Транспортная реформа Костромы. Часть 2: новые автобусы, перевозчики и трассы маршрутов

  • Павел Яблоков
    30 июня 2023 г. — 20:30
    3327
    Иллюстрация: 

    пресс-служба Правительства Костромской области / adm44.ru

    Проведя необходимые подготовительные мероприятия, в Костроме с 1 июля запускают основой этап местной транспортной реформы. С городских улиц уходят троллейбусы. Все автобусы заменяются на новые. Полностью изменился и список городских перевозчиков. Для пассажиров вводятся новое тарифное меню и система бесплатных пересадок. Подробности — в продолжении обзора TR.ru  Транспорт в России.

    Новая маршрутная сеть

    С 1 июля 2023 года в Костроме будет работать 32 регулярных городских автобусных маршрута:

    Перечень городских маршрутов Костромы с 1 июля 2023 года: (+)

    • № 1 «ВР "Солнечный" — Боровая ул.» (12 автобусов большого класса (БК));
    • № 2 «ВР "Солнечный" — Первый пос.» (12 автобусов БК);
    • № 3 «ВР "Солнечный" — ул. Борьбы» (11 автобусов среднего класса (СК));
    • № 4 «ВР "Солнечный" — озеро Святое» (9 автобусов СК);
    • № 5 «ВР "Солнечный" — ТЦ "Стометровка"» (11 автобусов СК);
    • № 7 «ВР "Солнечный" — Сусанинская пл.» (10 автобусов СК);
    • № 8 «озеро Святое — ТЦ "Стометровка"» (7 автобусов СК);
    • № 11 «озеро Святое — Новый пос.» (5 автобусов малого класса (МК));
    • № 13 «ВР "Солнечный" — Городок» (9 автобусов СК);
    • № 14 «ВР "Солнечный" — озеро Святое» (10 автобусов БК);
    • № 15 «пос. Малышково — Городок» (11 автобусов СК);
    • № 16 «Троллейбусное депо — микрорайон Паново» (8 автобусов СК);
    • № 17 «ВР "Солнечный" — Мотордеталь» (7 автобусов МК);
    • № 18 «Калориферный завод (кольцевой)» (3 автобусов СК);
    • № 21 «Городок — Заволжское кладбище» (8 автобусов СК);
    • № 21к «Сусанинская пл. — Сады Майские-2» (1 автобус СК);
    • № 22 «ул. Коминтерна — пос. Малышково» (6 автобусов СК);
    • № 26 «Полиграфкомбинат — ул. Борьбы» (9 автобусов СК);
    • № 27 «пл. Широкова — Новый пос.» (7 автобусов СК);
    • № 39 «Сусанинская пл. — пос. Высоково» (4 автобусов СК);
    • № 49 «Соловьиная ул. — Первый пос.» (7 автобусов МК);
    • № 52 «ВР "Солнечный" — Полиграфкомбинат» (11 автобусов СК);
    • № 57 «пос. Малышково — Боровая ул.» (11 автобусов СК);
    • № 65 «Поликлиника-1 — Мотордеталь» (9 автобусов СК);
    • № 66 «Первый пос. — Мотордеталь» (10 автобусов БК);
    • № 75 «Мотордеталь — ТЦ "Стометровка"» (5 автобусов СК);
    • № 76 «Сусанинская пл. — ул. Коминтерна» (2 автобуса МК);
    • № 77 «микрорайон "Венеция" — Полиграфкомбинат» (3 автобуса МК);
    • № 83 «Боровая ул. — Полиграфкомбинат» (11 автобусов СК);
    • № 93 «Сусанинская пл. — Солониковская ул.» (6 автобусов МК);
    • № 94 «ВР "Солнечный" — пос. Малышково» (9 автобусов МК);
    • № 100 «Первый пос. — ТЦ "Стометровка"» (2 автобуса МК).

    Троллейбусных маршрутов с этого же дня на городских улицах не станет.

    Новые перевозчики

    В самом конце 2022 года, 29-30 декабря в Костроме стартовали аукционы на право обслуживания маршрутов новой сети. 32 маршрута разбили на 24 лота. Большинство из них состояло из одного маршрута, но два «системообразующих» состояли из пяти маршрутов на автобусах большого класса и четырёх на автобусах среднего класса. Приём заявок изначально вели до 19-20 января. Начальная цена каждого из двух «больших» лотов превышала 4 млрд руб. Цена остальных контрактов колебалась от 44,8 до 599,2 млн руб. Общая начальная стоимость всех контрактов на обслуживание 32 городских автобусных маршрутов в течение семи лет составила 17,46 млрд руб. На каждый из «малых» лотов заявилось по два-три претендента, из-за чего цена транспортной работы во многих случаях была уменьшена, а общая стоимость 22 контрактов уменьшилась с 9,309 до 8,435 млрд руб.

    Условиями новых брутто-контрактов будет предусмотрено начало работы автобусов на основных магистральных маршрутах с 5:00 до 23:30. На остальных маршрутах предполагается работу транспорта начинать не позднее 6:00 и заканчивать около 22:30. Также в условиях контрактов прописано требование о недопустимости отклонения от расписания движения более чем на три минуты. Перевозчики будут получать финансовые средства не за количество перевезенных пассажиров, а за количество исполненных рейсов.

    В часы пик на основных маршрутах предусматривается интервал движения 10-12 минут. На маршрутах с более низким пассажиропотоком интервал будет составлять 15-20 минут. Для удобства и экономии средств для пассажиров планируется организовать возможность бесплатной пересадки с маршрута на маршрут в течение 30 минут, сообщает администрация Костромы.

    Главным достижением февраля стало то, что смогли определить перевозчика, который будет работать вместо троллейбусных маршрутов. 10 городских маршрутов (№№ 1, 2, 3, 5, 14, 16, 26, 27, 66) будет обслуживать местный перевозчик ГП КО «Костромское ПАТП №3», сейчас работающее только на пригородных и междугородных маршрутах Костромской области. Предприятие выиграло соответствующие конкурсы, но претенденты из Москвы (ООО «Стартранс»), Удмуртии (АО «ИПОПАТ») и Петербурга (ООО «Транс-Балт») подали жалобы в антимонопольное ведомство, рассмотрение которых привело к отмене результатов тендеров.

    Однако, как сообщил ГТРК «Кострома» заместитель губернатора Костромской области Юрий Маков, ранее взявший на себя ответственность за закрытие троллейбусного движения в Костроме, на сроках проведения реформы в Костроме это не отразится:

    «Было предписание ФАС изменить конкурсную документацию. Ввиду того, что у нас нет времени, было принято решение конкурс заново не проводить. Мы принимаем решение заключить договор с единственным поставщиком — это государственное пассажирское автопредприятие №3. Это будут прямые договора. Мы заключим сейчас договор с ПАТП-3, и он сразу заключает договоры на покупку автобусов. У меня были переговоры с государственной лизинговой компанией, они готовы на сегодняшний день заключать финансовую сделку, производители автобусов готовы изготавливать машины»

    Таким образом, новые автобусные маршруты №№ 3, 5, 16, 26, 27, организованные вместо троллейбусных маршрутов №№ 3, 2, 9, 1, 7 соответственно, будет обслуживать ГП КО «ПАТП №3».

    Ещё 22 городских маршрута Костромы будут обслуживать компании, известные по работе в Москве и Подмосковье. ООО «Стартранс» стало победителем конкурсов на обслуживание маршрутов №№ 17, 39, 49, 65, 75, 76, заключив контракты общей стоимостью 2,503 млрд руб. А ООО «Красногорск-Авто» получило право работы на маршрутах №№ 4, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 21, 21к, 22, 52, 77, 83, 93, 94, 100 (стоимость контрактов 5,932 млрд руб.).

    Результаты конкурсов на обслуживание маршрутов по «малым» лотам попытались оспорить в областной антимонопольной службе местные перевозчики, однако после рассмотрения жалоб итоги конкурсов остались без изменений. Региональные власти предлагают «коренным» костромским перевозчикам переориентироваться на пригородные перевозки, в частности, в Галиче, Буе и Нерехте, где автобусов не хватает.

    С 1 июля городские автобусные маршруты Костромы вынуждены покинуть:

    • МУП «Троллейбусное управление» (маршруты №№ 2, 76 и троллейбусные направления);
    • ООО «Автотранспорт44» (маршруты №№ 15, 32, 48, 52, 57);
    • ООО «ГлобалТранс» (маршруты №№ 21, 99);
    • ООО «ИРА» (маршруты №№ 24, 83);
    • ООО «Майс» (маршруты №№ 13, 51);
    • ООО «Прайд» (маршруты №№ 8, 11, 22, 77);
    • ИП Веселова С.В. (маршруты №№ 4, 81);
    • ИП Давыдов А.Н. (маршруты №№ 93, 94);
    • ИП Исрафилов А.И. (маршруты №№ 7, 42);
    • ИП Маслов М.Ю. (маршруты №№ 1, 14, 18);
    • ИП Чернов И.Г. (маршруты №№ 21к, 65, 66, 75 и временные маршруты);
    • ИП Шпотин О.А. (маршруты №№ 23, 49).

    Информирование пассажиров

    С трассами обновлённых маршрутов пассажиров стали знакомить заранее. Ещё в феврале стали показывать тематические ролики, посвящённые транспортному обслуживанию «проблемных» микрорайонов по областному телевидению ГТРК «Кострома». Позднее информацию о новых маршрутах разместили и на других городских информационных ресурсах. На сайте bus44.ru разместили новые схемы движения транспорта, ответы на часто задаваемые вопросы, и другую информацию.

    Новые тарифы и билеты

    Предыдущая индексация тарифов в Костроме проводилась в августе-сентябре 2022 года. Для обеспечения бесперебойной работы общественного транспорта с 9 августа в автобусах коммерческих перевозчиков установлен новый предельный максимальный тариф 25 рублей за одну поездку.

    На маршрутах, обслуживаемых МП «Троллейбусное управление» — всех троллейбусных, а также автобусных №№ 2, 9, 76 до конца августа действовала прежняя цена: 23 рубля при оплате наличными деньгами и 22 рубля при безналичном способе оплаты. Переход на 25-рублёвый тариф муниципальный перевозчик совершил с 1 сентября.

    С 1 июля 2023 года в Костроме вводится новая тарифная линейка. Все опции утверждены приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 08..06.2023 № 4-н:

    • стоимость разового билета при оплате проезда в транспортном средстве с использованием банковских или транспортных карт установлена в размере 30 руб.;
    • электронный билет (абонемент) на 20 поездок при оплате проезда с использованием банковских или транспортных карт (срок действия в течение 30 календарных дней со дня покупки) — 580 руб. (от 29 руб. за поездку);
    • электронный билет (абонемент) на 50 поездок при оплате проезда с использованием банковских или транспортных карт (срок действия 60 дней) — 1400 руб. (от 28 руб. за поездку);
    • электронный билет (абонемент) на 100 поездок при оплате проезда с использованием банковских или транспортных карт (срок действия 90 дней) — 2700 руб. (от 27 руб. за поездку).

    Появится и возможность бесплатных пересадок, но действовать она будет в ограниченном режиме — только при безналичной оплате проезда. Разовый билет на вторую поездку при пересадке будет бесплатным в период от 5 до 45 минут с момента оплаты поездки с использованием банковских или транспортных карт в будни в часы пик (с 6:30 до 8:59 и с 16:00 до 18:59). В остальное время (выходные и праздничные дни и межпиковое время в будни (с 4:00 до 6:29, с 9:00 до 15:59 и с 19:00 до 23:59) «окно» для повторной бесплатной оплаты будет длиться лишь от 5 до 30 минут с момента оплаты поездки первой поездки.

    Стоимость разового билета при оплате проезда наличными денежными средствами будет составлять 35 руб. Бесплатные пересадки при таком способе оплаты не действуют.

    Как сообщил в эфире ГТРК «Кострома» руководитель ГКУ «Организатор перевозок Костромской области«, изначально планировали делать бесплатные пересадки в течение 30 минут, но потом с учётом ниличия «пробок« решили решили в часы пик увеличить время пересадки до 45 минут.

    Также вводится линейка проездных электронных билетов (абонементов) на один календарный месяц (с первого числа календарного месяца, но не ранее даты активации права на льготу, по последнее число календарного месяца) для льготных категорий граждан. Ими можно воспользоваться при активации права льготного проезда по банковской карте:

    • на неограниченное количество поездок при (в том числе для пенсионеров (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), инвалидов 1,2,3 группы, школьников и студентов) — 875 руб.;
    • на 50 поездок для школьников и студентов средних специальных учебных заведений из малообеспеченных семей — 600 руб.;
    • на 50 поездок для студентов очной формы обучения высшего профессионального обучения из малообеспеченных семей — 800 руб.

    Льготы могут быть привязаны только к банковской карте системы «Мир». Для безналичной оплаты нельготного проезда пассажиры смогут воспользоваться банковской картой и транспортной картой «Тройка». Продажа транспортных карт начата с 24 июня в отделениях Сбербанка. Ранее действовавшие иные транспортные карты (в частности, транспортная карта пенсионера) с 1 июля 2023 года функционировать не будут. Перенос неиспользованных поездок, а также зачёт их стоимости в счет активации льготы с 1 июля 2023 года не предусмотрены.

    Льготные проездные можно будет оформить на банковскую карту платёжной системы «Мир» любого банка в филиалах ОГКУ «МФЦ», центрах регистрации граждан Костромы и областном центре социальных выплат.

    Одной банковской или транспортной картой за один рейс можно оплатить поездку не более пяти пассажиров. При этом бесплатная пересадка будет действовать только на одного пассажира. 

    Пополнить транспортные карты (приобрести новый абонемент согласно действующего тарифного меню) можно во всех местных отделениях Сбербанка, банкоматах Сбербанка, мобильном приложении «Сбербанк онлайн».

    Контроль оплаты будет производиться специальными контрольно-ревизионными группами, имеющими при себе оборудование, позволяющее считывать информацию с терминалов транспортного средства. Электронный билет будет отображаться у пассажира в мобильном приложении «Тройка». Билет в печатном виде можно будет получить при оплате проезда на терминале водителя.

    Новые автобусы: большие, средние, малые

    Одновременно с запуском обновлённой маршрутной сети на улицы города выйдут новые автобусы. К моменту выдачи карт маршрутов весь транспорт должен быть не старше двух лет, а в течение всего срока действия контрактов — не старше семи лет. Все автобусы должны иметь экологический класс не ниже Евро-3. Также для перевозчиков будут действовать принципиально новые требования и финансовая ответственность за исполнение брутто-контрактов. Вся выручка от продажи билетов будет поступать заказчику перевозок.

    Все автобусы должны быть окрашены в белый цвет с голубым изображением волны в верхней части кузова, символизирующей реку Волгу. На боковых сторонах кузова разместили изображения костромских достопримечательностей, ставших визитной карточкой города.

    Для обслуживания новой маршрутной сети планируется закупить более 100 новых автобусов большого и среднего класса. Также будет обновлён остальной подвижной состав, чтобы соответствовать требованиям к предельному возрасту. Всего на городской маршрутной сети будет работать около 290 единиц подвижного состава, выпуск в будни составит 247 автобусов, а в выходные дни — 199.

    Автобусы большого класса вместимостью не менее 89 человек выйдут на основные маршруты №№ 1, 2, 14, 66, которые соединяют густонаселенные микрорайоны с центральной частью города. До ввода новой маршрутной сети транспорт большого класса на городских маршрутах Костромы представлен исключительно троллейбусами.

    На направлениях, где поток пассажиров несколько ниже (маршруты №№ 3, 5, 16, 26, 27, 57) предусмотрен подвижной состав среднего класса вместимостью не менее 68 более человек. Автобусы среднего класса вместимостью от 50 пассажиров и выше будут работать на маршрутах №№ 4, 7, 8, 13, 15, 18, 21, 21к, 22, 39, 52, 65, 75, 83.

    На маршрутах №№ 17, 76, 93, 94 будет задействован подвижной состав малого класса (категории M3) вместимостью свыше 38 пассажиров. Микроавтобусы — транспорт малого класса вместимостью до 38 пассажиров (категории M2) будет работать только на четырёх маршрутах №№ 11, 49, 77, 100, проходящих по направлениям, где не везде ширина проезжей части не позволяет использовать более крупные автобусы.

    Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписала договор с ООО «Красногорск-Авто», получившим право работы на маршрутах №№ 4, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 21, 21к, 22, 52, 77, 83, 93, 94, 100. Он предусматривает поставку 89 автобусов среднего класса ПАЗ-320435-04 для городских маршрутов Костромы. Договор подписан в рамках инвестпроекта по масштабному обновлению городского пассажирского транспорта с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Техника приспособлена для перевозки маломобильных пассажиров. ГТЛК передаст транспорт в июле 2023 года.

    Основные маршруты в новой маршрутной сети Костромы будет обслуживать Государственное предприятие Костромской области «Костромское ПАТП №3». Для него в Кострому доставили 118 новых автобусов большого и среднего классов: 52 газомоторных автобуса большого класса ЛИАЗ-5292.67 (вместимость до 114 человек) и 66 дизельных машин среднего класса ЛИАЗ-4292.60 (вместимость до 79 человек). Победителем электронных аукционов признана компания АО «Сбербанк Лизинг», которая предложила выгодные условия для приобретения автобусов. Срок лизинга составляет пять лет. Стоимость контракта на ЛиАЗ-5292.67 — 1,239 млрд руб., на ЛиАЗ-4292.60 — 1,188 млрд руб. Автобусы большого класса прибыли в город 6 июня, среднего класса — 15 июня. Аналогичные ЛиАЗы большого класса предприятие уже получало в 2021 году для пригородных маршрутов.

    Представитель ООО «Красногорск-Авто» в эфире ГТРК «Кострома» также сообщил, что компания приобрела для обслуживания маршрутов Костромы 11 микроавтобусов ГАЗель City.(ГАЗ-A68R52)  Для размещения и обслуживания техники компания арендовала территорию спецавтохозяйства на Галичском шоссе, 116.

    В свою очередь, ПАТП № 3 разместило новые автобусы на площадке «Троллейбусного управления».

    Помимо ООО «Красногорск-Авто», новые автобусы малого и среднего класса для городских маршрутов Костромы должно приобрести ООО «Стартранс». В категории среднего класса выбор перевозчика пал на узбекские автобусы SAZ LE60 на шасси ISUZU, выпускаемые в Самарканде (завод SamAuto) с 2013 года.

    Как изменяются маршруты Костромы с 1 июля

    С 1 июля 2023 года:

    • троллейбусный маршрут № 1 заменён имеющим не так много общего с ним автобусным маршрутом № 26 «Полиграфкомбинат — ул. Борьбы» (следует по Самоковской ул., Заволжской ул., ул. Ю. Беленогова, ул. Голубкова, ул. Стопани, ул. Е. Ермакова, Магистраьной ул., ул. Подлипаева, Советской ул., Сусанинской пл., просп. Текстильщиков, ул. Терешковой, ул. Симановского, ул. Федосеева; на маршруте работает 9 СК);
    • троллейбусный маршрут № 2 заменён автобусным маршрутом № 5 «Троллейбусное депо — ВР "Солнечный"» (следует по ул. Ю. Смирнова, просп. Мира, ул. Князева, Пятницкой ул., просп. Текстильщиков, Сусанинской пл., Советской ул., Сусанинской пл., Советской ул., Кинешемскому шоссе, ул. Димитрова, Профсоюзной ул.; на маршруте работает 11 СК);
    • троллейбусный маршрут № 3 заменён автобусным маршрутом № 3 «ул. Борьбы — ВР "Солнечный"» (следует по ул. Федосеева, ул. Симановского, ул. Терешковой, просп. Текстильщиков, Сусанинской пл., Советской ул., ул. Титова, ул. «Северной правды», Октябрьской ул., Профсоюзной ул.; на маршруте работает 11 СК);
    • троллейбусный маршрут № 6 «Троллейбусное депо — ул. Борьбы» отменён;
    • троллейбусный маршрут № 7 заменён автобусным маршрутом № 27 «Троллейбусное депо — пл. Широкова» (следует по ул. И. Нечаева, Костромской ул., ул. Космонавтов, ул. Ленина, Полянской ул., ул. Козуева, Пятницкой ул., просп. Текстильщиков, Сусанинской пл., Советской ул., ул. Титова);
    • троллейбусный маршрут № 9 заменён автобусным маршрутом № 16 «Троллейбусное депо — микрорайон Паново» (следует по просп. Мира, ул. Пушкина, ул. Ленина, Пятницкой ул., просп. Текстильщиков, Сусанинской пл., Советской ул., ул. Подлипаева, Магистральной ул.; на маршруте работает 8 СК);
    • маршруту автобуса № 7 «ВР "Солнечный" — Сусанинская пл.» вводится заезд к ТЦ «Стометровка» (вместо Никитской ул. будет следовать по ул. Шагова и ул. Смирнова);
    • возобновляет работу маршрут автобуса № 17 «ВР "Солнечный" — Мотордеталь», ранее он обслуживался по нерегулируемым тарифам;
    • маршруту автобуса № 21 «Городок — Заволжское кладбище» вводится заезд в пос. Новый;
    • маршрут автобуса № 23 «ВР "Солнечный" — пос. Первый» отменяется;
    • маршрут автобуса № 24 «ВР "Солнечный" — Боровая ул.» отменяется;
    • маршрут автобуса № 42 «ВР "Солнечный" — Сусанинская пл.» отменяется;
    • маршрут автобуса № 48 «Сусанинская пл. — Полиграфкомбинат» отменяется;
    • маршрут автобуса № 51 «ВР "Солнечный" — пос. Новый» отменяется;
    • маршрут автобуса № 66 «Боровая ул. — з-д "Мотордеталь"» вместо Боровой ул. после Водяной ул. направлен к Первому пос. по Речному просп., ул. Николая Тимофеева, Речному просп. и Апраксинскому пр.; движение по 2-му Водяному пер. и Боровой ул. снято;
    • возобновляет работу маршрут автобуса № 75 «Мотордеталь — ТЦ "Стометровка"»;
    • маршрут автобуса № 77 «микрорайон "Венеция" — Полиграфкомбинат» переводится на обслуживание по регулируемым тарифам;
    • маршрут автобуса № 81 «ВР "Солнечный" — ТЦ "Стометровка"» отменяется;
    • маршрут автобуса № 99 «ВР "Солнечный" — Городок» отменяется;
    • маршрут автобуса № 100 «Первый пос. — ТЦ "Стометровка"» переводится на регулируемые тарифы с предоставлением всех льгот;
    • отменены временные маршруты «Сусанинская пл. — микрорайон Венеция», «Сусанинская пл. — п. Малышково» и «микрорайон Паново — кладбище на Магистральной ул. — з-д Мотордеталь».

    Фактически, новый автобусный маршрут № 26 имеет гораздо больше общего с отменённым в 2016 году троллейбусным маршрутом № 4 «ф-ка Знамя труда— з-д Рабочий металлист» с незначительно изменённой трассой по Заволжскому району. А троллейбусный маршрут № 1, таким образом, отменён без замены.

    Костромской троллейбус: до основания, но зачем?

    За несколько дней до остановки троллейбусного движения в Костроме и завершения сроков действия контрактов на обслуживание маршрутов электротранспорта Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области издал приказ от 21.06.2023 № 5-н. Им утверждён документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в городском округе город Кострома Костромской области на период до 1 января 2031 года. Достаточно скудный в содержательной части документ предусматривает отмену с 1 июля пяти троллейбусных маршрутов с регистрационными №№ 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и 3.5, более известных как маршруты №№ 1, 2, 3, 7 и 9. Маршрута № 6 среди них нет: его исключили из реестра с того же 1 июля, но более ранним документом ещё администрации Костромы. Им же выпуск на троллейбусные маршруты «обнулили».

    Другим разделом документа перечислен график, в соответствии с которым в отношении муниципальных маршрутов, частично или полностью оплачиваемых за счёт средств областного бюджета, предусматривается заключение государственных контрактов. В нём перечислены 32 автобусных маршрутов со сроками заключения контракта до 1 июля 2023 года и сроками их действия с 1 июля 2023 года по 30 июня 2030 года.

    Но самой интересной и непредсказуемой оказалась глава 5 документа «Иные мероприятия по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок». Мероприятие в нём всего одно: «В целях повышения качества транспортного обслуживания, доступности транспортных услуг для населения города Костромы планируется с 2028 года замена подвижного состава на электробусы».

    Тем самым Кострома стратегически решила пополнить ряды Москвы и Перми, где решение о закрытии троллейбусного движения в конечном счёте компенсируется за счёт развития работы автобусов с электрическими двигателями, но с опозданием на несколько лет: лишь в конце 2023 года Москва имеет шансы выйти по количеству электробусов на троллейбуный уровень 2015 года, а соответствующие электробусные планы в Перми, потерявшей троллейбусное движение за один 2019 год, пока гораздо скромнее былого троллейбусного поголовья столицы Прикамья.

    Глава администрации Костромы Алексей Смирнов в конце прошлого года прокомментировал решение о ликвидации троллейбусного предприятия так:

    «Предприятие дотационное. Без субсидий городского бюджета оно нежизнеспособно. 120 млн рублей из всех 180 млн рублей ежегодных затрат на транспортэто на троллейбусное управление. За 2021 год его выручка составила всего 55 млн рублей. То есть дотаций троллейбусное управление получает в разы больше, чем зарабатывает».

    Стоимость 24 брутто-контрактов на обслуживание 32 автобусных маршрутов в течение семи лет оказалась равной 16,6 млрд руб. Таким образом, оказалось, что для качественного обновления городского транспорта надо было на него тратить 2,37 млрд руб. в год — в 13 раз больше, чем раньше выделялось средств. Проблема оказалась не в троллейбусе, как таковом, а просто в принятии решения увеличить расходы на содержания транспорта, каким бы видом транспорта он ни был.

    Декларируемое документом планирования регулярных перевозок решение начать с 2028 года переходить на электробусы, при наличии действующих брутто-контрактов на обслуживание всей городской маршрутной сети до 30 июня 2030 года, может натолкнуть на несколько выводов.

    Первый — троллейбусную инфраструктуру, несмотря на остановку троллейбусного движения, необходимо максимально сохранить. Чудес не бывает — тем же электробусам нужны места для установки зарядных станций и источники их питания. Здесь важную роль играют тяговые подстанции и подведённые к ним кабельные сети. Даже находясь в аварийном состоянии, они — ценный актив города. Как показывает пример разработанного для Воронежа проекта метробуса, только благодаря сохранению такой инфраструктуры можно сформировать новую сеть электротранспорта.

    Второй — Кострома упустила на несколько ближайших лет шанс создать качественную систему городского электротранспорта, директивно отбросив себя на нулевую отметку. Расчёты, сделанные для Воронежа и исследование на примере инфраструктуры Тамбова, дают примерно одинаковые результаты: троллейбусы в состоянии взять на себя до 40% городских пассажиропотоков.

    Третий — в образцовых транспортных системах ресурсами электрического транспорта не разбрасываются. И даже если ранее было принято ошибочное решение, его приходится пересматривать, даже если на это уходят десятилетия, как в Праге.

    Четвёртый — в Костроме не очень рассчитывают на то, что сформированная сеть сможет без проблем доработать до 2030 года и уже к 2028 году сформируется «критическая масса» вопросов, решать которые придётся переходя на принципиально новый уровень перевозок. За исключением «опорной» сети маршрутов ПАТП № 3, остальные 22 маршрута работают по принципу «один маршрут — один контракт», что крайне затрудняет перераспределение транспортной работы между направлениями в случае изменения пассажиропотоков, которые на многолетней дистанции с большой вероятностью произойдут.

    До своего 50-летия Костромской троллейбус не дожил несколько месяцев. Регулярное движение троллейбусов открылось 10 января 1974 года, а первый рейс состоялся 4 ноября 1973 года

    Транспортные преобразования с 1 июля запланированы и в других городах страны. В Омске трассы 18 городских «маршруток» отдалят от центральных улиц, на которых трудятся современные троллейбусы модели «Адмирал».

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)