Количество тестируемых образцов техники почти сравнялось с числом ещё неисполненных контрактов
ПАО «КамАЗ» / kamaz.ru
В Москве и Санкт-Петербурге продолжают заниматься переводом автобусных парков на транспорт с электрическим двигателем. Для этого в обоих городах приступили к испытаниям новой перспективной техники.
На подконтрольную эксплуатацию в Северной столице переданы электробусы большого класса марок «МАЗ» и «Синара». А москвичи делают очередной подход к тестированию электробусов особо большого класса. Для этого сочленённый электробус марки «КамАЗ» будут испытывать наравне с дизельным автобусом-«гармошкой» этого же производителя.
Тем временем в Санкт-Петербурге подведение итогов крупной закупки 60 электробусов для нового парка «Ржевка» отложено — один из девяти претендентов обратился с претензией в антимонопольную службу. В Москве приём заявок на поставку 700 электробусов продлили до второй половины июня.
Демонстрационный образец электробуса Синара-6253 был представлен широкой публике в конце 2022 года на выставке BW Expo — 2022. Но лишь к 2025 году модель, для которой пришлось в связи с импортозамещением изменить компонентную базу, стала готовой к серийному производству.
Впервые электробус Синара-6253 в качестве прошедшей все сертификационные процедуры новой перспективной модели подвижного состава был презентован на VI Международном транспортном фестивале «ТранспортФест» в Санкт-Петербурге. Торжественная презентация ярко-зелёного электробуса с дизайном к 80-летию Победы в Великой Отечественной Войне прошла при участии вице-губернатора города.
Там же на «Транспортфесте» холдинг «Синара — Транспортные машины» 23 мая подписал соглашение с СПб ГУП «Пассажиравтотранс» о проведении двухмесячной тестовой эксплуатации электробуса в Санкт-Петербурге.
Электробус успешно прошёл сертификационные испытания и получил подтверждение соответствия требованиям безопасности и экологическим стандартам стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Кыргызстан).
Силовая установка электробуса оснащена батареей общей ёмкостью 441 кВт⋅ч, которой достаточно для преодоления дистанции до 240 километров в городских условиях без дополнительной подзарядки. Принцип «ночной зарядки» увеличивает срок службы аккумуляторов, уменьшает максимальную нагрузку на электросеть и снижает расход электроэнергии.
В салоне электробуса предусмотрено 35 мест для сидения, наличие системы климат-контроля, USB-слотов для зарядки мобильных устройств. В конструкции машины присутствуют функции «антизажима», книлинга и откидная аппарель. В кабине водителя установлены климат-контроль, регулируемая рулевая колонка, современная приборная панель и удобные отсеки для хранения вещей.
Производство электробусов Синара-6253 будет развёрнуто на Челябинском заводе городского электротранспорта компании «Синара — Городские Машины».
Также на «ТранспортФесте» «БКМ Холдинг» представил электробус модели Е321 серии «Ольгерд» с ночной зарядкой, уже ставший серийной моделью. Уровень «союзной» локализации комплектующих достигает 80%. В машине длиной 12,7 м предусмотрено 30 мест для сидения. Запас хода составляет не менее 240 км, а время зарядки от 20% до 90% при токе 200А — не более 6 часов. Также электробус может быть реализован с ультрабыстрой зарядкой.
В ходе «Транспортфеста» руководство «БКМ Холдинга» и «Пассажиравтотранса» обсудили передачу электробуса в опытную эксплуатацию Санкт-Петербургу.
Минский автозавод совместно с компаниями «МАЗ-Рус» и «Автотехком» на «ТранспортФесте» представили низкопольный электробус большого класса МАЗ-303Е23, разработанный в комплектации специально под требования российской Северной столицы. «Союзный» МАЗ-303Е уже проходит подконтрольную эксплуатацию в Санкт-Петербурге, которая позволит понять, что еще усовершенствовать, чтобы улучшить потребительские свойства. Электробус уже прошёл обкатку на маршруте с пассажирами. Модель 303Е23 разработана МАЗом совместно с российской компанией «Итэлма». Каркас и большинство деталей производятся в Беларуси, а силовая часть — в России.
Также на «ТранспортФесте» участвовал электробус Skywel 6128 BEV, представленный ООО «Нанкин Голден Драгон Бас».
В «Пассажиравтотрансе» продолжается подконтрольная эксплуатация электробусов с ночной зарядкой ЛиАЗ-627400 и КамАЗ-6282 ONC. А ещё несколько электробусов уже приобретено «Пассажиравтотрансом» в собственность после успешного прохождения тестов.
Столица России уже стала европейским лидером по количеству работающих электробусов. При этом москвичи остановили свой выбор на принципе ультрабыстрой зарядки. Но при этом ахиллесовой пятой многомиллионного города остаётся вопрос электрификации безрельсового общественного транспорта повышенной вместимости. Для работы на магистральных маршрутах и обслуживающих крупные жилые районы используются дизельные и газовые автобусы особо большого класса производства Ликинского автобусного завода.
Опытные сочленённые электробусы марок «ЛиАЗ» и «КамАЗ» уже проходили испытания в Москве, после чего производители получили от специалистов «Мосгортранса» различные замечания для доработки конструкции техники. Также потребовалось заменить некоторые узлы машин в связи с введением санкций и невозможностью поставок прежних наборов комплектующих.
К началу лета ПАО «КамАЗ» вернулось в столицу сразу с двумя «гармошками» доработанной конструкции. ГУП «Мосгортранс» на полгода переданы для проведения тестовой эксплуатации электробус особо большого класса КамАЗ-6292 и сочленённый дизельный автобус КамАЗ-6299-40-5F.
Заявленный запас хода электробуса КамАЗ-6292 длиной 18,7 метра — до 135 км после подзарядки, что на 55 км больше, чем у электробусов большого класса КамАЗ-6282, поставлявшихся в столицу в 2023-2024 годах. В салоне установлено 47 посадочных мест при общей пассажировместимости 135 человек. Для оплаты проезда установлены четыре валидатора. За информирование пассажиров отвечают три медиаэкрана. В передней части салона имеется накопительная площадка для размещения колясок, велосипедов или крупногабаритного багажа.
Обслуживаться новый электробус будет на площадке «Коньково» (бывший 1-й автобусный парк), где уже базируются порядка 100 электробусов большого класса КамАЗ-6282, а также недавно были оборудованы зарядные станции. Ультрабыстрые «зарядки» также имеются на конечной станции у метро «Саларьево».
В автобусе KамAЗ-6299-40-5F на четыре посадочных места меньше, чем у электробуса, из-за наличия шахты двигателя. Автобус выполнен по толкающей схеме: силовой агрегат и ведущий мост размещены в прицепной секции, что способствует оптимизации распределения веса, улучшению устойчивости и управляемости транспортного средства. Рабочее место водителя в KамAЗ-6299-40-5F оборудовано современной приборной панелью с жидкокристаллическим дисплеем, на экране которой отображается вся важная информация: текущая скорость, пройденный путь, средний расход топлива и другие параметры.
За длительный шестимесячный срок испытаний обе модели техники удастся проверить при различных погодных условиях, включая зимнее время. За время тестовой обкатки специалисты «Мосгортранса» оценят технические характеристики, ходовые качества и уровень комфорта для пассажиров, что позволит по итогам испытаний рассмотреть возможность закупки сочленённого пассажирского транспорта ПАО «КамАЗ» для работы на самых загруженных магистралях города.
Для более удобного сравнения характеристик подвижного состава испытания обеих «гармошек» решено провести на одном и том же магистральном полуэкспрессном маршруте № е10 «метро "Саларьево" — метро "Китай-город"», соединяющем один из городских автовокзалов с центром города по вылетной магистрали — Ленинскому проспекту.
