Куда катимся? Исследование о преимуществах и недостатках использования электросамокатов в городской среде

  • Артём Бровко
    27 августа 2021 г. — 17:00
    213

    Электросамокаты быстро меняют транспортный облик в городах и университетских кампусах США. Продвигаемые как удобное и недорогое решение для «последней мили» и других небольших поездок, они доступны более чем в 100 городах США с общим количеством совершенных поездок около 40 миллионов в 2018 году.

    Тем не менее, относительно мало известно о том, кто, для каких типов поездок и почему использует электроскутеры, а также какие существуют преимущества и барьеры у такого типа транспорта. Эта информация особенно важна в свете опасений по поводу безопасности и уменьшения физической активности в связи с заменой пеших и велосипедных прогулок на поездки на электросамокатах.

    Данное исследование стремится прояснить ситуацию в отношении использования электросамокатов в профессиональной среде. При опросе более 1200 сотрудников Университета Штата Аризона в городе Темпе об их опыте, выяснилось, что больше трети опрошенных уже являются пользователями электросамокатов, а ещё 40 % заявили, что собираются опробовать такой вид транспорта в ближайшее время.

    В подавляющем большинстве случаев, электроскутеры рассматриваются как удобный способ передвижения, особенно как альтернатива пешим прогулкам в жаркую погоду. При этом была обнаружена корреляция между этнической и расовой принадлежностью респондентов к их удовлетворённости общей транспортной системой города. Афроамериканцы и латиноамериканцы чаще не испаноязычных белых намереваются использовать электросамокаты в связи с неудовлетворённостью состоянием других видов транспорта.

    Высокие опасения по поводу безопасности использования электросамокатов высказывают как активные пользователи, так и не использующие такой транспорт для перемещений (особенно женщины в обеих группах). Другим заметными недостатками называются частые технические поломки и трудности с доступом к заряженному и рабочему транспортному средству.

    Так или иначе, но электросамокаты уже внедрились в транспортную систему города, и осознание основных проблем, связанных с  эксплуатацией нового типа транспорта, необходимо для успешной интеграции электросамокатов в общую транспортную систему городов, с чем и призвано помочь данное исследование.

     

    Электросамокаты в США. Общие сведения.

    Электросамокаты начали своё распространение по миру всего несколько лет назад, но по скорости внедрения не уступают системам райдхейлинга и шеринга, а то и вовсе превосходят их, о чём говорят данные многих исследований, проведенных в США.

    Однако какой-либо систематический подход к изучению феномена повсеместного распространения электросамокатов до сих пор отсутствует. Отдельные исследования и опросы показывают тенденцию к широкому использованию нового транспортного средства. Так, например, опросы в Портленде, штат Орегон, показали, что около 30% населения уже пользовались электроскутерами, а около 10 % совершают поездки с достаточной регулярностью (несколько раз в неделю). Другой опрос, проведенный там же на насколько месяцев позже (опрошены 3 444 человека), показал, что уже 37% пользователей ездят на электросамокатах как минимум один раз в неделю.

    Изыскания в других штатах показали схожую картину: 46 % пользователей электроскутеров в Денвере (Колорадо) и 38 % в Остине (Техас), из которых 20 % совершают частые поездки.

    Две основные причины генерации поездок на электросамокатах – это работа и развлечение/отдых, причём работа фигурирует на первом месте с достаточным отрывом. Возможно, именно необходимость более быстро добираться до рабочего места является одним из ключевых факторов в выборе электросамоката для совершения поездки. Опрос пользователей крупного оператора проката Lime, показал, что их электросамокаты доставляют людей к месту назначения на 22% быстрее классических велосипедов.

    Социально-демографические характеристики использования электроскутеров таковы, что порядка 2/3 от всех поездок совершают мужчины, причем для них же в большей степени присущи поездки на работу, в то время как женщины больше используют самокаты для досуга. Возрастная пирамида пользователей электроскутеров имеет ярко выраженное преобладание групп в возрасте от 20 до 39 лет - на этот диапазон приходится от 50 до 70% пользователей (в зависимости от опроса)

    Общие сведения, полученные на основе уже проведенных исследований, помогают задать вектор для будущих работ социологов, транспортных планировщиков, производителей самокатов. Это позволит обеспечить максимальную безопасность и устойчивое развитие нового типа транспорта, и его синергию с уже существующими транпортными системами.

    Данная статья призвана углубить понимание ранее установленных тенденций, а также связать с ними социально-экономические параметры, такие как доход домохозяйства, возраст, гендерная и расовая принадлежность, принадлежность к определенной профессиональной группе, с частотой, целью, образом использования или неиспользования электросамокатов. Основной акцент делается как на определении основных сдерживающих фактов развития и внедрения электросамокатов, так и на выявлении главных преимуществ использования нового типа транспорта.

     

    Методология исследования.

    Опрос проводился школой географических наук и городского планирования Университета штата Аризона (УША) среди сотрудников университета. Он представлялся целесообразным, так как позволял получить достаточную выборку по разным социальным группам (возраст, уровень дохода и образования, и т.д.). Несмотря на то, что кампус университета является мультимодальным (в нём разрешено движение на любом немоторизованном транспорте, будь то велосипед или скейтборд), движение на моторизованном транспорте по территории кампуса запрещено. Это касается автотранспорта и также электросамокатов (изначально они были разрешены на территории кампуса, но довольно скоро были запрещены). Поэтому данное исследование стоит расценивать как анализ использования самокатов по городскому округу Темпе, а также всей агломерации Финикса.

    На момент проведения опроса в городе Темпе и его окрестностях работали четыре компании, предоставляющие электроскутеры в аренду. Стоимость поездки зависит от её длительности, а также от локации и компании провайдера. В среднем это 1 $ за активацию самоката и от 0,15 до 0,33 $ в минуту. Типичная поездка длительностью 8 минут будет стоить порядка 3 $. Хотя некоторые компании стали предлагать программы месячной аренды самокатов, в момент проведения опроса такая опция была исключена.

    Опрос проводился методом онлайн-анкетирования среди 5720 сотрудников, из которых 1256 сотрудников (22 % от общего числа) заполнили анкету. Анкета содержала 170 вопросов, разбитых на следующие категории:

    • использование электроскутеров и велосипедов (как своих, так и арендованных);
    • преимущества и недостатки использования электросамоката, велосипеда и ходьбы пешком;
    • удовольствие и восприятие безопасности при передвижении на различных видах транспорта;
    • опыт попадания в аварийные и околоаварийные ситуации при использовании различных видов транспорта;
    • мнение о законах, связанных с электросамокатами и велосипедами;
    • социально-демографические данные.

    Часть опроса включала в себя сегментацию респондентов по частоте поездок, чтобы изучить перспективы электросамокатов на основе пользовательского опыта. Опрошенные были разделены на следующие категории:

    • Не пользователи (n = 849; 68%): респонденты, которые никогда не ездили на электроскутере;
    • Прошлые пользователи (n = 147; 12%): респонденты, которые ездили на электросамокате ранее, но не в последний месяц;
    • Случайные пользователи (n = 195; 16%): респонденты, которые ездили на электроскутере в течение последнего месяца, но менее одного раза в неделю;
    •  Регулярные пользователи (n = 63;5%): респонденты, которые ездили на электроскутере не реже одного раза в неделю в течение последнего месяца.

    Чтобы узнать больше о респондентах, также задавались вопросы о возрасте, поле, расовой/этнической принадлежности, годовом доходе семьи, основном способе передвижения и количестве детей младше 16 лет в семье.

    Анкета включала опции по указанию различных рас, а также варианты принадлежности к смешанной расе (две и более расы), а также опции по «небинарной» половой идентичности, однако в силу недостаточной выборки данный опрос следует считать статистически значимым только для группы белых не испаноязычных мужчин и женщин.

     

    Результаты.

    Характеристики участников опроса. 

    В целом, распределение параметров участников опроса было схоже с общим для жителей города Темпе, за исключением низкой доли молодого населения (18-24) и почти полного отсутствия людей пенсионного возраста в выборке (65+).  Доля этих групп в выборке составила 5 % и 2 % соответственно, против доли в 29 % и 11 % от общей популяции города Темпе. Также в выборку почти не попали люди со средним доходом менее 35 тысяч долларов в год (5 % в выборке), в то время как по городу доля таких домохозяйств доходит до 34 %. Ещё одним отличием выборки стала более высокая доля женщин – 62 % опрошенных были представительницами слабого пола, в то время как по данным переписи населения в городе Темпе имеется небольшое преобладание мужчин (53% от общей популяции).

    Что касается данных по частоте использования электросамокатов, то только 32 % опрошенных когда-либо ездили на электроскутерах, по сравнению с 94 % людей, когда-либо использовавших обычный велосипед.

    Установлена чёткая корреляция между возрастными группами по использованию электросамокатов. Как и в случае более ранних исследований в штатах Колорадо и Техас, основными пользователями электросамокатов оказались лица в возрасте от 25 до 44 лет. Статистически значимой взаимосвязи между этнической принадлежностью и наличию/отсутствию несовершеннолетних детей в семье с частотой использования электросамокатов не обнаружено. Уровень дохода домохозяйства не был определяющим фактором при совершении или отказе от поездки на электроскутере, хотя такой тип передвижения был присущ людям со средним доходом в диапазоне от 50 до 75 тысяч долларов в год.

    Наиболее информативным и стратегически важным для будущего комплексного подхода в управлении мобильностью, стал ответ респондентов на вопрос, каков их основной способ передвижения. Оказалось, что среди регулярно пользующихся электросамокатами людей, доля пользователей личного автотранспорта составляет всего 49 %, когда как для всех других групп этот показатель находится около 80 %. Заметен тренд к тому, что электросамокаты наиболее распространились среди тех, кто уже «отказался» от личного авто в пользу ходьбы пешком или поездок на велосипеде и на общественном транспорте. Доля пешеходов и велосипедистов среди регулярных пользователей электроскутеров почти в два раза больше чем в остальных группах. Для них электросамокат стал дополнительным видом транспорта, отличным от личного автомобиля.

    При этом в остальных группах отмечается большой консерватизм к выбору способу передвижения (личный автотранспорт по-прежнему доминирует).

    Таким образом, в настоящий момент нельзя говорить о том, что внедрение электросамокатов способно значительно уменьшить количество поездок на личных автомобилях, и необходимы дополнительные меры прямого и косвенного характера, чтобы изменить текущую ситуацию.

    Напротив, существует риск (если не будет предпринято дополнительных действий по изменению транспортной ситуации в целом) того, что массовое внедрение электросамокатов может негативно сказаться на физической активности населения, поскольку электросамокаты «перетянули» на себя достаточно большое количество пешеходов. Это подтверждают результаты ответов на вопрос о способе   совершения поездки, если бы электросамокат был недоступен. Независимо от целей, будь то работа или встреча с друзьями, в случае отсутствия скутера, около 60 % совершило бы такую поездку пешком или на велосипеде. Только 15 % отметили, что из-за появления электросамокатов стали реже ходить пешком или кататься на велосипеде, но и эти результаты должны заставить задуматься сторонников внедрения здорового образа жизни в вопросы транспортного планирования и мобильности.

    Преимущества и недостатки использования электросамокатов по версии пользователей.

    Всех, хотя бы раз пользовавшихся сервисом электросамокатов, попросили назвать основные преимущества этого вида транспорта. И среди редких, и среди регулярных пользователей подавляющее большинство респондентов ответило, что езда на электросамокате – это удобно, весело, а главное гораздо быстрее, чем пешая прогулка (особенно по жаре). Популярными вариантами ответа также были относительная дешевизна и возможность добраться до достаточно удалённых мест без использования автомобиля. Многие из регулярных пользователей заявили об экологичности данного вида транспорта, что не было популярным ответом среди нечасто катающихся на электросамокатах. Это говорит о наличии опредёленного количества «идеологических» приверженцев данного вида транспорта (учитывая, что половина от регулярных пользователей уже отказалась от использования личного авто).

    Часть пользователей также отметили большее чувство защищённости от криминала в сравнении с пешими перемещениями (в особенности женщины). Чем моложе были пользователи самокатов, тем больше они выделяли поездку на электросамокате как развлечение, а лица с большим доходом максимально ценили выигрыш во времени по сравнению с пешими прогулками.

    Консерватизм в области транспортного поведения людей всё еще достаточно силён даже в пятой по величине городской агломерации США. Почти половина из никогда не пользовавшихся электроскутером, заявили, что не интересуются данным способом передвижения и/или удовлетворены уже существующими транспортными опциями.

    Почти половина опрошенных испытывает опасения по поводу безопасности езды на электросамокате, как по отношению к себе, так и к окружающим. Треть от тех, кто никогда не использовал скутеры, указали на то, что будут чувствовать себя некомфортно и могут потерять контроль над средством передвижения при возможной поездке.

    Ещё одним ограничивающим фактором является практически нулевая возможность по перевозке багажа и/или способность перевозить пассажиров. Классические модели самокатов рассчитаны на транспортировку одного человека из соображений безопасности и по мощности двигателя. Почти у всех моделей электросамокатов отсутствуют какие-либо багажные отсеки или крепления. Также люди понимают ограниченность возможности поездок на таком виде транспорта, обусловленную зарядом батареи и временем в пути (вопрос цены и рентабельности).

    Среди активных пользователей основное неудовлетворение вызывают частые поломки и неисправности, а также разряженные батареи. Многих также беспокоит отсутствие самокатов поблизости в момент необходимости совершения поездки.

    Среди гендерных различий барьеров в использовании электросамокатов по у мужчин чаще возникают вопросы по техническому состоянию предлагаемых к эксплуатации самокатов, в то время как женщины выражают большее беспокойство по поводу безопасности поездок.

    Несмотря на значительные опасения по поводу безопасности поездок на электросамокатах, почти 65 % бывших и текущих пользователей скутеров отвечая  на дополнительный вопрос («Насколько безопасно в целом вы себя чувствуете, катаясь на электросамокате?») по шкале Лайкерта, ощущают себя «очень» или «в некоторой степени» безопасно. Доля ответов «очень безопасно» возрастает по мере увеличения частоты использования самокатов. Принадлежность к мужскому полу повышала вероятность ощущения безопасности, а возраст, раса и уровень дохода никак не влияли на данное ощущение.

    Перспективы использования

    Респондентов спросили, насколько вероятно, что они будут использовать электросамокаты в будущем году (опять же с использованием 4-ступенчатой шкалы Лайкерта).

    40% ответили, что с высокой или средней вероятностью будут использовать самокаты в дальнейшем. Среди тех, кто уже катался на самокатах, такой ответ дали 76 %, а из ранее не использовавшихся скутерами, доля таких ответов составила 23 %. Количество тех, кто вероятно попробует электросамокат в будущем году, вдвое превысило количество тех, кто точно не станет пользоваться таким видом транспорта, что показывает тренд на дальнейшее распространение и рост популярности электросамокатов, в особенности среди людей молодого возраста. Так, 56 % опрошенных в возрасте от 18 до 34 лет сообщили о намерении кататься в следующем году, 41 % лиц в возрасте 35-44 лет и 25 % в возрасте 45+ выразили схожее желание.

    Заключение.

    Результаты данной работы подтверждают 2 важных тезиса относительно такого явления как электросамокаты.

    Во-первых, электроскутеры – это новая реальность и новый полноценный вид транспорта, набирающий популярность во всём мире, в особенности у молодых людей, которые наверняка сохранят свои привычки в будущем, способствуя увеличению числа поездок на данном виде транспорта. Во-вторых, использование электросамокатов нуждается в срочном регулировании со стороны различных государственных органов, общественности и бизнеса. Это особенно актуально в условиях российских реалий.

    Много предстоит поработать в сфере законодательства и правового регулирования. Например, в Израиле, где появление электросамокатов носило быстрый и хаотический характер, достаточно быстро появился регламент хотя бы некоторым образом управляющий данной сферой. Для активации самокатов всех основных провайдеров необходимо наличие специальной категории прав, а езда может осуществляться только в защитных шлемах. Такие меры если и не позволят полностью уменьшить риски для участников движения, то хотя бы обозначают движение в правильном направлении.

    Сфера ответственности бизнеса лежит в области качественного предоставления соответствующих услуг. Часто из желания сэкономить, компании провайдеры не проводят должным образом техническое обслуживание самокатов, и многие единицы техники эксплуатируются с поломками и дефектами, без замен. Определенные сложности связаны также и с подзарядкой разряженных самокатов.

    Справедливые замечания, высказываемые большинством пользователей и прочих участников движения, невозможно устранить без должного внимания к инфраструктуре. Могут ли самокатчики перемещаться по тротуарам или должны ездить по специальным дорожкам, и если да, то с какими ограничениями?

    Стратегические перспективы использования электросамокатов должны быть подвергнуты анализу экспертов в области транспорта и городского планирования, как в разрезе нового тренда о переходе к «зелёной мобильности», так и из других соображений (например, влияние на физическую активность людей).

    От уровня внимания ко всем этим проблемам и от успешности предложенных решений будет зависеть, станут ли электросамокаты безопасным, удобным и полностью интегрированным в городскую среду видом транспорта или останутся в полумаргинальном состоянии опасной, но весёлой игрушки для молодёжи.

    Виды транспорта: 
    Регионы: