В Татарстане запретили проезд в общественном транспорте без QR-кодов. Пассажиры пересели на такси и попутки

  • Полина Лемешева
    24 ноября 2021 г. — 10:00
    203
    Иллюстрация: 

    Новая газета / novayagazeta.ru

    Татарстан стал первым регионом России, в котором введены ограничения на проезд в общественном транспорте для тех, у кого нет QR-кода. Станет ли он при этом единственным — неизвестно, так как на федеральном уровне пока говорят только о введении проверок на междугородном транспорте. В то же время в самом Татарстане введение ограничительных мер прошло неоднозначно и не везде одинаково. Рассказываем о тонкостях новых правил и реакции на них местных жителей: как перевозчиков, так и пассажиров.

    Новые правила игры: как в Татарстане штрафуют за отсутствие прививки 

    С 22 ноября в Татарстане введены ограничения на проезд в общественном транспорте. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.11.2021 № 1100 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 № 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции"», теперь пользоваться общественным транспортом могут только граждане старше 18 лет, завершившие вакцинацию, переболевшие либо имеющие медицинский отвод. Для того, чтобы оформить требуемый QR-код, нужно пройти полный цикл Covid-вакцинации. Медицинский отвод выдаёт участковый терапевт в поликлинике по месту жительства. Исключением являются только легковые такси и транспортные средства, выполняющие перевозки пассажиров и багажа по межрегиональным маршрутам.

    Также в Казани всем пенсионерам старше 60 лет заблокировали социальные проездные. В общей сложности ограничение коснулось 26,8 тысяч человек. Продолжать пользоваться карточками могут только те, кто сделал прививку от Covid-19 или имеет медотвод, но это всего лишь 10% от общего числа пенсионеров столицы Татарстана, приводит цифры «MК - Казань»

    Цифровые пропуска теперь необходимо предъявлять в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Помимо самого кода, человек должен предъявить проверяющим любой документ, удостоверяющий личность, чтобы избежать ситуаций с предъявлением чужих справок. 

    Нарушение новых требований влечёт за собой наложение штрафа в соответствии со статьёй 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения». При этом штрафуют не только нарушителя, но и транспортников: так, пассажиру, не предъявившему QR-код, грозит штраф от 10 до 30 тысяч рублей. При этом, кондуктору, пропустившему невакцинированного, придётся заплатить до 50 тысяч рублей. А перевозчикам, не проследившим за исполнением пассажирами требований и не обеспечившим качественную проверку, могут выписать штраф до 300 тысяч рублей. 

    Реакция пассажиров и перевозчиков

    Нововведение вызвало закономерное недовольство как со стороны пассажиров, так и со стороны перевозчиков. В ассоциации автотранспортных предприятий Республики Татарстан предложили ограничиться штрафами только для пассажиров, так как перевозчики и без того прилагают для выполнения поручений властей все усилия.  В интервью изданию «Реальное время» председатель ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков заявил, что, с учётом и без того тяжёлого финансового положения перевозчиков, в некоторых случаях им может быть экономически выгоднее вообще отказаться от обслуживания маршрута, чем платить штрафы за недобросовестных пассажиров.

    В первый же день ограничений сотрудники транспортных предприятий приняли активное участие в массовых проверках QR-кодов у пассажиров. В Казани мобильные бригады в составе 2-5 человек из представителей транспортных предприятий и сотрудников полиции вышли на 65 остановок общественного транспорта, чтобы проконтролировать исполнение новых требований пассажирами. 

    Но основная ответственность ложится на кондукторов: по требованию местной администрации сформирован определённый регламент проверки. Наличие кода должно проверяться до обилечивания. А на начальных остановках в транспорт пассажиров в принципе разрешается запускать только после проверки сведений о прививке или перенесенном заболевании. Пассажира, не предъявившего всех документов, кондуктор должен попросить покинуть транспортное средство.

    При этом от контролёров тут же начали поступать жалобы: в первую очередь на то, что проверка QR-кодов — это дополнительная нагрузка, за которую им не доплачивают. Жалуются также на смартфоны, которые им выдали для проверки кодов: зачастую устройства не работают. И, конечно, возросло количество конфликтных ситуаций с пассажирами. 

    Из-за введения новых правил утро понедельника, 22 ноября, выдалось для всех жителей Казани особенно тяжёлым. В первый же день вступления в силу ограничений из-за отсутствия документов о вакцинации из общественного транспорта высадили более 500 человек. Как сообщает ИА «Амител», из-за отказавшегося предъявлять документ россиянина были задержаны трамвайные маршруты. Регламент, предложенный администрацией, конечно, предполагает, что кондукторы обязаны выпроводить пассажиров из транспорта, но полномочий применять силу у них, разумеется, нет. Поэтому при возникновении конфликта на место приходится вызывать полицию — и дожидаться её прибытия. Очереди возникли и при посадке в метрополитен, как из-за того, что потребовалось проверять QR-коды у всего пассажиропотока, так и из-за неизбежно возникавших скандалов. Telegram-канал Baza сообщает о том, что доходило даже до рукоприкладства: как минимум известно об одном пострадавшем кондукторе. Не предъявивший сертификат о вакцинации мужчина распылил в лицо сотруднику струю из газового баллончика, после чего выбежал из автобуса.

    Отток пассажиров из общественного транспорта уже в первые дни стал заметен. Как сообщает Instagram МУП «Метроэлектротранс», по подсчётам предприятия пассажиропоток снизился на 25%. Впрочем, это пока не отразилось на выпуске подвижного состава, все трамваи и троллейбусы ходят по штатному расписанию.

    В Набережных Челнах с проверками решили повременить

    Если жители Казани столкнулись с решительными действиями властей, то в Набережных Челнах, наоборот, были удивлены отсутствием каких-либо проверок. Корреспонденты местного издания Chelny-biz.ru даже специально проехались по разным маршрутам, но не встретили никаких представителей контрольно-ревизионных бригад. Кондукторы тоже не осуществляли проверок. 

    Выяснилось, что мэр города Наиль Магдеев пока дал поручение своим подчинённым проработать схему проверки QR-кодов в общественном транспорте в течение следующей недели. Градоначальник сообщил журналистам, что в выходные 20-21 ноября пообщался с водителями и считает важным прислушаться к их мнению. Ответственность за проверку кодов ни в коем случае нельзя перекладывать на водителя, так как он отвечает за безопасность движения и пассажиров. Кроме того, в Набережных Челнах надеются избежать нарушений работы городского транспорта, сохранить интервал движения в рамках расписания. В целом предполагается введение аккуратных, точечных, а не всеохватывающих проверок, как в столице республики. 

    Побочный эффект: взлёт цен на такси и взаимопомощь

    Так как единственным видом транспорта, которого не коснулись требования по обязательной проверке сертификатов о вакцинации, стало такси, для многих жителей Татарстана это стало очевидным выходом из ситуации. Воспользоваться такси всем, у кого по тем или иным причинам нет необходимых документов, предложил даже министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов. Слова чиновника, прозвучавшие во время прямой трансляции в Instagram, приводит «Татарстан-24»

    Неудивительно, что в первый же день после начала массовых проверок в Казани поездки в такси резко подорожали. Как сообщает Interfax, цены даже на коротких расстояниях выросли почти вдвое. При этом и предложение выросло: многие, судя по всему, решили заняться частным извозом, да и профессиональные таксисты не стали упускать возможности заработать. На остановках городского общественного транспорта замечено гораздо больше автомобилей такси и частных извозчиков, чем обычно.

    Цены на такси поднялись и в Набережных Челнах, хотя там это, скорее, было ложной тревогой и следствием погодных условий: в городе обильно выпал снег. «Челнинские Известия» рассказывают, что повлиять мог бойкот со стороны ряда таксистов, возмущённых недавними нововведениями популярных агрегаторов заказов. В качестве протеста таксисты отказываются работать в часы пик и по понедельникам или даже специально увеличивают спрос, создавая ложные заказы.

    Жители Казани уже задумались об альтернативных способах решения проблемы. В ситуации, когда недоступен оказался и общественный транспорт, и коммерческие такси, многие вспомнили о взаимопомощи. В соцсетях появились локальные сообщества, в которых водители и пассажиры, у которых нет QR-кодов, публикуют данные о своих привычных и запланированных маршрутах, к примеру, на работу и с работы, и ищут друг друга. Одно из таких сообществ, «Довези друга. Казань», насчитывает уже почти 1,5 тысячи участников. Правила не запрещают водителям брать попутчиков за деньги, но многие публикуют сообщения о том, что готовы пустить пассажиров и бесплатно, в качестве протеста против ограничений.  

    Что ждёт другие регионы?

    Законопроекты о введении QR-кодов по всей России будут рассматривать в Госдуме. Правда, пока речь идёт только о междугородном сообщении: сертификат о вакцинации может потребоваться для покупки билетов на самолет или поезд. Как сообщил URA.RU председатель Общественного совета Минтранса РФ Михаил Блинкин, в городском общественном транспорте это принесёт только вред как перевозчикам, так и пассажирам. А вот в тех случаях, когда проверку можно организовать не в транспортном средстве, а в павильоне (на вокзалах и в аэропортах), введение проверки вполне возможно. 

    На Камчатке это уже решённый вопрос: с 23 ноября без цифрового пропуска невозможно воспользоваться внутренними авиарейсами и междугородними автобусами. Следующим ограничения может ввести Хабаровский край. В общественном транспорте Новосибирска ограничения коснулись сотрудников: NGS.RU сообщил, что сотрудников сферы городского общественного транспорта, у которых нет первого компонента, отстранили от работы. В Курске вопрос о введении проверок в общественном транспорте обсудят в оперативном штабе, причём настроены власти решительно: онлайн-медиа «Sekunda» приводит слова замгубернатора города Оксаны Крутько: «Система QR-кодов — это временная мера, но мера с открытой датой. До получения иммунной прослойки».

    Всё это вызывает у жителей других регионов опасения, и в некоторых случаях власти заранее заявляют о том, что никаких ограничений в общественном транспорте вводить не планируют. Нижегородский портал NewsNN запросил разъяснений от местных властей, и получил отрицательный ответ: по крайней мере пока представители власти данный вопрос не выносили на обсуждение. В пресс-службе главы Башкирии по запросу агентство «РИА Новости» подтвердили, что QR-коды в транспорте станут проверять, только если такое решение станет общефедеральным. Власти Улан-Удэ прямо подтверждают, что проверки вводить не готовы по техническим причинам: как сообщает «Транссибинфо», мэрия Улан-Удэ не собирается вводить ограничения для городского общественного транспорта. 

    Пока законопроект об обязательном использовании QR-кодов при перевозке дальними поездами не принят, АО «РЖД» задумывается о соблюдении санитарных мер в новом дизайне одноэтажных вагонов: на прошлой неделе в Москве представлен концепт интерьера некупейного (плацкартного) вагона с компоновкой мест «ёлочка», который учитывает возросшую потребность в личном пространстве и гигиене с учётом соблюдения социальной дистанции и всех прочих санитарных требований.