Первые маршруты проекта «Московский электробус» в 2018 году заменят троллейбусные линии

  • Павел Яблоков
    1 ноября 2017 г. — 18:34
    1597
    Иллюстрация: 

    автора

    Первая крупная партия электробусов, закупаемая Москвой, в 2018 году выйдет на замену действующих троллейбусных маршрутов. Такая информация была обнародована на состоявшихся 30 октября 2017 года общественных слушаниях на тему «Развитие электротранспорта в Москве».

    Дальнейшую судьбу троллейбусного сообщения в городе прояснил заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы М. С. Ликсутов

    «У нас ни один троллейбус, который ходил в городе, он никуда не делся, он не уничтожен, ни порезан, не отправлен в утиль или куда-то ещё. Все эти троллейбусы мы переместили на те маршруты, которые мы считаем правильными с точки зрения дальнейшего функционирования троллейбусного движения в Москве. Это будет продолжаться ещё достаточно долго, до тех пор, пока эти троллейбусы не будут списаны с учётом их жизненного цикла, это там семь-восемь, наверное, лет. На тех маршрутах, где неразумно использовать троллейбусы, это в первую очередь центральная часть города, где узкие улицы, где большое количество перестроений – эффективность троллейбуса там низкая. Это, в первую очередь, Садовое кольцо, как пример, ну и некоторые центральные улицы города, где раньше троллейбус ходил. Но, хочу сказать, что эта инфраструктура электрическая, она никуда не делась, и она вся будет использована под новый наш проект – это "Московский электробус"».

    Далее был озвучен список маршрутов, где электробусы должны появиться в первую очередь в 2018-2019 годах:

    • № 7 «Метро "Парк Победы" – Кинотеатр "Ударник"»;
    • № 34к «Ул. Кравченко – Киевский вокзал»;
    • № 36 «ВДНХ (южн.) – Бескудниковский пер.»;
    • № 42 «Рижский вокзал – Метро "Динамо"»;
    • № 73 «6-й микрорайон Бибирева – ВДНХ (южн.)»;
    • № 76 «Холмогорская ул. – метро "ВДНХ"»;
    • № 80 «6-й микрорайон Бибирева – Осташковская ул.»;
    • № 83 «Уссурийская ул. – метро "Преображенская площадь"».

    Как отметил М. С. Ликсутов,

    «Программа обновления подвижного состава для городского транспорта Москвы будет продолжаться. Мы обеспечены финансами на следующие 2018, 2019, 2020 годы в объёме, позволяющем нам ежегодно покупать по 300 электробусов в год. Основной теперь вопрос будет за российскими производителями, с тем, чтобы они выполнили то, чего нам подтвердили».

    Общая структура закупок на ближайшие три «переходных» года (2018-2020) определена как 300 электробусов, 800 автобусов и 120 трамвайных вагонов ежегодно. Затем с 2021 года Москва полностью перейдёт на закупку электробусов вместо автобусов. Не получит дальнейшего развития и газомоторный транспорт, поскольку является одной из разновидностей техники с двигателем внутреннего сгорания. Однако уже переоборудованный 11-й автобусный парк, вошедший с 1 ноября наряду с Зеленоградским автокомбинатом в состав нового филиала «Северный», получит в ближайшие месяцы новые газовые автобусы.

    Между троллейбусом и электробусом: шесть провальных лет?

    Учитывая, что предполагаемые к закупке «Мосгортрансом» электробусы относятся к большому классу вместимости (длина около 12 м), а часть троллейбусных маршрутов обслуживается ещё и троллейбусами особо большого класса, для сохранения провозных возможностей на маршрутах потребуется увеличить количество работающего транспорта. Большая часть поставки первого года массовой закупки электробусов – около 200 машин – уйдёт на замену первых восьми объявленных приоритетных маршрутов.

    На Садовое кольцо электробусы планируют выпустить гораздо позднее. Несмотря на то, что проектом реконструкции Садового кольца были предусмотрена полная реконструкция контактной сети и строительство некоторых новых соединительных линий, их монтаж до сих пор не начат.

    Если такая тенденция по приоритетной замене электробусами троллейбусного транспорта будет продолжена в 2019 и 2020 годах, то к началу замены автобусных маршрутов электробусами столичные транспортники смогут приступить не ранее 2021 года. При этом, учитывая уже произошедшее прекращение в 2016-17 гг. троллейбусного движения на более чем 40 маршрутах, восстановить уровень обслуживания безрельсовым электротранспортом на уровне хотя бы конца 2015 году удастся не ранее 2022 года. А поскольку после 2013 года Москва получила только 46 новых троллейбусов, к концу 2020 года объявленные руководителем транспортного комплекса Москвы семь-восемь лет эксплуатации техники истекут для всех остальных городских троллейбусов.

    2017 год: промежуточные итоги

    За первые 10 месяцев 2017 года два троллейбусных парка из восьми Москвы полностью прекратили выпуск троллейбусов на маршруты. Заменены автобусами троллейбусные маршруты №№ 13, 18, 26, 29, 29к, 32, 51, 55, 63, 71, 78, 86, 88, м7, м7к, м8. Полностью отменены троллейбусные маршруты №№ 23, 37, 48, м4к. В качестве компенсации введён автобусный маршрут № 144к, изменены автобусные маршруты №№ 85, 154, 223. На замене троллейбусных маршрутов задействовано несколько сотен автобусов. В результате даже приоритетный для столичных транспортников маршрутный проект Москвы «Магистраль», новый сезон которого стартовал с 7 октября, оказался не обеспечен необходимым количеством подвижного состава для соблюдения заявленных интервалов движения.

    В то же время небольшое развитие отдельных троллейбусных маршрутов произошло даже в этом кризисном году.

    С 29 апреля до станции метро «Авиамоторная» продлён троллейбусный маршрут № 30, для которого была построена новая разворотная линия под Горбатым путепроводом.

    С 15 июля к станции МЦК «Панфиловская» вместо метро «Сокол» направлен маршрут № 61. А с 28 октября ему на 2,5 часа продлён режим работы. Теперь троллейбусы здесь курсируют до полуночи – последний «рогатый» от «Панфиловской» отправляется в 0:10.

    С 7 октября до кинотеатра «Ударник» продлён маршрут № 7. Также с 7 октября полностью восстановлено троллейбусное сообщение на маршруте № 40 «Велозаводская улица – Аннино», где частичная замена автобусами началась в 2016 г. и полностью закончилась в июне 2017 г.

    Что произойдёт в ближайшее время?

    Ещё до поступления первой партии электробусов количество троллейбусных маршрутов в городе хотят сократить. Изменения уже внесены в городской реестр маршрутов. И если подходить к его соблюдению буквально, то ранее существовавшие маршруты должны были поменяться одновременно с вступлением новой редакции реестра в силу. Фактически маршруты работают по старым трассам на «птичьих правах».

    В дополнение к трамвайным и автобусным маршрутам, продлённым в начале осени до площади Тверская застава туда же должны проследовать и нынешние троллейбусные. Поскольку в ходе реконструкции контактная сеть здесь была демонтирована, одновременно с продлением маршрутов они будут переведены на обслуживание другим видом транспорта. Троллейбусные маршруты №№ 20 «Серебряный бор – Белорусский вокзал», 70 «Братцево – Белорусский вокзал», 82 «Больница МПС – Белорусский вокзал» продлят через Тверской путепровод до Тверской заставы. В автобусном исполнении они будут работать под №№ Т20, Т70 и Т82. А маршрут № 56 «Базовская улица – 2-й Лесной переулок» вместо 2-го Лесного переулка проследует до Тверской заставы по Лесной улице 1-й Тверской-Ямской улице и улице Бутырский вал, под «автобусным» № Т56.

    Но одними инфраструктурными проблемами сокращение троллейбусных линий не объяснить. Например, маршрут № 12 «Гидропроект – Белорусский вокзал», для которого ещё в 2016 году городским реестром маршрутов была утверждена новая трасса до метро «Краснопресненская», не проработав ни дня по ней, должен и вовсе отправиться в небытие – выпуск троллейбусов на нём реестром сокращён до нуля. Прямое сообщение района Красной Пресни с Ленинградским проспектом, прерванное ещё при ликвидации трамвайной линии в 2000 году, так и останется нереализованным. Укороченные рейсы маршрута № 20 от Серебряного бора до станции метро «Полежаевская» (№ 20к), где контактная сеть находится на всём участке в исправном состоянии и является одной из наиболее эффективно используемых в городе, планируется перевести на автобусное сообщение «за компанию» с основным маршрутом № 20.

    Ещё один троллейбусный маршрут № 19 «Крылатское – Метро "Сокол"» запланирован к переводу на автобусное сообщение под № Т19 из-за продления к станции метро «Петровско-Разумовская» через Алабяно-Балтийский тоннель, Большую Академическую улицу и улицу Линии Октябрьской железной дороги. До сих пор ни один маршрут общественного транспорта через тоннель не проходит.

    На этом фоне исключением выглядит запланированное изменение маршрута № 36 «ВДНХ (южн.) – Бескудниковский пер.». Вместо этого переулка троллейбусы должны направить по Дмитровскому шоссе до остановки «Дмитровское шоссе, 155».

    На прошедшем в сентябре 2017 г. в Подмосковье техническом совете участники констатировали, что в городах, где есть троллейбусные сети, целесообразно отталкиваться от них и использоваться электробусы с динамической подзарядкой (IMC – In motion charging).

    Регионы: