С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
автора
Будущие хиты продаж, концепты и уже готовые к поставкам решения в области автобусной и троллейбусной техники были представлены на проходившей с 29 ноября по 1 декабря в подмосковном МВЦ «Крокус Экспо» международной выставке автобусной техники BW Expo. При этом если производители подвижного состава из России и Беларуси делали ставку на перспективные модели, серийное производство которых начнётся по мере обновления компонентной базы и прохождения сертификации, то представители дальнего зарубежья делали упор на решения, доступные «здесь и сейчас».
Дебютировавшая под новым названием BW Expo выставка ранее проводилась под названием Busworld Russia.
Тема китайской угрозы в виде экспансии продукции азиатского автопрома на российский рынок звучала лейтмотивом на прошедшем 8 ноября в Москве форуме «Общественный транспорт — 2022». На выставке BW Expo картина проявилась наглядно: почти половина экспозиции была представлена техникой производства КНР. Интересной была и планировка выставочного пространства. Места ближе ко входу были отданы производителям подвижного состава из России и Беларуси, затем расположилась зона, занятая производителями и дилерами техники из Китая, и уже за ней, в дальней части просторного павильона № 1 «Крокус Экспо», расположилась площадка деловой программы выставки под общим названием «UrbanTrans mobility forum», на которой за три дня прошло девять панельных сессий и других мероприятий. Таким образом, любой путь к обсуждению насущных вопросов был невозможен без прохода мимо молчаливой, но красноречиво выглядящей китайской техники. Воинственный настрой восточных гостей демонстрировала и экипировка ближайших к форумной площадке китайских автобусов: с борта одного из них, Golden Dragon, смотрели (предсказуемо) дракон и (для усиления эффекта) Брюс Ли, а дилер компании Zhong Tong украсил свой городской автобус модели LCK6105HG надписями «ZT-34», «Надёжность», «Простота» и «Победа».
Городской автобус ZhongTong
Автобус Golden Dragon
Всего на выставке были представлены 39 экспонентов: производители и дилеры автобусов и троллейбусов, производители комплектующих узлов (двери, кондиционеры, узлы сочленения, электронные табло и др.), профильные медиа. Из заметных российских производителей подвижного состава отсутствовали «Волгабас», «Транс-Альфа» и Уфимский трамвайно-троллейбусный завод. Отсутствовал также белорусский BKM Holding.
Вопреки тенденциям, озвученным «Группой ГАЗ» на форуме «Общественный транспорт — 2022», предсказавшней к 2030 году отказ от использования троллейбусов, сразу три производителя представили троллейбусные модели. Пожалуй, их нет только в линейке самой «Группы ГАЗ» и отсутствовавшего на выставке «Волгабаса»: все остальные производители, включая китайских, готовы поставлять и троллейбусы, не говоря об электробусах. Один из дилеров китайской техники лишь по стечению обстоятельств не довёз до выставки электробус. Ценовые предложения восточных соседей по большинству моделей оказываются дешевле, чем их российские аналоги. Однако на пути их тотальной экспансии стоят административные барьеры: китайские автобусы, троллейбусы и электробусы не допускается приобретать через госзакупки, также на них не распространяется механизм государственного софинансирования. При этом большинство действующих и потенциальных эксплуатантов троллейбусов и электробусов — муниципальные предприятия, не имеющие возможности обновлять подвижной состав в обход конкурсной системы.
Основной акцент участники выставки сделали на электрический транспорт и технику, работающую на газомоторном топливе (сжиженный или компримированный газ). За время выставки были подписаны несколько соглашений о тестовых испытаниях новой техники.
Группа ГАЗ представила сразу несколько моделей, готовых к серийному производству в ближайшие месяцы.
Электробус малого класса ГАЗель е-CITY после выставки начнёт тестирование в ГУП «Мосгортранс», которое продлится до конца августа 2023 года. По результатам тестирования специалисты столичного перевозчика примут решение, подходит ли такой электробус для регулярных пассажирских перевозок в Москве. Машина с запасом хода до 150 км вмещает 16 пассажиров, при этом для 10 имеются стационарные места для сидения. Ещё три откидных могут использоваться при отсутствии в салоне маломобильных пассажиров и пассажиров с колясками.
Электробус ГАЗель e-СITY
Электробус ГАЗель e-СITY
Электробус ГАЗель e-СITY
Салон электробуса ГАЗель e-СITY
Салон электробуса ГАЗель e-СITY
А идущий на смену серийно выпускавшемуся ЛиаЗ-6274 электробус нового поколения ЛиАЗ-L01R35 E-Сitymax 12 пока предложений об опытной эксплуатации не получил.
Электробус e-CITYMAX 12
Автобус среднего класса модели 422320-04 «Сitymax 9» с дизельным двигателем ЯМЗ-53403-А40 с низким полом в средней части длиной 9,75 м предназначен для обслуживания городских маршрутов. Он способен вместить до 77 пассажиров: 25 с местами для сидения, одно место для перевозки инвалидов-колясочников и 44-52 в зависимости от наличия пассажира с коляской, для перевозки стоя. Компоновка салона принципиально отличается от 12-метровых автобусов большого класса: обе двустворчатые двери расположены в средней части кузова в колёсной базе.
Автобус CITYMAX-9
Автобус CITYMAX-9
Салон автобуса CITYMAX-9
Салон автобуса CITYMAX-9
Также в экспозиции Группы Газ присутствовали микроавтобус в формате «социального такси», приспособленный для инвалидов, школьный микроавтобус и частично низкопольный (60%) автобус среднего класса КАВЗ-4270LE на газомоторном топливе.
Электробус e-CITYMAX 12 и автобус КАвЗ-4270
Автобус КАвЗ-4270LE
Салон автобуса КАвЗ-4270
Экспозиция ПАО «КАМАЗ» состояла из трёх моделей, массовый выпуск которых, в соответствии с намеченным планом, намечен на 2023 год. Сейчас завершается сертификация моделей, открывающих им путь к серийному производству.
Рестайлинговая версия пригородного автобуса НЕФАЗ-5299-31-52 внешне делает автобус похожим на уже работающие в Москве и других крупных городах городские автобусы. При этом пригородная компоновка привносит свою специфику: в машине две двустворчатые двери в передней и средней частях, а хвостовая часть — тупиковая с повышенным уровнем пола. В модели используется двигатель на дизельном топливе КАМАЗ 667.510-310. В салоне автобуса длиной 12,25 м предусмотрено 40 мест для сидения, при этом общая пассажировместимость — 83 человека.
Автобус НЕФАЗ-5299-31-52
Сочленённый полностью низкопольный автобус на компримированном природном газе КАМАЗ-6299-40-5Т длиной 18,725 м способен вмещать до 155 пассажиров, имея 44 места для сидения. В машине используется двигатель российского производства КАМАЗ 689.560-340. Машина окрашена в фирменный бирюзовый цвет, характерный для Санкт-Петербурга. Опытная эксплуатация будет проходить в СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Ранее ПАО «КАМАЗ» уже разработало аналогичные по конструкции электробус, проходивший испытания в Москве и дизельный автобус.
Автобус КАМАЗ-6299-40-5Т
КАМАЗ-6299-40-5Т
Автобус КАМАЗ-6299-40-5Т
Салон автобуса КАМАЗ-6299-40-5Т
Салон автобуса КАМАЗ-6299-40-5Т
Откидные сидения на накопительной площадке салона автобуса КАМАЗ-6299-40-5Т
Наиболее интересным и отличающимся от прочих экспонатов выставки был полноприводный вахтовый автобус КАМАЗ-6250: единственный, не укладывающийся в нишу ни городского, ни междугородного транспорта. Разработанная по заказу ПАО «Газпром» модель длиной 9,6 м с дорожным просветом не менее 390 мм сначала будет поставлена в количестве 500 единиц для газовиков (420 в качестве автобусов для перевозки сотрудников-вахтовиков, а 80 в модификации 62501 в качестве передвижных ремонтных мастерских). В базовой комплектации автобуса предусмотрено 32 места для сидения, но возможно исполнение в 23-местном варианте с дополнительными багажными отсеками.
Начиная с 2024 года, модель станет доступной и для других заказчиков. Конструкция КАМАЗ-6250 позволяет использовать его и в качестве подвижного состава для регулярных маршрутных перевозок в районах со сложными дорожными условиями. Автобус может производиться с разными типами двигателей, при этом наибольший запас хода (до 700 км) достигается на дизельном топливе. В модификации на сжиженном природном газе используется двигатель Weichai WP7NG 290E51 и автоматическая коробка передач Fast Gear FC6A140E. Объём криогенного бака 530 л обеспечивает запас хода 650 км. Также предусмотрена модификация на компримированном природном газе.
Автобус КАМАЗ-6250
Автобус КАМАЗ-6250
Салон автобуса КАМАЗ-6250
Белорусский производитель, в 1990-е годы освоивший помимо грузовых автомобилей производство автобусов, а затем и троллейбусов, на выставке продемонстрировал две модели третьего поколения, готовящиеся к серийному производству: троллейбус МАЗ-303Т20 и электробус МАЗ-303E20. Троллейбус третьего поколения МАЗ-303Т20 обладает запасом автономного хода от 20 до 50 км, вмещая 82 пассажира. В салоне предусмотрено 30 мест для сидения, при этом значительная часть из них — 14 — установлены на низком полу, без подиумов. Для зарядки аккумуляторных батарей используются суперконденсаторы, способные выдержать 20 тыс. циклов зарядки-разрядки.
Троллейбус МАЗ-303Т20
Троллейбус МАЗ-303Т20
Троллейбус МАЗ-303Т20
Салон троллейбуса МАЗ-303Т20
Размещение USB-розеток в салоне МАЗ-303Т20
Электробус МАЗ-303E20 с запасом хода до 300 км отличается от предшествующей модификации МАЗ-303E10 наличием антисанкционных компонентов белорусского и российского производства. Детали интерьера и экстерьера, применяемый в обшивке пластик и облицовочные материалы, шины, комплектующие электрооборудования, световые линии, информационные табло, остекление, климат-система произведены в Республике Беларусь. Мосты, электродвигатель, аккумуляторные батареи, тяговое оборудование с системой управления двигателем, тяговые аккумуляторные батареи и мультиплексная система выпущены в России.
Электробус МАЗ-303E20
Салон электробуса МАЗ-303E20
Среди перспективных моделей завода МАЗ указываются также городские автобусы, троллейбусы и электробусы среднего класса МАЗ-306 и МАЗ-310, городские и пригородные автобусы большого класса МАЗ-303, сочленённый автобус особо большого класса МАЗ-305 (может также выпускаться как троллейбус или электробус), туристические автобусы МАЗ-350 (трёхосный, 61 место) и МАЗ-351 (двухосный, 51 место) и перронный электробус МАЗ-271E.
Не забыл завод напомнить и о своей серийной актуальной модели троллейбуса МАЗ-203Т70 с запасом автономного хода до 20 км: её машинокомплекты используются при производстве троллейбусов УТТЗ-6241.01 «Горожанин» Уфимского трамвайно-троллейбусного завода.
ПК «Транспортные системы» выставила на обозрение публики уже демонстрируемую в сентябре на Российской неделе общественного транспорта рестайлинговую версию модели 6281.01 «Адмирал» с увеличенным автономным ходом. Помимо обновлённого внешнего вида, переосмыслению подверглись салон, кабина водителя, приборная панель и многие скрытые от пассажиров узлы: многие комплектующие заменены на те, поставки которых в ближайшее время планируются незатруднёнными. В обновлённом виде «Адмирал» продолжит выпускаться в двух модификациях: 6281.01 с увеличенным автономным ходом и 6281.00 с «аварийным» (не менее 150 м) запасом автономного хода.
Троллейбус ПКТС-6281.01 "Адмирал"
Но главной премьерой этой экспозиции у производителя был ярко-жёлтый электробус модели 62181 «General» с комбинированной зарядкой. В конструкции предусмотрен тройной режим работы, электробус может питаться как от контактной сети, так и от ультрабыстрой и ночной зарядок. Электробус длиной 12,375 м может вмещать до 100 пассажиров с расположением в салоне 35-37 мест для сидения. Зарядка электробуса возможна от троллейбусной и трамвайной инфраструктуры, а также от зарядных станций сети 380В или 600В.
Электробус ПКТС-62181 "General"
Электробус ПКТС-62181 "General"
Электробус ПКТС-62181 "General"
Электробус ПКТС-62181 "General"
Салон электробуса ПКТС-62181 "General"
Также машиностроители напомнили о других разработках, которые готовы производить при ниличии заказов: сочленённый электробус особо большого класса с ночной зарядкой ПКТС-6245 «Пионер Max». Его тестирование в 2023 году пройдёт в петербурском ГУП «Пассажиравтотранс».
Самый новый игрок на рынке производителей безрельсового общественного транспорта — компания «Синара — Транспортные машины» — продемонстрировал два из четырёх экземпляров унифицированной по кузову линейки подвижного состава с разными видами энергопитания, премьеры которых для широкой публики уже состоялись в этом году: красный троллейбус с увеличенным автономным ходом Синара-6254 и голубой электробус с ночной зарядкой Синара-6253.
Первая установочная партия из 20 троллейбусов Синара-6254 для работы на концессионной троллейбусной сети Челябинска уже строится в Санкт-Петербурге: уже изготовленные кузова дооснащают необходимым оборудованием. Всего для Челябинска будет поставлено 168 троллейбусов: как с увеличенным, так и с «аварийным» автономным ходом
.
Троллейбус Синара-6254
Салон троллейбуса Синара-6254
Салон троллейбуса Синара-6254
А первый электробус Синара-6253 уже начал испытания в Санкт-Петербурге: пока что без пассажиров. В тестировании участвуют специалисты СПб «Пассажиравтотранс», имеющие опыт работы с электробусами с ночной подзарядкой.
Электробус Синара-6253
Электробус Синара-6253
Салон электробуса Синара-6253
Также в модельном ряду «Синары» предусмотрены автобусы большого класса на дизельном и газомоторном топливе.
Группа компаний «Современные транспортные технологии» объединяет дилеров «Группы ГАЗ». Если сами машиностроители сделали упор на новинках техники, то на стенде ГК «СТТ» предлагались уже доступные серийно решения, в том числе ПАЗ Vector NEXT длиной 7.6 и 8,8 м разнообразных модификаций для городских, пригородных, школьных перевозок, в высокопольном исполнении, с низкой площадкой «доступная среда», на дизельном топливе и компримированном топливе «доступная среда», ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-6213, ЛиАЗ-4292 и электробус ЛиАЗ-6274
При этом заводы без работы не сидят: ПАЗ, производящий широкую линейку решений Vector Next в малом классе, принимает дополнительные заявки только на февраль и последующие месяцы.
Междугородный туристический автобус Asiastar (бренд корпорации Weichai) модели YBL6128HQ3 на выставке представлял официальный дистриьютор в России и Беларуси ООО «Вейчай-Рус Трейдинвест». Агрегаты Wechai с этого года вошли в комплектацию моделей нескольких российских производителей, заменивших ими западноевропейские компоненты. 51-местный автобус укомплектован двигателем Weichai WP10H37SE5 класса Евро-5.
Междугородный автобус Asiastar YBL6128HQ3
Междугородный автобус Asiastar YBL6128HQ3
Продукцию компании Foton представлял их дилер ООО «Лидер Бас». Российским потребителям предлагаются несколько моделей, включая 12-метровый туристический автобус Foton BJ6122 на дизельном топливе с автоматической или механической коробкой передач, 12-метровый городской низкопольный автобус Foton BJ6123 на компримированном природном газе и 18-метровый городской низкопольный автобус Foton BJ6180 на компримированном природном газе.
Автобус Foton BJ6122
Технику Higer представлял его эксклюзивный дистрибьютор — компания «Русбизнесавто». К поставкам в Россию готовы междугородные автобусы Higer KLQ6119TQ и Higer KLQ6128LQ в нескольких вариантах компоновки и пассажировместимости салона.
Автобус Higer KLQ6119TQ
Автобус Higer KLQ6119TQ
Автобус Higer KLQ6128LQ
Автобус Higer KLQ6128LQ
Продукцию китайского автопрома под маркой King Long представляло ООО «ЕвроАзия». Уже сейчас компания готова предоставить российским потребителям туристические автобусы большого класса King Long моделей XMQ6120С, XMQ6127С, XMQ6129Y, XMQ6900 и городские автобусы малого класса King Long XMQ6820Q (8,2 м; вместимость 51 пассажир, 19 мест для сидения) и среднего класса King Long XMQ6106G (10,5 м; на метане; вместимость до 75 пассажиров, 26-31 место для сидения). Также по запросу заказчикам может быть представлен 12-метровый электробус.
Городской автобус King Long
Городской автобус King Long
Салон городского автобуса King Long
Междугородный автобус King Long
Междугородный автобус King Long
Если на Российской неделе общественного транспорта 12,3-метровый междугородный автобус Yutong-ZK 6127 HQ, представленный дилером «Транспортный центр», был единственным экспонатом большого класса с двигателем внутреннего сгорания, то на сей раз он был лишь одним из более чем двух десятков автобусов. Даже у самого «Транспортного центра» он был не единственным: пару ему составил автобус Yutong-ZK 6128 HN на компримированном природном газе. Дилер готов поставлять и другую китайскую технику новейшего модельного ряда для пригородных и междугородных, а также других перевозок, в частности 39-местный туристический автобус среднего класса (длина 9,4 м) Yutong ZK 6938 HB9, городской автобус большого класса (10,8 м) Yutong ZK 6116 HG (в дизельном или КПГ-исполнении), городской автобус среднего класса (8,94 м) Yutong ZK 6890 HGQ (в дизельном или КПГ-исполнении).
Автобус Yutong ZK 6127 HQ
Автобус Yutong ZK 6127 HQ
Автобус Yutong ZK 6128 HN
В дверях у производителей новых моделей недостатка не будет — это обозначило присутствие на выставке компаний «Камоцци пневматика» и «Адор-перспектива». Узлы сочленения и другие компоненты готово предоставлять ООО «Хюбнер». Несколько поставщиков кондиционеров для всех типоразмеров автобусов — завод кондиционеров «Август» (Самарская область), фабрика автомобильного климата AUTOHOLOD (ООО «ЭйСи-Трейд, Нижегородская область), SONGZ (ООО «Сонз Рус»). Глейско (Нижегородская область, также производят сидения и другие автокомпоненты).
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
В городах обновляют маршрутную сеть, меняют перевозчиков и улучшают движение на транспортно-пересадочных узлах
Маршрут Ташкент — Москва возобновляется с конца сентября, Бишкек — Москва и Караганды — Москва — с декабря, а с ноября добавят «Ласточки» между Москвой и Минском
Технику получили в Москве, Подмосковье, Пермском крае Пензенской. Самарской и Новосибирской областях
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.