С барского плеча—2: из Москвы в регионы. Часть 2: куда отправились трамваи?

  • Павел Яблоков
    21 января 2018 г. — 23:57
    4981
    Иллюстрация: 

    Крупнейшая за последние годы партия подвижного состава – несколько сотен автобусов, троллейбусов и трамваев – покидает Москву ради работы в других городах России. Техника из «Мосгортранса» не полностью выработала свой ресурс, но уже не соответствует повышенным столичным требованиям к современному подвижному составу. В первой части обзора TR.ru уже рассказал, куда из Москвы направились десятки автобусов. Сегодня продолжение темы – о судьбе трамваев.

    Вагоны спешат в регионы

    Если отправляемые подальше из Москвы автобусы устарели по экологическим параметрам, то имеющие более длинный жизненный цикл многие трамвайные вагоны проигрывают даже им по эргономике. Весной 2017 года доля автобусов с низким уровнем пола в «Мосгортрансе» составляла 94,8%. У трамваев только с началом поставки вагонов «Витязь-М» (71-931М) этот показатель начал расти вверх с отметки 20% и к началу 2018 года превысил 30%.

    «Витязи-М», меньше чем за год полностью вытеснившие другие модели из депо имени Баумана, начали поступать в Октябрьское депо. С их приходом отправляются в отставку вагоны предыдущих поколений. Они всё ещё моложе и местами прогрессивнее своих «коллег», являющихся основными «рабочими лошадями» в других городах России. Администрации многих регионов направляли обращения в Москву в надежде получить бесплатно или за умеренную цену ставшие ненужными Москве вагоны.

    Всего полтора года назад Москва перестала эксплуатировать вагоны семейства 71-608, а уже в течение ближайшего года столица может расстаться и с большей частью вагонов следующего поколения – 71-619 производства того же Усть-Катавского завода. Забирать вагоны для перевозки в любые регионы, как правило, будут с территории трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице, откуда позже планируют восстановить выпуск маршрутных вагонов в процессе реформы трамвайной маршрутной сети Москвы.

    Кто первые?

    Ульяновск начал получать долю своих вагонов из нынешнего сезона раздачи самым первым – ещё в 2017 году. Ещё несколько городов, полностью оформивших документы по безвозмездной передаче техники, уже провели отбор транспортировщиков для своих вагонов. Помимо Ульяновска, лучше всех подготовились Курск и Иркутск.

    Контракт между МУП «Ульяновскэлектротранс» и предпринимателем Е. А. Меховским стоимостью 4,176 млн руб. на перевозку 30 вагонов модели 71-619К был заключён 18 сентября 2017 года. К концу 2017 года первые 20 вагонов выпуска 2001-2005 гг. прибыли в город. В последние дни декабря первые «переселенцы» уже вышли на маршруты Ульяновска, обслуживаемые Северным трамвайным депо (№ 1), получившим 10 вагонов.

    Свою десятку вагонов готовят выпустить и в Засвияжском депо (№ 2). До конца января на маршруты планируют вывести уже 15 вагонов и отправить из Москвы оставшиеся десять. До приезда «москвичей» средний выпуск на маршруты состоял из 106 вагонов. Почти двухсотвагонный парк города больше чем наполовину состоит из Tatra T3SU и Tatra 6B5SU выпуска 1980-1990 годов.

    10 вагонов 71-619КТ с территории трамвайно-ремонтного завода (ТРЗ) (г. Москва, ул. Волочаевская, д.9) должны до конца 2018 года добраться до трамвайного депо МУП «Иркутскгортранс» («ИГТ», г. Иркутск, ул. Пискунова, 128). Конкурс по поиску транспортировщика вагонов проведён иркутскими транспортниками в декабре, однако окончательные итоги не обнародованы. Это пока самое дальнее расстояние перемещения техники «Мосгортранса» за последние годы, поэтому на перевозку каждого вагона из Москвы в Иркутск отводится по 10-14 дней.

    Курск лишь со второй попытки нашёл транспортировщика своей доли вагонов – 20 трамваев 71-619КТ 2000-2005 гг. выпуска. Проведённый 11 декабря 2017 года конкурс был объявлен несостоявшимся, а заявка единственного участника признана не соответствующей требованиям. Следующий объявили 25 декабря, а 16 января 2018 года определили победителя – ООО «НЕГАБАРИТ 46». Стоимость перевозки вагонов, предложенная исполнителем, – 1,59 млн руб. Из-за необходимости проведения повторного тендера первоначальный срок прибытия вагонов в распоряжение МУП «Курскэлектротранс» (до 28 февраля) передвинут на 31 марта 2018 года.

    Сами трамваи, приготовленные для передачи, специалисты из Курска осмотрели в Москве ещё в октябре 2017 года, и большинство из них продолжает пока работать на столичных маршрутах. Сейчас муниципальный парк трамваев Курска насчитывает 70 вагонов, из которых на линию выходит 42. Последняя поставка «новой» техники была в 2012 год – в их роли выступили 10 Tatra T3SUCS из столицы Чехии – Праги.

    Успеть до весны: Липецк, Смоленск, Череповец

    Жители Липецка сами предложили властям идею попросить подержанные трамваи у москвичей через «Портал неравнодушных». А в сентябре 2017 года администрацией города было объявлено, что инициатива близка к реализации. В конце декабря «Мост ТВ» со ссылкой на главу города сообщило, что Липецк получит 12 вагонов из Москвы уже в середине января. В действительности это, похоже, случится на несколько недель позже. В 2017 году трамвайные перевозки решили выделить из «Липецкпассажиртранса» в отдельную организацию.

    10 вагонов 71-619КТ из Москвы выйдут на линии Череповца (Вологодская обл.) весной 2018 года, сообщает сайт местного перевозчика МУП «Электротранс». В начале декабря прошла поездка делегации в Москву на осмотр передаваемых вагонов. Изначально череповчане запрашивали 15 вагонов, но даже одобренные столицей 10 вагонов станут шагом вперёд для города, даже минимально не обновлявшего вагонный парк в последние 10 лет.

    Из 52 местных вагонов большинство (около 30) работает здесь и вовсе с момента открытия линии в Заягорбский район (1984 г.). Поэтому пополнение парка из трамваев 2004-2006 годов выпуска немного омолодит местный вагонный пейзаж. Это позволит заменить наиболее изношенных «старичков», не избавляя город полностью от вагонов-ветеранов семейства 71-605. Пока вопрос транспортировки помощи из Москвы в Череповец не решён, но к 1 марта их уже ждут в городе, сообщает cherinfo.ru.

    Смоленск, в 2016 году купивший у Москвы 10 вагонов 71-608КМ по 1 млн руб. за каждый, в 2018 году стремится бесплатно получить 20 вагонов 71-619К для модернизации парка МУТТП. Об этом объявлено 27 ноября 2017 года на совещании в мэрии города, сообщает «О чём говорит Смоленск». Из шести десятков выезжающих на маршруты вагонов около полусотни выпущено до 2001 года, включая позапрошлогоднюю партию из Москвы. А полтора десятка «неубиваемых», но наиболее морально устаревших вагонов семейства 71-605, и вовсе выпущены ещё в советское время. Новая порция московских «подарков» выпуска 2000-2005 годов позволит отказаться от использования старых трамваев.

    Кто ещё: Тула, Орёл, Ярославль, Новосибирск, Нижний Новгород?

    19 января РИА 57 со ссылкой на администрацию Орла сообщило о том, что местное МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» получит от Москвы 15 трамвайных вагонов. Сроки поставки пока не определены. Вагонный парк города насчитывает около 80 вагонов Tatra T3SU и Tatra 6B5SU 1979-1990 годов выпуска. С начала XXI века город прибавил к ним только по одному вагону 71-403 и 71-405.

    Тула, прошлой зимой получившая 30 вагонов 71-619КТ, в 2018 году собирает обновить свой парк ещё 18 аналогичными вагонами. После прошлой поставки город расстался с вагонами Tatra T3SU. Грядущее пополнение отправит в отставку не менее трети вагонов Tatra T6B5SU выпуска 1988-1996 годов. Чешские вагоны составляют половину городского парка из девяти десятков вагонов.

    Рассматривали получение 20 московских вагонов в дополнение к полученным десяти в 2016 году и в Новосибирске. Москва предварительно ответила согласием, однако тут уже задумались новосибирские транспортники. В октябре они решили выехать в Москву и оценить техническое состояние передаваемых трамваев, сообщают «Новосибирские новости». Ведь у города есть и другой, «эксклюзивный» источник обновления вагонного парка – совместное предприятие «БКМ-Сибирь», собирающее фактически новые трамвайные вагоны БКМ-62103 под видом глубокой модернизации отработавших своё вагонов. За 2017 год таким образом было произведено 12 вагонов.

    В Ярославле тоже подумали — и отказались от первоначально предложенных ещё летом Москвой 23 вагонов ЛМ-2008 (71-153.3). С этим типом вагоном в АО «Яргорэлектротранс» не работали, потребуются вложения в материальную базу и переобучение сотрудников, сообщил PROгород.ru. Хотя вагоны относительно свежие (2009-2010 гг. выпуска), и большинство из них на ходу, технику в итоге посчитали достаточно непривычной для Ярославля.

    В ноябре объявлено о том, что Ярославль заберёт 20 вагонов модели 71-619КТ 2004-2007 гг. выпуска, одногодки которых уже работают в Ярославле. Пополнение «Яргорэлектротранс» сможет получить в феврале 2018 года, сообщил 76.ru. Это позволит унифицировать весь городской вагонный парк, укомплектовав его вагонами 71-619К и 71-619КТ, и полностью отказаться от использования морально устаревших вагонов – «хита» советской промышленности семейства 71-605. В то же время низкопольных вагонов в Ярославле пока так и не будет. Отвергнутый вариант с получением ЛМ-2008 позволил бы городу обзавестись первыми в его истории частично низкопольными трамваями.

    Агентство «НТА-Приволжье» со ссылкой на управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода в декабре сообщило о том, что «Мосгортрансом» для безвозмездной передачи в Нижний Новгород предложены 22 трамвайных вагона модели ЛМ-2008 (71-153.3), которые не успели выработать свой срок эксплуатации. Петербургский трамвайный завод, изготавливавший их, закрыт. А поддерживать на ходу малосерийную по московским меркам технику посчитали нерентабельным. В Нижнем Новгороде пока тоже взяли время на раздумье относительно техники, от которой уже отказался Ярославль.

    Повезёт в следующий раз?

    Некоторые города, желавшие заполучить бесплатные вагоны, похоже, останутся ни с чем. Как сообщает «Вечерний Краснотурьинск», трамвайщики Краснотурьинска Свердловской области в 2016 году уже упустили шанс получить вагоны из Москвы, и направленное в 2017 году обращение в адрес Мэрии Москвы о выделении трёх вагонов, по всей видимости, ожидает та же участь. По сравнению с просьбами других городов, три вагона кажутся скромной цифрой. Но для уральского города это – крик помощи о полной замене всех трёх чудом оставших на ходу городских вагонов модели 71-605, выпущенных в 1985 году. Волею судьбы они уже пережили все готовившиеся им на смену трамваи 71-402 производства начала XXI века, но долго продержаться не смогут.

    В конце апреля 2017 года была в Москве делегация из Омска, сообщает БК55. Омские транспортники решили побороться ещё за 10 трамваев для МП «Электрический транспорт» – в дополнение к пяти, полученным в 2016 году. Но если желания 2016 года удовлетворили наполовину (омичи просили 10 вагонов), то положительной информации о судьбе новой заявки пока не поступало. Тем временем положение городского транспорта в городе с миллионным населением, в котором даже начинали строить метро, остаётся критическим. Успехом для омских транспортников является даже покупка автобусов ПАЗ средней вместимости. А из примерно 90 омских «живых» трамвайных вагонов две трети – представители семейства 71-605 выпуска 1983-1991 годов.

    В ближайшие месяцы по уже заключённым соглашениям из Москвы в разные уголки России должно отправиться более 150 трамвайных вагонов. Даже для столицы России это серьёзный объём, учитывая что на 1 апреля 2017 года весь парк линейных вагонов города насчитывал 806 единиц.

    Предыдущей волной раздачи устаревших для «Мосгортранса» вагонов в регионы «унесло» 125 единиц подвижного состава моделей 71-608КМ, 71-619КТ и 71-134А (ЛМ-99АЭ): по 10 — в Новосибирск, Смоленск, Иркутск, Тверь, по пять — в Томск и Омск, 14 — в Орск, восемь — в Новотроицк, 23 — в Саратов и 30 — в Тулу.

    О новых местах работы московских троллейбусов – читайте в ближайшее время в продолжении материала.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)