Российская неделя общественного транспорта 2022: что показывали и о чём говорили?

  • Павел Яблоков
    23 сентября 2022 г. — 17:50
    637
    Иллюстрация: 

    автора

    С 21 по 23 сентября в Москве в Экспоцентре на Красной Пресне прошла уже ставшая традиционной Российская неделя общественного транспорта: мероприятие, сочетающее в себе несколько тематических выставок, конференций и круглых столов.

    Некоторые из дискуссий и докладов, прозвучавших в ходе РНОТ — 2022, достойны отдельного внимания и TR.ru — Транспорт в России ещё вернётся к ним в будущих публикациях. Пока же Вашему вниманию предлагается краткий обзор происходившего в ходе трёхдневного мероприятия.

    Не выставка достижений, но фестиваль

    По составу участников и тематическому охвату, РНОТ, конечно же, не выставка достижений всей транспортной отрасли России в 2022 году. Скорее, это своеобразный ковчег: каждое из направлений транспортной индустрии было представлено двумя-тремя экземплярами.

    В одном помещении — не самом крупном павильоне № 3 Экспоцентра на Красной Пресне, было заявлено проведение четырёх специализированных выставок. Каждая из них — с многолетней историей: ЭлектроТранс, CityBus, Транспортная светотехника, Электроника-Транспорт. Также на площадке РНОТ-2022 проходил конкурс перспективных разработок «Зелёный свет», а также молодёжный форум специалистов ГЭТ и студентов транспортных специальностей высших и средних специальных учебных заведений.

    Находясь непосредственно в месте проведения РНОТ, весьма трудно было определить, где какая выставка начинается, и где она заканчивается.

    Более того, достаточно быстро становится очевидной и явная смысловая разница между русским и английским названием мероприятий: «Российская неделя общественного транспорта» и «Russian Urban Mobility Week» совпадают лишь в том, что считают неделю с неким контентом российской. Лишь на корпусах авторучек, выдаваемых посетителям РНОТ при регистрации, мероприятие было названо идентично англоязычному варианту «Российская неделя городской мобильности».

    Но происходившее непосредственно на мероприятии не заканчивалось ни городской повесткой, ни общественным транспортом. В частности, обсуждались действующие проблемы организации перевозок в междугородном и международном сообщении или проблемы транспортной доступности отдалённых районов Арктики. А значительная часть экспозиции была посвящена электромобилям, электросамокатам и другим средствам индивидуальной мобильности.

    Для проведения многочисленных дискуссий и круглых столов участникам были предоставлены четыре зала. Однако не всегда расслышать интересные речи было легко: если три из четырёх залов были отделены от общего пространства павильона № 3 Экспоцентра на Красной Пресне хотя бы временными перегородками, то зал A, на долю которого пришлись даже пленарные заседания Недели, не отделили от близлежащих экспозиций даже таким способом.

    Не все доклады имели визуальное сопровождение в виде презентаций. А если учесть, что большинство выступавших являются профессионалами в своей отрасли, но никак не профессиональными артистами, то и слова их воспринимались порой с трудом, даже со звукоусилителями утопая средь общего выставочного гула. К тому же навыками работы с направленными микрофонами владели далеко не все.

    На наиболее популярных мероприятиях при входе и выходе в залы возникали «пробки». Парадоксально, но на неделе общественного транспорта, где, казалось бы, с эргономикой салонов должны разобраться без проблем, в залы был организован единственный вход/выход, а рассадка мест по рядам выполнялась с единственного центрального прохода, из-за чего при наличии пустующих стульев пробраться к ним было нелегко.

    Есть флаги в гости к нам

    Большинство участников Российской недели общественного транспорта, ожидаемо, представляли страну-организатора мероприятия. Но компанию им составили и несколько представителей зарубежных стран. В первую очередь, активность проявили предприятия Беларуси — Белвнешинвест, БКМ Холдинг, НПП «Контактмодуль», «Липласт-СПб», «Могилёвлифтмаш» и... «Ченду Синьджу Шёлковый Путь Развитие».

    Экспозицию электровелосипедов и самокатов представила китайская компания Zhejiang Okai Vehicle Co. Иранская компания Histaco представляла свои решения в сфере городских и пригородных транспортных систем, включая электронные платежи и оплату проезда, ИТС, «умные парковки» и контроль дорожного движения.

    Всего в этом году для участия заявлены 144 организации, из них 94 — со стендами, что примерно на уровне показателей прошлого (149 организаций, 90 стендов). Впервые Российская неделя общественного транспорта объединила отечественные выставки с тематикой «общественный транспорт» в 2015 году.

    Что обсуждали?

    Пленарное заседание конференции, задавшее тон всем остальным обсуждениям, носило название «Инфраструктура и технологии пассажирских перевозок. Вызовы и перспективы развития общественного транспорта в городах РФ».

    Многие города и регионы уже встали на путь транспортных реформ. Но конечная цель —комфортная поездка пассажира из точки А в точку Б — это лишь вершина видимой части многих, зачастую глубинных процессов, которые необходимо создать или перестроить. Без применения разнообразных современных технологий оплаты, учёта пассажиропотоков, без обновления инфраструктуры не только на уровне закупки подвижного состава, но и мероприятий по обновлению путевого хозяйства, энергохозяйства, контактной сети городского электрического транспорта, технических средств обеспечения приоритета движения общественного транспорта ни одна реформа не сможет стать успешной.

    Затраченные средства тоже необходимо тратить эффективно. Так, среди экологичных видов транспорта большинством специалистов наиболее экономически выгодным видом подвижного состава городского транспорта были отмечены электробусы с динамической подзарядкой (троллейбусы с увеличенным автономным ходом), как сочетающие в себе мобильность, экологичность и отсутствие излишней нагрузки на подвижной состав аккумуляторных батарей.

    Один из посетителей тематического круглого стола допустил оговорку «Проблема арктического автобуса создаётся по постановлению [Правительства]…». В данном случае речь шла о программе «Арктический автобус», достойной отдельного освещения. Но в целом на многих круглых столах Недели в качестве проблем называлась именно сложность соблюдения требований действующих нормативных и законодательных актов, как уже давно известных транспортному сообществу, так и принятых совсем недавно. Нередко решение одних проблем в нормативно-законодательной базе влечёт за собой возникновение новых, при этом не всегда предсказуемых. А без их решения диалог бизнеса и власти крайне затруднён.

    Бизнес тем временем занят перестроением технологических цепочек и увеличением доли импортозамещения: это касается и «железа» и «софта» и готовой промышленной продукции.

    Стартовавшие с федеральной поддержкой программы обновления инфраструктуры общественного транспорта в крупнейших агломерациях требуют технологической поддержки. На мероприятиях Недели обсуждались новинки и возможности строительства, содержания и надзора за состоянием контактной сети электротранспорта, энергетики, путевого хозяйства. Билетные решения, системы мониторинга пассажиропотока, систем управления движением и контроля за транспортом также были предметом дискуссий и презентаций поставщиков и активных пользователей техники.

    Важной для отрасли остаётся проблема привлечения пассажиров и работников в общественный транспорт. Выстраиванием цепочки от средних и высших образовательных заведений до занимается недавно созданная Ассоциация работодателей внеуличного транспорта России. Отдельный круглый стол в рамках РНОТ был посвящён эффективным PR и маркетинговым стратегиям популяризации общественного транспорта. Обсуждались на мероприятиях Недели и способы привлечения в индустрию дополнительных рабочих кадров.

    Впервые в рамках РНОТ дебютировал речной транспорт. Связано это с достижениями последнего времени по строительству речных судов нового типа: электрического подвижного состава с круглогодичным режимом работы (электроаквабусы), старт работы по двум первым регулярным маршрутам в которых перенёсся на 2023 год. Тем самым водный транспорт делает решительный шаг на интеграцию с другими видами городского транспорта сразу в нескольких направлениях. он включается в «зелёную повестку», становясь экологически чистым для рек. Из сезонного продукта, которому приходится либо искать замену на остальную часть года, либо прекращать перевозки, речной транспорт становится круглогодичным. Быстрые швартовки к причалам новой конструкции позволяют обеспечить приемлемую скорость сообщения по линейным маршрутам. Регулярное движение транспорта по маршрутам, расположенным с остановками, расположенными поочерёдно на разных сторонах реки, позволяет заменить собой строительство сразу нескольких пешеходных мостов. Пожалуй, ни один крупный город страны не может похвастаться достаточной связностью территорий, разделённых местными реками.

    Если сравнивать экономику автобуса и электроаквабуса, то последний, безусловно, дороже. Но круглогодичные переправы для потоков средней интенсивности могут заменять собой строительство пешеходных мостов, которое обошлось бы гораздо дороже.

    Активность участников круглых столов и конференций продемонстрировала, что транспортному сообществу есть что обсуждать: появились новые задачи и новые решения для них. И наличие демократичной площадки для общения крайне важно.

    Что показывали?

    Самыми крупногабаритными образцами натурной техники, стали два троллейбуса с увеличенным автономным ходом (электробуса с динамической подзарядкой): уже серийно производящийся БКМ-32100D «Olgerd». Юбилейная 5000-я единица техники, произведённая BKM Holding, изготовлена по контракту для СПб ГУП «Горэлектротранс».

    ПК «Транспортные системы» представило рестайлинговую версию модели 6281.01 «Адмирал» с увеличенным автономным ходом. Помимо обновлённого внешнего вида, переосмыслению подверглись салон, кабина водителя, приборная панель и многие скрытые от пассажиров узлы: многие комплектующие заменены на те, поставки которых в ближайшее время планируются незатруднёнными.

    Один из представленных на выставке автобусов Yutong-ZK 6127 HQ олицетворял собой готовность одного из дилеров автомобильной техники «Транспортный центр» помимо отечественного транспорта, поставлять китайскую технику новейшего модельного ряда для пригородных и междугородных, а также других перевозок. А серийно выпускаемый ПАЗ семейства 3204 и вовсе являлся приложением к демонстрации системы «Автокондуктор» группы компаний ISBC.

    Ряд экспонатов выставки предполагал интерактив с посетителями. Так, на стенде компании Rstat можно было протестировать работу датчика подсчёта пассажиропотока, имитируя проход через двери подвижного состава и по итогам воскликнуть «и меня посчитали!». А компания «Штрих-М» предлагала протестировать терминал для оплаты проезда наличными, предназначенный для установки в салонах трамваев, троллейбусов и трамваев вместо «живых» кондукторов.

    Возрождённый в этом году завод «Москвич» на производственных мощностях прекратившего в этом году деятельность в России концерна Renault продемонстрировал свой электромобиль. Однако стенд представлял не новейшие достижения завода, о которых пока говорить рано, а машину Москвич-2335E из коллекции Музея Московского транспорта.

    Демонстрируемые на выставке электромобили относились либо к прогулочному транспорту, по своей компоновке (открытый салон) рассчитанными на эксплуатацию в тёплое время года, либо к коммунальным службами. И то и другое не имеет прямого отношения именно к общественному транспорту. В то же время наличие многих производителей колёсной техники и инфраструктуры зарядных станций позволяет им решать в будущем и смежные задачи.

    Технологические решения, обеспечивающие работу общественного транспорта, представленные в экспозиции, были призваны напомнить игрокам рынка как о всё ещё доступных с учётом санкционных изменений решениях, так и о новых разработках.

    Не только ставшие уже традиционными виды транспорта демонстрировались на выставке. Компания «Ферма-транс» демонстрировала оригинальную транспортную систему для рельсового транспорта, собранную из металлических ферм: своебразное дальнейшее развитие идей монорельса, струнной транспортной системы с применением элементов магнитной левитации.

    Многие участники экспозиции сообщали, что сейчас находятся на технологическом перепутье. Старый модельный ряд уже не тиражируем в связи с недоступностью ряда используемых в них компонентов. Новые образцы, сделанные из комплектующих, перебоев с поставками которых не ожидается, находятся в стадии тестирования. Отчасти с этим связана малая активность производителей автобусной техники.

    За опытом — на предприятия

    Отдельным направлением РНОТ-2022 стали технические визиты на производственные предприятия, главным образом, находящихся в ведении Транспортного комплекса Москвы.

    В этом году участникам РНОТ были предложены знакомства с Тверским вагоностроительным заводом АО «Трансмашхолдинг», производством электротранспорта компании «Конкордия» в подмосковном Дмитрове, электродепо «Сокол» и «Митино» Московского метрополитена, Краснопресненским трамвайным депо, электробусным парком «Красная Пахра», модернизированной тяговой подстанцией у метро «Рижская» (Рижская пл., д. 7).

    Продолжать, но переосмыслить?

    Мероприятие «Российская неделя общественного транспорта / городской мобильности» нуждается в перезагрузке и переосмыслении своего позиционирования. Возможно, старые бренды выставок вообще уже не стоит использовать, поскольку и деление на виды транспорта и степень интеграции отраслей друг в друга стремительно изменились за последние несколько лет. Сами по себе основные составляющие Недели — выставочную экспозицию, тематические конференции и круглые столы, а также технические визиты, нужно сохранить. Но личное и деловое пространство участников каждой из активностей желательно уважать. Места проведения обсуждений нуждаются в комфортной звукоизоляции от выставочного пространства. А оповещения о ближайших мероприятиях можно вынести в пространство мессенджеров в электронных кабинетах участников и посетителей, организовав его на одной из онлайн-платформ, по аналогии с другими конгрессами. Иначе вновь и вновь будут повторяться ситуации, когда речи докладчиков, прилетевших с другого конца страны, будут прерываться объявлениями по громкой трансляции о том, что посетителям технического визита на энское предприятие, необходимо собраться около автобуса там-то для отъезда в некое назначенное время.

    Список основных мероприятий в транспортной отрасли, планируемых до конца 2022 года, ранее уже публиковался на TR.ru — Транспорт в России.

    А анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.