Вместо и вместе с метро: трамвайные планы Челябинска, Омска, Нижнего Новгорода, Саратова и Москвы

  • Полина Лемешева
    1 февраля 2022 г. — 17:50
    1166
    Иллюстрация: 

    ИА «Первое областное» / 1obl.ru

    Иногда новое — это хорошо переделанное старое. В Челябинске и Омске вынуждены отказаться от строительства метро, но уже возведённые и даже недостроенные объекты не пропадут даром — их объединят с трамвайными системами, чтобы сформировать гибрид: метротрамвай. В Нижнем Новгороде развитие трамвая идёт параллельно с подземкой: трамвайную линию планируют продлить до выхода строящейся станции метро. Хорошими альтернативами метрополитену могут стать объединение маршрутов и скоростные трамвайные линии: интересные проекты разрабатываются в Москве и Саратове.

    В Челябинске метротрамвай заменит метро

    27 декабря прошлого года в Челябинске окончательно поставили точку на развитии метро: распоряжение правительства Челябинской области утвердило необходимость интеграции объектов метро в трамвайную сеть города. В получившемся метротраме часть пути поезда будут преодолевать под землёй. 

    Документ утвердил конкретный перечень мероприятий по проекту строительства до 2025 года. Вместо метро в Челябинске сконцентрируются на развитии трамвайной сети, при этом для реализации проекта будут достраивать уже начатые тоннели и станции, а также модернизировать имеющуюся трамвайную сеть.

    Средства предполагается получить за счет инфраструктурного бюджетного кредита. Согласно плану, опубликованному Правительством Челябинской области, на весь проект с 2022 по 2025 год будет потрачено почти 73 млрд руб. Только на обновление трамвайной системы в 2022 году потратят 17,5 млрд руб.

    Чуть больше 5 млрд руб. уйдёт на модернизацию путевого хозяйства трамвайной сети, полтора миллиарда рублей — на обновление тяговых подстанций. На реконструкцию каждого из двух трамвайных депо выделено 1,7 млрд руб. Ещё 6,6 млрд руб. будет выделено на обновление подвижного состава: распоряжение уточняет, что закупить предстоит низкопольные четырёхосные трамвайные вагоны. В рамках контракта жизненного цикла с 2023 по 2025 год на обновление подвижного состава будет потрачено ещё более 5 млрд руб. средств областного бюджета. 890 млн руб. отведено на строительство трамвайных платформ, оптимизацию светофоров и оборудование конечных станций.

    Проектно-изыскательные работы по объекту оценены в 2,7 млрд руб. Обеспечение инженерно-техническими сетями (вынос коммуникаций, переустройство, технологическое присоединение) суммарно обойдётся городу в 2,7 млрд руб. Строительство наземных участков трамвайных линий, включая разворотные кольца и остановочные пункты, — в 920 млн руб.

    Проект предусматривает строительство двух новых трамвайных линий. Линия № 1 оценена в 27,4 млрд руб.: 3,1 млрд руб. будет стоить строительство станции «Торговый центр», включая выход на ул. Труда, ещё 5 млрд руб. — строительство станции «Площадь Революции». Основная часть этих средств — 19,3 млрд руб. — уйдёт на сооружение перегонных тоннелей. На строительство линии № 2 предполагается выделить 16,5 млрд руб. Здесь сооружение перегонных тоннелей обойдётся в 11 млрд руб. ровно, также запланировано строительство подземной станции «Площадь Революции» (4 млрд руб.) и завершение строительства станции «Комсомольская площадь» (1,5 млрд руб.).

    Ещё один шаг в сторону будущего — исчезновение кондукторов из Челябинских трамваев: к 31 марта все трамваи будут оборудованы валидаторами для безналичной оплаты проезда.

    Недостроенное Омское метро включат в трамвайную сеть

    Строительство Омского метро, как и в Челябинске, было начато ещё в 1992 году, но завершить проект так и не удалось: из-за проблем с финансированием сроки постоянно переносились. Общий объём инвестиций составил около 20 млрд руб. С 2018 года все строительные работы находятся в стадии заморозки. В местной администрации окончательно пришли к решению отдать объекты незавершённого метро под развитие трамвайной сети.

    Трамваи планируют запустить через метромост: на сегодняшний день из шести трамвайных маршрутов Омска ни один не соединяет две части города, разделённые рекой. При этом до 2007 года трамваи пересекали Иртыш по мосту им. 60-летия ВЛКСМ. Курс на сокращение трамвайных линий в Омске был взят как раз в 90-е: рельсы убрали со всех центральных улиц.

    Встраивание в существующую трамвайную сеть наработок метро возможно только после ремонта: даже не введённые в эксплуатацию объекты успели устареть за годы простоя, сообщает портал «RuNews24».

    Представители департамента транспорта администрации Омска пообещали трамвайной сети расширение — в том числе на Левом берегу. Также в будущем местные власти собираются восстанавливать движение трамваев по улице Лукашевича.

    В сентябре 2021 года в Омске завершён капитальный ремонт трамвайных путей по улице Лермонтова. Рельсы и все необходимые скрепления заменили на 1550 м пути

    Также в городе планируют обеспечить новые жилые кварталы троллейбусной сетью.

    В Нижнем Новгороде строительство метро не помешает трамваям

    Для Нижнего Новгорода ведётся разработка проектной документации, которая определит местоположение и количество выходов станции метро «Сенная». По её результатам в МКУ «ГУММиД» планируют оценить возможность строительства у метро разворотной петли для трамвайной линии, что позволит улучшить подвоз пассажиров к станции с центральных улиц города. Ранее из двух вариантов прокладки трассы приоритетным выбран вариант со строительством станции «Площадь Свободы» вместо предполагавшегося ранее строительства станции «Оперный театр», которое, вдобавок ко всему, требовало бы перекрытия движения трамваев по улице Белинского, где проходят вагоны маршрута № 2 «Городское кольцо».

    В апреле-мае этого года в Нижнем Новгороде на котловане будущей станции метро «Площадь Свободы» уже начнутся строительно-монтажные работы, сообщает онлайн-газета «Нижегородская правда».

    Новые станции появятся благодаря инфраструктурному кредиту. На продление линии метро от станции «Горьковская» до «Сенной» в Нижнем Новгороде потратят 35,584 млрд руб. Из средств федерального бюджета до конца этого года городу предоставят в кредит 1 млрд руб.

    Для строительства метро будут перекрывать дороги: уже в марте этого года для организации стартового котлована сузят проезжую часть по улице Горького от домов №№ 105−107 до пересечения с Решетниковской улицей. Далее движение ограничат на площади Свободы и на участке улицы Горького от перекрестка с Ошарской улицей до площади Свободы. Это запланировано уже на лето. Также в ходе строительства станции «Сенная» потребуется перекрыть движение на участке Большой Печёрской улицы (от Сенной площади до автостанции «Сенная»). На месте работ будет организован временный объезд. Пока точные сроки не озвучивают: об этом местная администрация будет сообщать дополнительно.

    Другое направление развития трамвайной сети города должно помочь решить проблему транспортной доступности седьмого микрорайона Нижнего Новгорода. Скоростной трамвай из центра Сормова запустят внеуличным маршрутом. 

    Трамвай из центра Сормова от линии, где проходят маршруты №№ 6 и 7, в Седьмой микрорайон проложат по обособленному полотну. Такой вариант не только удобен для остальных участников движения, но и удешевит прокладку линии в 10 раз. 

    Ранее рассматривалась возможность проведения трамвайной линии до Седьмого микрорайона по Светлоярской улице с выходом на проспект Кораблестроителей, сообщила телекомпания «Волга» со ссылкой на источник в городской администрации.

    В ноябре прошлого года в Нижнем Новгороде эксперты обсудили будущее городского общественного транспорта. Новая концепция отдаёт приоритет развитию электротранспорта: в Нижнем Новгороде будут расширять трамвайную сеть и городской метрополитен, возможно внедрение троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

    В Самаре обеспечить мирное сосуществование трамвая и строящегося метрополитена не удалось. Из-за возведения станции «Театральная» минимум на три года прекратилось движение трамваев по части Галактионовской улицы.

    В Москве разрабатывается документация для двух трамвайных линий

    В Москве трамваи способны не заменять, а дополнять линии метро, связывая между собой городские районы. В Таганском районе Москвы утверждена проектная документация для трамвайной линии вдоль улицы Сергия Радонежского. Новая линия будет строиться с примыканием к существующим трамвайным путям на площади Рогожской заставы и Андроньевской площади. Помимо самой линии будут устроены дополнительные остановочные площадки и инженерные коммуникации. Существующие трамвайные пути будут реконструировать в местах примыканий: оборудуют новые стрелочные переводы и трамвайные пересечения.

    Прокладка новой трамвайной линии вписана в общее благоустройство района, которым предусматривается реконструкция основного хода бульвара Энтузиастов, площади Рогожской Заставы, улицы Сергия Радонежского, Андроньевской площади, улицы Золоторожский Вал, Малой Андроньевской улицы, Костомаровского переулка, Николоямской улицы, примыкания Николоямской улицы к улице Александра Солженицына и Добровольческой улице. Дополнительно документ предусматривает создание новой велосипедной дорожки. На транспортных пересечениях и пешеходных переходах установят новые дорожные знаки, барьерное ограждение пешеходных зон, нанесут свежую разметку. Появятся и новые светофоры, и интеллектуальная система управления дорожным движением: в рамках проекта установят три новые видеокамеры высокого разрешения и два стратегических детектора транспорта.

    Другая трамвайная линия имеет шансы появиться на проспекте Академика Сахарова. Проект планировки территории утверждён Москомархитектурой. Линия-связка соединит существующие трамвайные пути на Каланчёвской улице с путями у метро «Чистые пруды». При благоприятном стечении обстоятельств возвести линию могут уже в 2023 году.

    Детали проекта пока только намечаются — после проработки их вынесут на обсуждение с жителями. Однако даже предварительные планы обещают значимые для городской трамвайной сети результаты. Участок линии протяжённостью всего в 1,6 км сможет стать тем самым недостающим «пазлом», который объединит четыре существующих радиальных трамвайных маршрута в два диаметральных. К примеру, маршрут № 3 может объединить 27,8 км пути — от «Чертановской» через весь центр до Метрогородка, поглотив маршрут № 13. Путь следования трамвая № 39 таким же способом может стать ещё длиннее — 30,9 км без пересадок от «Университета» до «Новогиреево», в случае объединения с маршрутом № 37.

    «Трамвайными диаметрами» смогут пользоваться около 125 тыс. человек в день. Другое преимущество реализации проекта — разгрузка метро. Добраться от Комсомольской площади («Площади трёх вокзалов») до центра наземным транспортом можно будет в 2 раза быстрее, за счёт этого всегда людная станция метро «Комсомольская» разгрузится на 50 тыс. человек в сутки, сообщает сайт Московского транспорта.

    Также столичные транспортники сообщают, что проект призван минимизировать издержки для других участников дорожного движения: для того, чтобы не ограничивать движение транспорта на Садовом кольце, на перекрёстке вместо контактной сети трамвай будет использовать аккумуляторы. Также разработчики обещают оставить без изменений светофорную фазу.

    Однако такая забота о скорости движения транспорта имела бы смысл, если по Садовому кольцу сохранили бы троллейбусную линию, как планировалось ранее. Именно в местах пересечения контактных сетей и трамваям, и троллейбусам традиционно приходится притормаживать. Но регулярное троллейбусное движение по Садовому кольцу в районе проспекта Академика Сахарова было прекращено в 2016 году, а в последующие годы Садовое кольцо было полностью очищено от проводов.

    В Саратове планируют создать скоростную трамвайную линию при поддержке федерального бюджета

    27 января члены правительства Саратовской области собрались на первое в этом году заседание, в ходе которого, в том числе, поднимался вопрос организации транспортного обслуживания жителей региона. Частично финансирование на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт объектов инфраструктуры уже обеспечено средствами областного бюджета. В 2022 году на нужды городского наземного электрического транспорта область выделила 79,5 млн руб.

    Но гораздо больше денег может принести федеральная помощь: заявка на получение инфраструктурного кредита уже направлена в президиум правительственной комиссии по региональному развитию. Если заявка получит положительный отклик, всего за 2022–2026 годы на обновление трамвайной инфраструктуры может быть потрачено более 11 млрд руб.

    Саратовские власти предлагают объединить четыре трамвайных маршрута (№ 3, № 6, № 8 и № 9) в единый скоростной маршрут протяженностью более 67 километров, приводит ИА «Версия-Саратов» информацию из доклада регионального министра транспорта и дорожного хозяйства. Учитывая, что между крайними точками маршрута — кольцами «Школа № 52» и «Комсомольский посёлок» — расстояние 27 км, трассу маршрута посчитали в однопутном исчислении, а также проект подразумевает реконструкцию и некоторых линий-ответвлений. Кроме того, ведётся разработка проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию тяговых подстанций № 1, 15, 24 и 26, а также технической документации на капитальный ремонт трамвайных путей и контактной сети. Сейчас трамвайная сеть Саратова хотя физически и является единой, но пассажирам пользоваться ей неудобно: чтобы добраться от Школы № 52 до Комсомольского посёлка, нужно совершить три пересадки. Отсутствуют и транзитные маршруты, следующие через центр города.

    Вопрос обновления подвижного состава планируется решать через механизм лизинга и программы государственной поддержки.

    За два последних года Саратов заметно обновил подвижной состав электротранспорта за счёт щедрых подарков от Москвы. В город прибыли 30 трамвайных вагонов «Татра» и 80 троллейбусов. Следующий в очереди на бесплатные вагоны из Москвы Хабаровск. А Саратов уже перешёл к закупке новой техники: в прошлом году «Саратовгорэлектротранс» получил 70 новых троллейбусов ПКТС-6281 «Адмирал» (в том числе 36 модификации 6281.01 с увеличенным автономным ходом).

    Виды транспорта: