Маршруты троллейбуса: в Москве, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Петербурге и Петрозаводске

  • Дарья Гербер
    16 ноября 2023 г. — 13:45
    413
    Иллюстрация: 

    15 ноября исполнилось 90 лет с начала регулярного движения троллейбусов в России. В 1933 году в Москве заработал маршрут № 1, а накануне нынешнего юбилея в столице возобновили движение по единственному короткому «музейному» маршруту Т. В Санкт-Петербурге, нынешнем троллейбусном лидере страны, с 15 ноября стало на один маршрут с автономным ходом больше: за пределы контактной сети продлили маршрут № 50. В Нижнем Новгороде тоже не остались в стороне от праздника и восстановили маршрут № 8, по которому планировали пустить оставшиеся троллейбусы после замены на электробусы подвижного состава двух из трёх троллейбусных депо. Поскольку электробусы ещё не вышли ни на один маршрут, возрождённую «восьмёрку» не так легко встретить на нижегородских улицах.

    В Петрозаводске с 16 ноября после завершения реконструкции моста восстановлены постоянные трассы двух маршрутов. В Оренбурге, напротив, не спешат ликвидировать аварийное состояние участка троллейбусной линии: вместо возобновления движения двух маршрутов по постоянным трассам, на них выпустили автобусы. 

    В Москве перезапущен музейный маршрут

    11 ноября портал «ГАЗЕТА.RU» проинформировал о перезапуске музейного маршрута троллейбуса Т, который не работал с апреля 2022 года в связи с работами по благоустройству Басманного района.

    Кольцевой музейный маршрут Т открыли в 2020 году после закрытия регулярного троллейбусного движения в Москве. Он проходит от метро «Комсомольская» Комсомольской площади через станцию метро «Красносельская», Нижнюю Красносельскую улицу, Елоховскую площадь с Богоявленским собором, Новорязанскую улицу, а затем обратно вдоль Казанского вокзала к станции метро «Комсомольская». Поездка по кругу занимает 19-20 минут. Первый рейс отправляется от Елоховской площади в 8:20, от метро «Комсомольская» — в 8:30, последний — в 20:18 от «метро Комсомольская» и в 20:28 от Елоховской пл. Интервал движения 19-20 минут. Для проезда действуют все виды городских билетов.

    Маршрут троллейбуса Т называется  историческим: именно на Новорязанской улице в июне 1937 года открыли второй троллейбусный парк, ныне переформатированный в фудмолл.

    В целом маршрут предусматривает наличие троллейбусов двух назначений — экскурсионного и линейного. На маршруте, помимо современных троллейбусов СВАРЗ-МАЗ-6275 выпуска 2017 года (их в Москве сохранилось три) анонсировано использование музейный ЗиУ-5, который отреставрировали специально для этих целей. Однако случится это не ранее чем через полгода: ретро-троллейбус будет работать на линии один раз в неделю в тёплое время года — с апреля по октябрь.

    Движение по маршруту Т было прекращено с 1 апреля 2022 года в связи с началом благоустройства Новорязанской и Спартаковской улиц, в ходе которого была полностью заменена контактная сеть. За время отсутствия маршрута оставшийся подвижной состав переехал из бывшего Новокосинского троллейбусного парка  на территорию СВАРЗ: «нулевые» рейсы, для которых построили дополнительную контактную сеть в Сокольниках, стали короче, а линию, соединяющую троллейбусный маршрут и Новокосино полностью разобрали.

    Первый в России (СССР) троллейбусный маршрут был открыт 15 ноября в Москве: новый вид электротранспорта соединил Тверскую заставу и село Всехсвятское в районе нынешней станции метро «Сокол».

    В Нижнем Новгороде спустя год вернули маршрут

    С 15 ноября возобновлена работа троллейбусов № 8. Об этом со ссылкой на Центральную диспетчерскую службу ГКУ НО «ЦРТС» проинформировало сетевое издание PolitBook. Первый рейс с конечной остановки «Улица Дубравная» отправился в 5:55, а от тоннеля Московского вокзала — в 5:31. Транспорт проследовал через улицы Ужгородскую, Землячки, Ясную, КИМа, Хальзовскую, Свободы, Коминтерна, Сормовское и Московское шоссе.

    Маршрут был отменён с 23 августа 2022 года в ходе транспортной реформы одновременно с появлением льготных проездных и пересадочных тарифов в маршрутных такси наравне с автобусами ГП «Нижегородпассажиравтотранс», так как дублировал автобус А 95 на участке от улицы Дубравной до тоннеля Московского вокзала. Но жители остались недовольны таким решением. Таким образом, по просьбам пассажиров троллейбус № 8 решили вернуть спустя год, но не путём покупки новых троллейбусов, а «на  сдачу» от закрытия троллейбусных сетей депо № 1 и депо № 3.

    В сентябре областной Минтранс уже утвердил 11 маршрутов электробусов. До конца года ожидается прибытие 120 машин, которые будут работать в нагорной части города (депо № 1) и Автозаводском районе (депо № 3). А около 60 наиболее крепких троллейбусов планировалось собрать в депо № 2, обслуживающем маршруты №№ 3, 5, 10, 15, 25, и за счёт пополнения вернуть маршрут № 8. Но поскольку все троллейбусные маршруты продолжают работать, вместо планируемых 11 троллейбусов для него смогли выделить только два. В выходные дни будет работать одна машина, выполняющая по пять рейсов в каждую сторону с интервалом 101-129 минут: отправление от Дубравной ул. с 7:53 до 15:07, от Московского вокзала с 7:00 до 14:15, а в будни — две: отправление от Дубравной ул. с 5:55 до 8:05 и с 15:13 до 17:21, от Московского вокзала — с 5:31 до 7:12 и с 14:20 до 16:28 интервалами 25-78 мин.

    В Санкт-Петербурге — новое УАХ-продление

    СПб ГУП «Горэлектротранс» уведомило о продлении троллейбусного маршрута № 50 с 15 ноября в целях улучшения транспортного обслуживания жителей Приморского района. Троллейбусы с увеличенным автономным ходом (УАХ) соединили жилые кварталы в границах просп. Авиаконструкторов, Глухарской и Плесецкой улиц, где отсутствует контактная сеть, со станциями метро «Комендантский проспект» и «Пионерская».

    Троллейбусы маршрута № 50 следуют от к/ст «Тихорецкий проспект» по Политехнической ул., ул. Курчатова, ул. Жака Дюкло, Светлановскому просп., Светлановской пл., пр. Испытателей, Коломяжскому просп., просп. Королёва, пл. Сикорского, ул. Уточкина, Комендантской пл. Комендантскому просп., Шуваловскому просп. и просп. Авиаконструкторов. В обратном направлении — по Плесецкой ул., Нижне–Каменской ул., Глухарской ул. и просп. Авиаконструкторов до к/ст «Плесецкая улица».

    С 30 октября в Санкт-Петербурге заработал новый троллейбусный маршрут № 12,  тоже обслуживаемый троллейбусами с УАХ.

    В Петрозаводске возобновлено  движение через Путейский мост

    ПМУП «Городской транспорт» сообщило о возобновлении движения маршрутов №№3 и 8 с 16 ноября в связи с окончанием реконструкции Путейского моста на улице Антикайнена постоянными трассами: 

    • № 3 «Заводская — Хлебокомбинат» по Заводской ул., Первомайскому просп., ул. Антикайнена, просп. Ленина, пл. Гагарина, Красноармейской ул., Комсомольскому просп., просп. Александра Невского, ул. Луначарского, далее кольцом по  ул. Радищева, ул. Ригачина, ул. Чернышевского;
    • № 8 «Заводская — Хейкконена» по Заводской ул., Первомайскому просп., ул. Антикайнена, просп. Ленина, пл. Гагарина, ул. Шотмана, ул. Чапаева, Лесному просп., Лососинскому шоссе.

    При этом троллейбусы маршрута № 5 «Лыжная ул. — ДСК» продолжат курсировать без изменений двусторонним движением по просп. Ленина, ул. Кирова, наб. Варкауса, ул. Мелентьева и ул. Зайцева по трассе, введённой со 2 января после закрытия Путейского моста.

    В Оренбурге на троллейбусных маршрутах работают автобусы

    Официальный портал Оренбурга сообщил о запуске с 13 ноября автобусов большого класса по трассам троллейбусных маршрутов № 4 «Хабаровская ул. — 24-й микрорайон» и № 12 «магазин "Уют" (ул. Родимцева) — ул. Мусы Джалиля» пущены, которые ходят по полной схеме движения. На маршруте № 4 работают пять автобусов, а на маршруте № 12 — три.

    С 30 сентября в связи аварией на ул. 8 Марта, где вышла из строя опора контактной сети. Трассы троллейбусные маршрутов №№ 4 и 12 сокращены вдвое до остановки «4-я горбольница» вблизи троллейбусного депо на Рыбаковской ул.:

    • № 4 «Рыбаковская ул. — Хабаровская ул.»;
    • № 12 «Рыбаковская ул. — магазин "Уют" (ул. Родимцева)».

    Аварийную опору не стали заменять, решив, что требуется обследование всех опор на улице, а оставшимся без троллейбусов пассажирам рекомендовали воспользоваться автобусными маршрутами: для жителей 23-го микрорайона —  №№ 22, 67 и 80Н, ул. Мусы Джалиля  — №№ 26 и 53Н. В ноябре дополнительно пустили автобусы и по троллейбусным трассам. Троллейбусное движение осталось только на двух линиях, связывающих северные районы города с троллейбусным депо, расположенным на периферии центральной части.Оренбурга

    По информации портала «Урал56.Ру», администрация Оренбурга предложила полностью заменить троллейбусы на низкопольные автобусы в 2022 году, так как содержать троллейбусы невыгодно. Сейчас в Оренбурге есть 23-25 единиц подвижного состава, но, чтобы их окупить, требуется поднять стоимость проезда до 78 рублей.

    Новый транспорт не закупался с 2012 года. За 2022 год муниципальное предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки» списало восемь троллейбусов, а в 2020-2021 годах — 12. В прошлом году два из четырёх троллейбусных маршрутов полностью заменили новыми автобусами.

    В прошлом году руководство города сообщило, что рассматривает вариант сохранения нескольких троллейбусов на коротком участке. Возможно, троллейбусы стилизуют под 70-е годы и сделают визитной карточкой города.

    Параллельно жители Оренбурга выступают за сохранение троллейбусов: в соцсетях появилась петиция, а на стене здания по улице Кирова, 1 — арт в защиту городской троллейбусной сети. Художница Александра Назарова посвятила картину маршруту № 7, а на улице Чкалова появился баннер с призывом сохранить троллейбусы. В феврале горожане записали видеообращение к председателю СК России, однако уголовное дело не возбудили.

    27 марта оренбуржцы обратились к главе Следственного Комитета РФ. Следствие установлено, что чиновники администрации Оренбурга в течение двух лет способствовали «вымиранию» троллейбусов. С февраля 2020 года по октябрь 2022 года должностные лица необоснованно допустили сокращение маршрутов и подвижного состава. Таким образом, мэрия нарушила права и законные интересы предприятия и пассажиров. Тем не менее, по мнению жителей, расследование затягивается, и поэтому в ноябре 2023 года последовало очередное обращение — на этот раз в прокуратуру.

    В отличии от Оренбурга, в Рязани, Омске, Чебоксарах, Казани и Уфе работают над обновлением контактной сети троллейбусов и другой инфраструктуры.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)