Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
Википедия (Сергей Ярешко) / ru.wikipedia.org
На путь модернизации трамвайных систем с помощью концессии в России вступили уже более 10 городов, и всё чаще они напоминают о себе различными событиями. В Саратове для основных строительных работ уже с апреля на полтора года закроется движение на большинстве городских трамвайных маршрутов. В качестве компенсации горожанам предложили дополнительные автобусные маршруты. В Красноярске подписано соглашение, дающее старт строительства трамвайной линии, пересекающей Енисей. А в Верхней Пышме подвели итоги первого полугодия работы межмуниципальной трамвайной линии.
В Саратове в этом году приступят к модернизации трамвайной системы города в рамках концессионного проекта. Соответствующее соглашение было подписано 17 октября прошлого года между ООО «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), учредителем которого является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, и Правительством Саратовской области.
На время реконструкции линий движение по ним придётся полностью остановить. А с учётом конфигурации городской трамвайной сети, объездные пути в обход реновируемых трасс отсутствуют. Ситуация осложняется тем, что трамваи в городе заняли определённую нишу в обслуживании городских пассажиропотоков, которую проблематично заменить другими видами транспорта. Из 86 городских автобусных маршрутов только на 15 предусмотрена работа автобусов большого класса, в то время как некоторые трамвайные линии обслуживаются сцепками из двух вагонов.
Первоначально планировалось проект по модернизации трамвайной сети реализовать за четыре года. На первом этапе в 2023 году намечалась реконструкция маршрута № 9 — участка от остановки «Детский парк» до остановки «Завод зуборезных станков». На втором этапе в 2024-2025 гг. планировалось строительство скоростной трамвайной линии по трассе маршрута № 3 со строительством путепровода «Стрелка» и разворотных колец в районе Детского парка. На третьем этапе в 2025 году предусматривалась реконструкция маршрута № 8 — трамвайной сети от остановки «Стадион Волга» до ул. Усиевича и от Завода зуборезных станков до Комсомольского пос., а на четвёртом этапе в 2026 году — реконструкция маршрута № 6 — участок от остановки «6-я Дачная» до остановки «Школа № 52». При этом в зону работ не включался разворот вокруг кварталов у Мирного переулка: вместо него запланировано строительство разворотных конец в районе Детского парка.
Однако позднее было принято решение совместить этапы выполнения работ, и сократить их общий срок вдвое. Строительство и реконструкцию трамвайных линий общей протяжённостью 67 км, а также постройку отдельный трамвайный путепровод через железную дорогу собираются выполнить два года. Работы планируется начать этой весной, как только позволят погодные условия.
Узнав о готовящихся изменениях в Саратове, предполагающих одновременное закрытие большинства трамвайных линий, горожане стали просить обнародовать временную схему транспортного обслуживания на период реконструкции.
27 февраля в Саратове прошло расширенное совещание, посвящённое реализации проекта строительства скоростного трамвая с участием руководства Государственной Думы и профильного Комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, Саратовской области, ВЭБ.РФ, города Саратова, а также районных администраций и областной Думы.
4 марта в Саратове стартовал цикл встреч по вопросу обеспечения транспортной доступности во время реконструкции трамвайных маршрутов в рамках реализации проекта строительства скоростного трамвая. Их по поручению губернатора области будут проводить на постоянной основе.
От представителей МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), МКУ «Организатор перевозок» и Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова поступили ответы на вопросы жителей, касающиеся транспортного обслуживания во время и после реконструкции трамвайной сети. В частности, было сообщено, что критический уровень износа трамвайной инфраструктуры не позволяет проводить работы без остановки движения, поскольку замене подлежат в том числе опоры контактной сети. Транспортную доступность на период выполнения работ обеспечивают Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта совместно с МКУ «Транспортное управление» и МУПП «СГЭТ» по своим направлениям. С перевозчиками достигнута договоренность о выделении дополнительных единиц автобусов. Обеспечение льготного проезда будет на всех дублирующих маршрутах. При строительстве скоростного трамвая, будет благоустроена вся прилегающая территория, в том числе обустраиваться новые тротуары и дренажная система (ливневая канализация) в тех городских кварталах, где сейчас они отсутствуют.
Для обслуживания трамвайных линий планируется приобрести трамвайные вагоны разной вместимости: одно-, двух- и трёхсекционные. Всего запланировано поступление 71 трамвайного вагона.
Наиболее «узким» местом будущего скоростного трамвая является участок на совмещённом полотне по ул. Слонова и Разина, где трамваи простаивают в пробках вместе с автомобилями. Для улучшения ситуации рассматривается возможность изменения схем движения автотранспорта по улицам, а также установка камер фото-видеофиксации для недопущения выезда автомобилей на трамвайные пути. После завершения работ по строительству скоростной трамвайной линии места пересечения с дорожным полотном будут выделенными, т.е. обозначены соответствующей горизонтальной дорожной разметкой, знаками, а также камерами фиксации нарушений ПДД.
Хотя работа по модернизации трамвайной сети в рамках концессионного проекта в основном затрагивает трассы четырёх городских рельсовых маршрутов (№№ 3, 6, 8 и 9), но на отдельных этапах будет прекращаться движение также по маршрутам №№ 4 и 10. В первом случае трамваи не смогут работать на изолированном от депо участке, где отсутствует инфраструктура для хранения и ремонта вагонов. Кроме того, разворотное кольцо, общее с маршрутами №№ 3 и 6, также попадает в зону реконструкции. Маршрут № 10 частично проходит по той же трассе, что и маршрут № 9, и на ответвление в пос. Октябрьский вагоны попасть не смогут. В районе обслуживания Заводского трамвайного депо без перебоев, либо с кратковременными перерывами смогут продолжить работа трамвайные маршруты №№ 2, 5, 7, а в районе обслуживания Кировского трамвайного депо — маршрут № 11.
После реализации проекта скоростного трамвая, который объединит четыре основных городских трамвайных маршрута, планируется рассмотреть вопрос реконструкции оставшейся части трамвайной сети, в частности, маршрута № 11. А не входящем в трассу маршрута № 9 участке маршрута № 10 от ул. Клочкова до Октябрьского пос. планируется проведение текущего ремонта путевого хозяйства.
3 марта глава города Саратова Лада Мокроусова в своём Telegram-канале объявила о том, что по поручению Губернатора Саратовской области, в администрации города с понедельника заработает «горячая линия» по телефону +7 937 251-07-97, а о создании специализированного Telegram-канала «Скоростной трамвай» и других аккаунтов в социальных сетях, через которые будет вестись информирование о ходе строительства и сообщаться информация обо всех изменениях в работе общественного транспорта и автотранспорта на время проведения реконструкции.
6 марта канал «Скоростной трамвай» сообщил, что на время проведения реконструкции работа трамвайных маршрутов №№ 3, 6, 8 и 9, а также №№ 4 и 10 будет приостановлена.
Происходить закрытие трамвайных маршрутов и усиление компенсационных автобусных перевозок будет постепенно, работы начнутся с апреля этого года. Даты ввода изменений будут объявляться дополнительно.
Вместо трамвайного маршрута № 3 на время реконструкции путей предусматривается дублирующий автобусный маршрут № 9 «6-я Дачная — Мирный пер.» параллельно трамвайной трассе, а для разворота автобусы будут следовать по ул.: Кольцова, Панфилова, Тургенева и обратно на Гвардейскую ул. На маршруте планируется работа 20 автобусов большого класса. Ещё пять автобусов большого класса будут работать на полуэкспрессном маршруте № 9А «6-я Дачная — Сенной рынок».
Источник: Telegram-канал «Скоростной трамвай»
Трамвайные маршруты №№ 8 и 9, на которых работает четыре и девять вагонов соответственно, планируется закрыть с апреля до середины ноября 2023 года. На временном автобусном маршруте № 19 «1-й Просяной пр. — Мирный пер.» планируется работа 20 автобусов большого класса.
Источник: Telegram-канал «Скоростной трамвай»
Кроме этого, планируется увеличить выпуск на других автобусных маршрутах: на маршрут № 18Д добавить два автобуса большого класса, на маршруты №№ 3, 16, 23, 26, 55А, 57, 60, 110 — по три автобуса малого класса, на маршруты № 55, 63 — по два автобуса малого класса. Маршруты №№ 23, 58 и 65 возьмут на себя обслуживание пос. Октябрьский вместо приостанавливаемого трамвайного маршрута № 10.
Более серьёзное испытание для пассажиров связано с закрытием трамвайных маршрутов №№ 3 и 6 и связанной с ним приостановкой работы маршрута № 4. Здесь работы с перекрытием движения планируется выполнить с апреля 2023 года по август 2024 года. На маршруте № 3 работает 37 вагонов, в основном в составе двухвагонных сцепов, а ежедневный пассажиропоток оценивается в 16,2 тыс. чел. На маршруте № 6, подвозящем к маршруту № 3, работает три вагона.
Вместо маршрутов трамвая № 3 и 6 будут запущены автобусные маршруты № 9 «6-я Дачная — Мирный пер.» с 20 автобусами большого класса и экспресс № 9А «6-я Дачная — Сенной рынок» с промежуточной остановкой на пл. Ленина с пятью автобусами большого класса.
В качестве компенсационных мер предусмотрено усиление автобусных маршрутов: № 53 — на пять автобусов большого класса, №№ 11 и 18Д — на четыре автобуса большого класса каждый, № 6 — на два автобуса большого класса, № 46 и 75 — с добавлением по пять автобусов малого класса, № 81 — два автобуса малого класса, № 89 и 115 — по одному автобусу малого класса.
Определение перевозчиков на временных автобусных маршрутах №№ 9, 9А и 19 планируется на конкурсной основе.
Кроме того, как заверил Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова, совместно с ОАО «РЖД» прорабатывается вопрос изменения расписания электропоездов в часы «пик», а расписание подвозящих автобусов будет изменено под расписание электричек.
Опубликованный вариант компенсационных мероприятий вызвал много вопросов и предложений у горожан. В частности, жителями были высказаны предложения о возвращении автобусного маршрута № 100, который следовал от кинотеатра «Спутник» до ул. Грибова, ограничении въезда большегрузного транспорта в город на период работ, увеличении количества рейсов городских электричек, и создании выделенной полосы для общественного транспорта на просп. 50 лет Октября, без которой все автобусы . Также пассажиры предложили восстановить маршрут троллейбуса № 13. Однако для этого необходимо строительство тяговой подстанции, а также значительного участка контактной сети. Большое сомнение пассажиров вызывает и способность заменить трамвайные маршруты с вместительными вагонами дополнительными автобусами малого класса. Обратили пассажиры внимание и на то, что на трамвайных маршрутах №№ 3, 6, 8, 9 и 10 поздним вечером и ранним утром ездят дежурные трамваи в то время, когда автобусное движение отсутствует.
Опубликованный план компенсационных мероприятий с учётом всех пожеланий ещё может быть скорректирован. В частности, рассматривается техническая возможность запуска компенсационных автобусов вдоль трассы трамвайного маршрута № 6.
3 марта стало известно, что Правительство Красноярского края и администрация города Красноярска подписали концессионное соглашение по развитию городского электротранспорта с компанией «Мовиста регионы Красноярск».
В состав работ по соглашению включены реконструкция трамвайного депо, реконструкция 16 км одиночного пути городских трамвайных линий по просп. им. Газеты «Красноярский рабочий» от Предмостной площади до «КрасТЭЦ», строительство новых 30 км путей, приобретение 50 двухсекционных низкопольных трамвайных вагонов и 17 единиц спецтехники 11 номиналов, включая два коммунальных трактора, две универсальные машины для обслуживания путей и контактной сети на совмещённом ходу, автомобиль аварийной службы для работ по устранению сходов вагонов с рельсов, три грузопассажирских автомобиля с кузовами и двухрядной кабиной, самоходную рельсошлифовальную машину, предназначенную для одновременной шлифовки двух рельсов, путеизмерительную тележку и другую технику.
Ввод в эксплуатацию всех объектов соглашения предполагается не позднее 31 декабря 2025 года. Концессионеру передаётся 23,7 км одиночного пути трамвайных линий и две тяговые подстанции. При этом концессионер должен реконструировать пять тяговых подстанций и построить четыре новых.
Новое строительство предусматривается от просп. им. Газеты «Красноярский Рабочий». На перекрёстке с ул. Мичурина планируется уложить шесть стрелочных переводов для движения по «треугольнику» во всех направлениях. Далее трасса линии пройдёт по ул. Мичурина через железнодорожный путепровод у Крайней ул., Октябрьский мост, дороге по острову Татышев, мосту им. П.С. Федирко (через протоку Татышева), ул. Авиаторов, путепровод через Северное шоссе (от ул. Авиаторов к 1-му микрорайону), просп. 60 лет Образования СССР, Солнечному бульв. до разворотного кольца на Молодёжном просп., где для обгонного пути предусмотрено два стрелочных перевода.
В результате реализации проекта Красноярск получит полностью обновленный трамвайный парк и современную инфраструктуру.
Как сообщила пресс-служба «Группа Мовиста», финансирование составит более 23 млрд рублей. Проект будет реализован в три этапа. Работы по первому этапу начнутся уже в этом году. До конца 2024 года ожидается поставка подвижного состава.
Участие Красноярского края в пилотном проекте федеральной программы «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» — ещё один механизм комплексного развития рельсового транспорта Красноярска, наряду со строительством метро. Подписание соглашения позволит начать работу по обновлению трамвайной сети с привлечением федеральных средств и средств инвестора.
Как сообщает руководство «Мовиста Регионы», концессия удобна тем, что регион получит услугу по модернизации трамвайной сети «под ключ»: не нужно заключать договоры с разными подрядчиками для каждого вида работ и состыковывать строительство инфраструктуры с поставкой вагонов. Единый оператор в лице концессионера возьмет на себя контроль качества и сроков выполнения всех этапов работ. ООО «Мовиста Регионы» — инвестор и оператор в области развития городского общественного транспорта в нескольких регионах России. Ключевое направление работы компании — модернизация транспортных систем городских агломераций, в том числе, с помощью механизмов государственно-частного партнерства.
В конце 2025 года на улицах города начнут курсировать новые современные низкопольные трамваи.
Повторное предложение о заключении концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования, состоящего из трамвайной инфраструктуры и подвижного состава, в муниципальном образовании городской округ город Красноярск Красноярского края было размещено на сайте «ГИС-Торги» 30 декабря 2022 года. 2 февраля поступила заявка от ООО «СТК» о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения. Однако 15 февраля по результатам рассмотрения заявки было установлено, что ООО «СТК» не отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к иным лицам, подающим заявки на заключение концессионного соглашения. Тем самым появилась возможность заключить соглашение с инициатором концессионного предложения ООО «Мовиста Регионы Красноярск».
31 августа 2022 года «Мовиста Регионы» в лице специально созданной дочерней компании-перевозчика «Верхнепышминский трамвай» запустила межмуниципальную трамвайную линию между городами Екатеринбург и Верхняя Пышма. Одновременно был открыт трамвайный маршрут № 333 «Верхняя Пышма (Трамвайное кольцо) — Екатеринбург (Фрезеровщиков)».
К началу второго полугодия работы Верхнепышминского трамвая администрация Верхней Пышмы с 1 марта скорректировала маршруты городских и пригородных автобусов, улучшив подвоз к трамвайному кольцу от основных городских микрорайонов.
Тем временем «Верхнепышминский трамвай» подвёл итоги первых шести месяцев работы. Новые трамваи модели 71-911ЕМ «Львёнок» перевезли около 550 тысяч пассажиров. При этом в зимний период пассажиропоток составил 245 тысяч человек. При этом ежедневно по графику работали восемь вагонов, оборудованных валидаторами, USB-розетками, системой климат-контроля и медиапанелями. Для маломобильных пассажиров предусмотрена откидная аппарель и кнопка вызова водителя. В салоне установлена наружная система видеоконтроля зон посадки-высадки пассажиров и мониторинга дорожной ситуации, а также система помощи водителю при управлении трамвайным вагоном. Также на трамвайном маршруте № 333 работает аудиогид (он доступен для бесплатного прослушивания на платформе izi.TRAVEL), который знакомит пассажиров с историей двух городов, местными достопримечательностями и современными креативными командами.
Большую часть поездок (85,3%) пассажиры оплачивали банковской картой. Еще 5,9% поездок были оплачены транспортной картой «ЕКАРТА».
В Верхней Пышме продолжается строительство современного трамвайного депо с техническими и административно-бытовыми помещениями. Ввод в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2023 года, сообщила пресс-служа «Группы Мовиста».
Помимо Верхней Пышмы и Красноярска, компании группы «Мовиста Регионы» заключили концессионные соглашения по модернизации электротранспорта в Курске, Липецке, Перми, Ярославле. В Курск в начале марта поступил первый новый трамвай модели 71-911ЕМ «Львёнок», приобретённый для реализации концессионного проекта, а временно прикомандированный в город с декабря прошлого года для обкатки местной трамвайной сети и обучения специалистов «Львёнок» из Верхней Пышмы отправился обратно в Свердловскую область.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.