Транспортная реформа Костромы. Часть 1: станет ли городу лучше без троллейбуса?

  • Павел Яблоков
    30 июня 2023 г. — 16:00
    1689
    Иллюстрация: 

    Ещё один региональный центр, расположенный на Волге, запускает транспортную реформу. В отличие от соседнего Ярославля, в Костроме решили все изменения провести одним днём — с 1 июля. По примеру ещё одного волжского города — Твери, — в обновлённой маршрутной сети не нашлось места троллейбусам. О предпосылках транспортной реформы в краю Ивана Сусанина, о новой маршрутной сети и о том, когда ждать в Костроме перехода на электробусы — в обзоре TR.ru  Транспорт в России.

    Муниципальные и государственные транспортные предприятия

    Как и в других регионах, с советского времени в наследие транспортной системе региона Костромы достались автобусные и троллейбусные парки.

    Основным автобусным перевозчиком региона, и единственным, сохранившим в парке автобусы большого класса, с годами стало ГП «Костромское ПАТП № 3». Несколько лет назад оно начало эксплуатировать газомоторные автобусы. На территории предприятия оборудована газозаправочная станция.

    Следы ПАТП № 1 и ПАТП № 2 затерялись в годах. Позднее администрация Костромы создала муниципальное автобусное предприятие «Костромагортранс», но его век был недолог. С 2018 года муниципальные автобусы и троллейбусы в Костроме эксплуатирует единое предприятие — МУП «Троллейбусное управление». К концу 2017 года все 52 автобуса МП «Костромагортранс» переехали со съёмной площадки в троллейбусное депо. Объединение муниципальных автобусов и троллейбусов на одной базе улучшило экономику транспортного предприятия, позволив рассчитываться с долгами.

    Троллейбусам ради этого даже не пришлось потесниться, так как в строю на площадке, рассчитанной на 150 троллейбусов, осталось только 22 рабочие электрические машины. Последующие 30 московских троллейбусных подарков тоже без проблем разместились на просторной территории.

    К лету 2022 года автобусная часть МУП «Троллейбусное управление» состояла из 32 ПАЗ-3204 различных модификаций 2011-2016 гг. выпуска, работающих на нескольких городских автобусных маршрутах.

    Помимо троллейбусов, с 2018 года МУП города Костромы «Троллейбусное управление» в разное время обслуживало автобусные маршруты № 1 «ВР Солнечный – ул. Боровая», № 2 «ВР Солнечный – пос. Волжский», № 9 «ВР Солнечный – Сусанинская пл.», № 18 «Калориферный завод – пос. Октябрьский – Калориферный завод», № 76 «Сусанинская пл. – пос. Козелино», а также временные «троллейбусозаменители» №№ 1Т и . К 2022 году «Троллейбусное управление» сосредоточилось на обслуживании автобусных маршрутов №№ 2, 9, 18, 76.

    Троллейбусы: от рассвета до предзакатного состояния

    Не самый крупный областной центр обзавёлся городским электротранспортом тоже далеко не в числе первых. Лишь 10 января 1974 года началось регулярное движение троллейбусов, хотя пробные рейсы состоялись ещё в ноябре 1973 года. Впрочем, в областном центре соседствующей с костромичами Вологодской области троллейбусы поехали почти на три года позже — с 30 декабря 1976 года.

    К 1980 году в единственном троллейбусном депо Костромы работало 96 троллейбусов. Затем их количество постепенно начало уменьшаться. В 1990 году их было уже 86.

    К началу 1990-х сеть Костромского троллейбусы была полностью сформировано. Действовало девять маршрутов:

    • № 1 «микрорайон Паново — пос. Октябрьский»;
    • № 2 «Троллейбусное депо — пл. Широкова»;
    • № 3 «ф-ка Знамя труда — пос. Октябрьский»;
    • № 4 «ф-ка Знамя труда— з-д Рабочий металлист»;
    • № 5 «з-д Рабочий металлист — пос. Октябрьский»;
    • № 6 «ф-ка Знамя труда — Троллейбусное депо»;
    • № 7 «Троллейбусное депо — микрорайон Черноречье»;
    • № 8 «Троллейбусное депо — Заволжская ул.»;
    • № 9 «Троллейбусное депо — микрорайон Паново».

    В начале 1990-х отменили маршрут № 8, после чего часть линии по Заволжской ул. осталась без регулярного движения. Других сокращений в работе маршрутной сети не было ещё около 20 лет.

    Старение троллейбусного парка оказало существенное влияние на уменьшение роли электротранспорта в городских перевозках Костромы. Если в Йошкар-Оле, Чебоксарах, Ижевске и некоторых других городах «цеплялись» за каждую машину и продляли ей жизнь всеми мыслимыми и немыслимыми способами, то в Костроме, хоть и не в пример многим, закупали новые троллейбусы, но в количестве меньшем, чем списывали.

