Инфраструктура метро: развитие в Москве, Петербурге, Красноярске, Казани и Новосибирске

  • Дарья Гербер
    12 января 2024 г. — 13:35
    1218
    Иллюстрация: 

    ГУП «Московский метрополитен» / mosmetro.ru

    Метростроители обеих столиц успели ввести в эксплуатацию ряд объектов и анонсировали запуск очередных станций. В Москве открыли «Аминьевское» — третье электродепо для Большой Кольцевой линии, и обозначили сроки поэтапного пуска новой Троицкой линии. В Санкт-Петербурге ближайшим открытием станет не новая станция, а возвращаемая пассажирам после реконструкции «Ладожская» — её запуск приурочили к 80-летию со дня освобождения Ленинграда от блокады. Также в Северной столице продолжают реконструкцию тяговых подстанций для обеспечения энергоснабжения новых поездов «Балтиец»: недавно завершён очередной объект на станции «Технологический институт».

    Продолжаются работы и в других городах страны. В Красноярске наконец нашли подрядчика для содержания наследия советского метро и встретили очередной тоннелепроходческий щит для строительства новых участков, получивший имя в честь местной героини соцтруда. В Казани для продолжения строительства второй линии метрополитена до конца января ограничили движение по ул. Юлиуса Фучика. Тем временем в Новосибирске назвали новый срок открытия станции «Спортивная».

    В Москве открыли депо и обозначили ход работ на Троицкой линии

    ГУП «Московский метрополитен» проинформировало об открытии третьего электродепо для Большой кольцевой линии — «Аминьевского». С его пуском завершилось строительство путевой инфраструктуры нового метрокольца. «Аминьевское» построили на западе столицы, рядом с пересечением улиц Генерала Дорохова и Верейской. Запуск электродепо позволит увеличить количество поездов на основном участке БКЛ до 25%.

    В депо установлено современное оборудование, и применены новые технические решения. Например, стационарные верхние площадки для обслуживания климатических установок вагонов в депо, установки для автоматической дезинфекции и стерилизации салонов поездов. Также созданы комфортные условия для работы и отдыха машинистов метро и всех, кто обслуживает поезда.

    С тоннелями Большой кольцевой линии депо Аминьевское связано со стороны станций «Давыдково» и «Аминьевская» тремя соединительными ветвями, проходящими по эстакадам над реками Схетунью и Навершкой.

    Ранее для Большой кольцевой линии метро провели реконструкцию электродепо «Замоскворецкое» и построили «Нижегородское». В общей сложности три электродепо будут обслуживать около 100 современных поездов.

    С 30 декабря 2023 года открыта дополнительная подземная пересадка между станцией «Каховская» Большой Кольцевой линии и «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии. В этом году планируется открытие постоянных подземных или крытых пересадок между радиальными направлениями метро и Большой Кольцевой линией на станциях «Электрозаводская», «Авиамоторная», «Текстильщики» вместо временных наземных уличных пересадок.

    Параллельно портал «Москва 24» сообщил, что все 17 станций Троицкой линии Московского метрополитена планируют достроить до конца 2028 года. Мероприятия идут поэтапно. В 2024 году планируется достроить 11 станций от «ЗИЛ» до «Коммунарки», а до конца 2028 года завершатся работы на ещё шести станциях от «Сосенки» до «Троицка».

    Новая линия улучшит транспортную доступность для жителей ТиНАО. Доступ к метро получат жители районов, прилегающих к Ленинскому проспекту. Ожидается, что ветвь на 11% разгрузит Сокольническую линию метро и на 15% — Калужское шоссе.

    «ЗИЛ» и «Крымская» станут пересадочными на одноимённые станции Московского центрального кольца (МЦК). С «Новаторской» и «Академической» можно будет пересесть на Большую кольцевую и Калужско-Рижскую линии. На станции «Коммунарка» появится пересадочный узел с Сокольнической линией. В дальнейшем со станции «ЗИЛ» планируют создать пересадку на Бирюлёвскую линию метро. В то же время сроки запуска пассажирского движения зависит не только от станций, но и состояния тоннельной и путевой инфраструктуры, готовность которых местами ниже станционных комплексов.

    Общая протяжённость линии составит 43 км.

    В Санкт-Петербурге модернизируют подстанции и ждут открытия «Ладожской»

    Второй по старшинству метрополитен страны немало усилий прилагает к реконструкции ранее построенных объектов. Комитет по транспорту сообщил о завершении реконструкции совмещённой тягово-понизительной подстанции (СТП-5) на станции «Технологический институт 1,2». Работы велись в рамках первого этапа по усилению тяговой сети всей Линии 1 метро, в которую также входят СТП-1 (ст. «Автово») и СТП-10 (ст. «Площадь Ленина»). Модернизация оказалась необходима, чтобы эффективно использовать составы нового поколения с асинхронным тяговым приводом (АТП), в том числе модели «Балтиец».

    Реконструкция проводилась одновременно на трёх участках: станциях «Автово», «Площадь Ленина», «Технологический институт 1,2» — без закрытия и сокращения парности движения поездов. Ранее работы такого типа и в таких объёмах не проводились ни в одном российском метрополитене.

    В ходе первого этапа подрядчик АО «Метрострой Северной столицы» заменил тяговые агрегаты, кабели тяговой сети и разъединители на контактной сети в тоннелях на трёх из 19 тяговых подстанций Линии 1 на более мощные. Кроме этого, изменилась схема питания контактного рельса и установлены дополнительные резервные разъединители, что увеличило надёжность питания контактной сети.

    Полностью заменены распределительные устройства питания, в которых применены новые отечественные разработки быстродействующих автоматических выключателей и микропроцессорных аппаратов защиты. Это обеспечит бесперебойное электроснабжение тяговой сети и локализует аварийные ситуации в кратчайшие сроки.

    Также смонтирована новая система кондиционирования и вентиляции, модернизированы системы диспетчерского управления подстанциями (система КАС ДУ), заменены водоотводящие зонты на новые из композитных материалов и выполнен комплекс работ по усилению строительных конструкций. Последнее означает применение трансформаторов большей мощности.

    Завершение работ на СТП-1 (ст. «Автово») и СТП-10 (ст. «Площадь Ленина») ожидается в январе 2024 года.

    Кроме этого, Комитет по транспорту анонсировал открытие станции метро «Ладожская» 27 января — к 80-летию со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

    Работы ведутся с опережением графика. Уже выполнены гидроизоляционные мероприятия и капитальный ремонт трёх из четырёх эскалаторов с полной заменой балюстрады. В вестибюле заменили облицовки стен и колонн из природного камня. Установлены новые входные и выходные группы дверей с отдельным входом для маломобильных групп населения, выполнено обустройство двух пандусов. Для слабовидящих пассажиров размещена тактильно-контрастная разметка из кварцевого агломерата. Также проведён капитальный ремонт в служебных помещениях.

    По согласованию с автором архитектурного проекта В. Н. Есиновским восстановлены историческая форма люстры в центре вестибюля, козырьки над входными группами и витражи на центральном фасаде.

    Обновлены инженерные коммуникации: холодное и горячее водоснабжение, канализация, вентиляция, кондиционирование, отопление, сети связи и электроснабжения. Заменена система, обеспечивающая пожарную безопасность.

    Станция метро «Ладожская» закрылась на капитальный ремонт 4 марта 2023 года. На период работ Комитет по транспорту организовал перевозку пассажиров наземным общественным транспортом.

    Красноярск: подрядчик для «советского» метро и прибытие «Соломеи»

    По данным портала «Дела.ру», в Красноярске нашли подрядчика, который сохранит и поддержит в безопасном состоянии выработки «советского» метро. Ранее недостроенные объекты передали в собственность края с целью возможного использования при строительстве метротрама.

    Советское подземное наследство — это правый перегонный тоннель от станции «Высотная» до станции «Улица Копылова» и шахтные стволы на «Высотной» и ул. Кецховели протяжённостью более 3 км. Также сюда относятся сопутствующие инженерные объекты. Ежегодно на их сохранение и безопасность выделяется несколько десятков миллионов рублей из бюджета края. В 2024 году сумма составит 75,16 млн рублей.

    Первые торги на обязательные работы по сохранению выработок в течение года объявили в начале октября, но подрядчика не нашлось. Затем торги начинали ещё трижды — в конце ноября, начале и середине декабря. Параллельно в начале декабря возникла угроза ЧС — сломалось оборудование в части перегонного тоннеля. Для выполнения противоаварийных работ ввели режим повышенной готовности.

    Четвёртый аукцион на содержание старого метро формально тоже не состоялся, хотя и был более результативным. Автором единственной заявки заказчику, департаменту градостроительства мэрии, стало ООО «Альфа-пром». Компания занимается строительством жилых и нежилых зданий, а также мостов, тоннелей, железных дорог, метро и инженерных коммуникаций. Как итог, закупку завершили 27 декабря. Заключение контракта планируется по максимальной цене — 75,16 млн рублей.

    Теперь старое метро — это объект, перешедший из ведения города в лице МКУ «Управление строительства Красноярского метрополитена» в собственность края. Его балансовая стоимость превышает 3 млрд рублей. Решение о передаче принял горсовет в середине декабря. Теперь недостроем занимается Центр транспортной логистики — заказчик строительства нового легкорельсового транспорта Красноярска (метротрама). Причину решения пояснили в минтрансе Красноярского края. Это желание задействовать ранее построенный тоннель в новом проекте без влияния на сроки и стоимость. Ранее отмечалось, что трассировка старого и нового метро совпадают.

    Пока старому объекту искали ответственного за содержание, строители нового метро пребывают в ожидании экспертизы, чтобы начать проходку первого тоннеля от станции «Улица Шахтёров» к центру города. Источник сообщил, что в последние дни 2023 года в Красноярск доставили третий тоннелепроходческий комплекс (ТПМК). Как и первый, «Екатерина», он назван в честь красноярской работницы — Соломеи Ряшиной.

    Соломея Демидовна Ряшина — электросварщица ЭВРЗ (тогда ещё Красноярский паровозовагоноремонтный завод) и Герой Социалистического Труда. Она родилась в 1924 году в Красноярском крае. В годы ВОВ была зенитчицей, затем работала на фабрике фотобумаги, а с 1949 года — на паровозоремонтном заводе. У сварщицы было личное клеймо, которое ставилось на изделиях. В 1960-е гг. работница получила орден Ленина за рационализаторские идеи и перевыполнение планов с присвоением звание Героя Соцтруда. После она стала депутатом краевого и городского советов. Умерла в 2003 году, похоронена на Бадалыке.

    «Соломея» пойдёт параллельно ранее прибывшей ТПМК «Екатерина», прокладывая второй путь от Взлётки и ул. Шахтёров до центра города, ул. Карла Маркса длиной 3,3 км. Вес комплекса — 480 т. После доставки ему предстоит сборка в монтажном котловане, что уже произвели с первым прибывшим в Красноярск ТПМК. Новый механизм — близнец первого.

    Традиция называть ТПМК женскими именами возникла по инициативе основателя канадской фирмы, производившей такие агрегаты. Покровительницей подземных работ считается женщина — Святая Варвара. На стройке в Москве в разное время работали «Полина», «Светлана», «Лилия» и «Ева». В Красноярске же на ул. Молокова (будущей станции «Ул. Шахтёров») ждёт запуска ТПМК, названный в честь Героя Социалистического Труда Екатерины Скрюковой. Также в город ранее прибыла «Валентина», получившая имя в честь первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

    Согласно госконтракта, завершить государственную оценку проектной документации и результатов инженерных изысканий по этапу 2.7: «Горизонтальные выработки со строительными конструкциями обделки перегонных тоннелей о/п «Улица Шахтёров» — о/п «Улица Карла Маркса» необходимо до начала февраля 2024.

    Также в конце декабря получено положительное заключение госэкспертизы на этап 2.4: «Монтажный котлован о/п «Площадь Революции». Это значит, что при отсутствии задержки, связанной с археологией, строители приступят к углублению под землю на главной площади Красноярска уже в 2024 году.

    В Казани — ограничения до конца января

    Ввод первого участка второй линии Казанского метро планируется не раньше 2027 года. Пока же индикаторами ведущегося строительство во многом являются подготовительные работы по перекладке подземных коммуникаций.  

    Мэрия Казани сообщила об ограничении движения по ул. Юлиуса Фучика с 11 января. В частности, до 30 января на участке в районе пересечения с ул. Минской по направлению в сторону ул. Ломжинской перекрыты проезжая часть дороги и тротуар ввиду работ по строительству трассы тепловода. Это необходимо, чтобы возвести вторую линию метрополитена от станции «Фучика» до станции «Сахарова».

    Отмечается, что в течение всего периода ограничений обеспечивается беспрепятственный пропуск местных жителей и сотрудников обслуживающих организаций.

    В Новосибирске назвали новый срок открытия станции «Спортивная»

    По сведениям портала «ЧС-ИНФО», станцию метро «Спортивная» планируют открыть 25 июня ко Дню города-2024.

    14-ю станцию Новосибирского метрополитена на действующей Ленинской линии начали строить в 2019 году. Изначально открытие планировалось на лето 2022 года. Однако к намеченному сроку не успели ввиду санкций. Далее запуск станции запланировали на октябрь 2022 года, но 1 ноября стало известно, что открытие снова переносится — на декабрь 2022. Затем объект обещали открыть в 2023. Как отметил источник, в общей сложности торжественное событие откладывали шесть раз. Открытие полностью построенной задерживается из-за прохождения экспертизы в связи с внесением изменений в проектную документацию.

    С вводом новой станции ожидается рост пассажиропотока на 6%. Всего за 2023 год объём перевозок в Новосибирском метро вырос на 10%. Впервые за постковидный период метрополитен перевёз больше 80 тыс человек.

    Также ходом работ в метро поделились в Самаре и Нижнем Новгороде.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)