Новый двухэтажный поезд запускается с декабря. Но и одноэтажные вагоны железнодорожники хотят развивать

  • Полина Лемешева, Гость
    22 ноября 2021 г. — 11:00
    2774
    Иллюстрация: 

    Peterburg2.ru / peterburg2.ru

    В 2021 году пассажиры стали чаще пользоваться двухэтажными поездами. Спрос на такого рода перевозки есть, и железнодорожники увеличивают количество вместительных вагонов, позволяющих пассажирам сэкономить на стоимости билетов. В то же время железнодорожники продолжают эксперименты и с новой эргономикой одноэтажных вагонов, которая учитывает возросшую потребность в личном пространстве и гигиене с учётом соблюдения социальной дистанции и всех прочих санитарных требований.

    Двухэтажные поезда: новые назначения

    В наступающем декабре АО «РЖД» увеличит количество двухэтажных поездов на своей сети железных дорог. В результате в двухэтажном исполнении в общей сложности будет курсировать 23 пары поездов по 17 маршрутам. 

    Уже с 3 декабря на действующий маршрут №№ 137 / 138 Оренбург — Самара — Москва выйдут поезда в двухэтажном исполнении.

     С 12 декабря ФПК запускает двухэтажные поезда №№ 29 / 30 между Санкт-Петербургом и Белгородом. Они будут курсировать ежедневно с отправлением с Московского вокзала Санкт-Петербурга в 21:20 и прибытием в Белгород к 14:00 следующего дня. Из Белгорода отправление начиная с 13 декабря в 16:32 с прибытием на следующие сутки в Санкт-Петербург в 10:13. В пути поезда остановятся в Бологом, Вышнем Волочке, Твери, Москве (вокзальный комплекс Восточный), Туле, Орле, Курске и Ржаве, а при следовании в Петербург также в Угловке и Боровёнке.

    Одновременно между Москвой и Белгородом на одну пару уменьшится количество курсирующих электропоездов «Ласточка». Из расписания выведут поезда № 745 Москва-Курская — Белгород (отпр. 6:48, приб. 13:53) и № 746 Белгород — Москва-Курская (отпр. 16:36, приб. 23:53).

    Расширение сети маршрутов, обслуживаемых именно двухэтажными поездами, связано с повышающимся спросом на такие перевозки. В январе-октябре 2021 года более 7,4 млн пассажиров сделали выбор именно в пользу поездки двухэтажными поездами. Это превышает показатели допандемийного 2019 года на 45%. 

    Самое популярное направление при поездках двухэтажными поездами — это Москва — Брянск: 16,8% от общего объема перевозок двухэтажными поездами. На следующем месте скорые поезда Москва — Воронеж, на которые приходятся 13,8% от общего числа. А вот поезд, курсирующий по маршруту Москва — Санкт-Петербург, занял только третье место по популярности. Также в топе Санкт-Петербург — Адлер (7,3%), Санкт-Петербург — Мурманск (6,8%) и Москва — Кисловодск(6,1%), сообщают в пресс-службе ФПК.

    Личное пространство и индивидуальный подход — в новом дизайне одноэтажных вагонов

    Другое направление развития — современные одноэтажные поезда. В рамках выставки «Транспорт России», прошедшей в Москве 16-18 ноября, «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и ФПК представили концепт интерьера некупейного (плацкартного) вагона капсульного типа с планировочным решением «ёлочка». Такое название тип планировки получил из-за соответствующего размещения спальных мест: они располагаются в нём не как обычно, перпендикулярно или параллельно, а по диагонали по отношению к проходу. 

    Дизайн концепта разработан по заказу ТМХ в национальном центре промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. На своём сайте разработчик сообщает, что в основу концепта лёг принцип максимальной персонализации пространства и параметров комфорта.

    В макете действительно большое внимание уделено индивидуализации ограниченного пространства. В вагоне такого типа, при том, что это не купе, каждый пассажир сможет воспользоваться, что на нижнем, что на верхнем ярусе, личным столиком, полочкой, светильником, воздуховодом. Для компактного хранения багажа, верхней одежды и обуви в некоторых купе встроены модульные конструкции. Дополнительные багажные полки размещены под потолком вагона. Кроме того, нижние полки можно трансформировать в два кресла со столиком. Большое внимание уделено тому, чтобы по уровню комфорта купейные и боковые «полки» не отличались так сильно. 

    Новый дизайн предполагается применять в габарите Т. Он отличается от стандартных вагонов увеличением длины пассажирского салона на 290 см, а ширины вагона — на 28 см. При этом каждое спальное место получится длиннее на 15 см, достигая 188 см. Общее количество мест в вагонах удаётся увеличить до 56 вместо традиционных для плацкарта 54. Также новый концепт вагона помимо двух традиционных санузлов предполагает размещение отдельной душевой кабины. Железнодорожники предполагают использовать вагоны такой компоновки на «ночных» маршрутах средней продолжительностью до 12 часов.

    Для сравнения разработчик предложил два сценария использования интерьера: персональная капсула и открытое купе. Индивидуальная капсула подойдёт пассажирам, которые путешествуют в одиночку. В вагонах капсульного типа каждое место отделено стенкой и шторкой от общего коридора. Второй вариант — открытое купе. Он рассчитан на тех, кто осуществляет поездки семьей, с детьми, большими компаниями. 

    Своё влияние на приоритеты в проектировании оказала пандемия: новый дизайн предполагает использование в интерьере антибактериальных материалов. Также в вагоны этого типа будут встроены современные системы обеззараживания воды и воздуха и раздельные санузлы с ультрафиолетовыми лампами. Каждому пассажиру планируется выдавать собственный набор зарядных станций для гаджетов, вешалки, настенные карманы и другие вещи, необходимые в дороге.

    На выставке всем посетившим стенд ФПК предлагалось проголосовать за новые варианты планировки вагонов, а также заполнить подробные анкеты с оценкой принятых интерьерных решений. С учётом мнений посетителей ФПК будет принято окончательное решение о размещении заказа на производство вагонов, в том числе, сочетать ли оба варианта планировки в одном вагоне, либо отдать приоритет только одному из вариантов.

    А в преддверии Нового Года АО «РЖД» приготовило жителям Москвы и Санкт-Петербурга предновогодний подарок: туристические поезда доставят пассажиров в вотчину Деда Мороза — Великий Устюг.

    Виды транспорта: