«Чистый воздух» снова помогает городам обновить общественный транспорт: планы на 2022-2023 годы

  • Полина Лемешева
    2 июня 2022 г. — 18:20
    1421
    Иллюстрация: 

    Районная газета «В краю родном» / krai-rodnoi.ru

    В связи с тяжёлой экономической ситуацией региональные бюджеты вынуждены максимально урезать расходы по неприоритетным направлениям, однако вопрос экологии важен буквально, как воздух. В результате загрязнения атмосферы городов вредными выбросами промышленных предприятий и выхлопными газами автомобилей растёт число заболеваний, снижается качество и продолжительность жизни.

    Федеральная программа «Чистый воздух» позволяет регионам привлекать значительное финансирование, в том числе на развитие экологичного общественного транспорта. В этом году уже известно, как потратят предоставленные средства в Вологодской, Липецкой, Иркутской, Кемеровской, Омской, Оренбургской и Челябинской областях.

    «Чистый воздух» 2022-2023: участники проекта в этом году получат 8,8 млрд рублей, ожидается присоединение к проекту новых регионов

    Снижение вредных выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, — важное направление борьбы за экологию. В этой сфере с 2018 года работает федеральный проект  «Чистый воздух» в рамках нацпроекта «Экология». В программу мероприятий пока что включены 12 городов — Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. Руководит направлением Минприроды России. Основная заявленная цель проекта заключается в снижении объёма выбросов в крупных промышленных центрах не менее, чем на 20%.

    Среди проблем, с решением которых должны помочь субсидии из федерального бюджета, называется загрязнение городской атмосферы диоксидом азота — высокотоксичным соединением. Продолжительное воздействие данного соединения на организм человека зачастую приводит к развитию у горожан серьёзных лёгочных заболеваний, таких, как астма, бронхит или обструктивная болезнь лёгких. Пандемия коронавируса также усугубляет состояние больных, страдающих от этих заболеваний, вплоть до летального исхода.

    В этом году в рамках данного федерального проекта Правительство направит регионам более 8,8 млрд руб. Соответствующее решение утверждено распоряжением Правительства России от 26 мая 2022 года №1314-р и опубликовано на его официальном сайте.

    Бюджет проекта на следующий год уже известен — он увеличится почти на 3 млрд руб. В 2023 году на улучшение экологической ситуации государство потратит более 11,7 млрд руб.

    Средства будут направлены 10 промышленным регионам: это Вологодская, Иркутская, Кемеровская, Липецкая, Омская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская области, а также Забайкальский и Красноярский края.

    Также до 1 июля Правительством будет утверждён список городов, в которых будет поставлен эксперимент по квотированию выбросов. Выбирать будут среди тех, в которых наиболее заметны проблемы с качеством воздуха: Абакан, Ангарск, Астрахань, Ачинск, Барнаул, Гусиноозёрск, Зима, Искитим, Иркутск, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Курган, Кызыл, Лесосибирск, Махачкала, Минусинск, Новочеркасск, Петровск-Забайкальский, Ростов-на-Дону, Свирск, Селенгинск, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Уссурийск, Черногорск, Чегдомын, Черемхово, Шелехов и Южно-Сахалинск. Присоединение к федеральному проекту может помочь привлечь финансирование на снижение выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферу этих городов.

    В регионах, которые попадут в проект, работа над очищением воздуха продлится в период с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2030 года. На первом этапе, с 2023 по 2024 год, будут проведены расчёты уровня загрязнения атмосферного воздуха и рисков для здоровья человека. Также в этот срок утвердят квотируемые объекты и квоты выбросов. К июлю 2025 года на основе полученных данных будут официально утверждены конкретные мероприятия, реализация которых и должна будет снизить выбросы.

    С точки зрения транспортной сферы интерес представляет обновление подвижного состава общественного транспорта более экологичными моделями. Также господдержка позволит произвести ремонт трамвайных путей и троллейбусных контактных сетей в этих регионах. Из нетранспортных мероприятий экологичными являются модернизация оборудования на городских промышленных предприятиях, перевод отопления на газовое или электрическое.

    Программа ставит своей задачей двукратное сокращение выброса особо опасных загрязняющих веществ, оказывающих наиболее негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Однако с учётом растянутости проекта во времени такие результаты могут оказаться недостаточными для сохранения жизни и здоровья жителей городов, страдающих от загрязнения воздуха токсичными соединениями уже сейчас.

    Первые места антирейтингов по качеству воздуха промышленные центры занимают из-за высокого класса опасности веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Согласно государственным нормативам, допустимые нормы содержания в воздухе этих веществ крайне малы. Но и города, в которых не так развита промышленность, также нуждаются в защите программами по очищению воздуха. Во многих регионах, не попадающих в списки федеральных экологических проектов, основная доля загрязнений приходится на выхлопные газы от автотранспорта. При этом выхлопные газы автомобилей являются основными источниками диоксида азота в атмосфере.

    Вологодская область использует федеральные средства для обновления трамвайного парка Череповца

    Два года уйдёт у Череповца Вологодской области на закупку 13 трамваев: из суммы в 848 млн рублей, выделенных в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология», в текущем году будет потрачено только 248 млн рублей. На эти средства город планирует приобрести 4 трамвая, то есть в среднем по 62 млн за единицу. В 2023 году планируется произвести более крупную закупку — 9 единиц — на оставшиеся 600 млн, т. е. уже из расчёта в 66,7 млн рублей. С учётом инфляции и удорожания техники в связи с западными санкциями цены могут оказаться ещё выше.

    В прошлом году Череповцу удалось закупить сразу 12 трамваев: 11 односекционных вагонов «Львёнок», а также один двухсекционный «Богатырь». При этом последний по каким-то причинам оказался не допущен к работе на городских линиях: по условиям муниципального контракта допустимо использование вагонов длиной до 16,7 м, несмотря на то, что «Богатырь» имеет длину 19 м.

    Представители местной власти рассчитывают на то, что обновление подвижного состава городского общественного транспорта будет способствовать снижению в атмосферном воздухе города концентрации диоксида азота, сообщает сетевое издание «городЧе».

    На автобусных маршрутах Череповца недавно приступили к работе два новых ПАЗика модели Vector Next с дизельным двигателем.

    Липецкая область продолжит участвовать в «Чистом воздухе»

    Губернатор Липецкой области сообщил о продолжении участия региона в федеральной программе «Чистый воздух» в рамках открытого годового отчёта перед чиновниками, предпринимателями, врачами, учителями и журналистами. За время действия федерального проекта «Чистый воздух» в областном центре выбросы в атмосферу загрязняющих веществ сократились на 13 тысяч тонн, то есть на 4%: по данным экологов, общее количество выбросов в атмосферу города в 2017 году составило 286 тыс. тонн, сообщает сетевое издание «Город 48».

    Как сообщил горожанам глава города, в скором будущем полученные из федерального бюджета в рамках экологической программы средства могут быть направлены и на модернизацию трамвая. В целом на реконструкцию 27 км трамвайных путей и приобретение 46 новых трамваев необходимо потратить 10,8 млрд руб.

    При этом проблемы с экологией в регионе могут быть вызваны нетранспортными причинами: Липецкая область является крупным производителем стали и проката. Металлургические предприятия составляют 64% в доле всей городской промышленности, благодаря чему Липецк занимает четвёртое место по производству стали и чёрных металлов. Всё это закономерно сказывается на экологии в регионе и качестве атмосферного воздуха.

    С 1 января в Липецке на два рубля подорожал проезд в общественном транспорте. Также в связи со сложной экономической ситуацией недавно появилась новость о возможном в будущем закрытии автостанции «Сокол».

    В Новокузнецке на средства федеральной программы закупают трамваи и троллейбусы

    В Казани на Международном форуме по энергетике и энергоресурсоэффективности выступил губернатор Кузбасса. В рамках заседания совместной рабочей группы Госсовета РФ глава Кемеровской области сообщил о работе над экологией в своём регионе.

    Особое внимание губернатор уделил переводу общественного транспорта на более экологичные виды топлива, в частности, газомоторное, а также расширению подвижного состава электротранспорта.

    Новокузнецк благодаря участию в федеральном проекте «Чистый воздух» уже получил 18 новых трамваев. В 2022 году ожидается поставка ещё 11 вагонов. Всего за время действия программы город должен приобрести 37 трамваев и 38 троллейбусов, сообщает телеканал «Кузбасс Первый».

    Также более половины из 1200 автобусов, закупленных в прошлом году в Кузбассе, работает на газомоторном топливе. В часы пик центр города с его северной окраиной связывает «городская электричка».

    К Братску в рамках федерального проекта «Чистый воздух» в Иркутской области могут примкнуть ещё семь городов

    На реализацию мероприятий программы, направленных на снижение объёма выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, суммарно Иркутская область получит почти 1,5 млрд руб. Как сообщил губернатор региона, помимо Братска, вошедшего в списки ещё в 2019 году, федеральное финансирование получат непосредственно Иркутск, а также такие города, как Ангарск, Зима, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово и Шелехов. 

    Благодаря субсидированиям из федеральной казны за три года участия в проекте в Братске модернизировали оборудование предприятий, что уже позволило снизить выбросы от стационарных источников на 11%. Следующим шагом станет снижение уровня загрязнения, вызываемого неэкологичным общественным транспортом: в 2022 году город планирует закупить 20 троллейбусов на сумму 450 млн руб. Этим летом в парк Центрального пассажирского автопредприятия в Братске поступят четыре автобуса «ПАЗ Vector», работающие на газомоторном топливе. Каждый такой автобус стоит более 10 млн руб., однако городу потребовались средства не только на закупку автобусов, но и на приобретение коммунальной техники, необходимой для их обслуживания. Сейчас как раз ведётся работа по закупке данной техники, а автобусы проходят подготовку на заводе-изготовителе в городе Павлове Нижегородской области. На закупку автотранспорта выделено 104 млн руб. В рамках федерального проекта «Чистый воздух» из областной казны Братск получил субсидирование, покрывшее большую часть расходов: сумма составила более 89 млн руб. Также из городского бюджета было выделено около 14 млн рублей.

    Пассажировместимость закупленных автобусов малая: до 59 пассажиров, включая стоячие места. Тем не менее, машины модели «ПАЗ Vector» оборудованы пандусами, которые необходимы для того, чтобы транспорт оставался доступным для маломобильных категорий граждан. Кроме того, как сообщает ИА «Наш Север», закупленные автобусы оснащены камерами видеонаблюдения и навигационными системами ГЛОНАСС.

    В следующем году обновление подвижного состава продолжится: местные власти рассчитывают закупить ещё 20 троллейбусов и 27 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Закупка может обойтись бюджету более, чем в миллиард рублей.

    В период с 2017 по 2021 годы в Братске были приобретены 28 автобусов средней и большой вместимости на газомоторном топливе. Благодаря использованию транспорта, работающего на экологичном топливе, воздух Братска должен стать чище. Ожидается, что снижение объёмов выбросов вредных веществ в атмосферу снизится на 655,6 тонны, сообщает информационное агентство «Иркутск онлайн».

    Омск закупит на предоставленные средства троллейбусы и трамвайные вагоны

    Омская область получит по 500 млн руб. в рамках проекта «Чистый воздух» в этом и следующем году. Средства будут потрачены на газификацию частного сектора и закупку экологичного транспорта. 

    Для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, в течение двух лет область приобретёт 62 низкопольных троллейбуса «Адмирал». Пока неизвестно, будут ли это модели с автономным ходом или базовая комплектация.

    Также в городе идёт работа над переводом автобусного транспорта на более экологичные виды топлива. Из 91 автобуса на природном газе, уже обслуживающих муниципальные маршруты Омска, 51 был поставлен в город благодаря субсидиям из Федерального бюджета по нацпроекту «Чистый воздух», сообщает сетевое издание «Город 55».

    Кроме того, в ближайшие два года предоставленные области субсидии будут потрачены на закупку 24 новых трамвайных вагонов. Трамвайная сеть Омска может быть расширена за счёт присоединения к ней объектов недостроенного метро, — проекта, начатого ещё в 1992 году, но так и не увидевшего своего завершения.

    В Оренбургской области закупят автобусы на газомоторном топливе для Медногорска

    Снизить объём загрязняющих воздух выбросов в Оренбургской области в этом году также планируется благодаря применению экологичного транспорта. 84,2 млн руб. будут потрачены в этом году на закупку восьми автобусов, работающих на газомоторном топливе, и замену коммунальной техники в городе Медногорске. Техника будет использоваться для внутригородских пассажирских перевозок.

    О благотворном влиянии экотоплива на качество воздуха в городе благодаря участию в нацпроекте сообщает ТАСС: на конец 2021 года объём потребления природного газа в качестве газомоторного топлива в муниципалитете уже превысил план на 38,6%. За первые пять месяцев текущего года в городе уже было потреблено 25% годового норматива (0,21 млн из 0,84 млн кубических метров).

    Оренбург и Орск тоже планировали в этом году существенно обновить автопарки муниципального транспорта за счёт средств из областного бюджета. Однако в связи с ухудшением экономической ситуации средств может не хватить. Ранее сообщалось о том, что на закупку более сотни машин для Оренбурга и 60 для Орска будет выделено 1,5 млрд руб. По данным сетевого издания «Оренбург Медиа», в связи с экономическим кризисом на фоне спецоперации и введением западных санкций городские власти сообщают о том, что, если не получится получить дополнительных субсидий из Федерального бюджета, города получат на 30% меньше единиц техники, чем закладывалось в план в прошлом году.

    В 2021 году Оренбург попал в десятку худших городов страны по качеству общественного транспорта. В этом году в городе планируют провести маршрутную реформу

    Сразу два города Челябинской области закупают новый транспорт по экопрограмме

    В программе «Чистый воздух» в этом году в Челябинской области планировали участие два города: Челябинск и Магнитогорск. Средства из федерального бюджета могли быть предоставлены в том числе на приобретение 20 автобусов особо большого класса для Челябинска и 37 автобусов Магнитогорска, сообщали «Аргументы и факты — Челябинск» со ссылкой на региональный миндортранс.

    В следующем году Челябинской области выделят 1,2 млрд руб. Средства будут использованы не только на более экологичное теплоснабжение вместо угольного отопления, но и на электротранспорт. Часть денег, которые будут предоставлены из федерального бюджета, будет направлена на ремонт трамвайных путей и троллейбусных сетей. Как сообщает информагентство «Первое областное», продолжится и закупка общественного транспорта, работающего на экологичном топливе.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 14:10 23.06.2022
    В этом году финансирование по «Чистому воздуху» в Челябинской области не будет направлено на приобретение подвижного состава.

    В Челябинске не только закупают подвижной состав, но и планируют проложить первую в стране трамвайную линию по контракту жизненного цикла.

     Оздоровление городов и очищение атмосферного воздуха в них — комплексная задача, в которой работа над уменьшением вредных выбросов, связанных с транспортной сферой, должна вестись сразу по ряду направлений. Перевод общественного транспорта на экологичные виды топлива в значительной мере способствует улучшению экологической обстановки, однако городам также необходимо заботиться о состоянии транспортного потока в целом.

    Снижение автомобилизации в городах и сокращение дорожных заторов достигается не только за счёт укрепления позиций общественного транспорта, но и благодаря развитию платных парковок. Кроме того, важно развивать пешеходную и велосипедную инфраструктуры. Также в последнее время всё более популярны средства индивидуальной мобильности, в том числе электросамокаты. В перспективе рекомендуется переводить на использование электромобилей каршеринги и сервисы такси, а также предоставлять дополнительные льготы горожанам, приобретающим для личного пользования автомобили такого типа: к примеру, в Санкт-Петербурге владельцы электромобилей получают разрешения на бесплатную парковку.

    Организации: 
    Виды транспорта: