Управление мобильностью – неотъемлемая часть современной жизни? Немецкий опыт

  • Артём Бровко
    10 августа 2021 г. — 17:00
    375
    Иллюстрация: 

    Umlaut / umlaut.com

    Управление мобильностью – важная составляющая интегрированной транспортной политики в Германии. Это понятие очень многогранно, однако почти всегда подразумевает ограничение трафика и переход на экологически чистые транспортные средства.

    Управление мобильностью: суть и основные подходы

    Отсутствие четкого определения понятия управления мобильностью показывает, что эта тема — предмет «живой» и открытой дискуссии в научных и практических кругах.

    Основная цель управления транспортной мобильностью — повлиять на транспортный спрос таким образом, чтобы процессы пассажиро- и грузоперевозок стали более эффективными, экологичными, социально-ориентированными, что позволит сделать транспортную систему более устойчивой в целом. Усилия в области информирования, коммуникации, планирования, мотивации, координации, сервиса, а также маркетинга направлены в первую очередь на изменение у людей их поведения и отношения к их собственной мобильности. При этом большое внимание уделяется ответственности, которую несут такие общественные акторы, как предприятия, компании, жилищные кооперативы и образовательные учреждения за трафик, которой они генерируют, а также сотрудничеству с муниципалитетами и компаниями-перевозчиками.

    Следуя цели отхода от массового использования личных автомобилей, управление мобильностью оперирует достаточно большим арсеналом средств косвенного и прямого характера. Так, например, для компаний предлагается оптимизировать внутренний распорядок рабочего времени сотрудников, внедрять удалённый режим работы, а также проводить консультации с муниципальными властями при создании новых или релокации старых центров массового приложения труда. Информационные кампании среди населения, начиная от программ перехода с личного автомобиля на велосипед и заканчивая курсами топливосберегающего вождения, также являются составляющими управления транспортной мобильностью.

    Конечно, одних информационных и консультативных мер недостаточно, и для реализации задач транспортной мобильности жизненно необходимо наличие соответствующей инфраструктуры: развитая сеть дорожек и парковок для велосипедов, достаточное количество маршрутов общественного транспорта (с безопасными и комфортными остановками) и т. д. Одновременно с развитием «новой и экологичной» инфраструктуры («пряник») производится наступление на инфраструктуру «личного автотранспорта» («кнут») — реорганизация парковочного пространства, увеличение тарифов для платных парковок в крупных агломерациях, ужесточение экологических требований к автомобилям с ДВС.

    Таким образом, управление мобильностью — не изолированное мероприятие, а часть комплексных стратегий и подходов в сферах транспорта и градостроительства, а также в социальной сфере.

    Управление мобильностью – взгляд в прошлое

    Термин и концепция управления мобильностью основаны на американском «Управлении спросом на транспорт» (Transport Demand Management (TDM)), которое было введено в Северной Америке в 1980-х годах как ответ на растущее загрязнение воздуха, вызванное движением транспорта. TDM включало в себя меры по управлению парковочными местами, поощрение практик «наполнения» индивидуальных транспортных средств попутчиками, внедрение удалённой работы и гибких рабочих графиков для снижения нагрузки в час «пик».

    В Германии этот термин был введён в начале 1990-х годов вместе с созданием первого центра управления мобильности в Хамельне. Также в 1990-х годах начались исследования в Европе и в Германии, вызванные интересом к TDM в США (см. рис. 1).

    Рис. 1: Эволюция руководящих принципов в области транспорта и мобильности

    Начало деятельности в области управления мобильностью совпало с большим ценностным сдвигом в западных странах в отношении экологии, климата и ресурсопотребления.

    Управление мобильностью – от отдельных мероприятий к системному подходу

    С течением времени менялся не только фокус работы в сфере управления мобильностью, но и подходы к реализации поставленных задач. Рисунок 2 показывает этапы развития управления мобильностью от отдельных мероприятий до синергетического комплекса межотраслевых стратегий.

    Рис. 2: Этапы развития управления мобильностью.

    С начала 1990-х годов по настоящее время всё больше общественных организаций, институтов и акторов вовлекаются в процессы управления мобильностью, тем самым расширяя круг решаемых задач и привлекаемых компетенций. Проекты и рекомендации по улучшению транспортной ситуации становятся всё более профессиональными и глубокими, интегрируя ранее далекие друг от друга сферы человеческой деятельности.

    Примеры реализованных и текущих программ по управлению мобильностью в Германии за последние 20 лет

    К настоящему времени в Германии нашли своё воплощение множество проектов по управлению мобильностью. Чаще всего это проекты государственного-частного партнерства, где специальные консультативные органы при содействии муниципальных властей проводят бесплатные консультации для предприятий в сфере организации транспортной мобильности, а также просветительскую работу среди сотрудников этих предприятий. Так, например, в рамках проекта «Südhessen Effizient Mobil» компании получают профессиональную помощь по развитию и внедрению внутрикорпоративного управления мобильностью, после чего проходят аттестацию с получением сертификата на 3 года о том, что компания является образцом в сфере организации мобильности.

    Проект «Mobil Gewinnt» от федерального министерства транспорта направлен на привлечение внимание экономического сектора к проблемам экологии и изменения климата и побуждение к переходу на экологичный, ресурсосберегающий и низкоэмиссионный режим транспортной мобильности. Более 300 бесплатных консультаций было предоставлено компаниям по всей стране, после чего был проведен общенациональный конкурс по выработке эффективной стратегии по управлению мобильностью. Победители конкурса получили денежное вознаграждение.

    На уровне федеральных земель (прежде всего, в землях Северный Рейн-Вестфалия и Баден-Вюртенберг) проводят политику поддержки управления мобильностью на стратегическом уровне. Были созданы специализированные службы, координирующие работу в областях инфраструктуры, городского планирования и строительства, а также управления трафиком. Грантовую поддержку получили исследовательские институты, разрабатывающие проекты по увеличению эффективности работы общественного транспорта и уменьшению транспортных выбросов вредных веществ в атмосферу.

    Роль «общественной ответственности» в развитии управления мобильностью

    Стержневой идеей дальнейшего развития управления мобильностью является ответственность и сознательность всех без исключения целевых групп населения, будь то работник предприятия, пенсионер или школьник. Для каждой из таких групп в настоящий момент разрабатываются и внедряются рекомендации по управлению мобильностью. Ниже представлены основные направления работ в области управления транспортной мобильностью.

    1. Управление корпоративной мобильностью

    Оперативное управление мобильностью — это своеобразный «архетип» управления мобильностью, основной задачей которого является обеспечение эффективности, экологичности и безопасности транспортных потоков. Комплекс мер, применяемых на этом уровне, проистекает из общей проблематики планирования трафика.

    Реализуемые меры затрагивают:

    • индивидуальный автотранспорт (сокращение предложения парковочных мест, стимулирование отказа от индивидуального авто);
    • общественный транспорт (абонементы для поездки на работу, командировки на общественном транспорте, улучшение маршрутной сети);
    • велосипедный транспорт (высококачественные велосипедные парковки, служебные велосипеды (E-Bikes), лизинг велосипедов, улучшение велосипедной инфраструктуры),
    • пешеходное движение (улучшение ситуации с пешеходными дорожками, благоустройство улиц);
    • эффективный автопарк (Carpooling/Carsharing, экологические стандарты для служебных автомобилей, «топливные тренинги»);
    • информирование (рекламные и маркетинговые кампании по формированию «нового транспортного поведения»);
    • бизнес/предприятия (удаленная работа, видеоконференции). 

    2. Управление мобильностью на уровне муниципалитетов

    Предлагается на уровне небольших муниципалитетов и коммун, а также с использованием добровольцев и активистов из числа местных жителей решать вопросы по оптимизации общественных пространств, внося таким образом свою лепту в общетерриториальное планирование более высокого уровня.

    Кроме того, внедрять практики карпулинга и каршеринга, а также подбора попутчиков из числа соседей при поездках в одном направлении.

    3. Управление мобильностью школьников

    Включает в себя работу сразу по нескольким направлением. Во-первых, информационная кампания среди детей и подростков о важности экологии, «зелёной» энергетики и транспорта, закладывающая основу для формирования будущих транспортных привычек. Немаловажным также является формирование интереса у детей к транспортной тематике в целом.

    Во-вторых, создание устойчивой и безопасной среды для пешеходной мобильности школьников. Исследования показали наличие порочного круга в проблематике детской пешеходной мобильности.

    Родители часто подвозят свои детей на личном транспорте, так как считают пешую дорогу до школы небезопасной («родительское такси»). Такие поездки повышают автомобильный трафик на пришкольных территориях, что, соответственно, повышает вероятность аварии со школьниками, идущими на занятия пешком, что, уже в свою очередь, увеличивает страх родителей отпускать детей идти в школу одних и поэтому вынуждает их подвозить своих детей в школу.

    Разорвать этот круг помогут проекты развития специальной пешеходной инфраструктуры, инициирование создания детских пешеходных групп («пеший автобус»), а в наиболее сложных ситуациях — организация специальных автобусных маршрутов.

    4. Городское планирование в управлении мобильностью

    Зачастую мероприятия по улучшению ситуации с транспортной мобильностью являются лишь реакцией на транспортные проблемы, связанные с неэффективным использованием общественных пространств (хаотичная застройка, наличие исторически сложившихся районов городов с транспортными ограничениями физического характера, и т. п.).
    Предлагаются решения по оптимизации уже имеющихся городских пространств (например, перенос промышленных объектов в специальные районы), но также, что более важно, рекомендуется уделить большее внимание вопросам транспортного планирования и проектирования с привлечением соответствующих специалистов при реализации перспективных проектов обустройства территорий.

    Управление мобильностью — дальнейшие шаги

    Несмотря на интенсивное развитие управления мобильностью в Германии в течение последних 30 лет, реальность всё ещё далека от идеальной. Многие, даже спонсируемые, инициативы и проекты испытывают большие трудности в реализации, причём на многих уровнях. Так, например, далеко не все муниципалитеты осознают важность транспортных вопросов и выделяют под них достаточные человеческие и финансовые ресурсы.

    Компании, в свою очередь, сталкиваются с налоговыми и правовыми сложностями в процессе внедрения передовых практик по управлению мобильностью. Не везде есть соответствующая инфраструктура, способная дать адекватную замену личному автотранспорту.

    Тем не менее, авторы статьи уверены, что совместные усилия муниципальных властей, исследовательских институтов, бизнеса, гражданских активистов и профильных транспортных специалистов могут создать плодотворную почву для настоящей революции в парадигме транспортного поведения людей.

    Источник: IzR, Германия. Журнал по пространственному и городскому развитию.

    Комментарии

    Комментарии (0)