Москва: ради замены троллейбусов на автобусы ухудшают работу маршрутов «Магистрали»

  • Павел Яблоков
    5 июня 2017 г. — 14:29
    3056
    Иллюстрация: 

    автора

    В первые дни июня московские пассажиры недосчитались ещё нескольких троллейбусных маршрутов. Вместо них в рейсы вышли автобусы. Одновременно стали хуже работать многие автобусные маршруты, в том числе ранее практически «неприкасаемого» проекта «Магистраль».

    До свидания, троллейбусы!

    Чуть больше чем за неделю электротранспорт покинул столичные троллейбусные маршруты:

    • № 18 «Рижский вокзал – Стрельбищенский пер.» (с 29 мая заменён аналогичным автобусным маршрутом № Т18);
    • № 40 «Велозаводская ул. – Аннино» (с 3 июня полностью отменён и по выходным дням, а аналогичный автобусный маршрут № Т40 переведён на ежедневный режим работы);
    • № 51 «Площадь Соловецких Юнг – Метро "Измайловская"» (с 3 июня заменён аналогичным автобусным маршрутом № Т51);
    • № 86 «Серебряный Бор – Метро "Сокол"» (с 3 июня заменён автобусным маршрутом № Т86, с разворотом на Ленинградском проспекте вместо Ленинградского шоссе, без заезда к остановкам «Гидропроект»);
    • № 88 «Просп. Будённого – Комсомольская пл.» (с 5 июня заменён аналогичным автобусным маршрутом № Т88).

    В информационных объявлениях о замене троллейбусов автобусами пассажирам уже традиционно ничего не сообщается о причинах таких изменений.

    При этом, если на маршрутах №№ Т51, Т86 и Т88 практически полностью сохранены «троллейбусные» расписания либо частота движения, то для остальных замена одного вида транспорта на другой для пассажиров ухудшила обслуживание.

    Количество рейсов на маршруте № Т18 по рабочим дням на 15 с лишним процентов меньше, чем на троллейбусном № 18. Из приятных моментов – только продление режима работы в направлении от Рижского вокзала: до 1:38 от Рижского вокзала вместо прежних 0:34 по рабочим дням и до 1:35 вместо 0:37 по выходным. По выходным дням рейсов стало больше на 8%, однако спешат по делам пассажиры чаще именно по будням, когда интервалы возросли.

    Число рейсов маршрута № Т40 по выходным дням оказалось на 9% меньше, чем у троллейбусного № 40. Ранее в мае с сокращением количества рейсов был заменен на автобусы и маршрут № 71.

    С заменой на автобусы очередной группы троллейбусных маршрутов полностью прекращено регулярное троллейбусное движение на Варшавском шоссе от метро «Варшавская» до Аннино, на Сиреневом бульваре и части Измайловского бульвара на 15-й Парковой улице, улицах Бутырский Вал, Подвойского и Литвина-Седого, в Стрельбищенском переулке.

    «Магистраль»: вместо качества перевозок – одно название?

    Но даже равнозначная замена троллейбусных рейсов на автобусные привела к ухудшению обслуживания пассажиров – на других маршрутах, зачастую удалённых от троллейбусных линий. TR.ru уже писал, что около четверти автобусного парка нуждается в обновлении как экологически устаревшие. А поступающие новые машины не могут обеспечить необходимыми водительскими экипажами.

    В такой ситуации столичным транспортникам не осталось ничего, как замещать автобусами троллейбусные линии, сокращая выпуск на другие автобусные маршруты. В том числе ещё недавно бывшие статусными – попавшими в реализованный в центре столицы проект «Магистраль». Из-за перевода автобусов на другие, экс-троллейбусные, направления в расписаниях многих маршрутов образовались двойные интервалы. Если и раньше только семь маршрутов полностью соответствовали заявленным интервалам проекта, то теперь отрыв реальности от желаемого возрос сильнее.

    С выходом автобусов на маршрут-троллейбусозаменитель № Т51, 15-18-минутные «окна» появились в расписании «магистрального» маршрута № м3. При запуске проекта сообщалось, что для этой группы маршрутов интервалы будут составлять пять-десять минут.

    Нередки 24-минутные «окна» в расписании «магистрального» маршрута № м6. Они возникли с 29 мая «благодаря» уходу части автобусов на новую работу по маршруту № Т18.

    По выходным дням до 36 минут возросли промежутки между отдельными соседними рейсами на магистральном маршруте № м5, на маршруте № м10 – до 20, а на маршруте № м9 – до 20-30 минут. А на маршруте «А» по выходным дням отныне 12 минут — и вовсе минимальный интервал.

    Почти не отличимый ранее в будни по интервалам от «магистральных» маршрутов «районный» № 101, ходивший каждые 10 минут, после переключения части машин на троллейбусные линии отныне деградировал до интервалов в 15-20 минут.

    Не иначе как «асоциальными» теперь придётся называть автобусные маршруты, чьи интервалы между рейсами превысили ранее обещанные 30 минут – №№ 39 (до 40 минут), 64 (до 40 минут, по воскресеньям – до 60 минут),

    Троллейбусные маршруты «Магистрали» с 1 июня тоже стали обслуживаться хуже. Увеличены интервалы на «коротких» вариантах маршрутов №№ м4 и м7. На маршруте № м4к в рабочие дни стал нередок интервал 16 минут. В выходные перерыв между соседними рейсами может составить 30-40 минут. До 20 минут по рабочим дням и 26 по выходным дням выросли промежутки в движении маршрута № м7к. Впрочем, их более длинные варианты – маршруты №№ м4 и м7, как и автобусный № м2 — держат свою «магистральную» планку по-прежнему высоко.

    Многим бывшим троллейбусным маршрутам «Магистрали» расписание изменили ещё в мае. В графике «магистральных» маршрутов «Б-чёрный» и «Б-красный» зияют «окна» до 21 минуты, а «районные» маршруты №№ Т3, Т10 и Т47 не брезгуют интервалами до 20 минут (Т10 в выходные дни – до 30 минут). А для маршрута № Т39 20 минут – и вовсе базовый интервал. А ведь пассажирам обещали, что маршруты этой категории будут ходить не реже 15 минут. А с июня по выходным дням до 36 минут можно ожидать автобусы маршрута № 15.

    «Забытый» кольцевой

    Упавший интерес городских властей к проекту «Магистраль» заметен и по состоянию его официальной страницы на сайте Москвы. Ни слова на нем нет об изменении центрального кольцевого маршрута «К», хотя тот полностью поменял трассу и даже направление движения – с «часовой стрелки» на «против часовой». С 22 мая автобусы следуют от Павелецкого кольца кольцом по Кожевнической улице, улицам Зацепский вал и Нижней Краснохолмской с разворотом под Большим Краснохолмским мостом, Садовнической улице, Большому Устьинскому мосту, Устьинскому проезду, улице Солянка и Солянскому и Лубянскому проездам, Лубянской площади, Театральному проезду, улице Охотный Ряд, Моховой улице, Боровицкой площади, Большому Каменному мосту, улицам Серафимовича и Большой Полянке, Серпуховской площади, Валовой и Дубининской улицам.

    Поскольку время оборота по новому кольцу выше прежнего, а автобусов так и осталось два, то интервалы возросли до 21 минуты в часы «пик» и 42 минут во внепиковое время. До 22 мая маршрут «К» был одним из семи, удовлетворявших интервальным критериям проекта «Магистраль», пусть и в самой непрестижной категории «социальный» (интервалы до 30 минут).

    После изменения трассы расписание маршрута перестало быть тактовым. Вкупе с отсутствием информации о расписаниях движения на остановках, пользоваться таким маршрутом крайне сложно. На новых остановочных указателях-флажках, появившихся с запуском «Магистрали», не нашлось место для столь важной информации. Впрочем, здесь достаточно быстро провели своеобразную работу над ошибками. Из-за работ по подпрограмме «Моя улица» автобусы хронически не укладывались в новый график, и тогда его пересмотрели. С 5 июня «такт» вернули, но отныне он равен 30 минутам в часы «пик» и одному часу во внепиковое время. И это — совсем не то, что обещалось пассажирам «Магистрали».

    «На кого вы нас покидаете?»

    Находить автобусы для замены троллейбусных линий «Мосгортрансу» становится всё труднее. А использование принципа «с миру по нитке» приводит к тому, что для замены одного троллейбусного маршрута приходится ухудшать работу сразу нескольких автобусных.

    Вдобавок не лучшим образом обстоит дела с разработкой новых расписаний. Для большинства маршрутов вводимые графики отличаются от старых лишь вычёркиванием ряда рейсов из неизменной сетки. Такой подход даже при изъятии с маршрута одного-двух автобусов ведёт к образованию двойных, и даже тройных интервалов. Сформировать новую сетку расписания с равномерными интервалами можно. Но технически это процесс более трудоёмкий, на который у исполнителей в условиях перманентного «завала» от поставленных задач не хватает времени. Зато потом его тратят пассажиры на остановках, угодив в «чёрные дыры» московских расписаний.

    Кроме упомянутых выше центральных маршрутов «Магистрали» неподкреплённая необходимыми ресурсами замена троллейбусов за последние несколько дней ударила по пассажирам автобусных маршрутов №№ 3, 59, 75к, 135, 143, 155, 211, 228, 243, 253, 253к, 271, 276, 627к, 664, 716, 800, 847, 850, 908 и других.

    Ради решения искуственно созданной проблемы по замене троллейбусных линий автобусным сообщением, кроме трасс «Магистрали», снижают частоту рейсов и по другим проектам, ещё недавно являвшимся достижениями «Мосгортранса» – маршрутам для подвоза к станциям МЦК (№ 243) и экспрессов по выделенным полосам (№ 908).

    С 1 июня 2017 года в России вступил в силу запрет на управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Тем самым на общественном транспорте столицы осталось ещё меньше водителей для работы по всем направлениям.

    В этой ситуации продолжение активной замены троллейбусных маршрутов на автобусные приведёт к новым увеличениям интервалов на маршрутах «Мосгортранса», становящимся самым непредсказуемым и нестабильным городским перевозчиком.

    Теперь в более выигрышном положении оказываются пассажиры тех маршрутов, которые в прошлом году были переданы на обслуживание частным перевозчикам. Они не имеют права резко ухудшать обслуживание своих маршрутов, так как связаны госконтрактами с фиксированными параметрами перевозок.

    Регионы: 
    Виды транспорта: