Долгие поправки: Минтранс России предложил изменения к ПДД по электросамокатам, но примут их ещё не скоро

  • Ольга Демчук, Павел Яблоков
    9 сентября 2021 г. — 17:30
    185
    Иллюстрация: 

    News Club / club-tm.ru

    Кроме неутихающих споров о самом содержании поправок в Правила дорожного движения по регулированию средств индивидуальной мобильности (СИМ), задерживает их принятие новое требования к обновлению нормативных документов, принятое в прошлом году Правительством России. За рубежом тоже вводят ограничения для электросамокатов, и даже тестируют робота, который мог бы контролировать соблюдение правил.

    Финальная редакция: Минтранс России смягчает ограничения

    Разработка поправок к Правилам дорожного движения, которые регулируют использование средств индивидуальной мобильности (СИМ), таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, идёт уже три года. Каждая новая редакция вызывает бурные обсуждения и споры общественности, и не случайно. С тех пор, как новомодные средства передвижения стали становиться всё более популярными, а их использование всё более массовым, резко возросло количество аварий с участием СИМ, которые заканчиваются не только травмами, но и гибелью людей. С начала года произошло 180 таких аварий, в результате которых погибли пять человек, а за последние полгода число аварий с пострадавшими выросло вдвое. Больше всех под ударом оказываются пешеходы, которые движутся по тротуарам.

    Однако в новом, финальном проекте поправок по электросамокатам, который Минтранс России представил на заседании рабочей группы по безопасности дорожного движения в Аналитическом центре при Правительстве РФ по регуляторной гильотине, ограничения для СИМ оказались более мягкими, чем предлагались ранее, рассказала «Парламентская газета».

    Так, ведомство предлагает ввести запрет для СИМ на скорость более 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и проезжей части. Ранее для движения по тротуару с пешеходами и по велосипедным дорожкам предлагалось ограничить скорость электросамокатов 20 км/ч. Естественно, новые поправки оставляют приоритет пешехода на тротуаре, поэтому если электросамокатчик создаёт ему помехи, то должен спешиться или ехать со скоростью пешехода. Но для этого человек, управляющий самокатом, должен признать себя той самой помехой. Будет ли он это делать? Сомнительно, а инспектора ГИБДД не приставишь к каждом самокатчику.

    Поэтому главный вопрос, который волнует общественность: кто и как будет контролироваться это ограничение? Один из прорабатываемых вариантов столичных властей совместно с Минпромторгом России — добиться, чтобы лимит скорости был закреплен не только нормативно, но и в программном обеспечении всех ввозимых в Российскую Федерацию СИМ. Но на каком этапе находится этот проект, пока неизвестно, рассказал «КоммерсантЪ».

    Властям Москвы и Санкт-Петербурга пока удалось договориться с кикшеринговыми операторами о введении программного ограничения скорости движения прокатных СИМ в парках и отдельных зонах в центре города, но повлиять на частных владельцев электросамокатов власти не могут. Также прошедшим летом, в отсутствие федерального регулирования этой сферы, власти регионов пытались на своём уровне ограничить скорость электросамокатов до 15 км/ч и даже до 7 км/ч. Например, в Анапе и Геленджике вводили ограничения скорости для движения электросамокатов по набережным. Однако новая поправка пошла вразрез с этими начинаниями.

    Также в новой редакции введён критерий массы. Ограничение для СИМ составляет 35 кг, если человек хочет ехать по тротуару и в пешеходной зоне при отсутствии велодорожки. Ранее этого ограничения не было.

    Кроме того, СИМ разрешается движение по правой стороне проезжей части вместе с другими транспортными средствами при наличии на устройстве тормозов, звукового сигнала, светоотражателей и фонарей. В ранней версии поправок хотели запретить ездить по «проежке» на моноколёсах и других устройствах с гироскопической стабилизацией, но в итоге и им разрешили.

    Ограничение скорости и контроль за СИМ: зарубежный опыт

    Ранее TR.ru уже публиковал исследование Университета штата Аризона (США) о преимуществах и недостатках использования электросамокатов в городской среде, в котором на основе полученных данных формулируются необходимые рычаги для регулировании со стороны различных государственных органов, общественности и бизнеса  

    Весной этого года в Польше внесли изменения в Закон о дорожном движении, которые регулируют использование электросамокатов и других личных транспортных средств и устройств. Ограничение скорости для электросамокатов составило 20 км/ч, на тротуаре или пешеходной дорожке разрешена скорость, близкая к скорости пешехода. За несоблюдение правил предусмотрена административная и уголовная ответственность.

    Летом в центре Парижа вознамерились ограничить скорость электросамокатов до минимума. В итоге парижский муниципалитет договорился со всеми тремя главными операторами по прокату электросамокатов о том, что в 11 пешеходных зонах центра столицы скорость для этих устройств будет снижена до 10 км/ч. Таким ограничением власти города пытались повысить безопасность движения людей на пешеходных улицах и заставить самокатчиков перебраться на велосипедные дорожки, где СИМ разрешено ездить со скоростью 25 км/ч, сообщила «Российская газета».

    В Италии в рамках регулирования поездок на электросамокатах хотели ввести ограничения на скорость и на возраст пользователей СИМ, то есть запретить ездить на электросамокатах несовершеннолетним, а скорость ограничить на велодорожках 20 км/ч, на автодорогах — 30 км/ч. По тротуарам в Италии ездить запрещено, а максимально допустимая скорость передвижения в пешеходных зонах — 6 км/ч, сообщает ТАСС.

    В Сингапуре в первые дни сентября началось трехнедельное испытание робота-полицейского — помощника стражей порядка в патрулировании улиц. Робот по имени Ксавьер будет действовать автономно и кататься по улицам между людей в поисках того, что власти сочтут нежелательным социальным поведением. Робот будет фиксировать курение в запрещённых местах, незаконную торговлю, неправильно припаркованные велосипеды, собрания людей больше пяти человек, а также использование моторизованных устройств или мотоциклов на тротуарах, предназначенных только для пешеходного движения. Информацию о нарушениях робот в режиме реального времени будет направлять в центр управления и контроля, наблюдающий за его работой. Цель этого проекта — поддержать сотрудников службы общественной безопасности и помочь сократить количество сотрудников, необходимых для пеших патрулей.

    SlashGear / slashgear.com

    А в России такие роботы могли бы контролировать соблюдение пользователями электросамокатов ограничений, введённых в ПДД.

    Когда поправки по электросамокатам начнут действовать?

    В конце 2020 года Правительство России приняло постановление, согласно которому ряд документов стал относиться к так называемому «белому списку» нормативных актов, то есть в них нельзя вносить отдельные точечные поправки, а в случае необходимости оных — переиздавать весь документ целиком. В этот список вошли и Правила дорожного движения, рассказала «Российская газета».

    Поскольку поправки по электросамокатам не успели внести в ПДД до начала действия постановления, Минтранс России предложил обходной путь: исключить ПДД из «белого списка». Но Правительство России отказывается идти навстречу в этом вопросе, дабы не создавать прецедент. Более того, заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин поручил МВД России и Минтрансу России проработать предложения о подготовке новой редакции Правил дорожного движения. То есть речь идёт уже не об отдельных поправках, а о редакции всего документа. Предложения должны быть представлены в правительство к 1 октября 2021 года.

    Учитывая, что проект поправок по регулированию СИМ разрабатывался в течение трёх лет, можно предположить, что переиздать целый документ быстро не получится. Кроме поправок Минтранса России, касающихся электросамокатов, в ПДД после доработки должен войти новый перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей, разработанный МВД России. А также правила должны учитывать появление на дорогах беспилотных автомобилей. И, наконец, по новым положениям, из ПДД все термины должны перейти в закон и быть прописаны в законе, то есть предстоит еще правка закона под новую редакцию правил, разъяснила «Российская газета».

    Все эти манипуляции потребуют немало времени, из чего можно сделать вывод, что поправки по движению электросамокатов начнут действовать ещё не скоро.

    Организации: 
    Виды транспорта: