В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
РИА Новости (Павел Лисицын) / ria.ru
В последний день лета открылась первая в современной России трамвайная линия, связывающая два города — Екатеринбург и Верхнюю Пышму, к которой оперативно открыли и подвозящий автобусный маршрут. Несколькими днями позднее пассажиров приняла ещё одна реконструированная линия концессионной трамвайной сети Таганрога. А попытка возобновить трамвайное движение по заброшенным линиям Калининграда потерпела неудачу и отложена на неопределённый срок. В Екатеринбургской агломерации, несмотря на расширение сети электротранспорта, работа экологичных маршрутов общественного транспорта продолжает ухудшаться.
31 августа после нескольких дней обкатки трассы открылось регулярное движение трамваев по межмуниципальному трамвайному маршруту № 333 «Екатеринбург (ул. Фрезеровщиков) — Верхняя Пышма (Трамвайное кольцо)». Он внесён в областной реестр маршрутов регулярных перевозок с 1 июля этого года. В Екатеринбурге трасса маршрута проходит по ул. Старых Большевиков, ул. Фрезеровщиков, Шефской ул., ул. Льва Люльева, ул. Чуцкаева, просп. Космонавтов), а в Верхней Пышме — по Успенскому просп. и Октябрьской ул. На маршруте протяжённостью 8,6 км действуют 14 остановок: 10 в Екатеринбурге («Фрезеровщиков», «Старых Большевиков», «Шефская», «Академия спорта», «Тепличная», «Льва Люльева», «парк «Пышминские озерки», «Чуцкаева», «Полевая», «озеро Лебяжье») и четыре в Верхней Пышме («Развилки», «Рудничная», «Храм Успения» и «Трамвайное кольцо»). Трамваи курсируют ежедневно. Отправление от кольца «Фрезеровщиков» в будни с 5:20 до 22:33, в выходные дни — с 5:25 до 22:35, от остановки «Трамвайное кольцо» в Верхней Пышме — в будни с 5:50 до 23:03, в выходные дни с 5:55 до 23:05. Интервал в будни в часы пик 7-8 мин., в остальное время до 20 мин., в выходные дни — 10-20 мин.
Пригородный статус маршрута, проходящего по территории двух городов Свердловской области, отразился и на его тарификации: трасса разделена на три тарифных участка, проезд по каждому из которых оплачивается разной суммой. Проезд в черте Верхней Пышмы (участок «Развилки — Трамвайное кольцо») или Екатеринбурга (участок «Фрезеровщиков — Озеро Лебяжье») стоит 22 руб. Проезд из Верхней Пышмы до остановок «Озеро Лебяжье», «Полевая» или «Чуцкаева» в Екатеринбурге стоит 30 руб. Между остальными остановками в Екатеринбурге и остановками в Верхней Пышме стоимость проезда 38,5 руб. При этом на других городских трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутах проезд в черте Екатеринбурга с 11 февраля этого года составляет 32 руб. при наличной оплате и 30 руб. при безналичном расчёте.
Строительство линии велось АО «Инженерно-строительный центр УГМК» с начала 2019 года. При строительстве было уложено 17,9 км одиночного пути, 20570 шпал, 48,2 т асфальта, установлено 390 опор контактной сети, сообщило ОАО «УГМК». Основные строительные работы были закончены ещё в конце прошлого года, на весну остались работы по благоустройству прилегающей территории.
Концессионное соглашение со Свердловской областью о создании трамвайного маршрута между городами Екатеринбург и Верхняя Пышма было заключено ООО «Верхнепышминский трамвай» в 2021 году. Компания будет выполнять перевозки по маршруту в течение 10 лет. Финансирование проекта ведётся при участии государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». До строительства собственного трамвайного депо в Верхней Пышме на 25 вагонов трамваи маршрута № 333 обслуживаются по договору с ЕМУП «Гортранс» в Северном трамвайном депо Екатеринбурга.
Подвижной состав для обслуживания нового маршрута произвело ООО «ПК Транспортные системы». Соглашение о поставке 11 односекционных полностью низкопольных трамваев модели 71-911ЕМ «Львёнок» подписано 14 февраля этого года. При проектировании линии расчёты энергоснабжения, длины посадочных платформ и провозной способности выполнены для предыдущей модели «ПК ТС» — одиночных низкопольных вагонов 71-911 «CityStar». Считалось, что для обеспечения четырёхминутного интервала в часы пик на маршруте необходима работа 15 вагонов. С учётом необходимости наличия резерва, новый маршрут сможет обслуживаться девятью-десятью вагонами с интервалом в часы пик на уровне шести-семи минут. Поэтому, в случае роста пассажиропотока, возможность увеличить выпуск вагонов на маршрут № 333 есть. Ожидается, что в день трамваи будут перевозить 11 тыс. пассажиров, а в год около 4 млн пассажиров.
Пока же из 11 «Львят» в будни на маршруте № 333 работают восемь вагонов, а в выходные дни — шесть. На кольце «Фрезеровщиков», расположенном вблизи самой северной станции Екатеринбургского метро «Проспект Космонавтов», пассажиры «трёх троек» могут пересесть на городские трамвайные маршруты Екатеринбурга №№ 2 и 25.
Одновременно с запуском трамвайного движения между Верхней Пышмой и Екатеринбургом. АО «Автотранспорт» начало обслуживание в Верхней Пышме нового городского маршрута № 5 «Верхняя Пышма (ЖК Рифей) — Трамвайное кольцо». Автобусы следуют от ЖК «Рифей» по ул. Машиностроителей и Успенскому просп. (обратно также по ул. Кривоусова, Юбилейной ул. и ул. Уральских рабочих). Отправление от ЖК «Рифей» ежедневно с 5:40 до 21:35, интервал движения 10-20 мин. (в межпиковые часы до 40 мин.). Ежедневно выполняется 45 кругорейсов. Также к остановке «Трамвайное кольцо» («Октябрьская») стал совершать заезд и кольцевой автобусный маршрут № 2.
Накануне открытия трамвайной линии администрация городского округа Верхняя Пышма объявляла аукцион на обслуживание маршрута № 5. Подача заявок велась с 24 августа по 1 сентября. Однако ни одного предложения от перевозчиков не поступило. Трасса маршрута отличалась от фактически открывшегося 31 августа: после ул. Уральских рабочих в сторону ЖК «Рифей» он должен был проходить по ул. Сапожникова и ул. Мальцева вместо Успенского просп. по участку улично-дорожной сети, где сейчас отсутствует регулярное автобусное сообщение. На обслуживание маршрута тремя автобусами малого класса с 15 сентября по 31 декабря этого года планировалось выделить 2,652 млн руб.
После запуска трамвая пассажиры обратили внимание на увеличение интервалов на автобусных маршрутах №№ 108 и 111, связывающих Верхнюю Пышму с Екатеринбургом. Но, как сообщило сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн», сокращение автобусных рейсов временное и связано с нехваткой водителей из-за сезонных заболеваний.
В следующем году будет праздноваться 300-летие Екатеринбурга. К этой дате готовят открыть две новые трамвайные линии в Екатеринбурге: в Академический район, где уже идёт укладка рельсового полотна, и в микрорайон Солнечный, где пока ведётся перекладка подземных коммуникаций.
Если для некоторых «малых» трамвайных городов России восемь вагонов почти половина суточного выпуска на линию, как в Усолье-Сибирском Иркутской области, или как в Осинниках Кемеровской области, то на фоне развитой трамвайной сети Екатеринбурга новый маршрут № 333 — чуть более 3% от планового выпуска на маршруты ЕМУП «Городской транспорт» («Гортранс»). Однако произошедшее за последние два года сокращение вагонного парка крупнейшего города Среднего Урала значительно больше, чем 11 «Львят» для обслуживания нового направления.
До 31 июля будущего года ЕМУП «Гортранс» будет обслуживать действующую маршрутную сеть по контракту, заключённому с администрацией Екатеринбурга 11 июля этого года по результатам соответствующего аукциона, объявленного 15 июня этого года. Во исполнение контракта стоимостью 202,565 млн руб. перевозчик с 1 августа 2022 года по 31 июля 2023 года должен выполнить 18086,14 тыс.км транспортной работы (из расчёта 11,20 руб./км).
Перевозки должны выполняться по 31 трамвайному маршруту с выпуском 227 составов в будни (в том числе 104 составов особо большого класса (ОБК)) и 165 в выходные дни (в том числе 74 состава ОБК):
Контракт на трамвайные перевозки, действовавший с августа 2020 по июль 2021 года, предусматривал обслуживание тех же маршрутов, но заметно большим количеством вагонов: 260 составов, в том числе 103 ОБК. Сократился выпуск на маршруты №№ 2, 4, 5, 6, 9, 12, 15, 16, 18, 21, 22, 23, 26, 27, 32, 33, 34. При этом плановый выпуск на маршруты №№ 9, 12, 33 упал вдвое, из-за чего интервалы движения на них уже превышают один час. Фактически, состояние трамвайного парка вынуждает город провести маршрутную реформу, пусть не такую радикальную, как планировалось в 2017 году, но с прекращением работы второстепенных маршрутов для сохранения частоты на основных направлениях.
Не лучше ситуация и с городскими троллейбусами, где плановый выпуск в будни ещё три года назад составлял 193 машины. Уменьшен выпуск на маршруты №№ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15. Маршруты №№ 18 и 19 отменены, а объединённые в маршрут № 33 маршруты №№ 13 и 16 обслуживаются меньшим количеством машин, чем ранее.
Действующий контракт на троллейбусные перевозки между ЕМУП «Гортранс» и администрацией Екатеринбурга стоимостью 121,242 млн руб., заключённый 11 июля этого года, действует с 1 августа по 30 ноября. По условиям аукциона, за это время перевозчик должен выполнить 3092,899 тыс.км из расчёта 39,20 руб./км по 16 троллейбусным маршрутам с выпуском 156 троллейбусов в будни и 91 в выходные дни:
Основанная в 1932 году трамвайная сеть Таганрога переживает второе рождение. Концессионер «Синара ГТР Таганрог» продолжает развитие проекта «Таганрогский трамвай». С 4 сентября открылось движение по третьей реконструированной линии. Пассажирские вагоны вернулись на участок от площади Восстания до площади Авиаторов. Ранее планировалось, что к октябрю этого года трамвайная сеть будет восстановлена в полном объёме. Впрочем, сентябрь только начался.
4 и 5 сентября проезд по двум вновь открытым трамвайным маршрутам №№ 4 и 9и сделали бесплатным для всех пассажиров.
Маршрут № 4 «пл. Авиаторов — Вокзал» прекратил работу в конце 2010-х гг. и в последние годы работал только в часы пик. Его трасса проходит по Инструментальной ул., Смирновскому пер., ул. Фрунзе, ул. Дзержинского, ул. Морозова и ул. Щаденко.
Маршрут № 9и «пл. Авиаторов — Университет» следует по Инструментальной ул., Смирновскому пер., ул. Фрунзе, Тургеневскому пер., Александровской ул., Некрасовскому пер., ул. Розы Люксембург (обратно также через Добролюбовский пер. и ул. Карла Либкнехта». Литера «и» указывает на изменённую трассу маршрута относительно постоянного варианта: до начала реконструкции встречные полукольцевые маршруты № 8 и № 9 объезжали центральную часть города по внешнему и внутреннему направлениям соответственно. Но реконструкция трамвайной линии по ул. Карла Либкнехта от Смирновского пер. до Добролюбовского пер. пока продолжается.
Из 60 планируемых вагонов моделей 71-628 и 71-628М для эксплуатации сети Таганрогского трамвая к началу сентября в Таганрог поставлено 50.
Предыдущий оператор трамвайной сети Таганрога — МУП «ТТУ», в феврале этого года завершило эксплуатацию последнего трамвайного маршрута № 6. А с 5 мая, в связи с реконструкцией тяговых подстанций в городе на берегу Азовского моря, полностью прекратилось троллейбусное движение.
Первый маршрут обновлённой трамвайной сети Таганрога (№ 3 «Университет — Завод "Красный котельщик"») заработал 17 сентября прошлого года. Маршрут № 2 «Вокзал — Университет» возобновил работу с 30 апреля этого года.
ДОПОЛНЕНИЕ от 01:20 29.09.2022
Маршрут № 4 работает ежедневно. Отправление от пл. Авиаторов с 5:50 до 23:00, от Вокзала Таганрог-1 — с 5:56 до 2:37. Интервалы в часы «пик» 33-34 мин., в остальное время — 67 мин.
Маршрут № 9и работает ежедневно. Отправление от пл. Авиаторов с 5:40 до 23:10, от Университета — с 5:50 до 23:15. Интервал движения в часы «пик» 19 мин., в остальное время — до 38 мин.
В этом году к 9 мая для пассажиров Калининграда готовили подарок в виде восстановленного трамвайного маршрута № 3, который должен был соединить Южный вокзал и Центральный парк. Приобретение 16 новых двухсекционных вагонов 71-921 «Корсар» позволило пополнить вагонное депо новой техникой и задуматься об увеличении выпуска вагонов на улицы города.
Регулярное движение вагонов по линии от пл. Победы до Центрального парка прекращено в июле 2012 года, а по Ленинскому просп. от ул. Черняховского до ул. Багратиона и того ранее — с января 2010 года. Поэтому для возобновления пассажирских перевозок понадобилось улучшить состояние трамвайного полотна, не использовавшегося долгие годы. Капитальный ремонт путей на участке просп. Мира провели с 11 мая по 11 июля. Но запустить маршрут не удалось и дальше из-за ограниченной грузоподъёмности эстакадного моста.
Трассу маршрута № 3 «Южный вокзал — Центральный парк» пришлось проложить в обход эстакадного моста по Ленинскому просп., ул. Багратиона, Октябрьской ул., Московскому просп., ул. 9 апреля, пл. Маршала Василевского, ул. Черняховского, пл. Победы и проспекту Мира с пересечением реки по тому же мосту, что и действующий маршрут № 5 «Дюнная ул. — Бассейная ул.». Ранее планировалось, что с «пятёркой» «тройка» будет пересекаться только на небольшом отрезке у главной площади города — Победы. По новому варианту общий участок двух маршрутов протянется от моста через Старую Преголю до пл. Победы.
«Корсары» без пассажиров начали совершать поездки по будущей новой трассе маршрута № 3 для проверки готовности к нагрузке разных участков трассы. Помимо этого, необходимо было решить проблему организации движения на Ленинском просп. у Дома искусств: трамваи здесь должны пойти навстречу общественному и прочему автомобильному транспорту. В своё время движение трамваев к Южному вокзалу прекратилось в июне 2015 года именно после изменения организации движения на участке Ленинского просп. от ул. Багратиона до просп. Калинина.
Несмотря на выявленные технические сложности, готовность к началу обслуживания «тройки» расценивалась городскими властями как высокая. 22 июня администрацией Калининграда даже объявила аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 3. 13 июля между МКУ «Центр организации движения и пассажирских перевозок» и единственным участником тендера — МКП «Калининград-ГорТранс» — заключён контракт стоимостью 16,632 млн руб. на выполнение перевозок с 1 августа по 30 сентября 2022 года. Предполагалось выполнить 68,351 тыс. км транспортной работы стоимостью 243,33 руб./км. 22 августа контракт был расторгнут по обоюдному согласию сторон без каких-либо выплат и претензий друг к другу.
Планировалось, что на маршруте № 3 «Южный вокзал — Парк Центральный» будут работать ежедневно восемь вагонов особо большого класса, совершая 135 рейсов с отправлением от Южного вокзала с 6:00 до 22:05, от Центрального парка — с 6:00 до 22:49 с интервалом 13-18 мин.
26 августа Комитет по финансам администрация Калининграда объявил серию аукционов на обслуживание всех действующих городских маршрутов электротранспорта в период с 1 октября по 31 декабря 2022 года:
Новый аукцион на трамвайный маршрут № 3 не был объявлен. Не исключено, что причины, помешавшие запуску движения этим летом не будут устранены и наступившей осенью.
С сентября регулярные прямые поезда дальнего следования соединили Таганрог с Санкт-Петербургом.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.