Не только Москва. Петербург и Казань тоже интересуются электробусами

  • Павел Яблоков
    11 октября 2021 г. — 15:00
    486
    Иллюстрация: 

    Официальный портал органов местного самоуправления города Казани / kzn.ru

    Количество электробусов, работающих на маршрутах Москвы, уже превысило 800. Другие крупнейшие российские города далеки от таких цифр, но тоже проявляют интерес к развитию использования автобусов с электрическим двигателем. До конца года их число должно увеличиться в Санкт-Петербурге. А в Казани завершены испытания, позволяющие сформировать будущий план закупок.

    Москва: 800-й прибыл

    Электробус КАМАЗ-6282, на борт которого помимо фразы «Это электробус.» нанесена специальная дополнительная «800-й», в начале октября вышел работать на маршрут № 351 в Южном административном округе Москвы, переведённый на электротягу 28 августа этого года.

    Старые автобусы в Москве продолжают поэтапно выводиться из эксплуатации и отправляться доживать свой век в регионы. Их место на прежних маршрутах занимают как новые дизельные автобусы, так и электробусы. С 17 октября автобусы с электродвигателем вышли на маршрут № 171 «Камчатская ул. — Электрозаводский мост», он стал 60-м электробусным маршрутом «Мосгортранса». Со 2 октября электробусы вышли на маршрут № 763 «метро "Верхние Лихоборы" — посёлок Северный».

    До конца года в Москве планируют запустить в работу ещё около 200 электробусов, сообщает ГУП «Мосгортранс».

    Санкт-Петербург: новые электробусы до конца года

    Сразу две закупки электробусов большого класса объявило в начале октября Санкт-Петербургское ГУП «Пассажиравтотранс». По каждой из них планируется закупить по одной машине. Первая закупка стоимостью 33,898 млн руб. объявлена 1 октября с подачей заявок до 15 октября и подведением итогов 19 октября. Затем 8 октября объявлен аукцион с начальной ценой контракта 32,3 млн руб. с подачей заявок до 18 октября и подведением итогов не позже 20 октября. Финансирование закупок предусмотрено по целевой статье бюджета Санкт-Петербурга «Субсидия на увеличение уставного фонда СПб ГУП Пассажиравтотранс» с целью улучшения качества перевозки пассажиров и повышения безопасности пассажирских перевозок на социальных маршрутах. Разница в закупочной цене обусловлена тем, что первый из электробусов приобретается с комплектом оборудования для зарядки электробуса, подключаемого к промышленной сети переменного тока 380 В.

    До 1 декабря оба электробуса должны прибыть в распоряжение СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Тем самым их количество у перевозчика увеличится на 20% — с 10 до 12 единиц. Десяток электробусов Volgabus-5270.E0 работает в Санкт-Петербурге с 2019 г., обслуживая маршрут № 128.

    Ныне закупаемые двухосные трёхдверные электробусы должны заряжаться в межсменное время на территории автобусного парка, при этом пополнение заряда с 20% до 100% ёмкости батарей не должно длиться более шести часов. Пантографная зарядка не предусматривается. На одной полной зарядке тяговых аккумуляторных батарей автобус должен проезжать не менее 240 км. Срок службы тягового аккумуляторного блока, сформированного на основе литий-железо-фосфатных элементов, должен быть не менее семи лет.

    Приобретаемая техника должна быть адаптирована для перевозки пассажиров с ограниченной мобильностью. Уровень пола над проезжей частью не должен превышать 340 мм без применения системы книлинга и 270 мм с системой книлинга. В каждом из электробусов должны помещаться не менее 69 пассажиров с предоставлением им не менее 27 мест для сидения. Четыре места отводится для пассажиров с ограниченной мобильностью и одно — для размещения инвалидов в креслах-колясках, вход и выход которых через вторую пассажирскую дверь специально оснястят откидной аппарелью.

    По техническому заданию в салоне должны быть размещены кнопки связи пассажиров с водителем, включая места, предназначенные для расположения кресел-колясок. Для подзарядки гаджетов поставщик электробусов должен предусмотреть не менее пяти зарядных модулей для USB-устройств по два слота в каждом. И пассажирский салон, и кабина водителя будут оборудованы кондиционерами. С учётом климатической установки, высота электробусов должна уложиться до 3,4 м при длине не более 12,5 м и ширине не более 2,55 м. Электробусы должны уметь разгоняться как минимум до 70 км/ч за счёт усилий единственного тягового электродвигателя с транзисторно-импульсной системой управления.

    Закупка двух дополнительных электробусов — лишь небольшой шаг «Пассажиравтотранса» по пути перехода на эксплуатацию более экологичной техники. Для более массового внедрения автобусов с электрическими двигателями, предпочитающими ночную подзарядку, в Санкт-Петербурге готовят проектировать специализированный автобусный парк.

    Кроме Санкт-Петербурга электробусы с ночной зарядкой Volgabus 5270.E0 («СитиРитм-12Е») эксплуатируются в Липецке, куда в конце 2018 г. поставлены пять машин. В разное время тест-драйвы машины проходили в Великом Новгороде, Волгограде, Ижевске, Казани, Калининграде, Кемерове, Москве, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Сургуте, Туле, Хабаровске и Симферополе. Других серийно производившихся и эксплуатировавшихся образцов электробусной техники с такой концепцией подзарядки в России нет. Электробусы завода «Транс-Альфа» модели 5298.02 «Сириус» пока выхода на рынок не получили, единственный перевозящий пассажиров образец работает в Рыбинске с декабря 2019 г. Ранние образцы техники ЛиАЗа и КАМАЗа использовали возможность ночной подзарядку лишь как альтернативу ультрабыстрой.

    Казань: испытания проведены, цифры посчитаны

    В августе 2018 г. в Казани уже испытывался электробус с ночной подзарядкой Volgabus-5270E («Ситиритм-12E»), его тестированием занималось ООО «КПАТП № 9», в течение трёх недель перевозя пассажиров на автобусных маршрутах. В конце того же года в троллейбусном депо № 2 МУП «Метроэлектротранс» испытывался один из опытных электробусов КАМАЗ-6282, но с пассажирами он не работал.

    Снова к теме электробусной техники Казань вернулась только почти спустя три года. За это время электробусы КАМАЗ, благодаря московскому заказу, преодолели преодолели отметку в более чем 600 выпущенных экземпляров, став полноценным серийным продуктом.

    И столица Татарстана решила протестировать экземпляр «как в Москве» (с наличием даже пресловутой надписи «Это электробус.») для сравнения его технических характеристик, заявленных заводом изготовителем, с фактическими показателями. Электробус с ультрабыстрой зарядкой КАМАЗ-6282 с 15 июля начал работать на городских улицах. Его распределили на маршрут № 3 «Академика Глушко — Речной порт», где он курсировал практически ежедневно с 7:00 до 20:00. Быстрая зарядка на конечной станции «Речной порт» длилась в среднем по 15-20 минут. Её обеспечивала ультрабыстрая зарядная станция «Торнадо» от петербургской компании «Яблочков». Планировалось, что опытная эксплуатация машины продлится до 15 октября, но в итоге этот срок немного уменьшили. Обслуживанием электробуса занимались специалисты с завода-изготовителя. Каждый день после возвращения машины с линии в депо электробус отправлялся на мойку и проходил ежедневное обслуживание (ЕО) механического и электрического оборудования.

    7 октября электробус КАМАЗ забрали представители завода-изготовителя. В процессе эксплуатации специалисты МУП «Метроэлектротранс» отметили, что электробус не зависит от контактной сети, тем самым решается проблема простоев при обрывах и ДТП на проезжей части. Техническое обслуживание электробуса проводится в два раза реже троллейбуса, из-за этого подвижной состав может дольше находиться на линии. Заявленный срок эксплуатации электробуса (15 лет) дольше, чем у троллейбуса (12 лет), что может позволить реже обновлять парк.

    Для сбора отзывов от пассажиров в салоне электробуса разместили QR-код и номер телефона для обратной связи. Таким образом предприятие получило несколько сотен положительных откликов о новой технике. Обрадовались, похоже, и представители перевозчика.

    За три месяца КАМАЗ-6282 перевёз 38522 пассажира, проехав при этом 14 557 км. В результате сравнения троллейбуса и электробуса, проведённого специалистами «Метроэлектротранса», сделан вывод, что электробус принёсет экономию за месяц на одно транспортное средство 57 480 руб., потребляя 144 000 кВт, а в ходе эксплуатации сроком 12 лет сэкономит 8,27712 млн. рублей (1 728 000 кВт). На 100 км электробус расходует 140 кВт*ч, а троллейбус за то же расстояние тратит 173 кВт*ч. Если сравнивать с автобусами, то в течение 10 лет эксплуатации электробуса потребление энергоресурсов вдвое меньше газомоторного автобуса и в три раза меньше дизельного. Модель троллейбуса, с которой транспортники сравнивали электробус, не разглашалась. Но основу троллейбусного парка (141 троллейбус из 181) составляют троллейбусы Тролза-5275.03 «Оптима». Продукция «Тролзы» следующего поколения семейства «Мегаполис» представлена лишь четырьмя троллейбусами. Также в городе работает 17 машин от другого производителя — «Транс-Альфа», модели ВМЗ-5298.01 «Авангард». Поэтому, скорее всего, казанские транспортники сравнили современный электробус с не самыми новыми моделями троллейбусов. В свою очередь, пассажиры обычного троллейбусного маршрута во многом восторгались такими свойствами электробуса, как 100-процентно низким уровнем пола, наличием кондиционера, портами USВ-зарядок, то есть тем, что могут им дать и самые современные российские троллейбусы.

    Однако теперь «Метроэлектротранс» будет продолжать готовиться к эксплуатации электробусов в Казани: готовить маршрутную сеть и места размещения быстрых зарядок, обучать водителей и персонал депо. Уже с 15 октября первая группа водителей троллейбусов начала переобучаться, получая дополнительные навыки управления электробусом.

    Стоимость серийного КАМАЗ-6282 составляет около 33 млн. руб. 12-метровый электробус имеет 85 пассажирских мест, 33 из которых сидячие. Работа двигателей обеспечивается литий-титанатными аккумуляторными батареями ёмкостью 80 кВт*ч. Восстановление их заряда с 0 до 100 % обеспечивается за 24 минуты. Без подзарядки КАМАЗ-6282 может проехать до 60 км.

    В качестве альтернативы технике с ультрабыстрой зарядкой МУП «Метроэлектротранс» параллельно испытало электробус с динамической подзарядкой (троллейбус с увеличенным автономным ходом) УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства Уфимского трамвайно-троллейбусного завода (УТТЗ). Пока троллейбусное депо № 1 изучало электробус КАМАЗ-6282, с 13 сентября «Горожанином» занимались в депо № 2. Несколько дней обучали водителей и слесарей обслуживанию троллейбуса, обладающего запасом автономного хода до 20 км. С 14 сентября по 7 октября «Горожанин» перевёз 5639 пассажиров и проехал 3826 км, он ходил по маршруту № 5 «Речной порт — ул. Академика Глушко», сообщает Instagram МУП «Метроэлектротранс».

    8 октября представители УТТЗ увезли свой тестовый образец из Казани обратно в Уфу. 10 «автономных» «Горожан» с 2019 г. работают в другом городе Татарстана с электротранспортом — Альметьевске.

    Упреждая возникающий спрос крупных городов России на электробусы, производители техники разработали модели особо большого класса для маршрутов с большим пассажиропотоком. Их испытания и серийное производство могут начаться уже в 2022 г.