В последнюю осень? Троллейбусы Костромы не включат в реформируемую маршрутную сеть

  • Павел Яблоков
    15 июня 2022 г. — 16:40
    797
    Иллюстрация: 

    Агентство информации KOSTROMA.TODAY / kostroma.today

    Вслед за Белгородом о планах прекращения троллейбусного сообщения в регионе заявили в администрации Костромской области. В этом сезоне работа электротранспорта ещё не прекратится, но с запуском новой маршрутной сети в апреле будущего года экологичный вид транспорта может покинуть Кострому. Курирующее проект руководство региона сочло продолжение работы троллейбусов нецелесообразным. Муниципальное транспортное предприятие полностью переориентируют на эксплуатацию автобусов, среди которых должны появиться исчезнувшие ранее с городских маршрутов машины большого класса.

    Транспортной реформой Костромы теперь «рулит» область

    14 июля планы руководства Костромской области по формированию транспортной системы в областном центре и ближайших пригородах обнародовали на специальной конференции.

    Ранее администрация Костромы в апреле представила на еженедельном областном совещании предложения и тогда же заявила, что самостоятельно обеспечить модернизацию транспортной системы город не сможет ни по организационным, ни по финансовым причинам.

    После этого администрация региона взяла на себя управление по реализации проекта и просчёт всех вопросов, связанных с переходом на новую систему транспортного обслуживания, включая готовность перевозчиков к переходу на новые контрактные обязательства, закупку нового автопарка, готовность людей к изменению числа маршрутов и новым тарифам на оплату перевозок.

    Курирующим проект заместителем губернатора уже проведены встречи с представителями госкорпорации ВЭБ.РФ, занимающейся на федеральном уровне реализацией проектов модернизации транспорта в городах. Кроме того, крупные федеральные финансовые структуры уже выразили готовность сотрудничать с регионом по лизингу, который сегодня рассматривается как оптимальный вариант приобретения новых автобусов для системы общественного транспорта Костромы.

    Часть изменений костромичи должны увидеть уже осенью: с 1 октября планируется несколько дублирующих друг друга маршрутов упразднить или изменить, а также открыть несколько новых направлений. Примечательно, что пресс-конференция о маршрутной реформе была созвана областным руководством 14 июня, за день до проведения Костромской гордумой публичных слушаний по проектам трёх постановлений городской администрации, окончательно утверждающих планируемые с 1 октября изменения. Тем самым горожанам фактически дали понять — от их мнения уже практически ничего не зависит.

    Пересаживаться между маршрутами пассажирам, скорее всего, придётся больше, чем при нынешней сети. Но в пределах одной поездки плата с пассажиров будет браться только один раз, если пересадка с маршрута на маршрут будет совершена в первые полчаса: для размеров города такого временного промежутка должно хватить.

    В оплате проезда постараются максимально уйти от наличных денег, заменив их транспортными картами. При этом все нынешние льготы собираются сохранить и, возможно, добавить к ним льготный проезд для школьников и студентов. Своевременно оплачивать проезд помогут стимулировать штрафы, размер которых установят в 5 тыс. руб. Стоимость самого проезда в транспорте установят в размере 30 руб. Регулируемые тарифы применяются на многих маршрутах Костромы и сейчас. Но в областном центре планируют продвинуться дальше и перейти на систему брутто-контрактов. Это позволит перевозчикам получать доход, зависящий не от количества перевезённых пассажиров, а от выполнения транспортной работы, даже в поздние часы, когда пассажиропоток минимален.

    Для перехода на более стабильную систему транспортного обслуживания необходимы дополнительные ресурсные решения. Для обслуживания новой маршрутной сети потребуется 286 автобусов — новых, либо не старше двух лет. Из них 65 должны быть большого класса: сейчас такая техника на городских маршрутах не работает (за исключением троллейбусов). Ещё 125 должны составить автобусы малого класса, а остальные 96 — микроавтобусы. К весне следующего года российская промышленность готова обеспечить поставку необходимого количества новых автобусов для Костромской области — этот вопрос проработаны по линии Минпромторга России. Оснащать специальной аппаратурой, контролирующей пассажиропотоки и движение транспортных средств, будут уже новую технику. Автобусы предполагают укомплектовать бортовыми комплексами видеофиксации, автоматизированной системой учета пассажиропотока: датчиками и контроллерами, специальными информационными табло и видеомониторами, сообщает сайт администрации Костромской области.

    Троллейбусы в новую маршрутную сеть не войдут

    Число маршрутов общественного транспорта в Костроме планируется сократить с 45 до 31. После 1 октября троллейбусы в Костроме продолжат работу, но в итоге все маршруты электротранспорта будут упразднены. Промежуточная схема с сокращённым до 37 количеством маршрутов будет действовать до 1 апреля. После этого должны прекратить работу всех шесть (№№ 1, 2, 3, 6, 7, 9) троллейбусных маршрутов города.

    Ответственность за принятие непопулярного решения взял на себя заместитель губернатора Костромской области Юрий Маков:

    «Я настоял на том, чтобы троллейбусы убрать вообще. Смотрим статистику: за май троллейбусы перевезли всего 4 процента всех пассажиров. А на их содержание город тратит колоссальные суммы — до 100 миллионов в год — чтобы латать изношенную контактную сеть, ремонтировать троллейбусы и т.д.

    Почему отказались от троллейбусов на автономном ходу? Здесь всё просто. Во-первых, такой троллейбус стоит в 1,7 раза дороже, чем новый автобус на метане. Но есть и второй, более весомый аргумент — это старые изношенные сети. Новые троллейбусы не смогут ими пользоваться, поэтому сети придется менять. Если посчитать, это плюс еще более 1 миллиарда рублей. А нас и так ждут огромные затраты.»

    — приводит слова куратора транспортной реформы агентство информации KOSTROMA.TODAY.

    На центральных маршрутах, где сегодня ездят троллейбусы, будут работать автобусы на газовом топливе. Весь коллектив троллейбусного управления будет сохранен, а на базе управления будут обслуживаться новые автобусы большой вместимости: троллейбусное депо с 2018 года используется и как гараж для муниципальных автобусов бывшего МП «Костромагортранс». Рассчитанное на стоянку 150 троллейбусов предприятие было слишком просторно для оставшейся полусотни «рогатых», поэтому сейчас им компанию составляют более 30 ПАЗ-3204 различных модификаций 2011-2016 гг. выпуска, работающих на нескольких городских автобусных маршрутах. Половину троллейбусного парка составляют принятые на баланс, но не работающие Тролза-5275.05 «Оптима», в 2020 году подаренные Правительством Москвы. Лишь четыре из 30 машин выпуска 2005 года в 2021-2022 гг. наладили для работы на линии. Остальные служат ремфондом, а с учётом озвученных перспектив ликвидации троллейбусного движения в городе их восстановление становится и вовсе нецелесообразным.

    Автобусами большого класса планируется укомплектовать муниципальное троллейбусное депо. Кроме того, в регионе хотят, чтобы продолжили работать и семь местных частных перевозчиков, имеющих собственный транспорт: им готовы оказать помощь с приобретением в лизинг новых автобусов на тех же условиях, что планирует приобретать область.

    С 5 февраля троллейбусные маршруты № 1 «пос. Октябрьский — микрорайон Паново» и № 3 «пос. Октябрьский — фабрика "Знамя труда"» вместо Октябрьского посёлка сокращены до микрорайона Черноречье из-за ремонта путепровода, который продлится ориентировочно до октября 2023 года. С учётом уже озвученных планов о закрытии троллейбусного сообщения с апреля 2023 года, обратно «рогатые» в Октябрьский уже могут не вернуться. При этом ещё этой весной планировщик новой маршрутной сети предлагал, напротив, увеличить количество выпускаемых на маршруты троллейбусов с 20 до 53, в том числе 36 с увеличенным автономным ходом, что дало бы возможность продлить линии электротранспорта до Полиграфкомбината и микрорайона Давыдовский без строительства новой контактной сети, а также сократить интервалы движения на основных направлениях до 10 минут, свидетельствует KOSTROMA.TODAY.

    Троллейбусная сеть в Костроме существует менее полувека. Регулярное движение электротранспорта открыто 10 января 1974 г., а первый выезд троллейбусов на городские улицы прошёл 4 ноября 1973 г. В 2017-2018 гг. и в 2020 г. из-за ремонтных работ прерывалось движение в Заволжский район (микрорайон Паново), а летом 2016 года из-за дорожных работ на месяц приостанавливались все троллейбусные маршруты города.

    Предыдущая маршрутная реформа, уменьшившая количество городских маршрутов с 52 до 40 (затем их число незаметно выросло до 45), проводилась в Костроме в 2016 году и тоже повлекла за собой сокращение троллейбусной сети. Тогда прекратили работу троллейбусные маршруты № 4 «ф-ка "Знамя труда" — з-д "Рабочий металлист"» и № 5 «пос. Октябрьский — з-д "Рабочий металлист"», в 2019 году контактная сеть к заводу «Рабочий металлист» была полностью демонтирована. В последние годы выпуск на городские маршруты в будни составляет 19 машин, а в выходные — 14. При этом из-за нехватки водителей по основным маршрутам часть рейсов может не выполняться: они даже специально выделяются в расписании на сайте городской администрации.

    С 1 июля этого года запланировано закрытие троллейбусного движения в Белгороде. В то же время многие другие города России планируют не только сохранять и развивать троллейбус. В Омске для проведения конкурса профессионального мастерства водителей недавно отдали главную площадь города, а в ближайшие месяцы планируют закупить новый подвижной состав и расширить маршрутную сеть. В прошлом году новые линии открыты в Казани, Новороссийске и Иванове, а в этом уже построена в Альметьевске и сооружается в Чите. С января расконсервированы ранее закрытые троллейбусные линии в Волгограде и Пензе. Санкт-Петербург в ближайшие два года обновит около трети своего парка: уже заключены контракты на поставку около 300 машин. Комплексная модернизация троллейбусного хозяйства начата в Брянске. Перестроят всю сеть и в Челябинске, где заключена первая в России троллейбусная концессия.