    К 2000 году в строю осталось 65 троллейбусов, но и это было ещё немало. К 2010 году инвентарь (50 троллейбусов) составил лишь треть от проектной мощности депо в 150 троллейбусов. После 2000 года предприятие получило всего 25 «рогатых» машин и во второй половине 2010-х смогло выпускать на линию уже не более 20 троллейбусов: старые машины списывались без особых задержек, по истечению нормативного срока службы. Последние пять новых троллейбусов костромское «Троллейбусное управление» получило осенью 2013 года: ими стали пять ЗиУ-682Г-016.02.

    Уже к 2016 году 20 троллейбусов, выпускаемых на городские улицы, весьма слабо конкурировали с 346 городскими автобусами, пусть и меньшей вместимости. Из восьми работавших в том году троллейбусных маршрутов четыре действовали только в будни, а на пяти работало всего по одному троллейбусу.

    За последние несколько лет костромские троллейбусы потеряли одну линию. Стал электротранспорт привычен и к «локаутам» с полной остановкой движения.

    В 2016 году с началом лета в Костроме в порядке эксперимента открыли кольцевые «ночные» троллейбусные маршруты №№ 11 и 12, которые по встречным направлениям объезжали практически всю городскую троллейбусную сеть, делая круг чуть менее, чем за два часа. Тем самым троллейбусники решили внести свою лепту в долю вечернего транспортного обслуживания, которое после 20 часов заметно затухало, а после 22 лишь на отдельных городских маршрутах ещё выполнялись хоть какие-то рейсы. «Ночные» троллейбусы возвращались в депо ближе к двум часам ночи.

    Однако экспериментальные маршруты проработали чуть более полутора месяцев. После этого из-за реконструкции «узлового» для троллейбусной сети города перекрёстка улиц Советской, Подлипаева и Ивана Сусанина, на месяц, с 19 июля по 18 августа 2016 года, закрылись все троллейбусные маршруты. Назад с 19 августа вернулись к пассажирам только «традиционные» маршруты электротранспорта. А с 1 октября того же года не стало и двух из них: маршруты №№ 4 «Фабрика "Знамя труда" — Завод "Рабочий металлист"» и № 5 «пос. Октябрьский — Завод "Рабочий металлист"» не вошли в новую маршрутную сеть города. Их уже закрывали на зиму с 1 ноября 2015 года, но с 1 мая 2016 года они всё-таки начали свой, как оказалось, последний сезон. Линия от Магистральной улицы до завода «Рабочий металлист» осталась без пассажирского сообщения, и позднее была демонтирована.

    В июле 2017 года троллейбусная сеть потеряла ещё два маршрута, но на сей раз временно: из-за ремонта Волжского моста вплоть до декабря 2018 года троллейбусы не могли попасть в Заволжский район. Маршруты № 1 «пос. Октябрьский — микрорайон Паново» и № 9 «Троллейбусное депо — микрорайон Паново» не работали почти полтора года. Впрочем, из-за нехватки подвижного состава они занимали уверенно последние по важности места в троллейбусной сети: на обоих работало только по одному троллейбусу каждый, и только по рабочим дням в часы пик.

    С июля 2019 года из-за ремонтных работ прекратил работу троллейбусный маршрут № 6 «Троллейбусное депо — ф-ка "Знамя Труда"», где один троллейбус трудился ежедневно.

    С января 2020 года сокращён режим работы и на основных городских троллейбусных линиях. После 20 часов остался работать лишь один маршрут № 2 «Троллейбусное депо — пл. Широкова», а на маршрутах №№ 3 и 7 последние рейсы стали отправляться около 18 часов вместо прежних 21-22 часов. Маршрут № 6 возобновился, но уже только в качестве «нулевых» рейсов для троллейбусов маршрута № 3 «ф-ка "Знамя Труда" — пос. Октябрьский».

    2020 год для костромичей был полон надежд пополнить первый раз за семь лет троллейбусное депо 30 машинами Тролза-5275.05 «Оптима» из филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс», подаренных Правительством Москвы. Первую машину привезли 15 декабря, а полностью переезд завершили к 1 февраля. Костромичам достались возрастные машины 2005 года выпуска — старше тех, что на тот момент продолжали работать в городе. Специалисты планировали тщательно обследовать 15-летние машины и выпустить на линию наиболее хорошо сохранившиеся из них. Ожидалось, что таких будет около восьми, а остальные троллейбусы просто пополнят ремонтный фонд МУП «Троллейбусное управление», став донорами для остальных «Оптим».

    Первый выпущенный на линию экс-столичный троллейбус стал первым, окрашенным в новые фирменные цвета костромского транспорта — оранжевую гамму. Так решили для того, чтобы сделать их более заметными в транспортном потоке. Однако в итоге на городские улицы вышли лишь четыре «москвича»: три в 2021 году и ещё один в 2022 году. Ещё одной машине был присвоен бортовой № 45, но он на городские маршруты так и не вышел. Остальные 25 бывших столичных троллейбусов в конце 2022 года были утилизированы. В 2023 год вступило лишь 25 костромских троллейбусов 2005-2013 года выпуска: 19 ЗиУ-682Г, пять Тролза-5275.05 «Оптима» и один ВМЗ-5298.

    С августа 2020 года по января 2021 года троллейбусы снова перестали ходить в Заволжский район — на сей раз из-за реконструкции Магистральной ул. и замены опор контактной сети (они же — мачты освещения).

    С 5 февраля 2022 года из-за реконструкции путепровода закрыта линия в Октябрьский посёлок, маршруты №№ 1 и 3 сокращены до микрорайона Черноречье. Уменьшение эксплуатационной длины линий оказало небольшой позитивный эффект: интервалы движения на укороченных маршрутах удалось сократить.

    В 2022 года ситуация шестилетней давности с полным закрытием троллейбусного движения повторилась: из-за реконструкции центральных улиц с 9 июля по 9 августа электротранспорт Костромы не работал.

    Троллейбусы «на коротком поводке»

    С 2016 года перевозки по троллейбусным маршрутам МУП «Троллейбусное управление» выполняет по муниципальным контрактам. Однако сроки их действия никогда не отличались большой продолжительностью: электротранспортников держали «на коротком поводке». И на каждый из маршрутов заключался отдельный контракт.

    В середине лета 2022 года троллейбусам Костромы был оглашён приговор: для них начался обратный отсчёт времени жизни. Это случилось через несколько дней после закрытия троллейбусного сообщения в Белгороде. Прекращение троллейбусного движения в Костроме приурочили к запуску новой маршрутной сети, который перенесли с 1 октября 2022 года сначала на весну, а потом и на лето 2023 года.

    Для выполнения троллейбусных перевозок по шести маршрутам в течение шести месяцев 2023 года администрации Костромы потребовалось заключить 24 контракта: по четыре на каждый из шести действующих маршрутов. Самые длинные предусматривали выполнение перевозок с 1 января по 27 апреля 2023 года, затем — с 28 апреля по 20 мая и с 21 по 31 мая.

    Последние контракты на троллейбусные маршруты заключены 29 мая по итогам майских аукционов для выполнения перевозок с 1 по 30 июня. На линию выпускается 19 троллейбусов в будни и 12 в выходные дни:

    • маршрут № 1 «микрорайон Паново — микрорайон Черноречье» (1 троллейбус; движение только в будни в часы пик; 15 рейсов; стоимость контракта 406,98 тыс. руб., объём транспортной работы 2,142 тыс. км, стоимость транспортной работы 190 руб./км);
    • маршрут № 2 «Троллейбусное депо — пл. Широкова» (6 троллейбусов в будни, 88 рейсов; 4 троллейбуса в выходные дни, 78 рейсов; 3,2946 млн руб., 17,34 тыс. км, 190 руб./км);
    • маршрут № 3 «микрорайон Черноречье — ул. Борьбы (фабрика "Знамя Труда")» (6 троллейбусов в будни, 60 рейсов; 4 троллейбуса в выходные дни, 54 рейса; 2,355 млн руб.; 12,3966 тыс. км; 190 руб./км);
    • маршрут № 6 «Троллейбусное депо — ул. Борьбы (фабрика "Знамя Труда")» (только по рабочим дням; 7 рейсов, выполняемых машинами с маршрута № 3; 122,89 тыс. руб.; 646,8 км, 190 руб./км);
    • маршрут № 7 «Троллейбусное депо — микрорайон Черноречье» (5 троллейбусов в будни, 66 рейсов; 4 троллейбуса в выходные дни, 64 рейса; 3,355 млн руб.; 17,658 тыс. км; 190 руб./км);
    • маршрут № 9 «Троллейбусное депо — микрорайон Паново» (1 троллейбус плюс рейсы, выполняемые троллейбусами с маршрутов №№ 1 и 3; движение только по рабочим дням; 27 рейс; 0,948 млн руб.; 4,9896 тыс. км; 190 руб./км).

    Реформа 2016 года

    Осенью 2016 года в Костроме уже проаодилась маршрутная реформа. Городской транспорт, работающий по регулируемым тарифам, перевели на контрактную систему. Тогда с 1 октября количество автобусных маршрутов сократили с 52 до 40. В частности, пассажиры лишились маршрутов №№ 12, 17, 19, 27с, 28с, 45, 89. Появились новые маршруты №№ 29, 30, 31, 32. А обновлённые маршруты №№ 66, 48, 94, 15, 57, 1, 24 сформировались путём объединения между собой 16 маршрутов. Отменили и два троллейбусных маршрута (№№ 4 и 5), на чём и была завершена история троллейбусного движения к заводу «Рабочий металлист». В 2019 году контактная сеть на бездействовавшей линии была полностью демонтирована.

    Для запуска обновлённой маршрутной сети город приобрёл в лизинг для МП «Костромагортранс» 15 новых автобусов ПАЗ «Вектор Next», планируя в дальнейшем купить ещё семь «Векторов» и два автобуса ЛиАЗ большого класса. Всего в ходе транспортной реформ планировалось обновить парки муниципальных и частных перевозчиков на 60%, что должно было позволить заменить автобусы, работающие на главных маршрутах города, на машины средней, большой и особо большой вместимости. А вот «Газели» с муниципальных маршрутов должны были исчезнуть.

    Кроме того, с октября 2016 года изменили правила проезда в общественном транспорте для льготников. Пенсионеры, а также школьники и студенты из малообеспеченных семей смогут пользоваться проездными во всех автобусах и троллейбусах как муниципальных, так и частных перевозчиков. Исключение составили автобусные маршруты №№ 23, 29, 30, 31, 32, 33, 38, работающие по нерегулируемым тарифам.

    Контракты, заключённые в 2016 году с автобусными перевозчиками, фактически не содержали финансовой составляющей: их стоимость была нулевая. На этом фоне стал выделяться требовавший дотаций размером в несколько десятков миллионов рублей троллейбусный транспорт. Стоимость контрактов на обслуживание маршрутов электротранспорта варьируется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

    После 2016 года количество автобусных маршрутов постепенно незаметно выросло до 45.

    Реформа — 2022/2023: начало

    В 2021 году для Костромы начали разработка новой маршрутной сети. Планировалось, что новая схема движения городского транспорта будет оптимальнее нынешней за счёт устранения части дублирующих друг друга маршрутов и пересмотра количества транспорта на оставшихся маршрутах.

    По заказу городской администрации московская подрядная организация ООО «Центр экономики инфраструктуры» с конца 2021 года вела разработку новой комплексной схемы транспортного обслуживания населения. Специалисты компании провели обследование пассажиропотока, социологические опросы и интернет-анкетирование костромичей, а также получили данные от операторов сотовой связи. По результатам ими сформированы рекомендации по оптимизации маршрутной сети и замене подвижного состава на более вместительный и комфортный, а также предложения по финансовой модели поддержки отрасли пассажирских перевозок за счёт бюджетов разных уровней.

    Специалисты установили, что маршрутная сеть Костромы нуждается в оптимизации и сокращении дублирующих маршрутов. На линиях существует избыток транспортных средств малого класса и нехватка автобусов большой вместимости. Также наблюдается дефицит общественного транспорта в вечерние часы.

    С 1 октября 2021 года в городе внесли небольшие корректировки автобусных маршрутов №№ 9, 14, 38, 44, чтобы стабилизировать транспортную ситуацию до введения новой маршрутной сети. Остальные мероприятия, включая закупку новых автобусов, отложили на 2022 год.

    Основные мероприятия по разработке новой КСОТ, по условиям контракта, были завершены в апреле 2022 года, после чего были материалы были рассмотрены на заседании комиссии по развитию городского хозяйства городской Думы. При этом раздел «Формирование целевой маршрутной сети» был предложен в четырёх вариантах, каждый из которых по количеству маршрутов меньше существующей маршрутной сети. Разница — в пропорциях транспорта большой, средней и малой вместимости. Администрации Костромы было рекомендовано до 1 мая выбрать один из четырех вариантов, предложенных разработчиками проекта, сообщил сайт Городской Думы Костромы.

    14 июля 2022 года планы руководства Костромской области по формированию транспортной системы в областном центре и ближайших пригородах обнародовали на специальной пресс-конференции. Примечательно, что её созвали за день до проведения Костромской гордумой публичных обсуждений по проектам трёх постановлений городской администрации, окончательно утверждающих планируемые с 1 октября изменения. Тем самым горожанам фактически дали понять — от их мнения уже практически ничего не зависит: как в маршрута, так и в выборе вида транспорта.

    Внесение изменений в транспортную сеть местными властями решено было утвердить путём издания серии постановлений городской администрации, в основу которых положено одно из вариантов, предложенных проектировщиками. Одно из постановлений предусматривало изменение пути следования двух маршрутов, другое — отмену 18 маршрутов, третье — установление 17 новых. Однако, фактически 11 маршрутов поменяли свои трассы: отменившись, они в новом обличии проведены во многом прежними трассами. Публичные слушания по всем трём вопросам запланировали на 15 июня 2022 года в здании, занимаемом Управлением городского пассажирского транспорта администрации Костромы. Проекты всех документов разместили в «официальном вестнике города Костромы» и на сайте городской Думы.

    Ранее администрация Костромы в апреле того же года представила на еженедельном областном совещании предложения и тогда же заявила, что самостоятельно обеспечить модернизацию транспортной системы город не сможет ни по организационным, ни по финансовым причинам.

    После этого администрация региона взяла на себя управление по реализации проекта и просчёт всех вопросов, связанных с переходом на новую систему транспортного обслуживания, включая готовность перевозчиков к переходу на новые контрактные обязательства, закупку нового автопарка, готовность людей к изменению числа маршрутов и новым тарифам на оплату перевозок.

    Курирующим проект реформы заместителем губернатора проведены встречи с представителями госкорпорации ВЭБ.РФ, занимающейся на федеральном уровне реализацией проектов модернизации транспорта в городах. Крупные федеральные финансовые структуры уже выразили готовность сотрудничать с регионом по лизингу, рассматривавшимся как оптимальный вариант приобретения новых автобусов для системы общественного транспорта Костромы.

    Основные принципы костромской реформы

    Администрацией Костромской области были озвучены и некоторые основные принципы проведения реформы:

    • сокращение количества городских маршрутов с 45 до 31;
    • «пересадочная» модель: пересаживаться между маршрутами пассажирам, скорее всего, придётся больше, чем при прежней сети, но в пределах одной поездки плата с пассажиров будет браться только один раз, если пересадка с маршрута на маршрут будет совершена в первые полчаса: для размеров города такого временного промежутка должно хватить;
    • курс на безналичную оплату: от наличных денег постараются максимально уйти, заменив их транспортными картами;
    • сохранение действующих льгот на проезд, с возможным добавлением к ним льготного проезда для школьников и студентов;
    • повышение тарифа на проезд до 30 руб. и штрафа за безбилетный проезд до 5000 руб. для стимулирования своевременной оплаты проезда;
    • переход на систему долгосрочных брутто-контрактов: перевозчики смогут планировать свою операционную деятельность и в течение нескольких лет получать доход, зависящий не от количества перевезённых пассажиров, а от выполнения транспортной работы, даже в поздние часы, когда пассажиропоток минимален;
    • обновление подвижного состава, увеличение вместимости: для обслуживания новой маршрутной сети потребуется 286 автобусов — новых, либо не старше двух лет; из них 65 должны быть большого класса, ещё 125 — автобусы малого класса, а остальные 96 — микроавтобусы;
    • техническое оснащение новой техники: бортовые комплексы видеофиксации, автоматизированная система учёта пассажиропотока, информационные табло и видеомониторами;
    • отказ от троллейбусного сообщения.

    За последний пункт, крайне непопулярный среди костромичей, как свидетельствует агентство информации KOSTROMA.TODAY, ответственность взял на себя заместитель губернатора Костромской области Юрий Маков:

    «Я настоял на том, чтобы троллейбусы убрать вообще. Смотрим статистику: за май троллейбусы перевезли всего 4 процента всех пассажиров. А на их содержание город тратит колоссальные суммы — до 100 миллионов в год — чтобы латать изношенную контактную сеть, ремонтировать троллейбусы и т.д.

    Почему отказались от троллейбусов на автономном ходу? Здесь всё просто. Во-первых, такой троллейбус стоит в 1,7 раза дороже, чем новый автобус на метане. Но есть и второй, более весомый аргумент — это старые изношенные сети. Новые троллейбусы не смогут ими пользоваться, поэтому сети придется менять. Если посчитать, это плюс еще более 1 миллиарда рублей. А нас и так ждут огромные затраты».

    В поддержку заявления заместителя губернатора, администрация Костромы опубликовала информацию о финансово-хозяйственной деятельности МУП «Троллейбусное управление, в котором сообщила, что за первое полугодие 2022 года «Троллейбусным управлением» перевезено 2,979 млн. чел. (в том числе троллейбусами — 1,176 млн. чел.)  что составляет 19,1% (в том числе троллейбусами — 7,5 %) от общего пассажиропотока по всем муниципальным маршрутам города Костромы. При этом за шесть месяцев 2022 года доходы предприятия составили 101,4 млн. руб. Собственные доходы составили около 40% (от продажи билетной продукции — 35,9 млн. руб., от предоставления сопутствующих услуг — 5,4 млн. руб.), а финансирование из бюджета города Костромы составило 60,1 млн. руб. Плановый объем финансирования предприятия из бюджета города Костромы на покрытие убытков за 2022 год был предусмотрен в объёме 120,0 млн. руб. При этом затраты на содержание зданий, подвижного состава, зарплату работников предприятия, ремонт и поддержание в исправном состоянии контактной сети и подстанций, за тот же период, составили 101,4 млн. руб. При этом обслуживание действующей сети с подстанциями является чрезвычайно затратными, так как с одной стороны оборудование изношено, а с другой стороны, количество выпускаемых троллейбусов и объем осуществляемых ими перевозок является незначительным. При этом существующая троллейбусная инфраструктура географически расположена в центре города и не захватывает густонаселенные спальные микрорайоны и промышленные зоны, что является одной из причин низкого спроса на троллейбусные перевозки и как следствие — доходы предприятия.

    Троллейбусное депо планировали укомплектовать автобусами большого класса. Также в регионе хотели, чтобы продолжили работать и семь местных частных перевозчиков, имеющих собственный транспорт: им были готовы оказать помощь с приобретением в лизинг новых автобусов на тех же условиях, что планирует приобретать область.

    При этом ещё этой весной 2022 года планировщик новой маршрутной сети предлагал, напротив, увеличить количество выпускаемых на маршруты троллейбусов с 20 до 53, в том числе 36 с увеличенным автономным ходом, что дало бы возможность продлить линии электротранспорта до Полиграфкомбината и микрорайона Давыдовский без строительства новой контактной сети, а также сократить интервалы движения на основных направлениях до 10 минут, свидетельствует KOSTROMA.TODAY.

    Часть неотложных изменений костромичи должны увидели уже осенью 2022 года: с 1 октября упразднили или изменили несколько дублирующих друг друга маршрутов. Дата изменений была приурочена к окончанию срока действия ранее заключённых договоров с перевозчиками. В городе осталось работать 37 маршрутов: 31 автобусный и шесть троллейбусных. Также для удобства костромичей кроме основных маршрутов продолжилось транспортное обслуживание населения по временным коротким маршрутам, работающим в вечернее время после 20:00: «Сусанинская пл. — микрорайон Венеция», «Сусанинская пл. — п. Малышково». А для жителей Заволжья организована работа автобуса по временному маршруту «микрорайон Паново — кладбище на Магистральной ул. — з-д Мотордеталь».

    Летом 2022 года провели предварительные конкурсы на облуживание маршрутной сети. На время переходного периода с перевозчиками заключены краткосрочные нетто-контракты сроком с 1 октября 2022 года по 30 июня 2023 года. Маршруты разбили на 23 лота: шесть троллейбусных и 17 автобусных, сформированных по принципу сочетания высокодоходных и низкодоходных маршрутов. Работать на маршрутах стали 14 перевозчиков, в том числе МУП «Троллейбусное управление». В дальнейшем планировалось заключать муниципальные контракты с перевозчиками на срок от пяти до семи лет.

    До запуска основного этапа изменений, намеченного на 1 июля 2023 года, в Костроме поработали с разными составляющими транспортной реформы — переименовали остановки, создали «Организатор перевозок». А за несколько лет до этого тупиковой ветвью изменения городской мобильности признали платные парковки.

    Остановки актуализировали заранее

    Долгие годы названия остановок в Костроме либо присваивались хаотично, либо сохраняли в себе память об объектах, бывших актуальными в 1970-80-х годах. Упорядочить их решили заранее до маршрутной реформы. Ещё летом 2022 года в Костроме актуализировали наименования  44 остановок общественного транспорта.  Выявлением устаревших наименований занимались специалисты Управления транспорта. Новые наименования были присвоены с привязкой к элементам улично-дорожной сети, существующим социально-бытовым и хозяйственным объектам.

    В частности, на Рабочем проспекте остановочный пункт назывался «Комбинат бытового обслуживания», а на Московской улице — «АТП-2», хотя данные предприятия прекратили свою деятельность много лет назад. Они были переименованы в «улица Задорина» и «2-я Загородная улица» соответственно.

    Остановка «фабрика Октябрьской Революции» получила название «улица Коммунаров», «Горпищекомбинат» на Московской улице — «Вокзальный проезд», «фабрика "Знамя Труда"» — «улица Борьбы», «Маслозавод» на улице Нижняя Дебря — «улица Нижняя Дебря» (прежняя «улица Нижняя Дебря» при этом переименована в «Храм Воскресения»), «ПМК-2» на Некрасовском шоссе — «озеро Святое», «Сельхозтехника» — «Костромская улица». Полный список переименованных объектов опубликован на сайте городской администрации Костромы. Затем изменения стали вносить в путевую и маршрутную документацию, а также системы автоматизированного объявления остановочных пунктов в подвижном составе.

    Платные парковки

    Платные парковки — один из популярных в более крупных, чем Костроме, городах инструментов управления мобильности, в областном центре не прижились. В конце 2015 года на два месяца в тестовом режиме опробовали систему платной парковки на участке проспекта Мира от Сусанинской площади до улицы Князева. Парковку надо было оплачивать виртуальными деньгами, но по той же схеме, что и настоящими. В результате с 25 февраля 2016 года пилотный проект был завершён, не получив дальнейшего продолжения.

    «Организатор перевозок»

    В регионе постановлением администрации Костромской области от 20.02.2023 № 40-а создано ГКУ «Организатор перевозок Костромской области». Новая структура, зарегистрированная 6 марта, должна обеспечить управление пассажирскими перевозками: мониторинг исполнения перевозчиками контрактных требований, взаимодействие с единым оператором системы учёта и оплаты проезда.

    Аналогичные учреждения давно работают в Санкт-Петербурге и Москве, позднее появились в Челябинской и Ярославской областях, а также других регионах страны.

    Тарифы и оплата проезда

    Стоимость проезда в Костроме индексировалась не ежегодно, а, как правило, раз в два-три года. Практически всегда обновление тарифов не успевало за потребностями перевозчиков.

    С 1 октября 2013 года стоимость проезда в общественном транспорте Костромы стала равняться 15 руб. Следующее изменение тарифов произошло уже в начале 2015 года.

    С декабря 2017 года стоимость проезда в городском транспорте и на «маршрутках», и в муниципальных автобусах и троллейбусах повысилась до психологической отметки в 20 рублей, не менявшись до этого почти три года.

    С 14 апреля 2020 года в троллейбусах Костромы начали вводить систему безналичной оплаты проезда: пассажиры смогли использовать в качестве средств оплаты банковские карты.

    С 15 февраля 2023 года стоимость проезда в городском транспорте выросла до 23 руб.

    Весной 2022 года в Костроме тестировали карту «Тройка». Жители города могли попробовать работу системы в троллейбусах, следующих по маршруту № 2 «Троллейбусное депо — пл. Широкова». Чтобы мотивировать костромичей опробовать новую карту, проводили акцию с бесплатной раздачей «Троек» в офисе МУП «Троллейбусное управление», расположенном на проспекте Мира. На балансе каждой такой подарочной карты уже числилось 100 руб. Далее пополнить баланс карты можно было через приложение «Сбербанк-онлайн» и банкоматы.

    Проверка работы «Тройки» в Костроме продлилась до 1 мая. А в начале ноября 2022 года компания «СберТройка» сообщила о том, что выиграла конкурс и стала единым транспортным оператором Костромы. Проект планируется реализовать в течение трёх лет с момента подписания документов.

    Анонсировалось, что с запуском новой цифровой платформы жителям Костромы станут доступны дополнительные билетные сервисы:

    • оплата проезда картой «Тройки» во всех регионах России, где она запущена; 
    • доступ к приложению «Моя Тройка» и личный кабинет пассажира;
    • установка новых платёжных терминалов АКСИ 5Ф;
    • поддержка действующих социальных карт;
    • билетная система с удобным сервисом для льготных категорий граждан: для получения льготного проезда граждане смогут использовать как специальную транспортную карту, так и обычную банковскую карту с платежной системой «Мир» в качестве льготной.

    В августе-сентябре 2022 года тарифы на проезд в городском транспорте Костромы были повышены. Для обеспечения бесперебойной работы общественного транспорта с 9 августа в автобусах коммерческих перевозчиков установлен новый предельный максимальный тариф 25 рублей за одну поездку.

    На маршрутах, обслуживаемых МП «Троллейбусное управление» — всех троллейбусных, а также автобусных №№ 2, 9, 76 до конца августа действовала прежняя цена: 23 рубля при оплате наличными деньгами и 22 рубля при безналичном способе оплаты. Переход на 25-рублёвый тариф муниципальный перевозчик совершил с 1 сентября.

    Маршрутная сеть — 2023

    С 1 июля в Костроме будет действовать 32 городских маршрута общественного транспорта, и все они будут автобусными и работать по регулируемым тарифам. Перевозки по долгосрочным контрактам будут выполняться в течение семи лет, с 1 июля 2023 года по 30 июня 2030 года.

    Новая маршрутная сеть разработана с учетом рекомендаций ООО «Центр экономики инфраструктуры» после проведения обследования пассажиропотока и получения итоговых результатов. Однако в предложениях столичных экспертов троллейбусный транспорт не только сохранялся, но и развивался.

    В ноябре 2022 года в Костроме прошли ещё одни публичные слушания по проекту новой маршрутной сети. На них было объявлено, что дальнейшие изменения маршрутов произойдут с 1 июля 2023 года. Анонсировалось, что в новой схеме ряд дублирующих маршрутов объединят, что позволит увеличить количество автобусов на других, пользующихся большим спросом направлениях. Значительная часть маршрутов будет продлена или изменена с учетом пожеланий горожан.

    Для удобства жителей улиц Шагова и Сосновых проездов изменится путь следования маршрута № 7 в части прохождения по улицам Юрия Смирнова, Шагова и Скворцова. Маршрут № 66 «Мотордеталь — Боровая ул.» будет продлён до Первого посёлка.

    Маршруты №№ 17, 77, 100, сохранят и переведут на работу по регулируемым тарифам с предоставлением всех льгот.

    Троллейбусные маршруты будут заменены автобусами большой вместимости (свыше 70 пассажиров), в том числе с продлением за пределы контактной сети. Для связи проспекта Мира с Давыдовскими микрорайонами будет организован маршрут № 5 «ВР "Солнечный " — ТЦ "Стометровка"». Связь между Новым посёлком, улицей Ленина и Полянской улицей и центральной частью города будет обеспечивать маршрут № 27 «пл. Широкова — Новый пос.».

    Вместо троллейбусного маршрута № 1 планировалось ввести маршрут № 1Т «Полиграфкомбинат — ул. Борьбы», который в итоге получил № 26. Маршрут троллейбуса № 2 планировалось заменить маршрутом № 2Т «Троллейбусное депо — ВР "Солнечный"» (в новую сеть вошёл с продлённой трассой под № 5). Маршрут троллейбуса № 3 планировалось заменить маршрутом № 3Т «ул. Борьбы — ВР "Солнечный"» (получил № 3), маршрут троллейбуса № 7 — маршрутом № 7Т «Троллейбусное депо — пл. Широкова» (в новую сеть вошёл под № 27), а маршрут № 9 — маршрутом № 9Т «Троллейбусное депо — микрорайон Паново» (получил № 16). Троллейбусный маршрут № 6 «Троллейбусное депо — ул. Борьбы», в последние годы ставший фактически трассой «нулевых» рейсов маршрута № 3, в новой сети воспроизводить не планировалось.

    Не войдут в новую маршрутную сеть и некоторые автобусные маршруты, в частности № 23 «Первый пос. — ВР "Солнечный"», № 24 «ВР "Солнечный" — Боровая ул.», № 32 «ТРЦ "РИО" — Мотордеталь», № 42 «Сусанинская пл. — ВР "Солнечный"», № 48 «Сусанинская пл. — Полиграфкомбинат», № 51 «ВР "Солнечный" — Новый пос.», № 81 «ВР "Солнечный" — ТЦ "Стометровка"», № 99 «ВР "Солнечный" — Городок».

    «Негородские» автобусы

    Независимому от городской сети реформированию подвергли недавно пригородные и междугородные автобусные направления. Незадолго до запуска городской маршрутной реформы, в Костроме изменили 26 внутриобластных автобусных маршрутов, в том числе следующих из Костромы в Адищево, Антропово, Боговарово, Галич, Завражье, Кадый, Кологрив, Макарьев, Мантурово, Нею, Парфеньево, Поназырево, Солигалич, Судай, Шарью и другие населённые пункты. Часть из них обслуживает и ГП КО «Костромское ПАТП № 3».

    Автовокзал Костромы, расположенный в 1,5 км от железнодорожного вокзала, перестал принимать пассажиров с 1 мая этого года. После этого диспетчерско-кассовый пункт «ДКП ж/д вокзал Кострома», к которому перенесли все конечные остановки региональных автобусов, переименовали в транспортно-пересадочный узел «ТПУ — ж/д вокзал Кострома».

    9 июня в Костроме открыли обновлённый железнодорожный вокзал, который помимо приёма поездов стал заниматься и обслуживанием автобусных пассажиров. Теперь он принимает до 2,4 тыс. человек с учётом пассажиропотока с железной дороги, а также городского и пригородного транспорта автотранспорта. Железнодорожные и автобусные кассы находятся в разных залах ожидания станционного здания. Из зала автостанции пассажиры могут пройти как к автобусам, так и к поездам.

    До 1 декабря 2017 года в Костроме работала автостанция «Калиновский рынок», все обслуживаемые на ней пригородные маршруты переведены к железнодорожному вокзалу «Кострома-Новая».

    Об аукционах на право работы на маршрутах, изменениях маршрутов, новых автобусах, тарифах и способах оплаты проезда — в следующей части аналитического обзора.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)