Российский электротранспорт в 2023 году и первой половине 2024 года

  • Олег Бодня
    22 августа 2024 г. — 07:05
    579

    Традиционное время для подведения итогов — конец года. В этот раз мы решили отступить от уже устоявшейся традиции и рассказать об итогах работы транспортной отрасли в уже прошедшем 2023 году и первой половине 2024 года, будучи на «экваторе» нового календарного периода. Повод для такого нестандартного шага — проведённая в конце июня Российская неделя общественного транспорта и городской мобильности. К этому мероприятию был подготовлен информационный сборник с материалами, тем или иным образом связанными с тематикой выставок, входивших в состав Недели. Публикуем первую из двух аналитических статей сборника, подводящую итоги работы российского электрического транспорта в указанных выше периодах. Автор статьи — главный редактор сборника, ведущий специалист Академии транспортного планирования РУТ (МИИТ) Олег Бодня. Информация, приведённая в материале и справочных таблицах, актуальна по состоянию на июнь 2024 года.

    Нынешнее время можно охарактеризовать как период ожидания. Проблемы общественного транспорта были неоднократно озвучены на государственном уровне и начали применяться различные точечные решения по улучшению ситуации. В ходе реализации этих решений стало понятно, что для развязывания «гордиева узла» скопившихся проблем нужен комплексный подход. Старение парка подвижного состава и транспортной инфраструктуры, снижение численности транспортных средств, отставание маршрутных сетей от темпов развития мегаполисов, остро назревший кадровый вопрос (причём не только количественный, но и качественный, выражающийся в оттоке квалифицированных специалистов), неграмотные тарифная политика и организация движения — весь этот клубок проблем невозможно решить только за счёт профессионалов и энтузиастов на местах (при условии, что они вообще есть). Общественному транспорту как отрасли, обслуживающей, по различным оценкам, до 90 % всего пассажиропотока в стране, требуется поддержка на федеральном уровне — как законодательная и организационная, так и финансовая.

    Различные предложения по разрешению тех или иных проблем транспортной сферы аккумулируются, анализируются и будут обобщены в формате новой программы развития пассажирского транспорта, которая, возможно, войдёт в состав одного из национальных проектов, количество и содержание которых в последнее время неоднократно менялось. В одной из последних итераций — национальном проекте «Развитие транспортной инфраструктуры» — общественный транспорт вообще оставался «за бортом»: проектом рассматривалось развитие исключительно «федеральных» видов транспорта, включая автомобильный. Транспортное сообщество находится в режиме ожидания: необходимо понять новые «правила игры», по которым станет ясно, стоит ли, как и раньше, надеяться только на муниципальные и региональные меры поддержки (которых, повторимся, зачастую не хватает) либо же часть обязательств по развитию и систематизации городского транспортного пространства федерация возьмёт на себя и поспособствует повышению качества работы транспортных систем на местах.

    Тем не менее, во многих городах и регионах работа уже идёт, чему способствуют уже принятые проекты и программы, такие как нацпроект «Безопасные качественные дороги», федеральный проект «Чистый воздух», программы льготного финансирования, в том числе, с применением инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитов, а также механизмов государственно-частного партнёрства в формате концессий. Наибольший эффект достигается при использовании сразу нескольких инструментов, включая местное (региональное) финансирование. В тех регионах, где уже освоили комплексный подход (можем привести в пример Челябинскую и Курскую области, Республику Чувашию), наглядно видны результаты его успешного применения.

    Довольно контрастно на общем фоне теперь выглядят города и регионы, занявшие негативную позицию по отношению к общественному транспорту или отдельным его видам. Ликвидация троллейбусной системы в Костроме, закрытие трамвайной линии в Хабаровске, постепенная деградация троллейбусных сетей Нижнего Новгорода, Оренбурга, Тамбова и ряда южных городов Российской Федерации (Армавир, Майкоп, Нальчик, Черкесск) вызывают закономерные вопросы как у пассажиров, так и у представителей структур, контролирующих законность исполнения тех или иных управленческих решений — Прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации.

    Перейдём к более детальному рассмотрению достижений в сфере развития городского электротранспорта и начнём, как обычно, с метрополитена и линий метротрамвая. В 2023 году и первой половине 2024 года активные работы по строительству скоростного подземного транспорта велись как в столичных городах, так и в большинстве крупнейших мегаполисов страны. Результатами стараний проектировщиков и строителей пока смогла «похвастать» только Москва, уже не первое десятилетие вкладывающая значительные средства в развитие подземки.

    1 марта 2023 года был реализован один из крупнейших транспортных проектов столичного руководства: благодаря вводу в эксплуатацию станций «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», а также окончанию реконструкции станций «Варшавская» и «Каширская» стала полноценно функционировать Большая кольцевая линия Московского метрополитена. К этому пуску также было приурочено открытие электродепо «Нижегородское» (февраль 2023 года), которое позволило организовать полноценную работу новой линии. В январе 2024 года также заработало третье депо БКЛ — «Аминьевское».

    Пуск ещё двух участков Мосметро был приурочен ко Дню города. 6 сентября 2023 года столичная подземка впервые пришла в аэропорт: на Солнцевском радиусе открылись станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». На следующий день ещё 3 метровокзала стали принимать пассажиров на противоположном конце города: Дмитровский радиус пополнился станциями «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех».

    На 2024 год запланировано открытие станции «Потапово», первой очереди новой Троицкой линии и двух электродепо — «Южное» и «Столбово». Также в российской столице идут работы по возведению станций «Достоевская», «Гольяново» и второй очереди Троицкой линии.

    В Петербурге в высокой стадии готовности находится станция «Горный институт», также на финишной прямой — первый участок нового Красносельского радиуса с двумя станциями — «Путиловской» и «Юго-Западной». Продолжается строительство станции «Театральная» и северного участка Невско-Василеостровской линии. К этим стройкомплексам в декабре 2023 года добавился ещё один: от станции «Путиловская» началась прокладка центрального участка Красносельско-Калининской линии (до станции «Каретная»).

    Продолжается возведение второй линии метрополитена в Казани. Силы строителей Нижегородского метрополитена сосредоточены на продлении Автозаводской линии до площади Свободы. Параллельно начата подготовка к прокладке участка Сормовско-Мещерской линии до станции «Сормовская». До сих пор не открыта практически готовая станция «Спортивная» в Новосибирске: очередной перенос сроков пуска нового метровокзала связан с корректировкой проектной документации. В Самаре находится в работе продление единственной линии метрополитена до станции «Театральная».

    15 мая 2023 года стартовало строительство системы метротрамвая в Красноярске. В декабре того же года начались работы по прокладке тоннелей в Челябинске. Омские чиновники же отложили запланированное «переформатирование» метрополитена в скоростной трамвай на 3 года и перенаправили выделенные средства на нетранспортные нужды.

    Обновление подвижного состава метрополитена пока происходит только в столичных городах. В Москве конец прошлого года ознаменовался окончанием поставки серии поездов «Москва 2020», вышедшей на маршруты Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий. В 2024 году началась замена устаревшего парка Замоскворецкой линии. Всего за два года в столичные электродепо должны поступить 560 вагонов новой серии «Москва 2024». По состоянию на конец мая, с Мытищинского завода в Мосметро уже пришли 22 8-вагонных состава. Также продолжается поставка новых метросоставов «Балтиец» в Петербургский метрополитен. 14 поездов в 8-вагонном формировании были переданы в Северную столицу в 2023 году, план на 2024 год — 10 новых составов.

    Расширение полигона работы городских электричек также пока остаётся столичной прерогативой. В Москве в августе и сентябре 2023 года было открыто движение электропоездов по Ленинградско-Казанскому и Калужско-Нижегородскому диаметрам проекта «Московские центральные диаметры» (линии D3 и D4 соответственно). На очереди — Ярославско-Павелецкий диаметр (D5). Для сквозного движения поездов по данному маршруту предполагается строительство тоннеля в центральной части города, в связи с чем планируемый горизонт реализации проекта сдвигается к 2028 году.

    Российские трамвайные системы получили мощный стимул к реновации и развитию в формате государственно-частного партнёрства. Сейчас в той или иной стадии находятся более десяти концессий по обновлению и созданию новой трамвайной инфраструктуры. Краткое резюме о нынешнем положении дел на концессионных стройплощадках приведено в таблице. К сожалению, реализация столь крупных и технически сложных проектов продвигается со сдвигами сроков и с конфликтными ситуациями (в ряде городов), однако, первые результаты уже налицо.

    1 июня 2023 года в Новокузнецке открылось движение трамваев по заново построенной линии к железнодорожному вокзалу. Сразу два новых трамвайных направления появились в Екатеринбурге. С 23 декабря 2023 года для пассажиров стала доступна линия в Академический микрорайон. Меньше чем через два месяца, 17 февраля 2024 года рельсовый электротранспорт также пришёл в Солнечный микрорайон столицы Урала. И буквально через несколько дней после второго пуска в Верхней Пышме было введено в эксплуатацию новое депо для обслуживания междугородной линии, связывающей этот небольшой город Свердловской области всё с тем же Екатеринбургом.

    Весной 2024 года в Москве стартовали работы по строительству небольшой трамвайной линии-связки по улице Сергия Радонежского. Тогда же началось восстановление линии по улице Трифоновской, которая в 2025 году будет соединена с вновь отстроенной линией по улице Гиляровского до Рижского вокзала. В высокой стадии готовности находится столичное трамвайное депо имени Апакова, проходящее масштабную реконструкцию.

    В Санкт-Петербурге реализуется крупный проект — строительство разводного Большого Смоленского моста через Неву. По мосту будут проложены трамвайные пути, которые в перспективе создадут новую связь линий электротранспорта, расположенных на разных берегах реки. Ещё один транспортный объект — новая трамвайная линия по Гусинобродскому шоссе до автовокзала — возводится в Новосибирске.

    Текущий и капитальный ремонт путей и трамвайной инфраструктуры в рассматриваемый период проводились во Владикавказе, Волчанске, Екатеринбурге, Кемерово, Краснодаре, Красноярске, Москве, Набережных Челнах, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге, Туле, Челябинске и ряде других городов страны. В Северной столице озаботились вопросом ускорения трамвайного движения на основных магистралях. Для увеличения маршрутной скорости предпринимается целый ряд мер, включающих, помимо замены или ремонта рельсового полотна, обновление контактной сети, внесение изменений в схемы движения на ряде перекрёстков, внедрение системы приоритетного движения пассажирского транспорта.

    Из негативных моментов можно отметить упомянутый выше и планируемый к реализации в ближайшее время демонтаж линии 6-го трамвайного маршрута в Хабаровске и форс-мажор в Орске. Во время обширнейшего паводка на реке Урал были прорваны несколько защитных дамб, значительная часть города была затоплена, серьёзно пострадала трамвайная инфраструктура. Линии по улицам Петрашевцев, Краснознамённой и Вокзальному шоссе выведены из эксплуатации и частично разобраны. В дальнейшем планируется восстановление рельсового полотна по данному направлению.

    Определённый оптимизм внушает рост производства нового подвижного состава электротранспорта. В 2023 году в трамвайные парки Российской Федерации поступило 342 новых вагона, что на 31 % больше, чем в 2022 году. Планы на текущий год выглядят также достаточно оптимистично: по имеющейся информации, в города РФ планируется поставить более 450 трамваев. Скорее всего, данная цифра будет скорректирована исходя из реальных возможностей заводов-изготовителей, но очередной рекорд, пусть и относительно скромный, будет поставлен. Лидерами в обновлении парка в прошедшем году стали Санкт-Петербург (108 новых вагонов), Челябинск (78 трамваев) и Пермь (30 шт.). В 2024 году наибольшее число вагонов (около 140) также получат транспортники Северной столицы, по 62 новых трамвая будет доставлено в Волгоград и Челябинск. Подробная информация по поставкам трамвайных вагонов приведена в отдельной таблице. В статистике учтены только подтверждённые заказы. Также планы по закупке рельсового электротранспорта были озвучены в Екатеринбурге и Орске, однако, реальных шагов в этом направлении на момент подготовки материала ещё не было предпринято.

    Некоторые российские города делают ставку на обновление парка путём закупки кузовов для проведения капитально-восстановительного ремонта старых вагонов. Златоуст в 2023 году приобрёл 2 кузова Tatra T3K «Иж», ещё столько же планирует взять в 2024-м. Иркутские специалисты остановили свой выбор на модели 71-605РМ13 в низкопольной компоновке: один такой вагон поступил в город в прошлом году, ещё один — в нынешнем. Аналогичные высокопольные кузова также использует для реанимации старых вагонов Магнитогорск: 6 шт. в 2023 году, планы на 2024 год — 5 шт. Новосибирск заказал у ООО «БКМ-Сибирь» 10 машинокомплектов БКМ 62103, их них 4 поступили в 2023, оставшиеся 6 — в 2024 году. В текущем году минский завод переходит на выпуск новых машинокомплектов модели Т701. Планы по их приобретению озвучили Новосибирск (20 шт.) и Самара (10 шт.).

    Уфа в апреле–мае 2023 года получила 7 вагонов МТТЧ, ранее работавших на столичных маршрутах. Рассматривается возможность передачи в этот город трёхсекционных трамваев 71-414 (Pesa Fokstrot), отставленных от работы в Москве из-за проблем с закупками комплектующих. В августе 2023 года небольшое трамвайное хозяйство Краснотурьинска пополнилось двумя вагонами 71-605, выведенными из эксплуатации в Челябинске.

    Среди новинок модельного ряда, недавно появившихся на трамвайном небосклоне, стоит упомянуть трёхсекционный полностью низкопольный вагон 71-639 «Кастор». Новая модель УКВЗ в феврале–марте 2024 года прошла обкатку в Челябинске, в мае началась её эксплуатация с пассажирами на улицах Екатеринбурга. Специалисты УКВЗ также работают над проектом спецвагона на базе 623-й серии.

    Позиции троллейбусного транспорта за прошедший год не претерпели изменений. Обновление подвижного состава и инфраструктуры проводится только в тех городах, где осознают необходимость и важность городского электротранспорта и имеют соответствующие финансовые инструменты. Концессия по реновации троллейбусной системы продолжает действовать в Челябинске. Активные закупки новой техники, в ряде случаев дополненные работами по модернизации инфраструктуры, проводятся в Братске, Брянске, Новосибирске, Чебоксарах и ряде других российских городов.

    Из нового строительства можно отметить троллейбусные линии по улице Кулахметова в Казани (открыта 1 июня 2023 года), улице Петрова и бульвару Ураева в Йошкар-Оле (1 августа 2023 года), улице Куникова в Новороссийске (1 декабря 2023 года) и до Профсоюзного квартала в Ленинске-Кузнецком (10 декабря 2023 года). В марте 2024 года построена и в мае введена в эксплуатацию контактная сеть троллейбуса в окрестностях Пензы — микрорайоне Город Спутник (формально — селе Засечном), где вскоре также будет открыто новое троллейбусное депо. Пуск новых маршрутов или продление существующих по новым трассам с использованием функции протяжённого автономного хода в прошедшем и наступившем году произошли в Волгограде, Екатеринбурге, Кемерове, Краснодаре, Новосибирске, Пензе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Челябинске и Чите.

    С 11 ноября 2023 года восстановлена работа «декоративного» (и единственного) троллейбусного маршрута № Т в Москве. С 12 марта 2024 года возобновлено движение троллейбусов между Махачкалой и Каспийском, прерванное в августе 2023 года.

    В качестве перспективных точек роста отметим такие города, как Красноярск, Омск, Пензу и Челябинск. В первых двух мегаполисах идут работы по восстановлению ранее действовавших троллейбусных депо. В окрестностях Пензы, как уже упоминалось выше, будет введено в строй новое эксплуатационное предприятие. В Челябинске же продолжаются работы по обновлению всей троллейбусной инфраструктуры, включая контактную сеть, подстанции, кабельное хозяйство и депо. Также новое строительство запланировано в Чебоксарской агломерации.

    С 1 июля 2023 года прекратилось троллейбусное движение в Костроме. Значительное ухудшение работы троллейбуса произошло ещё в нескольких российских городах — они упомянуты в начале материала. В Армавире имущество муниципального троллейбусного предприятия выставлено на торги, основным кредитором компании-банкрота при этом выступает сам муниципалитет.

    За 2023 год троллейбусные депо Российской Федерации получили 788 единиц новой техники, что более чем в 2 раза выше, чем годом ранее. Есть шанс, что примерно такое же число новых троллейбусов будет приобретено и в этом году. По состоянию на начало июня, имеются контракты или чёткие планы по закупкам 800 новых машин (см. соответствующую таблицу), однако, в ряде случаев велика вероятность, что часть заказов перейдёт в следующий отчётный период. Самые большие партии троллейбусов в прошедшем году поступили в Санкт-Петербург (185 машин), Новосибирск (85 троллейбусов) и Краснодар (60 шт.). Наиболее крупные заказы новой техники сейчас в работе — для Новосибирска (171 ед.), Республики Чувашия (153 троллейбуса) и Челябинска (до 148 машин).

    Такой способ обновления парка, как замена кузова в ходе капитально-восстановительного ремонта троллейбуса, постепенно уходит в прошлое — по мере исчерпания машинокомплектов, оставшихся от закрытых ранее заводов-изготовителей. В 2023 году один из последних кузовов троллейбуса БТЗ-52763Р получил прописку в г. Подольске Московской области. Соседнее предприятие из г. Видное уже в 2024 году использовало в качестве ремкомплекта кузов низкопольного троллейбуса Тролза-5265.02 «Мегаполис».

    Бывшая в употреблении техника в 2023 году пополнила парки электротранспорта Воронежа (15 троллейбусов из закрытой системы Белгорода), Ставрополя (7 машин из стагнирующего Нальчика), Петрозаводска (15 троллейбусов из Санкт-Петербурга) и Рязани (23 троллейбуса, также ранее работавших на маршрутах Северной столицы).

    Естественно, как для транспортников, так и для пассажиров лучше и удобнее новый подвижной состав. И заводам-изготовителям есть, что предложить своим клиентам. Группа компаний «Синара» с 2023 года производит троллейбусы Синара-6254, которые уже вышли на маршруты Челябинска и Ярославля. Образцовые экземпляры этой модели также прошли презентационные испытания в Калининграде и Миассе. Холдинг «КАМАЗ» продолжает работу над троллейбусом КАМАЗ-62825. Обкатка новинки с пассажирами прошла в Чебоксарах, на очереди — Казань. Троллейбус Volgabus-5270T «Пересвет», произведённый силами машиностроительного холдинга Volgabus, участвовал в ходовых испытаниях во Владимире, Ижевске и Екатеринбурге. Первая партия троллейбусов с «богатырским» названием будет поставлена в Хабаровск.

    Серьёзный импульс расширению области эксплуатации электробусов в России придала «концессионная» программа развития электротранспорта, по которой в регионы в конце 2023 — начале 2024 года было передано более 250 электробусов и 100 зарядных станций (поставка техники в Нижний Новгород ещё продолжается). Субсидии на приобретение принципиально нового для городов подвижного состава были выделены в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Таким образом электробусное сообщение было открыто в Волгограде, Волгодонске, Краснодаре, Красноярске, Курске, Перми, Таганроге, Энгельсе и Ярославле. В Липецке, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону, где уже предпринимались более или менее удачные попытки организации регулярного электробусного сообщения, этот вид транспорта за счёт крупных поставок получил «второе дыхание».

    Большинство упомянутых выше городов решили не рисковать и взять в работу уже отлаженное и рабочее решение — машины с ультрабыстрой зарядкой, широко распространённые в Москве. Однако, у этого решения есть известные недостатки: довольно весомая часть рабочего времени электробусов уходит на восполнение заряда на конечных станциях, срок службы аккумуляторов в силу частых циклов разряда и заряда ограничен 7 годами. Более удобную в эксплуатации, но ещё недостаточно распространённую на территории РФ схему с долгой «ночной» зарядкой выбрали Краснодар, Энгельс и (частично) Нижний Новгород.

    Также в 2023 году электробусное сообщение открылось в Альметьевске, где начали работать 3 машины Yutong E10 китайского производства. Вскоре значительно увеличится выпуск экологически чистого транспорта на улицы Сочи: приморский город заказал и уже получил 9 минских электробусов БКМ Е321 «Ольгерд» вместе с 3 зарядными станциями. Ещё 7 аналогичных машин, но уже не с ультрабыстрой, а «ночной» зарядкой и 4 постами для восполнения заряда прибыли в Краснодар.

    В октябре 2023 года стартовало строительство электробусного парка «Ржевка» в Санкт-Петербурге. Первая очередь эксплуатационного предприятия, рассчитанная на 132 машины, планируется к открытию в текущем году. Северная столица ориентируется на работу с электробусами, поддерживающими технологию долгой зарядки, и продолжает испытания новой техники, выпускаемой как отечественными, так и зарубежными предприятиями. В рассматриваемый нами период на петербургские маршруты вышли электробусы КАМАЗ-6282, УТТЗ-6242.01, Yutong U12 в стандартной 12-метровой компоновке, а также 18-метровые «гармошки» БКМ E433 Vitovt Max Electro и ВМЗ-6215.02 «Орион». Часть техники после испытаний была выкуплена и стала работать в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» уже на постоянной основе. Первая относительно крупная поставка серийных машин запланирована на этот год: согласно уже заключённому контракту, в Санкт-Петербург должны поступить 28 12-метровых электробусов ВМЗ-5298.02 «Сириус».

    Наиболее активно новый вид транспорта развивается в Москве. В июле 2023 года в столичном микрорайоне Митино открыт второй «дом для электробусов», в декабре — третий электробусный парк «Салтыковка» в Новокосино. Площадки для обслуживания электробусов спроектированы с учётом особенностей эксплуатации этого вида транспорта и имеют большое число постов для подзарядки. Продолжаются и поставки новой техники: контрактами на 2024 год предусмотрено получение до 850 электробусов. На электротягу постепенно переводятся всё новые столичные автобусные маршруты. В 2023 году число электробусных маршрутов Москвы превысило сотню и на данный момент приближается к 120.

    Модели КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274 претерпели очередную модернизацию, на этот раз коснувшуюся в том числе и внешнего облика машин. Обновлённые электробусы уже поступают в московские парки. Также на маршрутах «Мосгортранса» в 2023–2024 годах прошла испытания электрическая версия низкопольного микроавтобуса «ГАЗель e-City». Регионы в описываемый нами период присматривались к «Генералу»: два опытных образца многофункционального электробуса от ПК «Транспортные системы» за прошедшие полтора года успели побывать в Курске, Москве, Нижнем Тагиле, Санкт-Петербурге, Саратове, Тольятти и Череповце.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.