Перейти к основному содержанию
TR.ru — Транспорт в России
TR.ru — Транспорт в России
  • Новости
  • Статьи
  • Сюжеты
  • Регионы
  • Виды транспорта
  • Темы
  • Форумы
  • Редакция

Форма поиска

  • Новости
  • Статьи
  • Сюжеты
  • Регионы
  • Виды транспорта
  • Темы
  • Форумы
  • Редакция

Форма поиска

    До свидания, 2021-й! Транспортный год глазами TR.ru — Транспорт в России

  • Павел Яблоков
    30 декабря 2021 г. — 17:00
    1795
    Иллюстрация: 

    Tripsmile.ru / tripsmile.ru

    Уходящий 2021 год был богат на разнообразные события в транспортной отрасли, большинство из которых носили скорее положительный характер. Мы решили вспомнить основные из них, привлекавшие внимание интернет-издания TR.ru — Транспорт в России в течение года.

    Традиционные события

    Ряд событий в транспортной отрасли носит цикличный характер и случается каждый год.

    За год в транспортной отрасли проведены десятки выставок, форумов и конференций, в том числе

    • в мае в Санкт-Петербурге прошла VI Международная научно-практическая конференция «Транспортное планирование и моделирование»;
    • в мае в Москве прошла Российская неделя общественного транспорта с международными выставками «ЭлектроТранс», «Электроника—Транспорт», «Транспортная Светотехника» и автобусным салоном CityBus;
    • в августе новинки железнодорожной техники представили на выставке «PRO//Движение ЭКСПО 1520»;
    • в сентябре в подмосковном Красногорске прошла выставка Comtrans, на которой были представлены перспективные модели водоробусов большого и малого классов, а также сочленённые электробусы нескольких российских производителей;
    • в октябре состоялся форум «Общественный транспорт — 2021»;
    • в ноябре в Москве прошла выставка-форум «Транспорт России 2021», на которой в том числе объявили лауреатов ежегодной премии «Формула движения»;
    • в онлайн-формате в ноябре прошла Ежегодная встреча пользователей программных продуктов PTV Traffic Suite.

    Негативным для пассажиров, но объективно необходимым для транспортников было ежегодное повышение цен на проезд: оно затронуло как железнодорожников, так и наземный городской транспорт. В первых числах нового года к новым тарифам приходится привыкать, а в конце того же года изучать уже следующие прайс-листы. Часть подорожаний происходит и среди года. Их не избежали пассажиры Омска, Ижевска, Новосибирска, Нижегородской области, Махачкалы, Ставрополя, Иркутска, Калининградской области, Ростове-на-Дону и других городов и регионов.

    Доброй традицией стал выход весной нового релиза Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта.

    Из всех видов транспорта наиболее цикличным сезонным является железнодорожный. Ежегодно сезонные поезда запускаются для дачников и курортников в летний период и для горнолыжных туристов и любителей новогодних праздников зимой. А во второе воскресенье декабря сразу по всей сети вводится новый график железных дорог 2021 / 2022 гг. для пригородных поездов и поездов дальнего следования.

    22 сентября во многих городах мира, включая российские, отметили День без автомобиля.

    Маршрутные реформы

    В городах России назрело много нерешённых вопросов с сетями маршрутов общественного транспорта. Их эффективность, как правило, находится на низком уровне, не давая пассажирам самого важного — надёжности транспортного сообщения.

    Самой крупной реформой маршрутной сети отметилась Москва, где 20 ноября стартовал новый этап проекта «Магистраль», затронувший около 200 маршрутов. Но и до этого в мае-августе немало изменений произошло при перезапуске «Новой модели» — так называется процесс управления перевозками на основе брутто-контрактов. Пожалуй, около половины городских автобусных маршрутов стали ездить в 2021 году по-новому.

    С 1 января поменялась часть автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов в Челябинске, но это ещё не та реформа, которая намечена на 2022 год.

    Заметные изменения в маршрутной сети произошли летом в Ярославле. Также этим летом ввод пересадочного тарифа позволит изменить трассы некоторых маршрутов в Волжском Волгоградской области.

    С 1 июля поменяли номера и трассы многие автобусные маршруты Екатеринбурга.

    В ряде случаев принятые решения пришлось откатывать назад. Так, в Белгороде сформированные в прошлом году троллейбусные маршруты в августе-сентябре вернулись к дореформенным трассам.

    Железная дорога: новые и возрождённые маршруты

    В течение всего года не давали скучать инфоповодами железнодорожники, открывавшие новые и возобновлявшие старые маршруты как в дальнем, так и в пригородном сообщении.

    • с 1 января после многолетнего перерыва пригородные поезда вернулись в Урюпинск Волгоградской области, а также возобновились поезда Минеральные Воды — Беслан — Владикавказ, отменённые в апреле 2020 года;
    • С 1 февраля на Сахалине возобновлён маршрут Южно-Сахалинск — Поронайск;
    • с 8 февраля возобновилось железнодорожное пассажирское сообщение России и Беларуси, прерванное в прошлом году;
    • с 21 февраля между Москвой и Переславлем-Залесским установлено регулярное движение пассажирских дизель-поездов (пробные туристические поездки начались в конце 2020 года);
    • с 7 марта возрождён пригородный маршрут Сызрань — Кузнецк, проходящий по Самарской, Ульяновской и Пензенской областям;
    • с 17 апреля электропоезда «Ласточка» впервые соединили Нижний Тагил и екатеринбургский аэропорт Кольцово;
    • с 23 апреля начато курсирование прямых поездов Чита — Сретенск;
    • с 30 апреля электропоезда «Ласточка» вышли на международный уровень: началось их ежедневное движение между Москвой и Минском;
    • с 1 мая после девятилетнего перерыва в Калининградской области дизель-поезда стали курсировать до Багратионовска (продлён маршрут Калининград — Стрельня), в Татарстане возрождено пригородное сообщение на участке Набережные Челны — Заинск, а на Сахалине открыто движение до платформы Чёртов мост (75 км) по перестроенной на «российскую» колею тупиковой линии;
    • с 1 мая электропоезда «Ласточка» вышли на межрегиональный маршрут Владикавказ — Туапсе, но уже в июле он тих прекратил свою существование;
    • 6 мая в Тверской области открыт новый остановочный пункт Ржевский мемориал, расположенный невдалеке от одноимённого памятного места, с этого же дня он включён в состав нового маршрута электропоездов «Ласточка» Москва — Муравьёво (неэлектрифицированный участок Волоколамск — Муравьёво преодолевается при помощи тепловоза);
    • с 29 мая поэтапно поезда дальнего следования с Курского вокзала Москвы начали переводиться на новый Восточный вокзал. А с 1 октября туда же с Белорусского переехали поезда Москва — Рыбинск;
    • в июне первых пассажиров приняли платформа Ягодное в Нижегородской области, Керчь-Южная Новый парк в Крыму и Старотитаровка в Краснодарском крае;
    • этим летом дополнительные маршруты беспересадочных вагонов соединили Крым с Тамбовом, Курском, Орлом, Псковом и Великим Новгородом;
    • в Сортавале построена и с начала июня действует новая платформа Сортавала-Центр для организации мультимодальных перевозок: по единому билету можно проехать на поезде и далее проплыть на «Метеоре» до Валаама;
    • с 6 июня возобновлён пригородный маршрут между Лодейным Полем и Сортавалой, соединяющий Ленинградскую область с Карелией;
    • с 11 июня электропоезда «Ласточка» соединили скоростным маршрутом Самару и Тольятти, а с сентября устремились дальше в Жигулёвск и Сызрань;
    • с 15 июня «Железные дороги Якутии» совместно с РЖД продлили маршрут поезда Нижний Бестях — Нерюнгри до Тынды а также запустили беспересадочные вагоны Нижний Бестях — Владивосток;
    • с 3 июля беспересадочных маршрут рельсовых автобусов связал Ростов-на-Дону и Ейск;
    • с 10 июля в Калининградской области после многолетнего перерыва возобновлён летний маршрут Калининград-Южный — Железнодорожный (через Черняховск);
    • с 4 сентября впервые с 1999 года возобновлено движение пригородных поездов на участке Холмск — Невельск в Сахалинской области;
    • с 7 сентября электропоезда «Ласточка» соединили Назрань с Минеральными Водами (с 9 октября маршрут продлён до Кисловодска);
    • с 17 сентября восстановлено движение электричек в Перми между станциями Пермь-I и Пермь-II. Ранее участок вывели из работы, чтобы постепенно подготовить к перестройке в линию скоростного трамвая;
    • с 27 сентября открыт прямой железнодорожный маршрут Уфа — Оренбург;
    • с 8 октября в Псковской области восстановлены пригородные поезда Великие Луки — Себеж, отсутствовавшие семь лет;
    • с 12 декабря возобновлены пассажирские поезда между Россией и Финляндией;
    • с 12 декабря электропоезда «Ласточка» вышли на маршрут Москва — Бологое, а на линии Москва — Кострома стало вдвое больше рейсов;
    • с 24 декабря пригородные поезда спустя семь лет вернулись на линию Старая Русса — Морино;
    • с 28 декабря беспересадочные вагоны соединили Йошкар-Олу с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом.

    За год на сети РЖД появилось два новых направления, где регулярно по выходным дням работают паровозы: с 16 января Ярославль — Рыбинск, а с 7 августа Воронеж — Рамонь.

    Лишь на восемь месяцев хватило терпения у железнодорожников из Свердловской пригородной компании и Миндортранса. Возобновлённый с 12 января маршрут Карталы — Айдырля с 1 сентября отменён из-за низкого пассажиропотока.

    В этом году железнодорожники помогали автомобилистам, беря на себя часть перевозок через водные переправы там, где ремонтировали автомобильные мосты. Дополнительные электрички и дизель-поезда запускали в Ленинградской области через Свирь, Архангельской области через Северную Двину и Нижегородской области через Волгу.

    Железная дорога: подвижной состав

    Помимо надёжности, пассажиров интересует комфорт, который зачастую обеспечивает новый подвижной состав.

    На дальних маршрутах с декабря двухэтажные вагоны вышли на направления Санкт-Петербург — Белгород, Санкт-Петербург — Кострома и Санкт-Петербург — Самара — Оренбург. В мае они дебютировали на маршруте Москва — Чебоксары, а летом на трассе Санкт-Петербург — Анапа.

    Королями пригородных маршрутов неэлектрифицированных железных дорог продолжают оставаться рельсовые автобусы РА-3 «Орлан»:

    • в Архангельской области они с 19 октября вышли на маршрут Архангельск—Карпогоры, а с 4 августа освоили линию Архангельск — Обозерская — Пукса;
    • с января «Орланы» работают в Башкортостане и в Свердловской области;
    • с 5 февраля этого года рельсовые автобусы РА-3 «Орлан» вышли работать на маршруты Курск—Глушково и Курск — Льгов-1-Курский в Курской области, а с 1 сентября закрепили успех дополнительным маршрутом Курск—Лукашевка, соединившим областной центр и «атомный город» Курчатов;
    • в Ивановской области они заменили всех предшественников на локомотивной тяге с мая этого года;
    • в Карелии и Ленинградской области с июня дизель-поезда курсируют между Лодейным Полем и Сортавалой, а с 1 октября освоили направление Кузнечное — Сортавала;
    • с 12 декабря они дебютировали на железных дорогах Пензенской области.

    Ещё в нескольких регионах «Орланы» совершили тестовые поездки для принятия решения о будущих закупках: в частности, в Ульяновской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях.

    Увеличилось на железных дорогах и количество электропоездов «Ласточка». С октября на популярных маршрутах Москва — Минск и Москва — Нижний Новгород электропоезда «Ласточка» заменены новыми 10-вагонными составами улучшенной комплектации. Тестовые поездки «Ласточек» состоялись этим летом в Волгоградской и Саратовской областях.

    Новые электропоезда в этом году поступали не только в Московский узел: в частности, их получили моторвагонные депо Красноярского и Приморского краёв.

    Городской электротранспорт: линии и маршруты

    Трамвайная инфраструктура в основном оставалась без изменений. Часть рельсов получила давно необходимый уход. Открыты две новые линии, закрытий тоже не удалось избежать:

    • 16 января в Перми открыта новая трамвайная линия и введён новый трамвайный маршрут;
    • 6 октября в Санкт-Петербурге открыта трамвайная линия по Гранитной улице, волею судьбы оказавшаяся на границе «городской» и «концессионной» трамвайных сетей;
    • заметные ремонты трамвайных путей проводили в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Златоусте, Магнитогорске, Екатеринбурге, Новосибирске, Набережных Челнах, Перми, Волгограде, Туле, Барнауле, Краснодаре, Самаре, Томске, Улан-Удэ и некоторых других городах;
    • с 1 февраля в Орле закрылся на ремонт Красный мост, что привело к резкому сокращению обслуживаемой трамвайной сети, работы продлятся ориентировочно до конца 2022 года;
    • в Ангарске в связи с высоким износом путей с 1 февраля закрылась трамвайная линия в промзоне, а также отменены два трамвайных маршрута;
    • 12 мая в Нижнем Тагиле из-за капремонта путепровода на ул. Циолковского закрыта линия на окончания на следующий год;
    • 17 сентября в Таганроге запущен первый маршрут концессионного проекта «Таганрогский трамвай» по полностью переложенным путям и с новыми трамвайными вагонами;
    • в Улан-Удэ с 19 октября открыты два новых трамвайных маршрута;
    • с 1 ноября возобновлено полноценное движение трамваев по Макаровскому мосту в Екатеринбурге, четыре года находившемуся на реконструкции;
    • с 9 декабря возобновлено движение трамваев во Владикавказе по ремонтировавшемуся два года проспекту Мира.

    В январе в Краснодаре начато строительство новой трамвайной линии, на первом этапе это привело к сокращению постоянных маршрутов и запуску трамвая-челнока.

    Троллейбусам, в отличие от трамваев, не нужны рельсы. Более того, не всегда им нужны и провода. Троллейбусы с увеличенным автономным ходом (УАХ) позволяют обслуживать маршруты с участками без строительства контактной сети, чем воспользовались транспортники нескольких городов:

    • 24 апреля открыта новая троллейбусная линия в Новороссийске;
    • со 2 июля спустя 17 лет воссоединились троллейбусные сети Саратова и Энгельса: после восстановления контактной сети на мосту через Волгу открыт маршрут № 109;
    • 30 августа новая троллейбусная линия открылась в Иванове;
    • в Казани 17 ноября открыта новая троллейбусная линия в районе Деревни Универсиады;
    • с 14 января в Березниках автобусный маршрут № 14 переведён на обслуживание троллейбусами;
    • с 1 февраля этого года троллейбусы между Симферополем и Алуштой возобновили работу под № 51 и в статусе пригородных;
    • в Чебоксарах с 6 февраля, в Кемерове с 1 апреля, а в Екатеринбурге с 1 августа троллейбусных маршрутов стало меньше: и там, и там объединили по паре маршрутов. Уменьшилось с 1 марта количество троллейбусных маршрутов в Стерлитамаке;
    • в Красноярске с помощью троллейбусов с УАХ с 19 апреля открыт маршрут № 6, с 4 сентября его трасса пролегла ещё дальше до Утиного плёса. для большей стабильности работы «шестёрки» на правом берегу Енисея смонтирован изолированный от других троллейбусных линий небольшой участок контактной сети;
    • с 13 мая в Симферополе открыт троллейбусный маршрут № 4А;
    • в Севастополе с 21 июня восстановлен троллейбусный маршрут № 5, прекративший в 2020 году;
    • с 24 июня в Чебоксарах троллейбусный маршрут № 14 продлён в микрорайон «Солнечный» благодаря переводу на обслуживание троллейбусами с УАХ;
    • три экспериментальных троллейбусных маршрута протестировали в августе-сентябре в Вологде, но для их регулярной работы нужна закупка нового подвижного состава;
    • в Дзержинске Нижегородской области с 1 сентября восстановлен троллейбусный маршрут № 1, закрытый в 2013 году;
    • со 2 сентября в Саратове с применением УАХ продлён троллейбусный маршрут № 10;
    • в сентябре в Санкт-Петербурге по беспроводной технологии продлён троллейбусный маршрут № 23;
    • c 11 октября в Ростове-на-Дону возобновлён троллейбусный маршрут № 17, отсутствовавший более 20 лет. Теперь часть его трассы проходит без контактной сети, его возобновили;
    • с 1 декабря экспериментальные троллейбусные рейсы с автономным ходом до завода «Севморпуть» открылись в Мурманске: это самый северный в мире троллейбусный маршрут;
    • с 1 декабря в Тольятти из-за низкого пассажиропотока и отсутствия лишних троллейбусов закрылся троллейбусный маршрут № 8;
    • с 23 декабря в Иркутской области открыт маршрут № 777 с участком автономного хода.

    Весь год из-за строительных работ лихорадило троллейбусные системы Оренбурга и Воронежа, в каждой из которых часть троллейбусных направлений заменили автобусами. Сократилось и число обслуживаемых маршрутов в Петрозаводске, хотя и восстановили прекратившееся три года назад движение по части набережной Варкауса.

    В конце этого года началось строительство новых троллейбусных линий в Чите и Альметьевске.

    Городской электротранспорт: новый подвижной состав

    Темпы обновления парка подвижного состава электротранспорта в российских городах далеки от идеальных. Поэтому особенно приятно освещать те случаи, когда новые трамваи и троллейбусы закупаются, а потом и выходят на улицы городов.

    Для электротранспорта большим драйвером приобретения новой техники стали проекты «Безопасные качественные дороги» и «Чистый воздух». 153 троллейбуса производства ПК «Транспортный системы» и завода «Транс-Альфа» пополнило парки по БКД.

    • 70 троллейбусов в два приёма получил Саратов: 34 «классических» троллейбуса ПКТС-6281.00 «Авангард» и 36 ПТКС-6281.01 «Авангард» с УАХ;
    • 29 троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал» поставлены в Омск.
    • 22 троллейбуса ПКТС-6281.00 «Адмирал» поставлено в Самару.
    • В Красноярске получены 24 ВМЗ-5298.01 «Авангард» с увеличенным автономным ходом.
    • Иваново получило ещё восемь троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал» в дополнение к поставленным туда 31 аналогичным машинам в прошлом году.

    Федеральный проект «Чистый воздух» помог получить городам:

    • Красноярску — 25 трамваев «Львёнок» (модели 71-911ЕМ) и 20 троллейбусов модели ПКТС- 6281.00 «Адмирал».
    • Череповцу — 12 трамвайных вагонов: 11 модели 71-911ЕМ «Львёнок» и один модели 71-923 «Богатырь».
    • Новокузнецку — 20 трамваев 71-623-04.01 производства УКВЗ (до конца 2021 года успели прибыть три) и 19 троллейбусов УТТЗ-6241.01.
    • Чите — 11 троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард»;

    Также несколько городов приобрело трамваи и троллейбусы благодаря другим источниками финансирования

    • Калининград закупил 16 двухсекционных узкоколейных вагонов модели 71-921 «Корсар», первые из которых уже добрались до города, в котором в начале этого года модель успешно прошла эксплуатационные испытания;
    • Евпатория получила 27 «узкоколейных» трамваев: 20 «классических» однокабинных 71-411 и семи двухкабинных 71-411-03;
    • Магнитогорск получил 10 трамвайных вагонов модели 71-623-04.01;
    • Челябинск обновил вагонный парк на 30 вагонов модели 71-623-04.01;
    • в Таганрог для обслуживания первого маршрута концессионного проекта «Таганрогский трамвай» прибыли 10 новых вагонов модели 71-628 производства УКВЗ;
    •  Рубцовск получил один БКМ-321 и один ВМЗ-5298.01 «Авангард»;
    • Москва получила 40 односекционных вагонов 71-911ЕМ «Львёнок», а исполнение контракта на поставку 74 трёхсекционных вагона 71-931М «Витязь-Москва» продолжается;
    • 11 трамвайных вагонов «в стиле ретро» модели 71-415Р получил Нижний Новгород;
    • Санкт-Петербург обновился 11 двухсекционнами вагонами 71-923М «Богатырь» и двумя трёхсекционными 71-931АМ «Витязь-Ленинград»;
    • Также в этом году 33 трамвайных вагона модели 71-623-04 производства АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» в счёт двухлетнего контракта, подписанного в прошлом году, получило МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление».
    • Мурманск получил троллейбусы: восемь классических ВМЗ-5298.01 «Авангард» и один «Авангард» с увеличенным с автономным ходом;
    • четыре троллейбуса ВМЗ-5298.01 «Авангард» прибыли в Миасс;
    • в Вологде приобрели три троллейбуса с увеличенным автономным ходом ВМЗ-5298.01 «Авангард»;
    • 10 троллейбусов БКМ-321 прибыли в Йошкар-Олу: это первая закупка городом троллейбусов в XXI веке.

    Не все трамвайные закупки оказались удачными. Так, в Москве расторгнут крупный контракт на поставку 90 трамвайных вагонов. А в Перми сорвалась закупка новых трамваев: заказчик отменил торги после поступивших вопросов от претендентов, новая попытка в этом году не инициирована.

    В троллейбусном мире главным фиаско года стал выпуск первого троллейбуса «Алькор», который из-за разных перипетий так и не смог в этом году ни стать серийным, ни выйти на маршрут.

    Прирост популяции электробусов географически скромнее, хотя столица страны компенсирует эту нехватку количественно

    • Сотня за сотней новые электробусы с ультрабыстрой зарядкой продолжают прибывать в Москву, под конец года преодолев психологический барьер в 1000 машин;
    • Санкт-Петербургский «Пассажиравтотранс» закупил два электробуса с «ночной» подзарядкой;
    • В Нижнем Новгороде открылся первый регулярный маршрут электробусов, на нём работает подвижной состав малого класса.

    Некоторые города пока только проводили испытания новой техники для возможных будущих закупок

    • в Екатеринбурге испытали троллейбус с увеличенным автономным ходом;
    • в Белгороде протестировали электробус с ультрабыстрой зарядкой;
    • в Казани обкатали и сравнили электробус с ультрабыстрой зарядкой и троллейбус с увеличенным автономным ходом;
    • в Челябинске испытали троллейбус УТТЗ-6241.01 «Горожанин» с увеличенным автономным ходом и первый экземпляр трамвая модели 71-628.

    Продолжилась раздача подвижного состава из Москвы. Трамваи достались Уфе, Курску, Прокопьевску, Барнаулу, Ангарску, Осинникам, Саратову, Нижнему Новгороду, Таганрогу. Также в списке одаренных Тула, которая пока ждёт, когда вагоны отставят от эксплуатации после получения новых вагонов. Остатки троллейбусного парка Москвы получили в этом году Ижевск, Смоленск, Нижний Новгород, Орёл, Томск, Великий Новгород, Тула, Хабаровск, Курск и Калуга.

    Капитально-восстановительным ремонтом обновляют трамвайные депо с использованием узлов старых вагонов и «кузовов первой комплектности» в Златоусте и Магнитогорске.

    Отечественные производители электробусов уже готовы предложить заказчикам сочленённые модели: разработки есть у КАМАЗа, «Группы ГАЗ» и «Транспортных систем».

    Городские электрички

    Всё большее значение уделяют приспособлению железных дорог для перевозки пассажирво внутри крупных городов и их ближайшых пригородов.

    Приспособление железных дорог под внутригородские перевозки продолжается в Москве. Активные строительные работы ведутся на двух будущих диаметрах (МЦД-3 и МЦД-4). Часть этих строек приходится и на уже действущие участки линий МЦД-1 и МЦД-2, соседом которых на некоторых участках и станет МЦД-4. С 25 июня на линии МЦД-2 вместо платформы Покровское-Стрешнево открыта новая платформа Щукинская. С 4 июля центральный участок МЦД-2 на год стал однопутным для освобождения места для строительства дополнительных путей МЦД-4, а с 12 декабря реверсивное движение введено и на МЦД-1. 27 октября после комплексной реконструкции открыта станция Кокошкино линии МЦД-4.

    С 19 апреля новый остановочный пункт СНТ «Рыбник» открыт в южносахалинской агломерации для рельсовых автобусов, курсирующих между Южно-Сахалинком и Корсаковым.

    С 8 июля в Новосибирске открыт остановочный пункт Пригородный простор, до которого продлены маршруты нескольких пригородных поездов.

    С 15 июля новый терминал «Аэроэкспрессов» заработал в аэропорту Домодедово.

    С 16 июля в Нижнем Новгороде открылась платформа Светлоярская-2, де останавливаются электропоезда внутригородского маршрута Варя — Починки.

    25 октября полностью двухпутным стал участок Реутов — Балашиха Горьковского направления Московского железнодорожного узла.

    22 ноября открылась платформа Лесозаводская в Ижевске.

    Будем чаще встречаться

    В этом году мы стали общаться с чиновниками, представителями общественных организаций, блогерами и узнавать у них информацию и мнения «из первых рук». Мы уже пообщались (в алфавитном порядке) с Александром Егоровым, Ильёй Зотовым, Алексеем Радченко и продолжим подобную практику в новом году.

    Не только Россия

    Безусловно, основная география нашего СМИ — Россия. Но и явления, происходящие в других странах, тоже нас интересуют. Помимо европейского и американского опыта в развитии новой мобильности, мы упоминали

    • об электрификации железнодорожной линии Светлогорск — Калинковичи в Беларуси;
    • новых российских вагонах метро для Ташкента и модернизированных для Софии;
    • о расширении сети платных автодорог в Казахстане;
    • о пригородных и международных поездах в Армении;
    • о поставке новых российских электропоездов и пассажирских вагонов в Армению.

    Доступно новых технологиях и трендах

    TR.ru посвятил целую серию публикаций аналитическим материалам о современных транспортных технологиях и исследованиях в сфере мобильности. Мы

    • изучали немецкий опыт в управлении мобильностью, уже ставшей неотъемлемой частью современной жизни;
    • дали инструкцию к применению документов транспортного планирования;
    • разобрали, сколько жизней могут стоить лишние 10 км/ч на спидометре;
    • рассказали о первой модели велосипедного движения для Мюнхена и чем она важна для России;
    • поделились исследованием о преимуществах и недостатках использования электросамокатов в городской среде;
    • размышляли о транспортном планировании в онлайн-ритейле и решении проблемы «последней мили»;
    • поведали об опыте внедрения информационно-коммуникационного комплекса на автобусах Санкт-Петербурга;
    • рассказали, что путь интеллектуальных транспортных систем (ИТС) лежит через стандарты данных к комфорту на дорогах.

    Управление мобильностью через кошелёк

    Не только общественный транспорт: легковые автомобили и средства индивидуальной мобильности также важны для передвижений по городам и за их пределами.

    Но системные недостатки площадей в мегаполисах побуждают городские администрации управлять мобильностью, регулируя спрос на сервисы с помощью цены и предлагая возможности использования альтернативного транспорта.

    В Москве под конец года, с 24 декабря, изменились цены на парковки: востребованные стали дороже, малопопулярные понизились в цене.

    Заметно расширилась с 1 декабря зона платной парковки в Санкт-Петербурге.

    Борьбе с неправильно припаркованными автомобилями, либо упорядочиванию стоянок транспорта уделяют внимание в Санкт-Петербурге, Москве, Петрозаводске, Рязани, Саратове, Севастополе, Владивостоке, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Курске, Орле, Краснодаре, Вологде, Екатеринбурге, Владимире, Ульяновске. В некоторых городах меняли организацию движения на отдельных улицах: делали односторонние двусторонними и наоборот. Мы рассказывали об изменениях, произошедших в Рыбинске, Астрахани и Тольятти. В центре Москвы ограничили скорость на части улиц. К этому опыту присматриваются другие города, в том числе Ульяновск.

    Администрированию нарушений серьёзно помогает их надёжное документирование. С 1 марта внесены изменения в ПДД, благодаря которым с 1 сентября знак дополнительной информации «Фотовидеофиксация» заменили на одноимённый дорожный знак. Если упраздняемая табличка посвящалась конкретным комплексам фотовидеофиксации, то новый дорожный знак будет информировать лишь о том, что в населённом пункте в целом имеются точки фотовидеофиксации — только один раз при въезде на каждом пересечении его границ. Вне населённых пунктов внимание автомобилистов будет обращено знаком на ближайший размещённый комплекс. В Подмосковье с помощью камер фотовидеофиксации начали штрафовать непристёгнутых водителей.

    В Москве с 1 октября запущен сервис «По пути», который позволил жителям Новой Москвы не пользуясь ни личным, ни общественным транспортом добираться до станций метро и МЦД. С 1 ноября и с 24 декабря зона работы микроавтобусов «по вызову» уже дважды расширена.

    В декабре в Москве начали тестировать тарифы «МультиТранспорт», позволяющие безлимитно пользоваться общественным транспортом и совершить несколько поездок на такси.

    Не только платные парковки управляют трафиком, но и платные дороги: стоимость по ЗСД увеличилась в Санкт-Петербурге.

    Изучение мобильности проводится многими научными учреждениями страны. Не остался в стороне и Тюменский индустриальный университет, проводящий собственное исследование. Минтранс России предложил изменения к ПДД по электросамокатам, но принять их смогут ещё не скоро.

    Автобусный транспорт

    Значительная часть подвижного состава общественного транспорта во всех городах страны — это автобусы. В этом году мы сообщали о том, какие автобусы закупили для Ижевска, Новосибирска, Краснодара, Конакова, Ноябрьска, Самары, Сочи, Мурманска, Салехарда, Санкт-Петербурга, Уфы, Набережных Челнов, Кемеровской области.

    Многие регионы нашли счастье на вторичном рынке благодаря отправке из Москвы в качестве безвозмездной помощи автобусов 2011-2012 гг. выпуска: среди них Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Курская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Ярославская области, Дагестан, Кабардино-Балкария, Татарстан, Пермский и Ставропольский края и другие регионы.

    По федеральному проекту «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» регионы в этом году получили 324 автобуса:

    • 60 газомоторных НЕФАЗ-5299-40-57 получил Екатеринбург для ЕМУП «Гортранс»;
    • 58 ЛиАЗ-5292.67 получил Воронеж для МКП «Воронежпассажиртранс».
    • 40 газомоторных НЕФАЗ-5299-40-57 получили казанские МУП «ПАТП № 2» и «ПАТП № 4»;
    • 40 НЕФАЗ-5299-40-57 получил Новосибирск для МКП «ПАТП-4»;
    • 37 автобусов НЕФАЗ-5299-40-57 получили перевозчики Перми;
    • 35 автобусов получил Череповец: 17 ЛиАЗ-5292.67 для МУП «Автоколонна № 1456», а ещё 18 НЕФАЗ-5299-40-57 передано в управление частным перевозчикам из объединения «Новотранс».
    • 20 ЛиАЗ-5292.67 получил Нижний Новгород для МП «Нижегородпассажиравтотранс»
    • 19 газомоторных автобусов ЛиАЗ-5292.67 получил Великий Новгород.
    • 15 газомоторных НЕФАЗ-5299-30-57 получило Кемерово в лице АО «Кемеровская транспортная компания».

    Благодаря федеральному проекту «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» 71 газомоторный автобус (20 Volgabus-5270.G2 и 51 ЛиАЗ-5292.67) получил Омск, 157 машин (в том числе 47 Volgabus-5270.G2 и 110 ЛиАЗ-5292.67) получил Челябинск.

    В ряде городов для пригородных и междугородных маршрутов открылись новые терминалы, а старые выведены из работы

    • в Можге (Удмуртия) открыли новый автожелезнодорожный вокзал.
    • в Нальчике открылся автовокзал «Северный».
    • в Челябинске закрылся автовокзал «Центральный», рейсы перенесены на другие автовокзалы столицы Южного Урала;
    • в январе новые автостанции «Восточная» и «Северная» пришли на смену автостанции «Заречье» в Туле.

    Авиасообщение

    Следует признаться, что в ушедшем году мы уделяли достаточно мало внимания авиационной отрасли. Но основные инфоповоды относились к открытию новых маршрутов, которые при ближайшем изучении уже спустя неделю после объявления пропадали с радаров онлайн-табло и сайтов авиакомпаний. В то же время мы не прошли мимо того, что в 2022 году Росавиация заметно увеличивает количество субсидируемых авианаправлений в обход Москвы, что позволяет надеяться о некоторой стабильности перевозок в этом сегменте.

    Нельзя не отметить положительную тенденцию: модернизация коснулась в этом году даже достаточно небольших аэропортов типа Верхневилюйска и Зеи.

    Транспорт в особом режиме

    Второй год мир живёт с «коронавирусными» ограничениями, которые затрагивают и сферу транспорта. Мы рассказывали о попытках введения QR-кодов для проезда в общественном транспорте и как транспортники пробовали сокращать рейсы на осенние «карантикулы», но пассажиры их в этом не поддержали.

    Водный транспорт

    Наиболее интригующее событие, связанное с водными перевозками, должно произойти уже в следующем году, когда в Москве планируют запустить речные электробусы по двум маршрутам.

    В этом году новые (или хорошо забытые старые) водные маршруты запускали, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. На воду спустили и позднее отправили курсировать по регулярным маршрутам несколько судов на подводных крыльях «Валдай 45Р», «Комета 120М» и «Метеор 120Р», чьё производство было возрождено в последние годы.

    Метро: строительство и ремонты

    В мире подземных городских железных дорог, как обычно, самыми яркими были события в Москве. Дважды в этом году открывались новые участки Большой Кольцевой линии в Москве: 1 апреля — от «Хорошёвской» до «Мнёвников», а 7 декабря — от «Мнёвников» до «Каховской». А Летом в Москве открылась ремонтировавшаяся с прошлого года станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.

    В Санкт-Петербурге открылась под новым названием и спустя некоторое время закрылась вновь станция «Зенит» (бывшая «Новокрестовская»). Также в городе за 11 месяцев этого года отремонтировали и заново открыли для пассажиров вестибюль станции «Маяковская».

    В этом году началось строительство второй линии метро в Казани.

    Не «брутто» — не круто

    Оставлять перевозчика один на один со сбором денег с пассажиров — для муниципалитетов самый лучший способ получить слабо управляемый сервис: расписание перевозчики будут соблюдать только тогда, когда им это будет выгодно, а штрафные санкции с «копеечных» контрактов ничтожны. Иллюстрацией этого могут служить наши материалы о проблемах, вызванных низкой стоимостью контрактов с перевозчиками в Ростове-на-Дону и Бийске. Тем не менее, перейти на брутто-контракты пока мало где готовы. Платить готовы, в частности, в Перми и Тверской области, где от регионального центра новый принцип оплаты транспортной работы с июля распространился далее на несколько районов и городских округов.

    Ненадёжно и «на коротком поводке». Из-за окончания краткосрочных контрактов и несвоевременного объявления новых аукционов пассажиры могут оказаться вовсе без транспорта, как это случилось этим летом в Большереченском районе Омской области.

    ИТС внедряют по стране

    В цифровой век путь к совершенствованию дорожной обстановке лежит через интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые дают тем лучше результат, чем точнее были исходные данные для расчёта прогнозов. Разные этапы реализации ИТС различной сложности внедряют в Красноярске, Ростове-на-Дону, Саратовской области, Ставрополе и Екатеринбурге.

    Применение датчиков детекторов движения транспорта и пешеходов позволяют делать «умнее» светофорные объекты. Так уже произошло в Череповце и Санкт-Петербурге.

    Дороги и мосты

    Строительство новых и реконструкция существующих дорог и мостов неоднократно освещались нашим изданием. Мы рассказывали

    • на что уйдут «дорожные» миллиарды в 2022-2023 гг.;
    • о мостах для будущего Югры и Якутии;
    • новых путепроводах на просторах страны от Всеволожска до Свободного, включая Нижний Новгород, Уфу, Астрахань;
    • дополнительном финансировании строительства дорог в 2021 году.

    Иногда эффект, сопоставимый с постройкой новых дорог, имеет изменение организации дорожного движения. Не все оказались готовы к новой временной схеме в Южно-Сахалинске.

    Дорожные мероприятия для пассажиров и пешеходов

    Модернизация дорог не только создаёт удобства нового уровня для автомобилистов, но и отвечает запросам пассажиров на повышение их побильности, Для этого обустраивают выделенные полосы для маршрутного транспорта и применяют различные способы органзации дорожного движения

    • в Новосибирске обособили трамвайные пути по Волочаевской ул.
    • в Челябинске ввели выделенные полосы на Комсомольском просп. и готовятся продолжать.
    • в Вологде ввели первый в городе диагональный пешеходный переход;
    • в Череповце оборудовали несколько десятков умных пешеходных переходов.

    Оплата проезда: новшества

    «Живые» кондукторы всё менее востребованы в качестве помощников при сборе платы за проезд. Новые технические средства сократить штаты транспортных предприятий и сэкономить фонд заработной платы. Для некоторых городов кондукторы уже пройденный этап. В Череповце и Магнитогорске только планируют отказаться от них.

    В Московском метро в этом году внедрена система оплаты проезда Face Pay, в других городах, например, в Перми, для оплаты проезда в обращение входят QR-коды, всё больше городов принимают банковские карты. На Ленинградском направлении Московского железнодорожного узла введена система оплаты Fast Track c оплаитой проезда через входной и выходной турникеты с помощью банковских карт.

    В той же Перми с 1 марта изменили правила бесплатной пересадки: первую поездку необходимо оплатить транспортной или банковской картой, наличные не приветствуются.

    Дети: ездить, чтобы учиться и учиться, чтобы ездить

    Хоть наше издание и зарегистрировано как «16+», в освещении тем оно не имеет возрастных рамок. В этом году мы рассказали о детских железных дорогах и автобусах для школьных сельских перевозок.

    Не только о пассажирах

    В основном наше издание освещает события в жизни пассажирского транспорта, но и грузовой нам не чужд. Мы сообщали, что дополнительные пути для грузовых составов построены в Волгоградской и Калужской областях. А достроенная в конце 2020 года Центральная кольцевая автомобильная дорога в феврале этого получила важное задание: на неё вместо МКАД переключили транзитные грузопотоки.

    Вперёд, в 2022!

    О некоторых событиях, которые ещё только должны случиться в наступающем 2022 году, мы уже написали.

    Среди них есть неплохие новости

    • с 1 января восстанавливаются пригородные поезда в Татарстане до ст. Бурундуки;
    • с 1 января меняются первые маршруты в рамках транспортной реформы Челябинской агломерации;
    • с 1 января электропоезда «Ласточка» свяжут Анапу с Таганрогом через Краснодар и Ростов-на-Дону;
    • электротранспорт Ульяновска будет переходить на брутто-контракты будущей весной;
    • в Санкт-Петербурге хотят продлить жизнь 17 старым трамваям и закупить новые;
    • в Златоусте к лету 2022 года обособят часть трамвайных путей;
    • Санкт-Петербург в конце декабря нашёл поставщика троллейбусов трёх видов: город а полтора года до июля 2023 года должен получить 286 троллейбусов: 23 сочленённых, 166 «классических» и 97 с увеличенным автономным ходом;
    • первые электробусы в Норильске получат весной 2022 года;
    • в Таганроге реализуют второй этап трамвайной концессии;
    • в Верхней Пышме построят трамвайное депо и откроют движение по новой трамвайной линии в Екатеринбург;
    • транспортная реформа Курска сократит количество трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов;
    • новую маршрутную сеть готовят для Иванова и Нижнего Новгорода;
    • в 2022-2024 гг. для обслуживания новых линий МЦД-3 и МЦД-4 построят 95 электропоездов;
    • троллейбусы Подмосковья (Химки, Подольск и Видное) продолжат работу в ближайшие пять лет;
    • Новороссийск к весне получит новый троллейбус;
    • Волгодонск примет пять троллейбусов от Санкт-Петербурга;
    • летом 2022 года в Москве запустят два регулярных маршрута «речных электробусов» по Москве-реке;
    • продолжится строительство метро в Нижнем Новгороде и Самаре;
    • в Новосибирске в 2022 году откроется станция метро «Спортивная»;
    • в Волгограде расширят сеть троллейбусных маршрутов за счёт использования новым машин с автономным ходом;
    • в Челябинске первая в России троллейбусная концессия начнёт улучшать обслуживание пассажиров;
    • в Биробиджане вместо старого автовокзала построят новый;
    • в Санкт-Петербурге в 2022 г. исчезнут «маршрутки»: они уступят место новым автобусам, обслуживаемым по брутто-контрактам.

    С января станут выше тарифы на проезд в Волгограде, Липецке, Чите, Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, Московской области, Вологде, Коврове, Саранске, Самаре, Перми и многих других регионах и городах страны.

    TR.ru — открытая трибуна

    TR.ru — Транспорт в России не только публикует материалы о событиях, происходящих в транспортной жизни страны, но и приглашает авторов для обсуждения актуальных тем развития транспортной отрасли. Так, один из наших читателей поделился размышлениями о перетрассировке железнодорожной линии в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Ждём ваши материалы на news@tr.ru.

    TR.ru — Транспорт в России поздравляет всех читателей с новым 2022 годом и обещает в наступающем году делиться подробностями самых интересных событий и явлений транспортной отрасли.

    Проведём новый год вместе? Присоединяйтесь!

    • Telegram-канал TR.ru;
    • Официальный Канал Яндекс.Дзен;
    • Публичная страница в Twitter;
    • Публичная страница во ВКонтакте;
    Виды транспорта: 
    Авто
    Трамвай
    Электробус
    Троллейбус
    Такси
    Автобус
    Речной
    Морской
    Монорельс
    Метро
    Маршрутное такси
    Железнодорожный
    Воздушный
    Велосипед и СИМ
    Регионы: 
    Россия
    Москва
    Санкт-Петербург
    Московская область
    Омская область
    Удмуртия
    Нижегородская область
    Дагестан
    Ставропольский край
    Иркутская область
    Калининградская область
    Ростовская область
    Челябинская область
    Ярославская область
    Волгоградская область
    Свердловская область
    Белгородская область
    Северная Осетия — Алания
    Сахалинская область
    Самарская область
    Ульяновская область
    Пензенская область
    Забайкальский край
    Краснодарский край
    Тверская область
    Крым
    Карелия
    Ленинградская область
    Саха (Якутия)
    Ингушетия
    Кабардино-Балкария
    Пермский край
    Башкортостан
    Оренбургская область
    Псковская область
    Финляндия
    Костромская область
    Новгородская область
    Марий Эл
    Воронежская область
    Чувашия
    Курская область
    Ивановская область
    Астраханская область
    Архангельская область
    Приморский край
    Красноярский край
    Татарстан
    Тульская область
    Алтайский край
    Томская область
    Бурятия
    Орловская область
    Севастополь
    Вологодская область
    Мурманская область
    Саратовская область
    Организации: 
    TR.ru
    Темы: 
    Акции
    Безопасность
    Велоинфраструктура
    Водители
    Выставки и конференции
    Грузоперевозки
    Дети
    Дороги
    Единый билет
    Интервью
    Интернет
    ИТС
    Контактная сеть
    Линии и маршруты
    Модернизация
    Оплата проезда
    От редакции
    Парковки
    Пассажиры
    Пешеходы
    Подвижной состав
    Праздники
    Путевое хозяйство
    Строительство
    Тарифы
    ТПУ
    Экология
    Экспрессы
  • Новости

    TR.ru ВКонтактеTR.ru в ТвиттереTR.ru в ТвиттереRSS

    Автобусы: поставки в регионы и испытания продолжают в ожидании поддержки от Минтранса
    13 мая — 14:50
    Транспортные реформы в мае. Часть 1: Казань, Нижний Новгород и Ярославская область
    12 мая — 09:50
    Вести с железных дорог: новые электрички для столичных пригородов и тесты дизель-поезда
    11 мая — 13:51
    «Метеоры», «Валдаи», «Экобасы» и другие новые суда готовятся к навигации: новости с заводов
    10 мая — 11:30
    Бессмертные транспортники: как представители отрасли отмечают юбилей Победы
    9 мая — 11:20
    Трамвайные линии обновили в Кемерове, Санкт-Петербурге, Саратове и Ульяновске
    7 мая — 17:00
    Метрострой: вести из Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Петербурга, Челябинска
    6 мая — 22:29
  • География новостей

    Абхазия
    Австралия
    Австрия
    Адыгея
    Азербайджан
    Алжир
    Алтай
    Алтайский край
    Амурская область
    Аргентина
    Армения
    Архангельская область
    Астраханская область
    Афганистан
    Бахрейн
    Башкортостан
    Беларусь
    Белгородская область
    Болгария
    Босния и Герцеговина
    Бразилия
    Брянская область
    Бурятия
    Великобритания
    Венгрия
    Венесуэла
    Владимирская область
    Волгоградская область
    Вологодская область
    Воронежская область
    Вьетнам
    Германия
    Греция
    Грузия
    Дагестан
    Дания
    Еврейская АО
    Египет
    Забайкальский край
    Ивановская область
    Израиль
    Ингушетия
    Индия
    Ирак
    Иран
    Иркутская область
    Ирландия
    Исландия
    Испания
    Италия
    Кабардино-Балкария
    Казахстан
    Калининградская область
    Калмыкия
    Калужская область
    Камчатский край
    Карачаево-Черкесия
    Карелия
    Катар
    Кемеровская область — Кузбасс
    Кения
    Киргизия
    Кировская область
    Китай
    КНДР (Северная Корея)
    Коми
    Костромская область
    Краснодарский край
    Красноярский край
    Крым
    Куба
    Курганская область
    Курская область
    Латвия
    Ленинградская область
    Липецкая область
    Литва
    Маврикий
    Магаданская область
    Мали
    Мальдивы
    Марий Эл
    Марокко
    Молдова
    Монголия
    Мордовия
    Москва
    Московская область
    Мурманская область
    Мьянма
    Ненецкий АО
    Нидерланды
    Нижегородская область
    Новгородская область
    Новосибирская область
    ОАЭ
    Омская область
    Оренбургская область
    Орловская область
    Пакистан
    Пензенская область
    Пермский край
    Польша
    Португалия
    Приморский край
    Псковская область
    Россия
    Ростовская область
    Румыния
    Рязанская область
    Самарская область
    Санкт-Петербург
    Саратовская область
    Саудовская Аравия
    Саха (Якутия)
    Сахалинская область
    Свердловская область
    Севастополь
    Северная Осетия — Алания
    Сейшельские Острова
    Сербия
    Сингапур
    Сирия
    Словакия
    Смоленская область
    Ставропольский край
    США
    Таджикистан
    Таиланд
    Тамбовская область
    Танзания
    Татарстан
    Тверская область
    Томская область
    Тульская область
    Туркменистан
    Турция
    Тыва
    Тюменская область
    Удмуртия
    Узбекистан
    Украина
    Ульяновская область
    Филиппины
    Финляндия
    Франция
    Хабаровский край
    Хакасия
    Ханты-Мансийский АО — Югра
    Челябинская область
    Черногория
    Чехия
    Чечня
    Чили
    Чувашия
    Чукотский АО
    Швеция
    Шри-Ланка
    Эстония
    Южная Корея
    Ямало-Ненецкий АО
    Япония
    Ярославская область
  • Об издании

    TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+  

    Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.

    TR.ru ВКонтактеTR.ru в ТвиттереRSS

  • Актуальное

    Троллейбусы: изменения маршрутов в Калуге, Кемерове, Петербурге, Рязани и Хабаровске
    13 мая — 16:00
    Автобусы: поставки в регионы и испытания продолжают в ожидании поддержки от Минтранса
    13 мая — 14:50
    Транспортные реформы в мае. Часть 1: Казань, Нижний Новгород и Ярославская область
    12 мая — 09:50
    Вести с железных дорог: новые электрички для столичных пригородов и тесты дизель-поезда
    11 мая — 13:51
  • Темы

    Акции
    Безопасность
    Велоинфраструктура
    Водители
    Выставки и конференции
    Грузоперевозки
    Дети
    Дизайн
    Дороги
    Единый билет
    Интервью
    Интернет
    История
    ИТС
    Конкурсные процедуры
    Контактная сеть
    Культура
    Линии и маршруты
    Модернизация
    Оплата проезда
    От редакции
    Парковки
    Пассажиры
    Пешеходы
    Погода
    Подвижной состав
    Праздники
    Происшествия
    Путевое хозяйство
    Системы навигации
    Строительство
    Тарифы
    ТПУ
    Экология
    Экспрессы