Либо ремень, либо наказание. В Подмосковье штрафуют непристёгнутых, в Москве — занимаются профилактикой

  • Полина Лемешева
    12 ноября 2021 г. — 11:00
    167
    Иллюстрация: 

    Официальный интернет-портал администрации городского округа Люберцы / люберцы.рф

    На подмосковные камеры видеофиксации нарушений ПДД устанавливают софт, позволяющий распознавать, пристёгнут ли водитель и пассажиры, а также отмечать мотоциклистов без шлемов. А в Москве творческой молодёжи предлагают принять участие в конкурсе социальной рекламы на тему безопасности на дорогах.

    «Умные» камеры теперь присматривают за соблюдением правил подмосковными автомобилистами и мотоциклистами 

    В Подмосковье камеры видеонаблюдения начали фиксировать не только нарушения скоростного режима, но и другие нарушения ПДД. Автомобилистам приходят штрафы за непристёгнутые ремни, а мотоциклистам — за отсутствие шлемов. Водители начали делиться в соцсетях скриншотами постановлений.

    Камеры, которые «научились» отслеживать нарушения, ввели в эксплуатацию ещё 30 мая, сообщает Autonews.ru со ссылкой на Управление ГИБДД ГУ МВД России по Московской области. Одна из них установлена на южном обходе Подольска. В Москве эта технология действует с конца прошлого года, а вот для Подмосковья пристальное наблюдение «Большого брата» в новинку. На сегодняшний день в области такие нарушения фиксируют всего две камеры, но не исключено, что скоро их станет больше.

    Вся система фиксации нарушений в Подмосковье оперируется «МВС Груп». Разработанные компанией «Технологии распознавания» камеры модели «Автоураган» ранее специализировались на фиксации превышения скорости. Теперь по желанию оператора их функционал можно расширить, при этом «научить» распознавать нарушение можно любую достаточно современную камеру. Для модернизации работы системы фиксации нарушений достаточно обновить прошивку, что расширит возможности установленного софта.

    Для повсеместного внедрения системы не придётся даже закупать новое оборудование. Но операторам придётся убедиться, что камеры установлены под таким углом, чтобы водители в салоне автомобиля хорошо «попадали в кадр», да и нейросеть, которая и регистрирует нарушения, пока продолжают дорабатывать. 

    В отличие от живого сотрудника, нейросеть может анализировать транспортный поток непрерывно, отмечая все случаи, когда ремень безопасности не пристёгнут или пристёгнут неправильно. Для обучения нейросети разработчики использовали изображения с камер, установленных по всей стране: более 100 тыс. примеров изображений автомобилей и еще примерно 500 тыс. изображений мотоциклистов. Но технологию продолжат совершенствовать за счёт пополнения банка информации. Чтобы нейросеть могла корректно анализировать изображение, важно иметь в базе данных все возможные ракурсы и вариации объектов. Даже человеку порой непросто отличить пристёгнутый ремень от тени в складках одежды. А нейросети даже для того, чтобы научиться отличать лысину от мотоциклетного шлема нужны тысячи изображений самых разнообразных форм и окрасов. 

    Кроме того, при обучении нейросети приходится учитывать изменение освещения в разное время суток и при любой погоде. По словам представителей разработчика, первым делом нейросеть должна найти на снимке лобовое стекло и «подсветить» эту часть кадра, делая картинку более чёткой. Таким образом удаётся получить качественное изображение даже в тёмное время суток. Затем нейросеть определяет, есть ли в машине водитель и пассажир и пристёгнуты ли они. Сейчас система уже самостоятельно справляется с задачей в 70% случаев, но обучение продолжается. 

    Поэтому операторы хранят все зафиксированные камерами изображения в высоком разрешении. Водителям рекомендуют в случае возникновения любых сомнений в справедливости штрафа запрашивать доказательств. По запросу на портале Госуслуг пришлют более качественные снимки с зарегистрированным нарушением и, если всё же окажется, что система дала сбой, штраф снимут, а пример ошибки передадут программистам для исправления.

    Чтобы обжаловать штраф, достаточно направить начальнику Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП), инспектором которого было вынесено постановление, заказное письмо в течение 10 дней с получения постановления. 

    Юристы отмечают, что основания для обжалования могут быть не только техническими. Если за рулём транспортного средства был кто-то другой, например, по договору аренды или же по открытой страховке — постановление можно отменить, ведь камера не может проверить у нарушителя документы.

    С 1 сентября утратил силу старый дорожный указатель «Фотовидеофиксация». По новым правилам дорожный знак информирует только о въезде в зону видеосъёмки. 

    Средствами социальной рекламы — о ремнях безопасности

    Тем временем, студентам московских вузов предложили создать социальную рекламу о важности пользования ремнями безопасности в легковых автомобилях. Художественно высказаться они могут в рамках проводимого на базе Центра современного искусства «Винзавод» конкурса социальной рекламы «Твой взгляд». Участникам, которые представят работы на тему безопасности дорожного движения, специальные призы предложат Яндекс.Такси и Музей Транспорта Москвы, сообщается на сайте мероприятия.

    От молодых художников, иллюстраторов и дизайнеров ждут медиапроекты в любом рекламном формате, в том числе видеоролики, плакаты или листовки. Победителя в специальной номинации, который получит дополнительные призы, определят команды сервиса и музея. Лучшие работы по теме безопасности дорожного движения включат во временную выставку Музея Транспорта Москвы. В числе прочих наград умная колонка Яндекс.Станция, промокоды на поездки в Яндекс.Такси и набор мерча Яндекс GO. Победители среди всех номинаций конкурса получат денежный приз, а лучшие работы конкурса «Твой взгляд» будут размещены на билбордах в Москве. Работы принимаются до 30 ноября.

    Как отмечает руководитель проектов по безопасности Яндекс.Такси Екатерина Гладких, по результатам всероссийского исследования аналитического центра НАФИ, на переднем сидении пристёгиваются 75% пассажиров, а на заднем — всего 32%. Эта проблема носит культурный характер, в основе поведения лежат стереотипы и предрассудки и недопонимание принципов обеспечения безопасности в современных автомобилях. Между тем, правила безопасности требуют пристёгиваться не только водителю и пассажиру на переднем сидении, а вообще всем находищимся в салоне легкового автомобиля.

    Другой способ повысить безопасность дорожного движения — снижение максимально допустимой скорости для автомобилей. В ноябре ограничения коснулись четырёх улиц с высоким пешеходным трафиком в центре Москвы.

    Виды транспорта: