Газ, удушающий электротранспорт: троллейбусы Оренбурга заменяют автобусами

  • Павел Яблоков
    24 ноября 2022 г. — 12:20
    358
    Иллюстрация: 

    RIA56 / ria56.ru

    В Оренбурге продолжается последовательное уничтожение одной из крупнейших в России сетей безрельсового электротранспорта. В октябре глава города заявил об отказе от троллейбусов, а с 1 декабря два маршрута электротранспорта из четырёх сохранившихся переводятся на обслуживание газомоторными автобусами.

    Согласно аукционам, проведённым администрацией Оренбурга в июне этого года, с 1 июля по 30 ноября этого года МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» должно обслуживать четыре троллейбусных маршрута с общим выпуском 33 троллейбусов ежедневно, хотя ранее глава города оценивал численность работоспособных троллейбусов на уровне 23-25 единиц:

    • № 4 «24 микрорайон — Хабаровская ул.» (8 троллейбусов ежедневно; 94 рейса);
    • № 7 «24 микрорайон — Железнодорожный вокзал» (4 троллейбуса ежедневно, 44 рейса);
    • № 10 «Волгоградская ул. — пос. Карачи» (13 троллейбусов ежедневно, 134 рейса);
    • № 12 «ул. Мусы Джалиля — ул. Родимцева» (8 троллейбусов ежедневно; 95 рейсов).

    С 1 декабря транспортники Оренбурга переходят на работу по новым контрактам. Соответствующие конкурсные процедуры для каждого отдельного маршрута по регулируемым тарифам администрация Оренбурга оперативно провела с 10 по 21 ноября. К началу конкурсных процедур муниципальный перевозчик уже располагал необходимой техникой. 8 ноября уже 64 из 67 приобретённых газомоторных автобусов ЛиАЗ-5292.67 находились в расположении МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» и готовились к выходу на маршруты, сообщил сайт администрации Оренбурга. Они и начнут работу с 1 декабря на основных городских направлениях.

    Поэтому на этот раз к обслуживанию электрическим транспортом было предложено лишь два маршрута:

    • № 4 «24 микрорайон — Хабаровская ул.» (8 троллейбусов ежедневно; 94 рейса);
    • № 12 «ул. Мусы Джалиля — ул. Родимцева» (8 троллейбусов ежедневно; 95 рейсов).

    Контрактами предусмотрено выполнение перевозок троллейбусами по 31 июля 2023 года. Их продолжит обслуживать МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», как и два маршрута, переводимых с 1 декабря на газомоторную тягу:

    • № 7 «24 микрорайон — Железнодорожный вокзал» (13 автобусов большого класса (БК) в будни, 156 рейсов; 8 автобусов в выходные дни, 80 рейсов);
    • № 10 «Волгоградская ул. — пос. Карачи» (17 автобусов БК в будни, 169 рейсов; 12 автобусов в выходные дни, 119 рейсов).

    Помимо этого, по регулируемым тарифам МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» будет обслуживать автобусные маршруты:

    • № 2 «завод РТИ — ул. Маршала Жукова» (16 автобусов БК в будни, 10 в выходные дни);
    • № 6 «Волгоградская ул. — Драмтеатр» (2 автобуса БК ежедневно, 28 рейсов);
    • № 20 «просп. Автоматики — 24 микрорайон» (16 автобусов БК в будни, 14 в выходные дни);
    • № 21 «10 микрорайон — 24 микрорайон» (16 автобусов БК в будни, 12 в выходные дни);
    • № 46 «10 микрорайон — Кладбищенский комплекс» (утренние и вечерние рейсы только до Тихой ул.; 1 автобус БК и 1 автобус малого класса (МК), 32 рейса).

    Маршруты №№ 2 и 6 тоже ещё не так давно были троллейбусными.

    Помимо муниципального перевозчика, несколько маршрутов будет обслуживаться по регулируемым тарифам частными перевозчиками. Так, ООО «Первый автобусный парк» будет работать на маршрутах:

    • № 23 «ул. Челюскинцев — пос. Пристанционный» (2 автобуса МК ежедневно, 24 рейса);
    • № 24 «ул. Челюскинцев — гора Сулак» (4 автобуса МК ежедневно, 28 рейсов);
    • № 47 «ул. Челюскинцев — ул. Караваева роща» (1 автобус МК ежедневно, 15 рейсов);
    • № 90 «ул. Челюскинцев — пос. Заречный» (1 автобус МК ежедневно, 20 рейсов).

    А ООО «Мастер-ОК» будет работать на маршрутах:

    • № 19 «ул. Челюскинцев — 18 разъезд» (1 автобус МК ежедневно, 15 рейсов);
    • № 48 «ул. Челюскинцев — ул. Столпянского» (1 автобус МК ежедневно, 15 рейсов).

    Троллейбусное движение в Оренбурге открыто в 1953 году. В следующем году система, полностью сформированная в советское время, может отпраздновать своё 70-летие. За последние 30 лет новые линии в Оренбурге не открывались. По данным отчёта «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка», подготовленного в этом году Strategy Partners, протяжённость контактной сети в Оренбурге (203,0 км) до сих пор занимает 10-е место в стране, уступая лишь Санкт-Петербургу, Симферополю, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Уфе, Тольятти, Самаре, Челябинску и Казани. Однако многие линии не используются в регулярном движении: парк подвижного состава сократился до почти 40 единиц. Поэтому по количеству работающих троллейбусов на километр пути город опережает лишь Нальчик, Таганрог, Тамбов и Москву.

    Вопрос закрытия единственного сохранившегося троллейбусного депо, расположенного в центре города, рассматривается с 2017 года, но тогда планировался переезд троллейбусов на площадку автопредприятия. В будущем году глава Оренбурга анонсировал приобретение ещё 38 газомоторных автобусов, которые, вероятно, завершат замену троллейбусного сообщения в Оренбурге автобусным.

    В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Оренбург занимает 73-е место из 82, как и в прошлые годы пребывая в нижнем десятке этой табели о рангах.

    В его близком соседе по Рейтингу — Саранске, занимающем 68-е место, с 1 декабря отменяется три маршрута троллейбуса, а объём транспортной работы электротранспорта снижается более чем вдвое за счёт уменьшения выпуска и сокращения часов работы даже на сохраняющихся направлениях.

    Тем временем в Чите троллейбусное сообщение продолжает развиваться: с 28 ноября открывается новая троллейбусная линия, также закупаются новые троллейбусы и увеличивается выпуск на маршруты.

    Вопросы сохранения и развития городского электрического транспорта обсуждались на состоявшихся 6 октября парламентских слушаниях в Госдуме и конференции в Общественной палате РФ, прошедшей 10 октября. А проблематике транспортных реформ на Транспортной неделе в Москве 17 ноября был посвящён круглый стол «Транспортные реформы в городах России — что можно считать реформой и какое место должен занимать горэлектротранспорт в транспортной системе города».

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: