Транспортная реформа Курска. Часть 1: курс на сохранение всех видов транспорта

  • Павел Яблоков
    31 июля 2023 г. — 11:35
    912
    Иллюстрация: 

    Официальный сайт Губернатора и Правительства Курской области / kursk.ru

    О ситуации до начала реформы и разработке новой маршрутной сети.

    2023 год достаточно богат на транспортные реформы. В Курске не пошли по пути некоторых городов, где электротранспорт прекратил работу в ходе преобразований, а приняли решение сохранить как трамваи, так и троллейбусы. Более того, к ним в компанию должны добавиться электробусы. При этом запутанную автобусную сеть города сокращают вдвое, а подвижной состав обновляют полностью. Знакомство с основными моментами подготовки и реализации многолетней и многоэтапной транспортной реформы Курской агломерации — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.

    Курск: краткое знакомство

    Город Курск находится на пороге своего тысячелетия: первое упоминание в летописях относится к 1032 году. Но ждать перемен в работе транспорта ещё девять лет, уповая на подарки из федерального бюджета, и ничего не делать — слишком долго.

    По данным Росстата, на 1 января 2022 года в Курске проживало 447 тыс жителей.

    По состоянию на 1 августа 2022 года в Курске было зарегистрировано 95 муниципальных маршрутов — 40 по регулируемым тарифам (в том числе четыре трамвайных, семь троллейбусных и 29 автобусных) и 55 автобусных маршрутов по нерегулируемым тарифам. В 2022 году в Курске заключены первые брутто-контракты на выполнение регулярных перевозок.

    В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, выпущенном в 2022 году компанией SIMETRA, Курск занимает 70-е место. Годом ранее позиция была выше, но без принципиального изменения принадлежности к нижней части «табели о рангах» — 58-й. Подвижки в рейтинге частично обусловлены уточнением методики расчёта, но потеря и без того низкой позиции — свидетельство назревших перемен в «замороженной» транспортной системе областного центра. Курск — абсолютный антилидер Рейтинга по показателю «маршрутный коэффициент» (среднее количество маршрутов на одном участке сети). Признанный экспертами оптимальным показатель со значением 4,0 здесь превышен до отметки 9,59, а в 2021 году был и того выше — 9,93. Как следствие — полное отсутствие до начала 2023 года магистральных маршрутов.

    Ситуация до начала реформы: трамвай

    Курск — один из первых российских городов, где начали работу электрические трамваи. Первый маршрут открыт в 1898 году. Как многие проекты дореволюционной поры, курский трамвай был построен и управлялся бельгийским обществом. В 1918-1924 годах трамвай не работал, затем национализированная сеть рельсового электротранспорта уходила в вынужденный простой лишь в 1941-1943 годах.

    К удручающему положению к началу 2020-х годов систему рельсового электротранспорта довёл не её паспортный возраст, а несколько десятилетий недостаточного финансирования. Событием стали любой поддерживающий ремонт путей и получение даже предпенсионного возраста вагонов, многие годы отработавших в других городах. В 2012 году поступили 10 Tatra T3SUCS из столицы Чехии — Праги. В 2018 году из Москвы были доставлены подаренные Правительством Москвы 20 трамваев модели 71-619КТ 2000-2005 гг. выпуска. К 2018 году муниципальный парк трамваев Курска насчитывал 70 вагонов. Из них на линию выходило 42, но и эти скромные по сравнению с прежними временами показатели за последние годы ухудшились.

    За годы существования курского трамвая его вагоны жили в нескольких депо. Старейшее, дожившее до XXI века — Северное. В 1965 году открыто Южное депо на 75 вагонов, а в 1987 году — и поныне действующее Восточное на 150 вагонов. Если устаревшее Северное депо перестало выпускать пассажирские вагоны одновременно с открытием Восточного депо, став службой пути, то Южное депо прекратило любую деятельность в 2004 году. Северное депо окончательно закрылось в 2012 году, тогда же служба пути переехала в Восточное.

    Последняя новая линия открыта в 1988 году, и до тех пор даже закрытие в 1973 году линии по улице Ленина было не столь тенденциозным на фоне продолжавшегося роста трамвайной сети в жилых и промышленных районах. С 2004 года сеть начала сокращаться: закрыта линия по улице Дзержинского, а затем и нескольких разворотных колец.

    Ещё больше роль трамвая в транспортном обслуживании города снижалась по мере списания вагонов, не компенсируемого новыми поставками. На пике развития сети в конце 1980-х годов в городе действовало девять трамвайных маршрутов. После 2016 года их осталось четыре.

    Износ путей, вытекающие из него снижение маршрутной скорости движения и переток пассажиров на другие виды транспорта привёл к сокращению трассы маршрута № 3 на шесть километров. С сентября 2018 года движение вагонов прекратилось на участке от Химволокна до Ольховской ул. Но и на оставшемся хвосте сохранили работу лишь двух вагонов с интервалом около часа.

    В 2019 году вопрос дальнейшей судьбы трамвайной линии вынесли на общественные слушания. По данным мэрии города, износ шпал составлял 90%, рельсов — 70%. Затраты на восстановление движения на всём маршруте № 3 оценили в 313 млн рублей, при том, что в бюджете Курска на 2020 год на весь городской транспорт предусматривалось лишь 175,2 млн рублей.

    Не лучше сложилась ситуация и с трамвайными вагонами. В 2021 году позиции курского трамвая были усилены подаренными Правительством Москвы 20 трамвайными вагонами модели МТТЧ. Однако большинство из них, вполне работоспособных в столице вплоть до директивного прекращения работы на столичных маршрутах, в Курске в эксплуатацию так и не ввели.

    К концу 2020 года году план выпуска трамваев на городские маршруты Курска сократился до 26 вагонов в будни и 18 в выходные дни:

    • № 1 «Хлебозавод — ЗАО "КПК"» (четыре вагона в будни и три в выходные дни);
    • № 2 «Железнодорожный вокзал — Автовокзал» (семь вагонов в будни и четыре в выходные дни);
    • № 3 «Автовокзал — Ольховская ул.» (два вагона в будни и один в выходные дни);
    • № 4 «Железнодорожный вокзал — ул. Малышева» (13 вагонов в будни и 10 в выходные дни).

    В таком виде он стабилизировался и сохранялся неизменным до конца 2022 года.

    Ситуация до начала реформы: троллейбус

    Троллейбусная история Курска гораздо моложе. Первый маршрут открылся в 1972 году. Активный рост сети продолжался менее 20 лет. Последняя новая линия в XX веке открылась в 1989 году: троллейбусные провода дотянули до Авиацентра. После этого только в начале 2010 года состоялось дальнейшее расширение сети: открылась линия до 1-го Северо-Западного микрорайона.

    В то же время на протяжении 50 лет работы курского троллейбуса ни одна линия не закрывалась. Хотя последние несколько лет линия до школы № 12, с 1975 года используемой маршрутом № 3, задействовалась слабо: количество ежедневных заездов на неё можно было пересчитать по пальцам двух рук. А линия по Магистральной ул. от Магистрального пр. до 1-й Строительной ул. не используется в маршрутном движении с середины 2010-х годов после отмены маршрута № 6 «Знаменский собор — Курскснабсбыт».

    Единственное троллейбусное депо Курска рассчитано на приём 100 троллейбусов, однако после 2000 года его заполняемость далека от предельной. Если в 2000 году, по данным справочника «Троллейбусы мира от А до Я», троллейбусный парк Курска насчитывал 102 троллейбуса, то в 2010 их уже осталось 80. А на начало 2019 году троллейбусный парк МУП «Курскэлектротранс» насчитывал 59 «рогатых». 42 из них были низкопольными. Столь высокий процент низкопольной техники объясняется тем, что в начале десятилетия город нашёл выгодный способ обновления подвижного состава. В 2010-2014 годах на базе «Курскэлектротранса» велась сборка машинокомплектов троллейбусов модели 321 производства минского «Белкоммунмаша». Всего таким образом выпустили 24 троллейбуса, получивших обозначение 1К («первый курский»).

    В 2019 году в Курске открылся новый троллейбусный маршрут № 11 «Знаменский собор – посёлок Северный (просп. Дериглазова)», ставший продлённым вариантом маршрута № 1 «ККПФ — Знаменский собор». Дополнительную контактную сеть для него строить не пришлось. Годом ранее в городе прошли испытания троллейбуса ТролЗа-5265.02 «Мегаполис» с увеличенным автономным ходом, после чего для МУП «Курскэлектротранс» по лизинговой схеме приобрели пять аналогичных машин. Все они получили работу на маршруте № 11. На полноценное продление «единицы» вместо дробления маршрутной сети средств, выделенных на приобретение «автономной» техники, оказалось недостаточно: первоначально планировали приобрести не пять, а десять троллейбусов-электробусов.

    К концу 2020 года году план выпуска на городские маршруты Курска сократился до 33 троллейбусов в будни и 27 в выходные дни, в том числе четырёх с увеличенным автономным ходом:

    • № 1 «ККПФ — Знаменский собор» (четыре троллейбуса в будни, три в выходные дни);
    • № 2 «1-й Северо-Западный микрорайон — ул. Бочарова» (10 троллейбусов в будни, восемь в выходные дни);
    • № 3 «ул. Бочарова — Школа № 12» (один троллейбус; движение ежедневно утром и вечером; 16 рейсов: семь утром, девять вечером);
    • № 7 «Знаменский собор — Авиацентр» (три троллейбуса в будни, два в выходные дни);
    • № 8 «ККПФ — АО Сейм» (три троллейбуса в будни, два в выходные дни);
    • № 9 «1-й Северо-Западный микрорайон — Знаменский собор» (восемь троллейбусов в будни, семь в выходные дни);
    • № 11 «Знаменский собор — просп. А. Деригласова» (четыре троллейбуса с УАХ ежедневно).

    В таком виде он стабилизировался и сохранялся неизменным до весны 2023 года.

    Некоторое омоложение троллейбусного парка случилось в 2021 году, когда прибыли подаренные Правительством Москвы 20 троллейбусов Тролза-5265.00 «Мегаполис». Они оказались моложе некоторых коренных троллейбусов-курян. Однако большинство «москвичей» так и не ввели в эксплуатацию, поэтому роста выпуска подвижного состава на линию не произошло.

    Ситуация до начала реформы: автобус

    Если трамваи поехали по улицам Курска ещё в XIX веке, то первые городские автобусы появились в Курске достаточно поздно по сравнению со многими городами, при советской власти, — в 1934 году. Хотя ещё в 1912 году предприниматель из Курской губернии запустил междугородный автобус, связавший Курск и Фатеж.

    Долгие годы основным перевозчиком была автоколонна № 1307 (ранее — автоколонна № 9). В 1960 году из её состава выделилось ПАТП-1, занявшееся таксомоторными перевозками, а в 1979 году и автобусное предприятие разделилось на два, получивших свою специализацию: ПАТП-2 занялось перевозками в городе, а ПАТП-3 — на пригородных и междугородных маршрутах.

    В первые постсоветские годы ситуация не изменилась, предприятия остались работать в качестве муниципальных. С 1990-х годов всё большую долю пассажирского рынка занимают частные перевозчики. Парк ПАТП стареет. По мере роста численности «маршруток» муниципальные предприятия начало лихорадить, и здесь закономерно больше досталось «городскому» предприятию.

    МУП «ПАТП-2» с февраля 2006 года находилась в состоянии внешнего управления, в июле 2009 году конкурсное производство было завершено и обанкротившаяся организация, зарегистрированная в Курске на ул. 50 лет Октября, д. 171, была ликвидирована. В ноябре 2005 года по этому же адресу было зарегистрировано АО «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (ПАТП города Курска), учреждённое комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска. В отношение АО «ПАТП города Курска» конкурсное управление введено с февраля 2018 года. К этому моменту фактическая деятельность предприятия прекратилась: в январе 2018 года по этому адресу зарегистрировано МУП «ПАТП города Курска», оно и стало муниципальным автобусным перевозчиком Курска на ближайшие несколько лет. А одноимённое акционерное общество окончательно было ликвидировано в конце 2021 года.

    Постепенно «ПАТП города Курска» сокращало численность подвижного состава и присутствие на городских маршрутах. С 1 января 2023 года предприятие перестало выполнять пассажирские перевозки.

    ПАТП-3 в 2005 году стало акционерным обществом с учредителем в лице комитета по управлению имуществом Курской области, в декабре 2016 года из публичного акционерного общества становится непубличным. В декабре 2018 года УФНС России по Курской области обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании АО «ПАТП-3» несостоятельным (банкротом). В апреле 2021 года началась процедура ликвидации АО «ПАТП-3», закончившаяся в декабре того же года. На той же территории на ул. Энгельса, 177Б, где базировалось АО «ПАТП-3», в 2013 году зарегистрировано учреждённое комитетом имущества Курской области АО «КПАТП-1» (Курское пассажирское автотранспортное предприятие № 1»), таким образом занявшее номер давно растворившегося в рыночных реалиях таксомоторного предприятия. Фактически с 2018 года именно к нему перешли ранее выполнявшиеся «ПАТП-3» пригородные и междугородные перевозки из Курска в областные населённые пункты.

    Добиться к 2020-м годам маршрутного коэффициента выше 9,0 с четырьмя трамвайными и девятью троллейбусными маршрутами можно, наверное, только если город вытянут в одну узкую линию. Но топология Курска от этого сильно отличается. И решающий вклад в захламление городских улиц дублирующими маршрутами внесли автобусы многочисленных индивидуальных предпринимателей. По сравнению с советскими временами количество маршрутов увеличилось втрое. В какой-то момент большинство перевозок стало выполняться по нерегулируемым тарифам. Автобусы особо большого класса с городских улиц исчезли, да и большие тоже стали редкостью. От изобилия маломестных и юрких «ГАЗелей» город сумел избавиться, но остался очередным «городом ПАЗиков» с преобладанием автобусов малого класса, по уровню комфорта больше подходящих для перевозок по отдалённым сельским районам, чем по проспектам одного из региональных центров Центральной России.

    Как и во многих других городах, вера в саморегулируемый рынок постепенно заканчивалась и в Курске. Перевозчики не горели желанием работать на убыточных направлениях, а после 20 часов вечера к таким можно было причислить и заметную часть вполне популярных в часы пик маршрутов. С 2019 по 2021 год количество «маршруток» в Курске уменьшилось на 250 единиц (с 700 до 450). Вследствие этого, а также из-за неотлаженной работы маршрутной сети, по вечерам на остановках стали скапливаться толпы пассажиров, от жителей стали поступать жалобы на работу общественного транспорта. К осени 2021 года эти вопросы приходилось решать уже в ручном режиме.

    Обновление подвижного состава стало затруднительным как для муниципального, так и частных автобусных парков. В 2021 году немного улучшить ситуацию удалось благодаря получению помощи Правительства Москвы. 31 бывший столичный автобус ЛиАЗ-5292.21 пополнил автопарки Курской области. В первую очередь транспорт вышел на маршруты №№ 7 и 46, обслуживающие густонаселённый микрорайон Северный.

    «Пандемийный» 2020 год ещё больше показал — делать ставку на «маршрутки» опасно. Увеличение количества подвижного состава тоже не решит всех проблем. Нужны грамотно составленная маршрутная сеть, организация выделенных полос для общественного транспорта, реконструкция дорожной инфраструктуры. В Курске начали сбор данных, чтобы изучать пассажиропотоки и анализировать работу маршрутов.

    Новая маршрутная сеть

    В 2021 году началась активная подготовка к транспортной реформе Курска. Немалую роль в ней отвели созданию новой маршрутной сети. Над реализацией проекта работала команда профессионалов при поддержке специалистов НИИАТ. При этом большой вклад в концепцию удобного пассажирского транспорта внесли представители общественности и сами жители. В новой схеме постарались максимально учесть обращения пассажиров, поступившие за предшествующие два года, особенности улично-дорожной сети и ее пропускную способность, а также места проживания курян, привязку к учебным заведениям, больницам и крупным предприятиям. Приоритет в новой сети отдан электротранспорту и низкопольным автобусам большой и средней вместимости.

    Первый результат, представленный на суд курских властей в начале 2021 года, оказался парадоксальным: из всей трамвайной сети Курска предлагалось сохранить лишь один самый короткий маршрут № 1 с шестью вагонами. Столь «рациональное» использование ресурсов рассчитанного на 150 вагонов Восточного трамвайного депо не устроило никого — ни власти, ни общественность.

    В доработанном к концу 2021 года варианте общее количество маршрутов в новой сети планировалось сократить с 98 до 45, оставив из четырёх трамвайных — три, из семи троллейбусных — четыре и из 87 автобусных — 38. Движение электротранспорта при этом сохранялось по всем линиям, за исключением малодеятельной троллейбусной трассы до Школы № 12. Помимо этого, все перевозки в городе предлагалось перевести на регулируемые тарифы, а «маршрутки» как явление отменить. Также в ходе запуска новой маршрутной сети планировалось несколько разгрузить центр, в частности, ул. Ленина. Автобусные маршруты со стороны Красной пл. и ул. Малых в направлении ул. 50 лет Октября и ул. Энгельса вместо Красной ул. — перенаправить по ул. Дзержинского.

    Проект новой маршрутной сети обнародовали в декабре 2021 года в виде интерактивной Google-карты для сбора окончательных предложений и формирования итоговой версии маршрутной сети.

    ГЭТ в новой маршрутной сети

    Первоначально в новую маршрутную сеть хотели включить только четыре троллейбусных маршрута:

    • № 7 «Московская пл. — Авиацентр»;
    • № 8 «Московская пл. — ул. Серёгина»;
    • № 9 «1-й Северо-Западный микрорайон — ул. Бочарова»;
    • № 11 «просп. им. А. Дериглазова — Знаменский собор».

    Маршрут № 9 должен быть объединиться с более длинным маршрутом № 2, получив его трассу, но сохранив свой номер, маршрут № 7 — продлённым от Знаменского собора до Московской пл., а маршрут № 8 — наоборот, вместо ККПФ сократиться до Московской пл. Маршрут № 11 сохранялся без изменений, но его переставал дублировать более короткий маршрут № 1. Также предусмотрели отмену маршрута № 3, при этом малодеятельная линия от пл. Добролюбова до Школы № 12 оставалась без маршрутного движения. В новой сети к школе предусмотрели заезды автобусных маршрутов № 33 «ул. Малых — микрорайон Берёзовая Роща» и № 59 «магазин "Полёт" — Привокзальная пл.».

    Трамвайных маршрутов в новой сети предусматривалось три:

    • № 1 «КПК (3-я Агрегатная ул.) — Хлебозавод»;
    • № 3 «Автовокзал — кинотеатр "Родина"»;
    • № 4 «Железнодорожный вокзал — Малышева».

    В районе кинотеатра «Родина», заявленного в качестве конечной остановки трамвая № 3, разворотного кольца сейчас нет. Ранее вагоны проходили здесь далее до остановки «Химволокно», но с сентября 2018 года маршрут «тройки» сокращён на пять остановок до конечной «Ольховская ул.», а к 2023 году на участке от «Родины» до «Химволокна» полотно разобрали. За исключением непонятной ситуации с маршрутом № 3, трамвайная составляющая реформы состояла в сохранении маршрутов №№ 1 и 4 и полной ликвидации маршрута № 2 «Железнодорожный вокзал — Автовокзал». Ему в новой сети места не нашлось, так как одна часть его трассы дублируется маршрутом № 3, а другая — № 4: город взял курс на пересадочную модель обслуживания с бесплатными пересадками.

    Маршруты: магистральные, городские и подвозящие

    В концепцию новой маршрутной сети заложили разделение на три типа: магистральные, городские и подвозящие. Связь между остановками без прямых маршрутов решили компенсировать внедрением пересадочной модели перевозок. Реализовать такой подход стало возможным при переводе всех оставшихся маршрутов на работу исключительно по регулируемым тарифам на основании государственных контрактов и внедрение электронных способов оплаты проезда.

    Специальную систему обозначений номеров маршрутов, разделяющих сеть на магистральные и подвозящие направления, первоначально решили не использовать. Но номера разных видов транспорта решили развести между собой. Самые маленькие номера достались трамваям: №№ 1, 3, 4. Троллейбусы оставили за собой №№ 7, 8, 9, 11. Автобусным линиям достались №№ 6, 10, 12 и далее (с промежутками) вплоть до 99. Путавшиеся с пригородными направлениями трёхзначные «двухсотые» номера городских автобусных маршрутов, ставших следствие непомерно разросшейся на пике её «маршруточного» состояния, в ходе реформы решили полностью искоренить.

    В феврале 2022 года для автобусных маршрутов постановлением Администрации Курской области утвердили добавление литер «Г», «П» или «М», после номера маршрута, обозначающих принадлежность к одному из классов: городскому, подвозящему или магистральному.

    Новая структура управления перевозками

    Для финансирования транспортной реформы из более крупного регионального бюджета Законом Курской области № 94-ЗКО от 03.11.2021 полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом от органов местного самоуправления городского округа Курск перераспределены к органам государственной власти Курской области. Кроме того, это позволило скоординировать управление работой городских и межмуниципальных маршрутов, заходящих в Курск.

    Вместо Департамента пассажирского транспорта Курска заказчиком транспортной работы стало ОКУ «Центр транспортных услуг». Областное казённое учреждение «Центр транспортных услуг» создано по распоряжению Администрации Курской области от 05.10.2011 № 602-ра на базе областного бюджетного учреждения «Центр социальных транспортных услуг».

    А в декабре 2021 года в региональную собственность Курской области перешли три муниципальных транспортных предприятия Курска: «ПАТП города Курска», «Курскэлектротранс» и «Центральная диспетчерская служба города Курска». С весны 2022 года права учредителей ГУП КО «Курскэлектротранс», ГУП КО «ПАТП города Курска» и ГУП КО «Центральная диспетчерская служба города Курска» осуществляют совместно Министерство имущества Курской области и Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области (до декабря 2022 года ведомства работали в качестве комитетов).

    Постановлением Губернатора Курской области от 12.12.2022 № 402-ПГ Комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области преобразован в Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области.

    Приказом комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области от 18.10.2022 № 229 функционал ОКУ «ЦТУ» расширен: его наделили функцией оператора автоматизированной системы контроля оплаты проезда в отношении регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Курска, выполняемым по долгосрочным государственным контрактам.

    А приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Курской области от 30.10.2022 № 307 ОКУ «ЦТУ» наделено полномочиями составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Курской области. Расширение функционала позволило с нового 2023 года начать работу контролёров на линиях общественного транспорта. Пассажирам при оплате наличными рекомендуют обязательно брать бумажный чек. При оплате картой через валидатор будет сохраняться электронный чек: его наличие контролёры проверяют через специальный терминал.

    Решением Министерства имущества Курской области от 23.06.2023 № 01-01-17/400 зарегистрированное по фактическому адресу на ул. 50 лет Октября, д. 171 переставшее быть городским перевозчиком ГУП КО «ПАТП города Курска» реорганизуется в акционерное общество «ПАТП города Курска» с единственным акционером — Курской областью в лице минимущества.

    2022 год: подготовка к реформе, переносы запуска

    Первоначально новую маршрутную сеть планировали ввести с июля 2022 года. На первое полугодие — с 1 января по 30 июня 2022 года с МУП «Курскэлектротранс» по результатам проведённых в начале декабря аукционов заключили муниципальные контракты на обслуживание «дореформенных» трамвайных и троллейбусных маршрутов. Их количество и трассы совпали с действовавшей в 2021 году маршрутной сетью. До 30 июня 2022 года определили и автобусных перевозчиков действовавших маршрутов по регулируемым тарифам.

    В первую рабочую неделю 2022 года Губернатором Курской области подписано постановление Администрации Курской области № 4-па от 10.01.2022, утвердившее документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам в Курской области и муниципальным маршрутам в границах городского округа "Город Курск" с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года (ДПРП).

    Этим документом с 1 июля 2022 года полностью обнулялась сеть городских маршрутов общественного транспорта Курска. Небольшие коррективы по сравнению с ранее опубликованной картой будущих маршрутов внесли: вместо 45 направлений в новой маршрутной сети осталось 44 маршрута (три трамвайных, четыре троллейбусных и 37 автобусных). Троллейбусный маршрут № 8 «ККПФ — АО "Сейм"», в предварительной версии сети планировалось вместо ККПФ сократить до Московской пл., однако в документ планирования он попал в более длинном варианте с движением по ул. Карла Маркса и Кавказской ул. до Троллейбусного депо.

    Появилась и детализация по количеству подвижного состава для маршрутов. Общий выпуск на трамвайные и троллейбусные маршруты по сравнению с началом 2022 года планировали увеличить, несмотря на сокращение количества маршрутов: с 26 до 32 трамвайных вагонов и с 33 до 45 троллейбусов. Заметно вырастающее на многих маршрутах количество подвижного состава позволит обеспечить движение транспорта с интервалами, приемлемыми для ожидания пассажирами.

    На неизменяемом трамвайном маршруте № 4 обслуживание предполагалось без изменений, на маршруте № 1 — увеличение выпуска с четырёх до шести вагонов. Наибольшие изменения ожидали маршрут-«призрак» № 3 «Автовокзал — ул. Ольховская»: ему с продлением до кинотеатра «Родина», где нет разворотного кольца, решили увеличить выпуск с двух до 13 вагонов. Ближайшее за «Родиной» разворотное кольцо «Химволокно» располагается в 1,15 км, но остановка на кольце и трасса к ведущему к нему от просп. Ленинского Комсомола Силикатному пр. в утверждённую трассу «тройки» не включена.

    Среди троллейбусных направлений заметный рост выпуска наметили на маршрутах № 7 (14 троллейбусов вместо трёх), № 8 (шесть вместо трёх), и № 11 (12 вместо четырёх своих и ещё четырёх с упраздняемого маршрута № 1).

    На момент утверждения документа запуск трамвайного маршрута № 3 и троллейбусного № 11 с указанными параметрами летом 2022 года не представлялся возможным. Для первого не хватало трамвайных путей, для второго — либо контактной сети, либо достаточного количества троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

    Как сообщало ИА «KURSKCITY», выпуск документа планирования маршрутной сети в самом начале 2022 году был призван подкрепить позиции Курской области по развитию пассажирского транспорта для получения инфраструктурного кредита. Областной администрацией подготовлена заявка в Минтранс России на получение 3,7 млрд руб. федеральных средств. Их планировалось направить на развитие МУП «Курскэлектротранс».

    Несмотря на запланированный рост выпуска на троллейбусные маршруты, основной объём перевозок в новой маршрутной сети документом планирования по-прежнему возложен на автобусы. Однако, в отличие от прежнего засилья подвижного состава малого класса, среди 303 выпускаемых автобусов более половины подвижного состава решено было представить автобусами большого и даже особо большого класса. Планировалось из 37 автобусных маршрутов 12 обслуживать вместительными автобусами большого и особо большого класса (142 и 18 автобусов). Почти половина маршрутов (16) будет обслуживаться 115 автобусами среднего класса. На девяти малодеятельных маршрутах, «закрывающих» второстепенные направления, должны трудиться 28 машин малого класса (микроавтобусов).

    Первоначальной январской редакцией документа никак не оговаривалась дальнейшая судьба городских маршрутов по нерегулируемым тарифам. Вероятно, планировалось отменить их «по умолчанию». Среди маршрутов, утверждённых к отмене с 1 июля 2022 года, указанных в соответствующем приложении к документу планирования маршрутов, все относились к регулируемым тарифам: все троллейбусные маршруты и 17 автобусных.

    Постановлением Администрации Курской области от 16.02.2022 № 131-па ДПРП дополнили перечень межмуниципальных маршрутов Курской области и муниципальных маршрутов города Курска с изменением вида перевозок с нерегулируемых тарифов на регулируемые. Таковых оказалось 59, а дата начала действия изменений была определена на 20 августа 2022 года. Количество вводимых в 2022 году новых городских маршрутов увеличилось с 44 до 47 за счёт запуска уже в марте трёх автобусных маршрутов по регулируемым тарифам. Остальные, как и ранее, планировалось запустить с 1 июля 2022 года.

    Три «новичка» списка отличались наличием литеры «В» («вечерний») (№№ 75В, 81В, 82В): не дожидаясь перевода «основных» маршрутов на регулируемые тарифы недостаток транспортного обслуживания в вечернее время с 20 до 23 часов решили компенсировать запуском с 1 марта 2022 года их «социальных» дублёров с выполнением двух-трёх рейсов в каждом направлении двумя автобусами малого класса, двигающимися с конечных остановок навстречу друг другу.

    С учётом запланированного пересечения сроков работы старых «нерегулируемых» и новых «регулируемых» маршрутов, нумерацию готовящихся к запуску маршрутов с необходимостью дополнили литерами «Г», «П» или «М», обозначающими их принадлежность к одному из классов маршрутной сети: городскому, подвозящему или магистральному. Получилось около 20 пар возможных дублёров (№ 35 № 35Г, № 44№ 44Г, № 45№ 45П, № 58№ 58П, № 59№ 59Г, № 61№ 61Г, № 66№ 66П, № 73№ 73М, № 79№ 79М, № 81№ 81М, № 82№ 82М, № 83№ 83П, № 84№ 84Г, № 85№ 85М, № 88№ 88Г, № 89№ 89Г, № 93№ 93М. № 98№ 98Г, № 99№ 99М).

    В марте-апреле 2022 года руководству региона стало окончательно понятно, что реализовать реформу с 1 июля не получится: цена заказываемой транспортной работы из-за роста эксплуатационных расходов возросла, а заводы, временно сократившие производство подвижного состава в связи с процессом импортозамещения, не успеют поставить необходимое количество автобусов.

    17 мая подписано постановление Администрации Курской области № 559-па, вносящее изменения в ранее утверждённый ДПРП. Основные планы оптимизации маршрутов сохранились, но дата их запуска перенесена на полгода — с 1 января 2023 года.

    Решения для электротранспорта остались прежними. Под вопросом осталась судьба нереализуемого физически изменения трамвайного маршрута № 3. Как сообщил 19 мая 2022 года в эфире Центра управления регионом заместитель председателя комитета транспорта и автодорог Курской области Александр Васильченко, решение по маршруту № 3 может быть принято только после запуска маршрутной сети, перевода перевозчиков на госконтракты и изучения пассажиропотока. Данные лягут в основу экономических расчётов и лишь после этого смогут понять окупаемость «тройки». В качестве альтернативного варианта власти Курской области вместо трамвая могут продлить на автономном ходу троллейбусный маршрут № 8, сообщили «Городские известия».

    Обновлённый перечень автобусных маршрутов по-прежнему составили 37 наименований, но в его содержимом произошли изменения. Магистральными остались 12 маршрутов, городских стало 17, а подвозящих — восемь. На некоторых маршрутах изменилось в сторону увеличения или уменьшения количество подвижного состава. Отказались в городе от планов по использованию автобусов особо большого класса, полностью связав планы с обслуживанием магистральных маршрутов №№ 50М и 79М с автобусами большого класса.

    Скорректировали планы по трассам двух маршрутов: № 28М с продлением на две остановки от Аллеи подводников до ул. Косухина и № 67П «Льговский поворот — Силикатный завод — Аллейная ул.» с продлением по просп. Кулакова до ул. Черняховского.

    В качестве временной меры, в мае 2022 года стартовали конкурсные процедуры на заключение контрактов на обслуживание старой маршрутной сети по регулируемым тарифам с 1 июля по 31 декабря 2022 года (маршруты трамвая №№ 1, 2, 3, 4, троллейбуса №№ 1, 2, 3. 7, 8, 9, 11, автобуса №№ 3, 3А, 4, 5, 6, 7, 13, 14, 18, 22, 36, 40, 41, 46, 50, 53, 64, 75В, 81В, 82В, 92). К этим 32 маршрутам с 1 июля также добавили ставшие работать по регулируемым тарифам маршруты №№ 74 «ул. Черняховского — ул. Чайковского», № 226 «Нижняя Казацкая ул. — ул. Карла Маркса — пл. Перекальского» и № 283 «ул. Пирогова — ул. Перекальского».

    Также из неотложных мер с 1 июля 2022 года маршрут № 92 «1-я Строительная ул. — ул. Черняховского» продлили до остановки «ул. 50 лет Октября», а маршрут № 50 «просп. Дериглазова — пл. Комарова» — до остановки «ул. Малышева».

    Если маршруты электротранспорта обслуживало исключительно ГУП КО «Курскэлектротранс», то из автобусных направлений ГУП КО «ПАТП города Курска» работало только на шести маршрутах (№№ 7, 18, 36, 46, 50, 53) из 24, а остальные на аукционах разыграли между 13 индивидуальными предпринимателями. Разница между государственным перевозчиком и частными была также в подвижном составе: ПАТП эксплуатировало автобусы большого класса, а предприниматели — малого. Всего по регулируемым тарифам во втором полугодии 2022 года на маршрутах Курска по контрактам работало в будни 20 автобусов большого класса и 51 малого (в выходные дни — 10 и 36 соответственно) — примерно в 4,5 раза меньше, чем планировалось после завершения реформы и перевода всех маршрутов на регулируемые тарифы.

    Постановлением Администрации Курской области от 01.08.2022 № 851-па в ДПРП внесены очередные изменения. Перевод 59 маршрутов по нерегулируемым тарифам на работу по регулируемым тарифам (фактически — их отмена) перенесён на 1 июля 2023 года. Запуск нового перечня маршрутов по регулируемым тарифам оставлен с прежним сроком 1 января 2023 года.

    Постановлением Администрации Курской области от 23.11.2022 № 1333-па перенесён на 1 июля 2023 года и запуск почти всех новых маршрутов. Лишь изменения некоторых наиболее необходимых маршрутов всё-таки сохранили на 1 января, но в «бюджетном» варианте (с меньшим выпуском и размеров подвижного состава, на коротких нетто-контрактах). Пересмотрены некоторые решения по трассам автобусных маршрутов для их будущего запуска. Перспективный маршрут № 79М в перечень запускаемых вошёл под новым № 41М «2-я Агрегатная ул. — просп. Надежды Плевицкой», хотя к этому моменту на его обслуживания (под № 41) уже заключён контракт сроком на пять лет с 1 января 2023 года по 31 декабря 2028 года.

    В перечень маршрутов для заключения в ноябре-декабре контрактов на работу с января по регулируемым тарифам, вошли 43 маршрута: семь троллейбусных, четыре трамвайных и 32 автобусных (№№ 3, 3А, 4, 5, 6, 13, 14, 18, 20, 22, 36, 40. 41, 42, 46, 50, 55, 60, 61Г, 67П, 64, 74, 75В, 81В, 82В, 84Г, 92, 94, 216П, 226, 266, 283). Сразу же были обозначены и планы по заключению следующих контрактов в апреле-июне: их предусмотрели для трамвайных маршрутов №№ 1, 3, 4, троллейбусных №№ 7, 8, 9, 11 и автобусных №№ 6Г, 10Г, 14Г, 15Г, 18Г, 22Г, 26П, 28М, 33Г, 35Г, 36Г, 41М, 42М, 43Г, 44Г, 45П, 46М, 47П, 50М, 58П, 59Г, 66П, 73М, 81М, 82М, 83П, 85М, 88Г, 89Г, 92П, 93М, 97М, 98Г, 99М.

    Транспортной реформе — быть. План действий на 2023 год сформирован. Осталось лишь выполнить его. О начале реализации транспортной реформы в 2023 году — в следующей части обзора.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)