К 2035 году почти весь парк «Мосгортранса» планируется перевести на электротягу.
Уфимский трамвайно-троллейбусный завод сообщил, что электробус УТТЗ-6242 «Электрогород» вошёл в перечень Реестра российской промышленной продукции (РРПП).
Этот важный этап открывает широкие перспективы для дальнейшего продвижения экологически чистого транспорта на территории России и позволяет нашему электробусу активно участвовать в государственных и муниципальных тендерах.
28 января в РРПП внесены записи о регистрации УТТЗ-624201 «Электрогород» в двух модификациях, одна из которых предполагает использование тяговых электродвигателей модели ДТА-1У1 производства Псковского электромеханического завода на шинах «Кама» или «Кордиант».
Опытный экземпляр электробуса УТТЗ-624101 «Электрогород» в прошлом году после испытаний был приобретён для петербургского «Пассажиравтотранса».
В Санкт-Петербурге с. Однако в отличии от Нижнего Новгорода крупный парк электробусов здесь формируют собственными силами, поэтому процесс идёт не так быстро. И даже новая крупная закупка пока не даст занять Северной столице второе место в стране по количеству «нетроллейбусных» электробусов.
25 апреля был объявлен аукцион с начальной ценой контракта 2,996 млрд руб. Сроки приёма заявок дважды продлевали — сначала закрытие окна возможностей для претендентов отодвинули с 14 мая на 21 мая, а затем — на 27 мая.
29 мая организаторы аукциона подвели итоги закупки. Крупный контракт привлёк девятерых участников, однако сито отбора прошли только три из них. Победитель предложил цену 1,797 млрд руб., участник, занявший второе место — 1,81 млрд руб., а обладатель третьего места — 2,846 млрд руб.
Однако между определением победителя и заключением контракта теперь точно пройдёт больше времени, чем минимально отведённые для этого законодательством 10 дней. 3 июня ООО «Торговый дом "Транс-Альфа"» подана жалоба в ФАС России с оспариванием результатов аукциона в части отказа в принятии независимой гарантии и отменой протокола подведения итогов определения поставщика. 5 июня определение поставщика было приостановлено антимонопольным органом. Рассмотрение жалобы назначено на 10 июня.
Предложение ООО «Торговый дом "Транс-Альфа"», между тем, не являлось самым низким: компания предложила выполнить поставку за 2,247 млрд руб. Поэтому даже в случае неотклонения заявки компания не смогла бы стать ни первым, ни вторым номером.
Также из протокола подведения итогов следует, что другими отклонёнными заявками стали предложения о поставке электробусов ЛиАЗ-627400 (2,367 млрд руб.) и КамАЗ-6282 (от двух разных дилеров — 2,5018 млрд руб. и 2,861 млрд руб.), а также продукции «БКМ Холдинг».
Первые 20 электробусов для Санкт-Петербурга необходимо поставить до 30 сентября 2025 года, ещё 20 — не позднее 31 октября 2025 года. Заключительные два десятка электробусов требуется поставить в январе 2026 года — не раньше первого и не позднее последнего числа месяца.
Тем временем срок подачи заявок на участие в аукционе по поставке в 2026-2027 годах 700 электробусов с ультрабыстрой зарядкой для Москвы продлён уже дважды. 29 мая организаторами торгов было принято решение о продлении срока приёма заявок до 6 июня и переносе подведения итогов закупки на 10 июня. 4 июня срок приёма заявок продлён ещё раз — теперь уже до 20 июня, а подведение итогов закупки назначено на 24 июня.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Количество тестируемых образцов техники почти сравнялось с числом ещё неисполненных контрактов
В столице часть трамвайной трассы пройдёт вдоль линии монорельса, которую хотят переоборудовать в надземный парк
Комитет по развитию общественного транспорта РАТ подготовил новое исследование
Для строительства тоннелей метротрамвая найден подрядчик, а в столице России открыто электродепо «Южное»
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.