С барского плеча—2: из Москвы в регионы. Часть 1: куда отправились автобусы?

  • Павел Яблоков
    19 января 2018 г. — 23:41
    2264
    Иллюстрация: 

    Крупнейшая за последние годы партия подвижного состава — несколько сотен автобусов, троллейбусов и трамваев — покидает Москву ради работы в других городах России. Техника из «Мосгортранса» не полностью выработала свой ресурс, но уже не соответствует современным московским требованиям к подвижному составу. Часть машин и вагонов уже успела выйти на маршруты в других регионах, другие только готовятся к отправке.

    Как это работает?

    ГУП «Мосгортранс» с оглядкой на собственный план закупок готовит к выводу из пассажирской эксплуатации «неперспективные» группы трамваев, троллейбусов, автобусов. Состояние многих из них таково, что до утилизации они ещё вполне могли работать где-то более в спокойном режиме, не тревожа эстетических чувств изысканной столичной публики.

    Если раньше потенциальных новых владельцев приходилось искать и оповещать, то со временем ситуация изменилась. Раздел «Реализация техники, вышедшей из эксплуатации» на официальном сайте «Мосгортранса» не обновлялся несколько лет, до сих пор обещая соискателям то, что и у самого столичного перевозчика осталось лишь для музейных нужд, – «Икарусы» 280-й, 415-й и 435-й серий и ЛиАЗ-5256 выпуска до 2002 года. Не публикуются и поимённые списки трамвайных вагонов, с которыми «Мосгортранс» готов расстаться, как это было с представителями семейства 71-608, прекратившего работать на столичных маршрутах в августе 2016 года.

    Но все ловцы удачи в столичном транспортном «пруду» знают, что автобусы, трамваи и троллейбусы на выдачу есть. Главное – договориться. Хорошая сделка требует тишины, поэтому многие нюансы переговоров так и останутся тайной для широкой публики: почему одни города получают технику безвозмездно, а другие — по остаточной стоимости; почему одним дают столько, сколько попросят, а другим — столько, сколько захотят или вообще не дадут, и многое другое.

    В идеальном же варианте схема такова. Администрации регионов направляют в Москву свои заявки на безвозмездное получение столичной техники. Получив предварительное согласие от москвичей, делегации транспортных предприятий городов прибывают в Москву на осмотр предлагаемых к передаче машин и вагонов. После предварительного согласования «кандидатов» ГУП «Мосгортранс» готовит пакет документов для подачи в Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ). Подвижной состав — в собственности столицы, и в распоряжении «Мосгортранса» находится на праве хозяйственного ведения.

    Для передачи техники в другие города необходимо издание распоряжения Правительства Москвы, проект которого и готовит ДГИ. После выхода официального документа автобусы, троллейбусы и трамваи могут быть окончательно переданы в собственность новым хозяевам, которым остаётся за свой счёт решить вопрос транспортировки обретённого движимого имущества на новое «место жительства».

    В некоторых моментах московские чиновники стараются действовать по принципу «делай добро тихо». Решения о безвозмездной передаче автобусов, троллейбусов, трамваев утверждаются на еженедельных заседаниях Президиума Правительства Москвы, однако не находят отображения в сокращённых стенограммах, публикуемых на сайте Москвы. Нет нормативных актов о передаче городского имущества и среди обнародованных там же избранных официальных документов. В интернете гораздо проще найти московские постановления «лужковских» времён о произошедших два десятка лет назад аналогичных событиях, нежели о нынешних.

    В свою очередь, «на местах» зачастую торопятся объявить жителям даже о том, на что ещё оформлены не все необходимые документы.

    Чем «Евро» ниже – тем дальше от Москвы

    Наиболее критично морально устарела автобусная техника. Крепкие автобусы, выпущенные 7-10 лет назад, которые ещё не откатали положенные до своего списания пробеги, уже не соответствуют московским экологическим требованиям.

    Почти четверть парка «Мосгортранса» весной 2017 года составляли автобусы экологического класса Евро-3 (1645 из 6532 единиц). Уже тогда Департаментом транспорта Москвы не была согласована их деятельность на городских трассах. С 2016 года в Реестре муниципальных маршрутов города Москвы для «Мосгортранса» утверждена работа автобусов только экологического класса Евро-4 и выше.

    Немногим лучше складывается ситуация и на межрегиональных перевозках между Москвой и Московской областью. Лишь не более 70 автобусов «Мосгортранса» с экологическим классом Евро-3 по реестру смежных межрегиональных маршрутов имеют право работать на пригородных маршрутах №№ 10, 14, 127, 205, 212, 268, 510, 669, 722, 741, 760, 794, 817, 828, 851, 883, 930, 1001, МЦ1.

    Более тысячи «лишних» автобусов «Мосгортранса» низкого экологического класса, «запрещённых» Департаментом транспорта Москвы, необходимо куда-то пристроить. И помочь обновлению парка решили принудительно – путём раздачи ещё ходовых, но морально устаревших автобусов в другие регионы с менее жёсткими экологическими требованиями. В этом сезоне пока удалось трудоустроить таким образом почти две сотни машин.

    Большинство передаваемых автобусов – вместительные трёхосные 15-метровые, которые закупались Москвой в перерыве между отказом от покупки сочленённых автобусов семейства ЛиАЗ-6212 с высоким уровнем пола и началом серийного производства их низкопольных преемников семейства ЛиАЗ-6213. В 2006-2008 годах Москвой было приобретено около 830 низкопольных и полунизкопольных трёхосных автобусов – моделей МАЗ-107.066, Волжанин-6270.06, Волжанин-6270.10, ГолАЗ-6228. Первые две разновидности сейчас активно предлагаются другим городам.

    «В Москву я больше не ездок»

    По информации novgorod.ru, Новгородская область получает из Москвы для местного ООО «Автобусный парк» 49 автобусов (26 МАЗ-107.066 и 23 Волжанин-6270.06 выпуска 2007-2009 годов). В октябре 2016 года в Великом Новгороде автобусные перевозки оказались на грани остановки после того, как компания «Питеравто» забрала 92 автобуса, сдававшихся в аренду местному перевозчику. Летом 2017 года ООО «Автобусный парк» приобрело шесть подержанных автобусов ЛиАЗ, а до этого выпускало на линию музейные автобусы. Соглашение о передаче московских автобусов достигнуто в середине 2017 года, а окончательно документ правительства Москвы подписан 28 ноября. Первыми в Великий Новгород 27 декабря прибыли «Волжане», а «МАЗы» – несколькими днями позже. Выпуск автобусов на новгородские маршруты №№ 4, 16, 19, 20 ожидается к концу января.

    17 автобусов направлены в Брянскую область в конце декабря 2017 года. Десять из них (МАЗ-107.066 выпуска 2006-2008 гг.) поступили в МУ «Брянское городское ПАТП», обслуживающее городские маршруты областного центра. Ещё семь (пять МАЗ-107.066 и два МАЗ-103.065) получило АО «Брянская автоколонна № 1403», работающее на пригородных маршрутах из Брянска. За свои деньги брянская администрация приобрела и презентовала горожанам перед Новым годом 20 менее вместительных автобусов ЛиАЗ-429260.

    13 автобусов МАЗ-107.066 2006-2007 годов выпуска в декабре 2017 года поступили в распоряжение Республики Карелия. В свою очередь, региональное Министерство имущественных и земельных отношений передало машины в ГУП Республики Карелия «Карелавтотранс-Сервис». Они будут ходить по пригородным межмуниципальным маршрутам, отправляющимся от автовокзала Петрозаводска в Кондопогу, а также в населённые пункты Прионежского и Пряжинского районов.

    20 автобусов из «Мосгортранса» (МАЗ-107.066) отпустили в Рязань в рамках соглашения между правительствами регионов и администрацией города. Часть из них прибыла в начале января, а остальные должны прибыть до конца месяца. Их выпуск на маршруты намечен на начало февраля, сообщает официальный сайт администрации Рязани. В парке МУП «Автоколонна № 1310» до сих пор ещё остались на ходу «Икарусы», когда-то работавшие в Германии.

    15-метровые трёхосные автобусы направлены в те регионы, где раньше подобная техника не работала. Поэтому местным специалистам требуется время на обучение и адаптацию, чтобы запустить в регулярную эксплуатацию машины, доехавшие до нового места своим ходом.

    Ещё по нескольким адресам отправка столичной техники готовится, либо обсуждалась. На поступление 17 автобусов из Москвы в феврале 2018 года рассчитывают и в столице Марий Эл – Йошкар-Оле, информирует ФедералПресс. Десять автобусов получит Калуга, пишет kaluga-poisk.ru. Информация была обнародована ещё в сентябре. 42 автобуса обещано Ярославлю, как сообщала в ноябре «Комсомольская правда» со ссылкой на правительство Ярославской области.

    Чем заменить автобусы?

    Похоже, «Мосгортранс» и рад бы поскорее полностью избавиться от техники, не удовлетворяющей экологическим требованиям столичного Департамента транспорта. Но остаётся нерешённым вопрос – чем заменять низкоэкологичные автобусы в Москве, дабы не снизить выпуск подвижного состава на городских маршрутах и не допустить увеличения интервалов для пассажиров?

    «Компенсационные» закупки новых автобусов даже экологического класса Евро-5 уже неперспективны с учётом грядущего полного перехода с 2021 года на закупку электробусов. До сих пор неясно, как поведут себя электробусы в городе при массовой работе – в городе испытывались единичные экземпляры электробусов, и «эффект наложения» одновременной работы хотя бы нескольких десятков машин на практике не отрабатывали.

    Как минимум в ближайшие три года городская инфраструктура не будет готова к тому, чтобы покупать больше чем по 300 электрических машин ежегодно. Такими темпами даже к 2019 году не удастся заменить сотни экологически устаревших автобусов класса Евро-3, в числе которых ЛиАЗ-6213.20 (более 300 ед.), Волжанин-6270.06 «СитиРитм-15» (более 200), МАЗ-107.066 (более 150), ЛиАЗ-5292.20 (около 130), МАЗ-103.065 (около 25), Волжанин-6270.10 (около 20), Волжанин-5270-20-06 «СитиРитм-12» (около 15), ГолАЗ-6228 (около 40), а также некоторые более редкие модели. Но и этот оптимистичный сценарий вряд ли будет выполнен. Ведь ранее уже было объявлено, что первые электробусы выйдут не вместо автобусов, а на замену троллейбусам.

    Ситуацию с необходимостью скорейшей замены почти тысячи неэкологичных автобусов можно было бы улучшить, если в дополнение к электробусам с ультрабыстрой зарядкой (OC), более подходящих для Тюмени, параллельно организовать и приобретение электробусов с динамической зарядкой (IMC, по старой терминологии – троллейбусы с увеличенным автономным ходом) в аналогичном объёме – по 300 единиц в год. К этому виду электробусов городская транспортная инфраструктура гораздо лучше подготовлена. Однако такого транспорта, успешно начавшего массовую работу в Санкт-Петербурге, в плане закупок столичных транспортников пока нет.

    Напомним, что в 2016 году Москвой были безвозмездно переданы в Тулу автобусы Волжанин-5270-20-06 («Ситиритм-12»), а в райцентры Саратовской области – 30 микроавтобусов Fiat Ducato.

    О новых местах работы московских трамваев и троллейбусов читайте в ближайшее время в продолжении материала.