Троллейбусы: новая попытка закупки для Ставрополя и пополнение в Тольятти

  • Павел Яблоков
    5 февраля 2025 г. — 19:00
    22

    Рынок производителей троллейбусной техники, замерший в ожидании обнародования параметров нового федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни», наконец-то оживила первая крупная закупка этого года. Очередная попытка приобрести 45 троллейбусов с увеличенным автономным ходом предпринята для троллейбусного депо Ставрополя ГУП СК «Крайтранс».

    Тем временем в Тольятти начали работу с пассажирами первые после 2018 года новые троллейбусы для МП «ТТУ». Одновременно городская администрация анонсировала продолжение закупок электротранспорта.

    Ставрополь

    4 февраля Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по заказу ГУП СК «Крайтранс» объявил аукцион с начальной ценой контракта 1,5346 млрд руб. на поставку 45 троллейбусов с автономным ходом не менее 15 километров. Таким образом, максимальная цена одной машины составит 34,1032 млн руб.

    Источник финансирования Контракта — средства бюджета Ставропольского края в виде субсидии, полученной в 2024 году из бюджета Ставропольского края на реализацию инфраструктурного проекта «Комплексное развитие городского наземного электрического транспорта в г. Ставрополе». Для переноса не освоенных средств на 2025 год к соглашению о предоставлении субсидии от 12.04.2024 № 10-2024-020728 было заключено дополнительного соглашения от 17.01.2025 № 10-2024-020728/4.

    Приём заявок ведётся до 20 февраля, подведение итогов намечено на 24 февраля. Поставщику техники предусмотрен аванс в размере 30% от стоимости контракта в течение 10 рабочих дней со дня предоставления поставщиком уведомления (выписки) об открытии лицевого счёта в органах Федерального казначейства и счёта на авансовый платеж.

    Всю технику требуется доставить единой партией в троллейбусное депо ГУП СК «Крайтранс» на ул. Доваторцев, 30 в Ставрополе в срок до 31 марта 2025 года включительно.

    Одно из требований к закупаемой технике — отсутствие дополнительных окон ниже уровня основного остекления. Несмотря на то, что в титуле закупки указаны троллейбусы с автономным ходом не менее 15 километров, в техническом задании к ним предъявляются более жёсткие требования — автономный ход, обеспечивающий пробег не менее 20 км с максимальной технической массой и включенными дополнительными потребителями (системой кондиционирования и отопления по сезону), с запасом эффективной (доступной для регулярного использования) ёмкости батарей не менее 60.0 кВт.

    Среди изменений в требованиях к технике по сравнению с условиями последней прошлогодней стал год выпуска техники — он должен быть не ранее 2025 года. Также детализированы требования к бортовому оборудованию троллейбусов.

    Размер предельной стоимости закупаемых для Ставрополя троллейбусов утверждён Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края ещё в августе 2023 года. В прошлом году уже предпринимались три попытки закупить технику, необходимую для обновления и пополнения троллейбусного парка Ставрополя, которая помогла бы расширить маршрутную сеть.

    Подводить итоги первой закупки пришлось подводить дважды из-за обращения одного из участников в антимонопольную службу. В результате ГУП СК «Крайтранс» подписал контракт на поставку 45 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. К последнему дню планового исполнения заказа 30 сентября в город было доставлено лишь три машины, в связи с чем 25 октября контракт был расторгнут в одностороннем порядке. В свою очередь, Миндортранс Ставропольского края расторг контракт с «Крайтрансом» на обслуживание новых троллейбусных маршрутов с участками автономного хода, к обслуживанию которых перевозчик не смог приступить из-за отсутствия необходимой техники.

    25 ноября Комитетом Ставропольского края по государственным закупкам объявлен новый аукцион, по которому уже не позднее 25 декабря требовалось поставить всю технику ставропольскому перевозчику. Желающих исполнить контракт на поставку крупной партии в сжатые сроки, особенно с учётом причины расторжения ранее подписанного контракта, не обнаружилось.

    Тольятти

    29 января 2025 года на городские маршруты Тольятти вышли два новых троллейбуса с увеличенным автономным ходом, закупленных в прошлом году. Среди трёх претендентов минимальную цену предложило ООО «Торговый дом Транс-Альфа» — 54,5396 млн руб. при начальной цене 73,2075 млн руб. Троллейбусы модели 5298.01 «Авангард» прибыли в Тольятти только в середине января при плановых сроках поставки до 23 декабря 2024 года.

    Пока возможности автономного хода троллейбусы используют на действующих маршрутах «классических» троллейбусов для проверки и поддержания работоспособности аккумуляторных батарей. В то же время малочисленность парка «автономных» машин — не помеха для изменения маршрутной сети. Сейчас МП «ТТУ» из восьми троллейбусных маршрутов на двух (№№ 1 и 22) круглогодично эксплуатирует всего по одному троллейбусу.

    Последняя закупка подвижного состава для троллейбусного парка Тольятти состоялась в 2017 году, когда город приобрёл в лизинг 40 троллейбусов белорусского производства. Поставка последних машин завершилась к весне 2018 года. Однако даже после окончания трёхлетнего лизингового периода продолжения давно назревшего обновления городского электротранспорта не последовало. Затишье в этом вопросе удалось преодолеть лишь спустя ещё четыре года. За это время городом была списана практически вся старая техника семейства ЗиУ-682, но в отсутствие пополнения это привело лишь к уменьшению выпуска на городские маршруты до минимального значения в этом веке.

    Первые за почти семь лет новые троллейбусы в Тольятти стали для города и первыми машинами вологодского производства. Но они могут стать не последним пополнением местного парка электротранспорта.

    30 января на пресс-конференции в Правительстве Самарской области, посвящённой развитию общественного транспорта в регионе, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Тольятти сообщил, что в 2025-2027 годах будут закуплены ещё 24 троллейбуса, а также 97 автобусов. Несколькими днями раньше врио главы города сообщил, что семь троллейбусов ожидается уже в 2025 году. Кроме этого, управление транспорта администрации Тольятти совместно с коллегами из МУП ТТУ составили график модернизации контактной троллейбусной сети, к которой планируют приступить в ближайшее время.

    В конце 2024 года новые троллейбусы получили в Казани, Калининграде, Миассе, Минске, Рязани и Томске.

    Утверждённый паспорт нацпроекта «Инфраструктура для жизни» предусматривает существенное сокращение финансирования закупок подвижного состава за счёт федеральной поддержки в 2025-2027 годах по сравнению с 2023-2024 годами.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: