероприятий по закупке автобусов, приводимых в движение электрической энергии от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов) и объектов зарядной инфраструктуры для них. В заявке регионы должны указывать отдельно стоимость реализации инфраструктурных проектов без учёта стоимости электробусов и зарядных станций, а также стоимость электробусов и зарядных станций, количество закупаемых трамвайных вагонов (односекционных, двухсекционных и трёхсекционных) с разбивкой по годам, а также объёмы строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры (трамвайных путей, контактных линий, депо, тяговых подстанций, зарядных станций электробусов) и благоустройства прилегающих территорий (озеленение, устройство остановочных пунктов, устройство освещения с указанием количества столбов, мачт и других объектов, а также другие мероприятия).

    При выявлении Минтрансом несоответствия полноты представленных в заявках информации и комплектности прилагаемых документов Минтранс в течение трёх рабочих дней со дня поступления заявки направляет уведомление высшему исполнительному органу субъекта РФ, после чего «на местах» есть ещё пять рабочих дней для того, чтобы скорректировать заявку и прилагаемые к ней документы.

    Комиссия готовит и подписывает заключения о соответствии субъекта РФ критериям отбора для предоставления субсидии и готовит предложения по распределению субсидий среди субъектов, прошедших отбор и направляет их в Правительственную комиссию по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.

    Электробусы: перспективный вид или «кот в мешке»?

    Фактически, электробусы становятся неотъемлемой «нагрузкой» для тех агломераций, в которых обязательства по концессионным трамвайным проектам не смогут быть профинансированы полностью из региональных бюджетов. Между тем, использование электробусов (автобусов с электрическими двигателями) в качестве перспективного варианта транспортных средств вызывает определённую критику в рядах транспортного сообщества.

    Как ранее сообщал в интервью для TR.ru — Транспорт в России заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров:

    «Рано или поздно все города, которые начнут сейчас закупать электробусы и запускать их, поймут, что это была ошибка. В целом, эксплуатация и покупка электробуса стоит примерно в 3 раза дороже, чем покупка и эксплуатация троллейбуса. Она требует дополнительного выпуска, водителей, времени на зарядку на конечных станциях. Пока не изобрели полноценных батарей для зимы, которые держали бы 250 км пробега в сутки без подзарядки, и при этом не разряжались в ноль. Технологии развиваются, но не так быстро, как хотелось бы. Москва имеет возможность практически неограниченных бюджетных вливаний для эксплуатации электробусов благодаря статусу города федерального значения, но другим городам это не удастся.»

    О том, что классический троллейбус и троллейбус с автономным ходом являются самыми экономически эффективными видами транспорта, даже с учетом построения инфраструктуры, сообщалось и на Российской неделе общественного транспорта — 2022: с ними не в состоянии соперничать ни автобусы, ни электробусы. А троллейбусы с увеличенным автономным ходом являются наиболее энергоэффективными из всех безрельсовых видов городского электротранспорта: в отличии от электробусов с ультрабыстрой и, тем более, «ночной» подзарядкой, они создают более равномерную нагрузку на электрические сети, не требуя большой сетевой мощности. Также троллейбусы обладают наилучшим потенциалом импортозамещения.

    Производство электробусов особо большого класса и электробусов с ночной подзарядкой в России из-за изменения компонентной базы фактически перезапускается «с нуля» в 2023 году даже у крупнейшего их производителя ПАО «КАМАЗ».

    Концессии на электротранспорте в России

    По состоянию на начало марта 2023 года, в России введены в коммерческую эксплуатацию три концессионные сети электротранспорта: «Чижик» в Санкт-Петербурге, «Таганрогский трамвай» и «Верхнепышминский трамвай». Подписаны концессионные соглашения по модернизации и развитию трамвайных сетей в Волгограде, Краснодаре, Красноярске, Курске, Липецке, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Ярославле, а также троллейбусной сети Челябинска и созданию трамвайной сети «Славянка» в Санкт-Петербурге. О планах по заключению троллейбусно-электробусной концессии ранее сообщали в Нижнем Новгороде. В Южно-Сахалинске в прошлом году местные власти в последний момент отказались от заключения концессионного соглашения по созданию и эксплуатации электробусного парка. В этом году о планах закупки и организации эксплуатации автобусов с электродвигателями (электробусов) заявили сразу в нескольких городах: Курске, Волгограде, Краснодаре, Перми, Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске и Новосибирске.

    К заключению концессионного соглашения о модернизации и создании инфраструктуры трамвая готовятся в Ростове-на-Дону. При этом получение федеральной субсидии при поддержке Минтранса России уже заложено в проект будущего соглашения в качестве отлагательного условия: в случае непоступления средств до 1 сентября этого года проект попросту не будет реализован, без взаимных претензий и обязательств сторон.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Виды транспорта: