Tripsmile.ru / tripsmile.ru
Уходящий 2021 год был богат на разнообразные события в транспортной отрасли, большинство из которых носили скорее положительный характер. Мы решили вспомнить основные из них, привлекавшие внимание интернет-издания TR.ru — Транспорт в России в течение года.
Ряд событий в транспортной отрасли носит цикличный характер и случается каждый год.
За год в транспортной отрасли проведены десятки выставок, форумов и конференций, в том числе
Негативным для пассажиров, но объективно необходимым для транспортников было ежегодное повышение цен на проезд: оно затронуло как железнодорожников, так и наземный городской транспорт. В первых числах нового года к новым тарифам приходится привыкать, а в конце того же года изучать уже следующие прайс-листы. Часть подорожаний происходит и среди года. Их не избежали пассажиры Омска, Ижевска, Новосибирска, Нижегородской области, Махачкалы, Ставрополя, Иркутска, Калининградской области, Ростове-на-Дону и других городов и регионов.
Доброй традицией стал выход весной нового релиза Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта.
Из всех видов транспорта наиболее цикличным сезонным является железнодорожный. Ежегодно сезонные поезда запускаются для дачников и курортников в летний период и для горнолыжных туристов и любителей новогодних праздников зимой. А во второе воскресенье декабря сразу по всей сети вводится новый график железных дорог 2021 / 2022 гг. для пригородных поездов и поездов дальнего следования.
22 сентября во многих городах мира, включая российские, отметили День без автомобиля.
В городах России назрело много нерешённых вопросов с сетями маршрутов общественного транспорта. Их эффективность, как правило, находится на низком уровне, не давая пассажирам самого важного — надёжности транспортного сообщения.
Самой крупной реформой маршрутной сети отметилась Москва, где 20 ноября стартовал новый этап проекта «Магистраль», затронувший около 200 маршрутов. Но и до этого в мае-августе немало изменений произошло при перезапуске «Новой модели» — так называется процесс управления перевозками на основе брутто-контрактов. Пожалуй, около половины городских автобусных маршрутов стали ездить в 2021 году по-новому.
С 1 января поменялась часть автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов в Челябинске, но это ещё не та реформа, которая намечена на 2022 год.
Заметные изменения в маршрутной сети произошли летом в Ярославле. Также этим летом ввод пересадочного тарифа позволит изменить трассы некоторых маршрутов в Волжском Волгоградской области.
С 1 июля поменяли номера и трассы многие автобусные маршруты Екатеринбурга.
В ряде случаев принятые решения пришлось откатывать назад. Так, в Белгороде сформированные в прошлом году троллейбусные маршруты в августе-сентябре вернулись к дореформенным трассам.
В течение всего года не давали скучать инфоповодами железнодорожники, открывавшие новые и возобновлявшие старые маршруты как в дальнем, так и в пригородном сообщении.
За год на сети РЖД появилось два новых направления, где регулярно по выходным дням работают паровозы: с 16 января Ярославль — Рыбинск, а с 7 августа Воронеж — Рамонь.
Лишь на восемь месяцев хватило терпения у железнодорожников из Свердловской пригородной компании и Миндортранса. Возобновлённый с 12 января маршрут Карталы — Айдырля с 1 сентября отменён из-за низкого пассажиропотока.
В этом году железнодорожники помогали автомобилистам, беря на себя часть перевозок через водные переправы там, где ремонтировали автомобильные мосты. Дополнительные электрички и дизель-поезда запускали в Ленинградской области через Свирь, Архангельской области через Северную Двину и Нижегородской области через Волгу.
Помимо надёжности, пассажиров интересует комфорт, который зачастую обеспечивает новый подвижной состав.
На дальних маршрутах с декабря двухэтажные вагоны вышли на направления Санкт-Петербург — Белгород, Санкт-Петербург — Кострома и Санкт-Петербург — Самара — Оренбург. В мае они дебютировали на маршруте Москва — Чебоксары, а летом на трассе Санкт-Петербург — Анапа.
Королями пригородных маршрутов неэлектрифицированных железных дорог продолжают оставаться рельсовые автобусы РА-3 «Орлан»:
Ещё в нескольких регионах «Орланы» совершили тестовые поездки для принятия решения о будущих закупках: в частности, в Ульяновской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях.
Увеличилось на железных дорогах и количество электропоездов «Ласточка». С октября на популярных маршрутах Москва — Минск и Москва — Нижний Новгород электропоезда «Ласточка» заменены новыми 10-вагонными составами улучшенной комплектации. Тестовые поездки «Ласточек» состоялись этим летом в Волгоградской и Саратовской областях.
Новые электропоезда в этом году поступали не только в Московский узел: в частности, их получили моторвагонные депо Красноярского и Приморского краёв.
Трамвайная инфраструктура в основном оставалась без изменений. Часть рельсов получила давно необходимый уход. Открыты две новые линии, закрытий тоже не удалось избежать:
В январе в Краснодаре начато строительство новой трамвайной линии, на первом этапе это привело к сокращению постоянных маршрутов и запуску трамвая-челнока.
Троллейбусам, в отличие от трамваев, не нужны рельсы. Более того, не всегда им нужны и провода. Троллейбусы с увеличенным автономным ходом (УАХ) позволяют обслуживать маршруты с участками без строительства контактной сети, чем воспользовались транспортники нескольких городов:
Весь год из-за строительных работ лихорадило троллейбусные системы Оренбурга и Воронежа, в каждой из которых часть троллейбусных направлений заменили автобусами. Сократилось и число обслуживаемых маршрутов в Петрозаводске, хотя и восстановили прекратившееся три года назад движение по части набережной Варкауса.
В конце этого года началось строительство новых троллейбусных линий в Чите и Альметьевске.
Темпы обновления парка подвижного состава электротранспорта в российских городах далеки от идеальных. Поэтому особенно приятно освещать те случаи, когда новые трамваи и троллейбусы закупаются, а потом и выходят на улицы городов.
Для электротранспорта большим драйвером приобретения новой техники стали проекты «Безопасные качественные дороги» и «Чистый воздух». 153 троллейбуса производства ПК «Транспортный системы» и завода «Транс-Альфа» пополнило парки по БКД.
Федеральный проект «Чистый воздух» помог получить городам:
Также несколько городов приобрело трамваи и троллейбусы благодаря другим источниками финансирования
Не все трамвайные закупки оказались удачными. Так, в Москве расторгнут крупный контракт на поставку 90 трамвайных вагонов. А в Перми сорвалась закупка новых трамваев: заказчик отменил торги после поступивших вопросов от претендентов, новая попытка в этом году не инициирована.
В троллейбусном мире главным фиаско года стал выпуск первого троллейбуса «Алькор», который из-за разных перипетий так и не смог в этом году ни стать серийным, ни выйти на маршрут.
Прирост популяции электробусов географически скромнее, хотя столица страны компенсирует эту нехватку количественно
Некоторые города пока только проводили испытания новой техники для возможных будущих закупок
Продолжилась раздача подвижного состава из Москвы. Трамваи достались Уфе, Курску, Прокопьевску, Барнаулу, Ангарску, Осинникам, Саратову, Нижнему Новгороду, Таганрогу. Также в списке одаренных Тула, которая пока ждёт, когда вагоны отставят от эксплуатации после получения новых вагонов. Остатки троллейбусного парка Москвы получили в этом году Ижевск, Смоленск, Нижний Новгород, Орёл, Томск, Великий Новгород, Тула, Хабаровск, Курск и Калуга.
Капитально-восстановительным ремонтом обновляют трамвайные депо с использованием узлов старых вагонов и «кузовов первой комплектности» в Златоусте и Магнитогорске.
Отечественные производители электробусов уже готовы предложить заказчикам сочленённые модели: разработки есть у КАМАЗа, «Группы ГАЗ» и «Транспортных систем».
Всё большее значение уделяют приспособлению железных дорог для перевозки пассажирво внутри крупных городов и их ближайшых пригородов.
