Говорит и показывает Омск: у троллейбусов есть будущее

  • Полина Лемешева
    8 июня 2022 г. — 17:45
    507
    Иллюстрация: 

    НИА Исильпресс. Новости России / isilpress.ru

    На фоне того, что в Белгороде посчитали троллейбусы бесперспективными, в Омске придерживаются другого мнения: город активно развивает этот экологичный вид транспорта, обновляя инфраструктуру, закупая новую технику, выпуская на магистральные маршруты больше машин и даже проводит мероприятия, направленные на популяризацию троллейбуса среди местных жителей.

    С 3 по 5 июня именно в Омске был проведён XX Всероссийский конкурс «Лучший водитель троллейбуса», причём самые зрелищные этапы состязания провели не на территории депо, а на главной городской площади. Не забыли в Омском «Электрическом транспорте» и о Дне рождения троллейбуса — празднике, который в России отмечают 13 апреля. В этот день на территории предприятия провели конкурс детского рисунка и показали юным омичам работу депо. 

    Модернизация инфраструктуры: тяговые подстанции переводят на «удалёнку»

    Омский троллейбус ведёт свою историю с 1955 года, и на сегодняшний день контактную сеть протяжённостью 170 км в однопутном исчислении, а также городские трамвайные линии обеспечивают питанием 28 тяговых подстанций, эксплуатируемых филиалом «Энерогохозяйство» МП г. Омска «Электрический транспорт». Закономерно, что часть оборудования, установленного ещё в советский период, устаревает, вырабатывая свой ресурс и требует замены.

    В связи с этим в Омске принято решение в течение трёх лет выполнить модернизацию всех тяговых подстанций города. На месте устаревшего оборудования монтируется комплекс устройств, соответствующий требованиям современности: 18 тяговых подстанций уже получили модернизированную систему дистанционного управления, позволяющую специалистам получать информацию о состоянии оборудования тяговой подстанции дистанционно. Оперативно управлять этим оборудованием при необходимости тоже можно на расстоянии.

    Также в целях повышения надёжности системы управления проводные линии связи, которые соединяют каждую подстанцию с диспетчерским пунктом, заменяют беспроводными аналогами. Модернизация подстанции, как правило, занимает один-два месяца. В прошлом году её завершили на тяговых подстанциях № 13 и № 28, далее перевод на новую систему телеуправления будет выполнен на подстанциях № 1 и № 7.

    Строительство контактной сети и закупка новой техники: планы на ближайшие два года

    В этом году была одобрена заявка Омской области на получение крупного инфраструктурного бюджетного кредита для нужд дорожно-транспортной инфраструктуры — а это значит, что 3,9 млрд руб. будут использованы на развитие троллейбусного транспорта города. Дополнительно в рамках проекта «Чистый воздух» в этом и следующем году Омская область получит по 500 млн руб., которые будут потрачены на газификацию частного сектора и закупку экологичного транспорта.

    В планах — строительство контактной сети на Левобережье Омска. Её тяговые подстанции будут возводиться сразу с современной системой управления. Также будут запущены три троллейбусных маршрута, которые свяжут с исторической частью города, уже покрытой троллейбусной сетью, микрорайоны на левом берегу Иртыша, в которых сейчас активно развивается жилая застройка.

    Обслуживать новые маршруты будет новая техника: в этом году омские власти намерены закупить 20 новых троллейбусов, часть из которых уже зарезервирована у производителя. На следующий год в бюджет заложены планы по приобретению ещё 29 машин.

    В 2020 и 2021 гг. в Омск в рамках федеральной программы «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» были поставлены 62 троллейбуса ПКТС-6281.00 «Адмирал». Всего в парке МП «Электротранспорт» 135 троллейбусов, обслуживающих восемь городских троллейбусных маршрутов. Плановый выпуск в будние дни — 108 машин.

    Усиление магистрального маршрута: с июля новая техника позволит сократить интервал движения

    В декабре 2020 года один из самых протяженных троллейбусных маршрутов, № 4 «Железнодорожный вокзал — ОНПЗ (пос. Ермак)», попал в список магистральных: особый статус для транспортной сети города означает строгий график движения, включающий норматив интервалов движения в часы пик не более 10 минут. В настоящее время на маршруте № 4 требования ещё выше: плановый интервал составляет всего семь-восемь минут, но в местной администрации рассчитывают довести показатель до шести-семи.

    Для того, чтобы справляться с высоким пассажиропотоком, на магистральный маршрут выделяется дополнительный транспорт: в департаменте транспорта администрации города Омска сообщили о планах вывести на маршрут с 1 июля ещё четыре машины в связи с увеличением объёмов перевозок. Другой причиной стали планы в будущем сокращать численность следующих через центр города маршруток — вместительному электротранспорту должен отдаваться приоритет.

    XX Всероссийский конкурс «Лучший водитель троллейбуса» прошёл на центральной площади Омска

    С 3 по 5 июня в Омске прошёл ХХ Всероссийский Конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель троллейбуса». По традиции конкурсы профессионального мастерства проводят только на территории транспортных мероприятий. В Омске и в этом пошли дальше: подчёркивая значимость троллейбусов для города, профессиональный праздник провели на Соборной площади, где проходят основные городские праздники.

    Мероприятие ставит своей главной целью повышение престижа профессии водителя, совершенствование профессиональных знаний и обучение участников движения правилам поведения на дороге. В связи с этим логично решение провести самые зрелищные конкурсные этапы не на территории троллейбусного депо, а в центре города, в присутствии многочисленных омичей и гостей города, что позволило им оценить по достоинству профессионализм конкурсантов.

    Подготовка к проведению началась ещё в конце мая: так как часть мероприятий конкурса решили провести на территории троллейбусного депо, а часть — в городе, была заранее разработана схема размещения объектов на Соборной площади, специально изготовлены указатели. На участке от дома № 3 по ул. Красный Путь до дома № 6 по ул. Ленина, включающем в себя Соборную площадь, демонтировали старые опоры, заменили кронштейны и установили 22 новые опоры контактной троллейбусной сети. Эта инфраструктура будет востребована и после конкурса: через главную городскую площадь проходят трассы пяти троллейбусных маршрутов (№№ 2, 3, 4, 15, 67). На дорожное полотно нанесли временную горизонтальную разметку, а саму площадь на участке между пл. Победы до ул. Интернациональной и ул. Герцена до ул. Ленина во время мероприятия перекрыли: движение всех прочих видов транспорта было приостановлено дважды, сначала — на 6 часов для обкатки конкурсной трассы в ночь с 25 на 26 мая, а затем сразу на целые сутки во время самого мероприятия с 22:00 3 июня по 22:00 4 июня.

    Торжественное открытие юбилейного всероссийского конкурса состоялось на территории троллейбусного депо 3 июня.Троллейбусное движение сохранено в более чем 80 городах страны. В этом году свои силы прибыли попробовать 36 участников, представляющих 29 городов из 25 регионов страны: Абакан, Барнаул, Видное, Владимир, Волгодонск, Вологду, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Киров, Миасс, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Подольск, Самару, Санкт-Петербург, Саратов, Стерлитамак, Тольятти, Томск, Тулу, Ульяновск, Хабаровск, Химки, Чебоксары, Челябинск. Кроме принимающей стороны, в этом году по два представителя было от городов-миллионников: Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары и Санкт-Петербурга. Конечно, многие удалённые от Омска города не смогли прислать своих представителей и чисто по экономическим соображениям. Но и этот фактор работал не всегда: Ростовскую область и Башкортостан представляли не транспортники более крупных систем из региональных центров: Ростова-на-Дону и Уфы, а водители из Волгодонска и Стерлитамака. Но перечень участников даёт некоторое представление о городах, которые наиболее неравнодушны к развитию электротранспорта. Большинство из них попадали в новостную ленту TR.ru — Транспорт в России с позитивными инфоповодами. Напротив, в этом году среди участников нет представителей Белгорода, где троллейбусное движение планируют закрыть с июля. Не участвует и город-миллионник Воронеж, чья сеть не уступает Видному, а исправного подвижного состава больше, чем в Вологде, но где троллейбус находится на грани выживания с регулярными отменами маршрутов из-за дорожных работ.

    Конкурсные задания требовали от участников не только отвечать на теоретические вопросы, но и доказывать своё мастерство на практике. Для соревнований использовались знакомые многим конкурсантам марки троллейбусов Тролза «Оптима»-5275.03, Тролза Зиу-682Г и, конечно, широко представленный в парке Омска ПКТС-6281.00 «Адмирал».

    Культуру обслуживания и скоростное вождение конкурсанты демонстрировали на трассе на Соборной площади во второй день праздника, 4 июня. Также в рамках обширной культурной и спортивной программы для всех желающих проводились экскурсии по салону нового «Адмирала»: жители города могли ознакомиться с устройством водительской кабины и даже попробовать присесть за руль.

    Церемония торжественного награждения победителей конкурса прошла 5 июня, во Всемирный день охраны окружающей среды, подчёркивая роль троллейбуса как экологичного транспорта. Первое место было присуждено водительнице из Омска: она получила награду в размере 500 тыс. руб. Второе и третье места заняли водители из Самары и Барнаула, получив 150 и 50 тыс. руб. соответственно.

    Конкурс профессионального мастерства водителей проводится ежегодно совместными усилиями Министерства транспорта РФ и НИИАТа в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В этом году им помогали Правительство Омской области и Администрация города Омска, а также и МП г. Омска «Электрический транспорт», сообщает официальный портал Администрации города Омска.

    Вовлечение молодёжи: конкурс детского рисунка в День рождения троллейбуса

    Этой весной в Омске второй год подряд проводился конкурс детского рисунка, посвящённый Дню рождения троллейбуса в России: этот праздник отмечается 13 апреля. В этом году ему «исполнилось» 120 лет: в 1902 году в Санкт-Петербурге прошли первые испытания прототипа будущего транспорта. По новой традиции МП «Электрический транспорт» в этот день открывает свои двери для детей-участников акции «Поздравь троллейбус с Днём рождения».

    В этом году в конкурсе рисунка приняло участие сразу 85 юных омичей, так что руководство предприятия решило разделить конкурсантов на три возрастных группы и выбрать победителя и призёров в каждой из них отдельно. 

    После конкурса и торжественного награждения победителей и всех участников памятными призами, для посетителей мероприятия провели экскурсию по территории депо на новом троллейбусе «Адмирал», в ходе которой дети узнали о том, как обслуживается и ремонтируется техника, а также своими глазами увидели кабину водителя, приборы и устройства, установленные там.

    Рассказывая детям о работе общественного транспорта «изнутри», транспортные предприятия заодно могут популяризировать перспективу работы в данной сфере. Российские железные дороги идут гораздо дальше, и обучают важным железнодорожным профессиям школьников — прямо во время летних каникул. По традиции на некоторых детских железных дорогах открытия сезона состоялись 1 июня, в Международный день защиты детей.

    Виды транспорта: