Московский троллейбусный антиурожай: минус два парка за одно лето

  • Павел Яблоков
    27 августа 2017 г. — 19:27
    4081
    Иллюстрация: 

    автора

    В последние дни лета-2017 ещё несколько троллейбусных маршрутов прекратили работу в прежней троллейбусной столице мира – Москве. Произошли изменения и в работе нескольких маршрутов, ставших автобусными ранее в этом году. Но и это – лишь следствие более глубинных инфраструктурных процессов, происходящих со всё ещё мощной транспортной системой.

    Седьмой, седьмой, почему молчишь?

    Троллейбусные маршруты отменяются или заменяются автобусными по всему городу неравномерно. Из нескольких районов они ушли полностью, несмотря на отсутствие проблем с контактной сетью и энергопитанием. В других, например, в районе станции метро «Университет», даже сложно догадаться о каком-то троллейбусном кризисе – все троллейбусы пока на месте.

    Причины меняются, а результат один. Весной и летом прошлого года снятие троллейбусных маршрутов было вызвано ликвидацией их инфраструктуры — контактной сети в центре города. Ближе к зиме актуальнее стала другая причина: необходимость списания более 400 единиц техники, отработавшей свой ресурс. И вот настала очередь третьей мотивационной причины перевода троллейбусных маршрутов на работу автобусам. Это освобождение от работы целых троллейбусных парков. В зонах их обслуживания большинство маршрутов перестали быть экологичным электротранспортом, и лишь некоторые сохранены путём перевода в другой парк.

    С 23 июня 2017 года прекращён выпуск троллейбусов на маршруты с территории площадки «Новорязанская» филиала «Восточный» (ранее – 2-й троллейбусный парк). За несколько предшествующих месяцев отменён маршрут № 23, маршруты №№ 32, 51, 55, 88, м8 переведены на работу автобусами, маршруты №№ 41 и 83 переданы на обслуживание в филиал «Северо-Восточный», а маршруты №№ 22 и 24 – на новокосинскую площадку филиала «Восточный».

    Спустя два месяца – с 25 августа 2017 года перестала выпускать маршрутные троллейбусы и площадка «Нагатинская» филиала «8-й троллейбусный парк» (ранее – 7-й троллейбусный парк). В течение полутора лет перед этим маршрут № 1к был отменён, маршруты №№ 1, 26, 40, 63, 67, 71, м7, м7к заменены автобусами. А маршруты №№ 11, 11к, 27, 38, 38к, 50 и 74 переведены на основную площадку 8-го троллейбусного парка.

    7-й троллейбусный парк проработал более полувека –  с 30 октября 1964 года по 25 авуста 2017 года. А 2-й троллейбусный имеет более чем столетнюю историю в качестве транспортного предприятия, четверть века занимаясь обслуживанием трамваев, а с 9 июня 1937 года по 22 июня 2017 года выпуская на городские улицы троллейбусы.

    Обе выведенные из работы производственные площадки пока что могут восстановить работу в качестве троллейбусных парков. Но теперь они используются только для стоянки троллейбусов, выведенных из эксплуатации.

    Ранее по похожему сценарию с 12 апреля 2014 года прекратился выпуск троллейбусов из 4-го троллейбусного парка на Лесной улице. Тогда, правда, маршруты не отменяли, а передали их на обслуживание в соседние филиалы, закончив маршрутами Б-чёрный и Б-красный. В этом году бывший Миусский парк конно-железных дорог, начавший работу в 1874 году, окончательно перестал быть транспортным предприятием. Приказом Федерального дорожного агентства от 17.02.2017 № 292 парк исключён из Книги учёта категорированных объектов транспортной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта и теперь перепрофилируется под нетранспортные нужды.

    Таким образом, к началу осени 2017 года в Москве остаются работать по прямому назначению только шесть из прежних девяти троллейбусных парков.

    Садовое – теперь полностью без троллейбусов

    Замена с 25 августа троллейбусного сообщения автобусным на маршруте № 53 «Платформа Новогиреево – Метро "Таганская"» объясняется проведением дорожных работ на Садовом кольце, по которому проходит чуть более полукилометра его трассы. Работа автобусов под № Т53, как гласят информационные объявления, организована до окончания работ.

    Этим снятием с Садового кольца последнего троллейбусного маршрута городские службы своеобразно отметили годовщину несостоявшегося возвращения на него основной семёрки электрических маршрутов, включая легендарные «Букашки». Ещё 20 августа 2016 года должны были закончиться полуторамесячные работы по реконструкции западного участка кольца. Однако несмотря на техническую готовность, движение троллейбусов здесь так и не было восстановлено до наступления нового строительного сезона «Моей улицы». А ведь проектом реконструкции было предусмотрено полное восстановление троллейбусной сети на Садовом кольце.

    Рязанский проспект: троллейбусы вылетели с «вылетной магистрали»

    С 25 августа полностью свёрнуто движение троллейбусов на одном из длиннейших радиусов Москвы – от Таганской площади до 138-го квартала Выхина. С его центрального участка между Таганской и Лубянской площадями троллейбусы ушли ещё раньше, с 17 июля.

    Троллейбусный маршрут № 63 «138-й квартал Выхина – Метро "Таганская"», получивший свой нынешний номер совсем недавно, в начале августа, переведён на работу автобусами под № Т63. А маршрут № 26 «Карачаровский путепровод – Автозаводский мост» ныне обслуживается автобусами под № Т26.

    О причинах замены троллейбусов на автобусы в информационных объявлениях пассажирам уже традиционно не сообщается. В качестве бонуса им заявлено о том, что при движении из парка от остановки «Платформа Калитники – Старообрядческая улица» до 138-го квартала Выхина и при движении в парк от 138-го квартала Выхина до остановки «Станция обслуживания автомобилей» автобусы маршрута № т63 будут следовать с пассажирами. Однако раньше «нулевые» рейсы троллейбусов по маршруту № 63 проходили и дальше по всей Нижегородской улице и Таганской улице до станции метро «Таганская».

    Дальше «ВДНХ»  – только с пересадкой

    Если маршруты №№ 26, 53 и 63 заменены автобусами, вышедшими на прежние трассы, то с маршрутом № 48 «Гостиница "Турист" – Капельский переулок» решили расстаться без полноценной компенсации. С 26 августа он отменён, а автобусный маршрут № 154 при движении от станции Ховрино к конечной остановке «ВДНХ (южн.)» вместо Продольного проезда будут следовать по улице Бориса Галушкина, проспекту Мира и Останкинскому проезду. Вместо остановки «ВДНХ (сев.)» введена остановка «Улица Бориса Галушкина», а остановка «Метро "ВДНХ"» перенесена с Продольного проезда на проспект Мира.

    Одновременно по всем дням недели продлён режим автобусного маршрута № 33 «ВДНХ (южн.) – Метро "Владыкино"». От южного входа ВДНХ автобусы отправляются с 5.18 до 23.27 (ранее с 5:18 до 20:31 по рабочим дням и с 5:14 до 19:33 по выходным дням). От метро «Владыкино» отправление рейсов назначено с 4.53 до 23.00 (ранее с 5:46 до 21:07 по рабочим дням и с 5:46 до 20:09 по выходным дням).

    Интервалы движения на маршруте автобуса № 33 и троллейбуса № 14 сокращены. При отмене маршрута № 48 нарушены беспересадочные связи 29, 30, 31 микрорайонов Ростокина с проспектом Мира южнее метро «ВДНХ».

    А как поживают «бывшие»?

    С 26 августа внесены изменения в работу ряда бывших троллейбусных маршрутов. Образовавшийся с 5 августа этого года автобусный маршрут № Т78 «Вагоноремонтная улица – Белорусский вокзал» продлён от остановки «Дмитровское шоссе, 155» за пределы троллейбусных проводов до остановки «9-я Северная линия» по Дмитровскому шоссе, улице Арсюкова, Проектируемому проезду № 6268 (обратно – местному проезду) и 9-й Северной линии.

    А маршрут № Т29к «Метро "Владыкино" – Улица Сущевский Вал» с этого же дня отменён. Одновременно сокращены интервалы движения на дублирующих его бывших троллейбусных маршрутах № Т3 «Метро "Владыкино" – Метро "Маяковская"» и № Т29 «Метро "Владыкино" – Метро "Динамо"». Оба «двадцать девятых» работают в автобусном исполнении с 17 марта 2017 года. Маршрут № Т3 появился на улицах ещё в прошлом году при начале реконструкции Садового кольца.

    Троллейбусный «материк» распался на острова

    Пока что троллейбусная сеть Москвы не развалилась полностью на несвязные части, как это произошло в 1973 году с Московским трамваем. Физически сеть едина – её можно объехать на троллейбусе без применения автономного хода. Но если раньше, сев в троллейбус, можно было через несколько пересадок на этот же вид транспорта оказаться в любой другой точке маршрутной сети, то теперь маршруты разделены уже на шесть не связанных между собой «кустов». Между ними движение либо отсутствует полностью, либо выполняется только техническое – как «нулевые рейсы» из парков на маршруты и с маршрутов в парки.

    Условно «кусты» можно обозначить как:

    • Северо-Западный (маршруты №№ 6, 12, 19, 20, 20к, 21, 35, 43, 43к, 54, 57, 58, 59, 61, 65, 66, 70, 70к, 82);
    • Юго-Западный (маршруты №№ 4, 7, 8, 17, 28, 34, 34к, 49, 52, 60, 72, 81, 85, м4, м4к);
    • Северо-Восточный (маршруты №№ 14, 22, 36, 37, 41, 42, 56, 73, 76, 78, 80, 83);
    • Восточный (маршруты №№ 24, 30, 64, 75, 77);
    • Юго-Восточный (маршруты №№ 27, 38, 38к, 50, 74);
    • Южный (маршруты №№ 11 и 11к).

    В Москве осталось 58 «рогатых» маршрутов, и это уже меньше, чем в Минске, где их 62.

    Автобусов нет, но вы держитесь

    Последние замены троллейбусов на автобусы повлияли на работу автобусных маршрутов №№ 14, 21, 79, 232, 620, 722, 855, на которых сокращено количество машин, а интервалы движения увеличены. Больше всего «рады» пассажиры маршрута № 620, где пробелы между рейсами выросли до 50-80 минут, хотя раньше приходилось ждать автобуса не более получаса.

    В то же время добавлены рейсы на троллейбусных маршрутах №№ 14, 22, 24, 30, 56, 64, 73, 75, 76, 77, 80, поскольку с отменённых маршрутов высвободился работоспособный электротранспорт.

    Автобусов же, напротив, не хватает – вся прибывшая в первой половине года крупная партия автобусов уже ушла на замену троллейбусов и экологически устаревших автобусов экологических классов «Евро-2» и «Евро-3». При этом сотни автобусов «Евро-3» всё ещё продолжают работать в городе и требуют скорейшей замены. Ведь городским реестром маршрутов регулярных перевозок для всех маршрутов «Мосгортранса» установлен экологический класс не ниже «Евро-4».

    До конца года в Москву ожидается только поступление девяноста восьми 19-местных микроавтобусов «Луидор-223206» на базе Mercedes Sprinter. Они по определению не способны решить никаких транспортных проблем, кроме специфической – замены изношенных Fiat Ducato, от использования которых город не мог отказаться на некоторых узких улицах.

    Город не успевает покупать не только троллейбусы, предписанные распоряжением Правительства России, но даже столь полюбившиеся многим руководителям автобусы. Тем же распоряжением до марта 2017 года в автобусные парки должно было поступить 148 газомоторных машин. Однако закупка по ним столичными транспортниками до сих пор не объявлена.

    Как показывает пример с попыткой замены маршрута № 53, автобусов на всё не хватает. Даже несмотря на то, что сейчас для них складывается благоприятная конъюнктура. Дело в том, что на летний период в городе традиционно снижается пассажиропоток, и уменьшается выпуск на маршруты. Осенью снятый подвижной состав обычно возвращается на прежние места. Но ради «высокой» цели можно об этом и забыть. Формально не ухудшая работу маршрутов, сохранить их обслуживание и осенью по «летнему» варианту, а разницу между увеличением общего выпуска автобусов по городу и «летним» выпуском направить на «троллейбусозаменители».

    Завершается реконструкция центральных улиц в городе, после чего планируется ввести изменения в прошлогоднюю сеть маршрутов «Магистраль», проапгрейдив её до версии 1.1. Для того, чтобы «магистральные», «районные» и «социальные» маршруты действительно соответствовали заявленным параметрам частоты движения, потребуется вернуть и привлечь на них дополнительно ещё несколько десятков автобусов, в том числе с бывших троллейбусных маршрутов. Латание «тришкиного» кафтана в Москве продолжается.

    Электробус: Один за всех, и всех – из-за одного

    На протяжении последнего года столичный асфальт успели проутюжить несколько одиноких электробусов. Из разных стран, с разными характеристиками, но неизменно одинокие. И не дающие ответа на вопрос, как поведёт себя в городе хотя бы маленькая колонна из них, которой хватило бы на обслуживание хотя бы одного «магистрального» маршрута.

    Ради каждого единственного и неповторимого электробуса (некоторые из испытуемых и впрямь существуют лишь в единичном экземпляре) ежемесячно без замены уничтожается по несколько десятков традиционных троллейбусов, доказавших свою жизнеспособность. Проблема с их возрастом действительно есть. Многие машины выработали свой ресурс. Но если город ещё не готов массово закупать технику с принципиально новым видом питания, то выбор замены троллейбусам в виде автобусов «Евро-5», как минимум, неудачен. Особенно когда есть правительственное распоряжение закупать троллейбусы.

    Вызывает вопросы и то, зачем накануне массовых закупок электробусов выводить из нормальной работы транспортные предприятия, обладающие наилучшими условиями для размещения нового типа подвижного состава – бывшие 2-й и 7-й троллейбусные парки? Инфраструктура любого троллейбусного парка гораздо более подготовлена к приёму электробусов, чем попытки вписать их в пространство автобусных парков. Зачистка площадок «до основания, а затем», как правило, ничем хорошим не заканчивается. Собирать заново водителей, персонал ремзон всегда тяжелее, чем поддерживать в работоспособном состоянии трудовые коллективы.

    Однако переоборудовать для использования электробусов в первую очередь собираются именно автобусные парки. 21 августа 2017 года Правительством Москвы утверждено Постановление № 546-ПП, вносящее изменение в Государственную программу города Москвы «Развитие транспортной системы». Город декларирует им новую цель – «внедрение с 2021 года на маршрутах транспорта общего пользования исключительно электробусов для снижения уровня выбросов вредных веществ, повышения комфортности поездок пассажиров». Для этого ему необходимо «приобретение с 2021 года исключительно электробусов для использования на маршрутах транспорта общего пользования, переоборудование автобусных парков и других объектов транспортной инфраструктуры для использования электробусов, создание сети станций подзарядки для электробусов».

    Ставка в последние годы на автобусы как транспортные средства, более далёкие от электробусов, чем троллейбусы, отодвигает сроки полного перехода города на электротранспорт. Ведь купленные в 2020 году автобусы будут в ходу как минимум до второй половины 20-х годов. А передавать в регионы целыми сотнями не выработавшие свой ресурс машины – всё-таки даже для Москвы роскошь непозволительная, несравнимая даже с прошлогодними подарками «с барского плеча».

    Ежегодно потребность в новом подвижном составе всех видов наземного транспорта у Москвы составляет порядка 1000 единиц. На 2018-2020 гг. городом декларируется приобретение 300 электробусов ежегодно. Ещё 100 единиц в 2018-2019 годах по уже заключённому контракту отведено трамвайным вагонам «Витязь-М». Нишу объёмом порядка 600 недостающих единиц придётся вновь занять автобусам.

    Понятно, что к более крупным партиям электробусов город пока не готов. Спешно дорабатывается техническое задание на приобретение электробусов, ради чего «Мосгортранс» решил даже посоветоваться с москвичами, принимая пожелания от них на отдельный почтовый ящик electrobus@mosgortrans.ru (сбор продлится до 1 сентября). Регулярное обновление троллейбусного подвижного состава города с заполнением ёмкостей всех парков традиционными троллейбусами и троллейбусами с увеличенным автономным ходом позволило бы уже к 2021 году избавить Москву от закупки ненужной тысячи автобусов, уже противоречащих «политике партии».

    Взгляд из прошлого: мнение эксперта

    О том, что ситуация с заменой троллейбусов во многом искусственная и надуманная, и не сможет быть решена городом без потерь качества обслуживания, эксперты предупреждали ещё несколько лет назад.

    «По мнению заместителя руководителя экспертного центра «Probok.net» Александра Чекмарева, при желании срок службы нынешних столичных троллейбусов вполне можно было бы продлить, просто отремонтировав их. Эксперт считает, что в том случае, если половина «рогатых» машин по всему городу будет снята с маршрутов, это может сделать столичную троллейбусную сеть попросту нерентабельной. Кроме того, замена троллейбусов на автобусы вряд ли понравится пассажирам из-за того, что последние не отличаются экологичностью. Также Александр Чекмарев выразил сомнения в том, что руководству ГУП «Мосгортранс» в принципе удастся найти 900 «лишних» автобусов, чтобы в полном объеме заменить все снятые с рейсов троллейбусы.»

    («Московский комсомолец» №26648 от 13 октября 2014)

    Тем временем, дефицит нормальных троллейбусов и автобусов на столичных окраинах уже стали восполнять возродившиеся «маршрутки».  И далеко не все из них перевозят пригородных пассажиров. Они появились даже там, где пригородных маршрутов в этом веке никогда не было — в частности, в начале Ленинского проспекта и у станции метро «Чертановская».

    Регионы: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)