Приспособление железных дорог под внутригородские перевозки продолжается в Москве. Активные строительные работы ведутся на двух будущих диаметрах (МЦД-3 и МЦД-4). Часть этих строек приходится и на уже действущие участки линий МЦД-1 и МЦД-2, соседом которых на некоторых участках и станет МЦД-4. С 25 июня на линии МЦД-2 вместо платформы Покровское-Стрешнево открыта новая платформа Щукинская. С 4 июля центральный участок МЦД-2 на год стал однопутным для освобождения места для строительства дополнительных путей МЦД-4, а с 12 декабря реверсивное движение введено и на МЦД-1. 27 октября после комплексной реконструкции открыта станция Кокошкино линии МЦД-4.
С 19 апреля новый остановочный пункт СНТ «Рыбник» открыт в южносахалинской агломерации для рельсовых автобусов, курсирующих между Южно-Сахалинком и Корсаковым.
С 8 июля в Новосибирске открыт остановочный пункт Пригородный простор, до которого продлены маршруты нескольких пригородных поездов.
С 15 июля новый терминал «Аэроэкспрессов» заработал в аэропорту Домодедово.
С 16 июля в Нижнем Новгороде открылась платформа Светлоярская-2, де останавливаются электропоезда внутригородского маршрута Варя — Починки.
25 октября полностью двухпутным стал участок Реутов — Балашиха Горьковского направления Московского железнодорожного узла.
22 ноября открылась платформа Лесозаводская в Ижевске.
В этом году мы стали общаться с чиновниками, представителями общественных организаций, блогерами и узнавать у них информацию и мнения «из первых рук». Мы уже пообщались (в алфавитном порядке) с Александром Егоровым, Ильёй Зотовым, Алексеем Радченко и продолжим подобную практику в новом году.
Безусловно, основная география нашего СМИ — Россия. Но и явления, происходящие в других странах, тоже нас интересуют. Помимо европейского и американского опыта в развитии новой мобильности, мы упоминали
TR.ru посвятил целую серию публикаций аналитическим материалам о современных транспортных технологиях и исследованиях в сфере мобильности. Мы
Не только общественный транспорт: легковые автомобили и средства индивидуальной мобильности также важны для передвижений по городам и за их пределами.
Но системные недостатки площадей в мегаполисах побуждают городские администрации управлять мобильностью, регулируя спрос на сервисы с помощью цены и предлагая возможности использования альтернативного транспорта.
В Москве под конец года, с 24 декабря, изменились цены на парковки: востребованные стали дороже, малопопулярные понизились в цене.
Заметно расширилась с 1 декабря зона платной парковки в Санкт-Петербурге.
Борьбе с неправильно припаркованными автомобилями, либо упорядочиванию стоянок транспорта уделяют внимание в Санкт-Петербурге, Москве, Петрозаводске, Рязани, Саратове, Севастополе, Владивостоке, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Курске, Орле, Краснодаре, Вологде, Екатеринбурге, Владимире, Ульяновске. В некоторых городах меняли организацию движения на отдельных улицах: делали односторонние двусторонними и наоборот. Мы рассказывали об изменениях, произошедших в Рыбинске, Астрахани и Тольятти. В центре Москвы ограничили скорость на части улиц. К этому опыту присматриваются другие города, в том числе Ульяновск.
Администрированию нарушений серьёзно помогает их надёжное документирование. С 1 марта внесены изменения в ПДД, благодаря которым с 1 сентября знак дополнительной информации «Фотовидеофиксация» заменили на одноимённый дорожный знак. Если упраздняемая табличка посвящалась конкретным комплексам фотовидеофиксации, то новый дорожный знак будет информировать лишь о том, что в населённом пункте в целом имеются точки фотовидеофиксации — только один раз при въезде на каждом пересечении его границ. Вне населённых пунктов внимание автомобилистов будет обращено знаком на ближайший размещённый комплекс. В Подмосковье с помощью камер фотовидеофиксации начали штрафовать непристёгнутых водителей.
В Москве с 1 октября запущен сервис «По пути», который позволил жителям Новой Москвы не пользуясь ни личным, ни общественным транспортом добираться до станций метро и МЦД. С 1 ноября и с 24 декабря зона работы микроавтобусов «по вызову» уже дважды расширена.
В декабре в Москве начали тестировать тарифы «МультиТранспорт», позволяющие безлимитно пользоваться общественным транспортом и совершить несколько поездок на такси.
Не только платные парковки управляют трафиком, но и платные дороги: стоимость по ЗСД увеличилась в Санкт-Петербурге.
Изучение мобильности проводится многими научными учреждениями страны. Не остался в стороне и Тюменский индустриальный университет, проводящий собственное исследование. Минтранс России предложил изменения к ПДД по электросамокатам, но принять их смогут ещё не скоро.
Значительная часть подвижного состава общественного транспорта во всех городах страны — это автобусы. В этом году мы сообщали о том, какие автобусы закупили для Ижевска, Новосибирска, Краснодара, Конакова, Ноябрьска, Самары, Сочи, Мурманска, Салехарда, Санкт-Петербурга, Уфы, Набережных Челнов, Кемеровской области.
Многие регионы нашли счастье на вторичном рынке благодаря отправке из Москвы в качестве безвозмездной помощи автобусов 2011-2012 гг. выпуска: среди них Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Курская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Ярославская области, Дагестан, Кабардино-Балкария, Татарстан, Пермский и Ставропольский края и другие регионы.
По федеральному проекту «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» регионы в этом году получили 324 автобуса:
Благодаря федеральному проекту «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» 71 газомоторный автобус (20 Volgabus-5270.G2 и 51 ЛиАЗ-5292.67) получил Омск, 157 машин (в том числе 47 Volgabus-5270.G2 и 110 ЛиАЗ-5292.67) получил Челябинск.
В ряде городов для пригородных и междугородных маршрутов открылись новые терминалы, а старые выведены из работы
Следует признаться, что в ушедшем году мы уделяли достаточно мало внимания авиационной отрасли. Но основные инфоповоды относились к открытию новых маршрутов, которые при ближайшем изучении уже спустя неделю после объявления пропадали с радаров онлайн-табло и сайтов авиакомпаний. В то же время мы не прошли мимо того, что в 2022 году Росавиация заметно увеличивает количество субсидируемых авианаправлений в обход Москвы, что позволяет надеяться о некоторой стабильности перевозок в этом сегменте.
Нельзя не отметить положительную тенденцию: модернизация коснулась в этом году даже достаточно небольших аэропортов типа Верхневилюйска и Зеи.
Второй год мир живёт с «коронавирусными» ограничениями, которые затрагивают и сферу транспорта. Мы рассказывали о попытках введения QR-кодов для проезда в общественном транспорте и как транспортники пробовали сокращать рейсы на осенние «карантикулы», но пассажиры их в этом не поддержали.
Наиболее интригующее событие, связанное с водными перевозками, должно произойти уже в следующем году, когда в Москве планируют запустить речные электробусы по двум маршрутам.
В этом году новые (или хорошо забытые старые) водные маршруты запускали, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. На воду спустили и позднее отправили курсировать по регулярным маршрутам несколько судов на подводных крыльях «Валдай 45Р», «Комета 120М» и «Метеор 120Р», чьё производство было возрождено в последние годы.
В мире подземных городских железных дорог, как обычно, самыми яркими были события в Москве. Дважды в этом году открывались новые участки Большой Кольцевой линии в Москве: 1 апреля — от «Хорошёвской» до «Мнёвников», а 7 декабря — от «Мнёвников» до «Каховской». А Летом в Москве открылась ремонтировавшаяся с прошлого года станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.
В Санкт-Петербурге открылась под новым названием и спустя некоторое время закрылась вновь станция «Зенит» (бывшая «Новокрестовская»). Также в городе за 11 месяцев этого года отремонтировали и заново открыли для пассажиров вестибюль станции «Маяковская».
В этом году началось строительство второй линии метро в Казани.
Оставлять перевозчика один на один со сбором денег с пассажиров — для муниципалитетов самый лучший способ получить слабо управляемый сервис: расписание перевозчики будут соблюдать только тогда, когда им это будет выгодно, а штрафные санкции с «копеечных» контрактов ничтожны. Иллюстрацией этого могут служить наши материалы о проблемах, вызванных низкой стоимостью контрактов с перевозчиками в Ростове-на-Дону и Бийске. Тем не менее, перейти на брутто-контракты пока мало где готовы. Платить готовы, в частности, в Перми и Тверской области, где от регионального центра новый принцип оплаты транспортной работы с июля распространился далее на несколько районов и городских округов.
Ненадёжно и «на коротком поводке». Из-за окончания краткосрочных контрактов и несвоевременного объявления новых аукционов пассажиры могут оказаться вовсе без транспорта, как это случилось этим летом в Большереченском районе Омской области.
В цифровой век путь к совершенствованию дорожной обстановке лежит через интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые дают тем лучше результат, чем точнее были исходные данные для расчёта прогнозов. Разные этапы реализации ИТС различной сложности внедряют в Красноярске, Ростове-на-Дону, Саратовской области, Ставрополе и Екатеринбурге.
Применение датчиков детекторов движения транспорта и пешеходов позволяют делать «умнее» светофорные объекты. Так уже произошло в Череповце и Санкт-Петербурге.
Строительство новых и реконструкция существующих дорог и мостов неоднократно освещались нашим изданием. Мы рассказывали
Иногда эффект, сопоставимый с постройкой новых дорог, имеет изменение организации дорожного движения. Не все оказались готовы к новой временной схеме в Южно-Сахалинске.
Модернизация дорог не только создаёт удобства нового уровня для автомобилистов, но и отвечает запросам пассажиров на повышение их побильности, Для этого обустраивают выделенные полосы для маршрутного транспорта и применяют различные способы органзации дорожного движения
«Живые» кондукторы всё менее востребованы в качестве помощников при сборе платы за проезд. Новые технические средства сократить штаты транспортных предприятий и сэкономить фонд заработной платы. Для некоторых городов кондукторы уже пройденный этап. В Череповце и Магнитогорске только планируют отказаться от них.
В Московском метро в этом году внедрена система оплаты проезда Face Pay, в других городах, например, в Перми, для оплаты проезда в обращение входят QR-коды, всё больше городов принимают банковские карты. На Ленинградском направлении Московского железнодорожного узла введена система оплаты Fast Track c оплаитой проезда через входной и выходной турникеты с помощью банковских карт.
В той же Перми с 1 марта изменили правила бесплатной пересадки: первую поездку необходимо оплатить транспортной или банковской картой, наличные не приветствуются.
Хоть наше издание и зарегистрировано как «16+», в освещении тем оно не имеет возрастных рамок. В этом году мы рассказали о детских железных дорогах и автобусах для школьных сельских перевозок.
В основном наше издание освещает события в жизни пассажирского транспорта, но и грузовой нам не чужд. Мы сообщали, что дополнительные пути для грузовых составов построены в Волгоградской и Калужской областях. А достроенная в конце 2020 года Центральная кольцевая автомобильная дорога в феврале этого получила важное задание: на неё вместо МКАД переключили транзитные грузопотоки.
О некоторых событиях, которые ещё только должны случиться в наступающем 2022 году, мы уже написали.
Среди них есть неплохие новости
С января станут выше тарифы на проезд в Волгограде, Липецке, Чите, Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, Московской области, Вологде, Коврове, Саранске, Самаре, Перми и многих других регионах и городах страны.
TR.ru — Транспорт в России не только публикует материалы о событиях, происходящих в транспортной жизни страны, но и приглашает авторов для обсуждения актуальных тем развития транспортной отрасли. Так, один из наших читателей поделился размышлениями о перетрассировке железнодорожной линии в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Ждём ваши материалы на news@tr.ru.
TR.ru — Транспорт в России поздравляет всех читателей с новым 2022 годом и обещает в наступающем году делиться подробностями самых интересных событий и явлений транспортной отрасли.
Проведём новый год вместе? Присоединяйтесь!
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.