Метрострой: вести из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Минска

  • Дарья Гербер
    11 декабря 2023 г. — 13:35
    618

    Компанию масштабному метростроению в Москве составляют проекты развития подземного транспорта и в соседних городах-миллионниках. В частности, в Санкт-Петербурге стартовало строительство нового участка Красносельско-Калининской линии метрополитена от строящейся станции «Путиловская» в сторону будущей станции «Каретная». Также город на Неве принял 18-й поезд «Балтиец», завершивший поставки на 2023 год. В белорусской столице — Минске — возводят сразу три станции на новом участке третьей Зеленолужской линии. Ожидается, что их эксплуатация начнётся в 2024 году. Тем временем в Нижнем Новгороде обсуждается проект продления Сормовско-Мещерской линии: выбор трудовых коллективов промышленных предприятий склонился к размещению метровокзала на Станционной улице, что позволит завершить строительство в 2026 году. 

    В Петербурге — строительство нового участка Красносельско-Калининской линии и поступление очередного «Балтийца»

    Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‑Петербурга сообщил о начале строительства ещё одного участка Красносельско-Калининской линии метрополитена от строящейся станции «Путиловская» в сторону будущей станции «Каретная». В тестовом режиме запущен проходческий щит КТ-1. Его создали в 1989 году на Донбассе специалисты Ясиноватского машиностроительного завода. В свою очередь, петербургские инженеры и рабочие метростроевцы модернизировали и подготовили его к работе.

    На новом участке будущей шестой линии появится четыре станции: «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». Протяжённость участка — порядка 7 км. Здесь будут пересадки на синюю и фиолетовую линии, а также выход к железнодорожной станции Боровая.

    Всего на новом участке планируется задействовать четыре щита. Два из них «Метрострой Северной Столицы» планирует запустить для проходки в первом квартале 2024 года. Щит, который сейчас изготавливается на Обуховском заводе, будет готов к работе в следующем году. Щиты попарно пойдут навстречу друг другу. Такая технология ускорит проходку тоннеля.

    Первый участок Красносельско-Калининской линии со станциями «Путиловская» и «Юго-Западная» (Казаковская) планируется открыть в конце 2024 года.

    До 2032 года в Петербурге обещают построить 20 новых станций и реконструировать 12 действующих. Метро Северной столицы является самым глубоким в мире. Станция «Путиловская», от которой пошёл щит, находится на глубине 60 м. Правительство города сумело сохранить метростроение как отрасль и создать компанию за два года. Сегодня «Метрострой Северной Столицы» внедряет новые технологии. В компании трудятся порядка 4 тыс человек, и идёт набор новых сотрудников, что также увеличит темпы строительства новых станций.

    Тем временем на действующих линиях метро продолжает обновляться подвижной состав. В Петербурге успешно прошёл приёмочные испытания 18-й восьмивагонный поезд метро модели «Балтиец». По сведениям Комитета по транспорту, в ближайшее время он, как и его предшественники, выйдет на Кировско-Выборгскую (красную) линию метро. Это последний состав из запланированных на 2023 год поставок.

    В декабре на Октябрьском электровагоноремонтном заводе стартует сборка следующей партии «Балтийцев». Всего в период с 2022 по 2025 годы планируется поставка 304 вагонов.

    Самое масштабное за последние 30 лет обновление подвижного состава петербургского метрополитена стартовало в 2022 году. ГУП «Петербургский метрополитен» заключил контракт на приобретение 950 вагонов метро модели «Балтиец» на 242,6 млрд рублей, из них 96,9 млрд рублей — средства инфраструктурного кредита, выделенные из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

    В Нижнем Новгороде обсудили, где строить новую станцию метро

    Власти Нижегородской области решили заручиться поддержкой горожан для строительства новой станции метро. Для это проект вынесли на общественные слушания. Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области проинформировало, что в ходе расширенного заседания экспертной группы по работе общественного транспорта нижегородской агломерации эксперты, проектировщики ГК «Моспроект-3», депутаты Законодательного собрания Нижегородской области и городской Думы от Сормовского района высказались за размещение будущей станции метро на Станционной улице.

    Реализацию проекта поддержали представители трудовых коллективов ПАО «Завод «Красное Сормово», АО «Хлеб», ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И. И. Африкантова», АО ЦНИИ «Буревестник», АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева», АО «Завод «Электромаш» и АО «Судостроительный завод «Волга».

    В МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в г. Нижнем Новгороде» обозначили, что при выборе места расположения разработчики учитывали как экономические, так и социальные аспекты. Так, если строительство на Станционной займёт около трёх лет, то в центре оно затянулось бы на пять. В этом случае пришлось бы полностью перекрыть движение транспорта по основной магистрали района — улице Коминтерна. На весь срок строительства остановился бы и трамвай. Таким образом, Сормово потеряло бы транспортную связь с другими районами Нижнего Новгорода.

    Проект на Станционной улице, по мнению разработчиков, лишён этих недостатков. Пользователи общественного транспорта смогут совершать пересадки между городскими и пригородными электричками, поездами метро и автобусами. Реализовать такой проект в центре Сормова было бы технически невозможно. Пересадочный узел будет удобен для пассажиров электричек балахнинского и заволжского направлений. АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» планирует приобрести новые поезда и сократить интервал движения до 10-15 минут.

    Также метро сделает более презентабельным Сормовский район как для работодателей, так и для жителей. Это важно с точки зрения привлечения рабочей силы на предприятия.

    В то же время при выбранном варианте реализации продления линии метрополитена к новой станции не предусмотрено продление трамвайной линии. Учитывая, что железнодорожная станция Сормово расположено на ответвлении к станции Варя, для создания пересадки на метро железнодорожникам придётся перенаправить движение части электропоездов вместо Московского вокзала, где заканчиваются маршруты других пригородных маршрутов, и уже курсируют поезда Нижегородского центрального диаметра (Моховые горы — проспект Гагарина), на тупиковую линию. Таким образом, появление новой пересадочной связи будет сделано в ущерб действию старым. При новом расположении станции «Сормовская» будет отсутствовать и удобная пересадка на трамвай, который обеспечивает подвоз значительной части пассажиров в центр Сормова.

    Примечательно, что в стороне от выбранного места расположения будущей станции оказались и некоторые промышленные предприятия, высказавшиеся «за». Так, Сормовская кондитерская фабрика, расположенная вблизи трамвайной остановки «Сормовский рынок», в случае расположения станции в центре Сормова, смогла бы пользоваться пересадкой с трамваев на линию метрополитена, а в варианте со Станционной улицей останется без удобного подвоза.

    Общая длина нового участка составит около 2,6 км. Проектирование и строительство станции суммарно оценивается в 19,4 млрд рублей. Завершение строительства запланировано на декабрь 2026 года. А к концу 2025 года метростроевцы рассчитывают открыть участок Автозаводской линии от станции «Горьковская» до станции «Сенная».

    Минск: работы на пусковом участке третьей линии

    В 2024 году в Минске планируется достроить и открыть движение на новом участке Зеленолужской линии метро. «Аэродромная», «Неморшанский Сад» и «Слуцкий Гостинец» добавятся к четырём действующим станциям — «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь».

    Пресс-служба ГПО «Минскстрой» сообщила, что облик строящейся станции метро «Аэродромная» приближается к архитектурным решениям на тему неба. Светильники установлены на трёх уровнях и имитируют облака, а сине-серо-белая гамма поддерживает общую стилистику.

    Кроме этого, практически завершены отделочные работы по техническим помещениям. Их в станционном комплексе более 180. Идёт поставка, монтаж и наладка оборудования:

    • смонтированы и проверены два лифта (по одному на каждый вход), четыре станционных эскалатора, а также собраны на стадии конструктива шесть эскалаторов на входах;
    • в переходах, вестибюлях и на платформе уложено более 5 тыс кв. м гранита, осталось около 400 кв. м — на участках, где будут установлены автоматические станционные двери;
    • выполнены каркасы для облицовки колонн металлокерамикой в переходах, на платформе колонн не будет.

    На всех станций будет применено островное размещение платформы между путями. На ближайшие годы станция «Первомайская» останется единственной в Минском метро с береговым расположением платформ (по обе стороны от путей).

    Для отделки строящихся станций Зеленолужской линии минского метро «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец» используют натуральный камень от завода УП «Минскметрострой». По сведениям БЕЛТА, станции отделывают уральскими и карельскими гранитами. В их числе светлый, почти белый мансуровский, светло-серый варламовский и чёрный габбро-диабаз.

    Ежемесячно производятся около 400 кв. м облицовочных и тактильных плит. Лицевая поверхность в зависимости от назначения шлифуется или обрабатывается методом обжига, когда необходимо получить противоскользящий эффект. Предприятие получает камень в виде блоков по 10-13 т, которые с помощью фрез диаметром 3,5 м распиливают на пластины-заготовки толщиной 10-100 мм. Далее — раскрой под размеры с минимальными допусками по геометрии.

    Применение натурального камня в оформлении станций метро стало традицией. Это объясняется оригинальной текстурой камня и высокими эксплуатационными качествами.

    Открытие третьей линии позволило обеспечить создание транспортного треугольника с вершинами в пересадочных узлах на станциях «Октябрьская» — «Купаловская», «Площадь Ленина» — «Вокзальная» и «Фрунзенская» — «Юбилейная площадь». В перспективе она будет состоять из 14 станций. Линия соединит южный и северный секторы Минска с центральной частью города.

    Первый участок третьей линии Минского метрополитена от станции «Слуцкий Гостинец» до станции «Юбилейная площадь» протяжённостью 7,6 км с семью станциями обеспечит скоростной транспортной связью жилой район Курасовщина, а также деловой район «Минск-Мир», который находится на территории бывшего аэропорта Минск-1.

    Первые четыре станции первого участка зелёной линии метро открыли в ноябре 2020 года. Сейчас метростроители завершают работы в южном направлении, а в первой половине 2023 года начали строительство северного участка линии от Юбилейной площади до площади Бангалор.

    Тем временем в Москве завершается строительство первой очереди новой Троицкой линии метро от «ЗИЛа» до «Коммунарки», а в Челябинске стартовало строительство первой линии метротрамвая.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)