Общественный транспорт на уровне форума. В Москве обсудили проблемы отрасли

  • Владимир Валдин
    13 октября 2021 г. — 15:40
    977
    Иллюстрация: 

    Форум «Общественный транспорт 2021» / gortransport.com

    Развитию общественного транспорта на государственном уровне отдаётся всё больший приоритет. 12 октября в Москве состоялся Форум «Общественный транспорт — 2021», организованный Минтрансом России, Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), и Госкорпорацией ВЭБ.РФ.

    Недавно Минтранс завершил первый этап разработки транспортной стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года и приступил ко второму. Летом этого года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» выделена отдельная программа «Мобильный город», нацеленная на обновление подвижного состава и инфраструктуры городского транспорта. Транспортная стратегия ставит задачи и для смежных отраслей: машиностроения, строительства, энергетики и других.

    За три-четыре года ситуация в транспортной отрасли существенно изменилась. Если раньше специалисты отчаивались в попытках обратить внимание государства на чрезвычайно проблемную сферу, то сейчас в повестке стоит уже качество применяемых решений. Заявленной целью Форума являлось формирование предложений по созданию комплексной модели обновления и модернизации городского транспорта в регионах России. Организаторы и участники Форума занимались поиском оптимального решения поставленных задач и нахождением баланса между интересами государства, общества и профильного бизнеса.

    Важность мероприятия для отрасли и страны подчёркивалась составом участников. Среди его спикеров были ключевые представители Минтранса, ВЭБ.РФ, лидеры производителей подвижного состава и поставщики технологических решений. Также в работе Форума приняли участие сразу два экс-министра транспорта — Максим Соколов (ныне — вице-губернатор Санкт-Петербурга) и Евгений Дитрих (ныне — глава ГТЛК)

    Основными темами обсуждений Форума стали меры по государственной поддержке отрасли, цифровизация и работа с данными, налоговые аспекты и вопросы стратегического и тактического планирования. Отдельно на рабочих сессиях обсуждалась тема концессий и привлечения внебюджетных средств в проекты модернизации общественного транспорта. Соорганизатором одной из сессий стал Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, где предметом обсуждения стал столичный опыт по выстраиванию эффективной городской инфраструктуры и преимущества инновационных решений в сфере общественного транспорта. В целом же на Форуме обозначилось острое противоречие между чётко обозначенной правительственной установкой на возвратность государственной помощи регионам в части инфраструктуры и обновления подвижного состава и сомнениями бизнеса в возможностях регионов принять помощь на таких условиях. Дискуссия не была полностью репрезентативной, так как среди спикеров не было представителей регионов и перевозчиков, даже крупных.

    Тем не менее, без государственной помощи эта крупнейшая сфера социальной инфраструктуры не может нормально функционировать нигде. Игнорирование этого правила приводит в итоге к несравнимо более высоким затратам. Сам факт проведения Форума в таком составе и включение необходимости решения коллизии в его резолюцию заставляет думать, что решение все же будет найдено в ближайшее время.

    По итогам проведения Форума планируется принять резолюцию, которую от имени РСПП направят Премьер-министру страны. Многие пункты прошлогодней резолюции, опубликованной на сайте мероприятия, спустя год уже реализованы.

    Развитие общественного транспорта невозможно без проведения качественного моделирования и проектирования. Шестая международная тематическая научно-практическая конференция прошла в этом году в Санкт-Петербурге. Успехи регионов в развитии пассажирских перевозок тщательно фиксируются ежегодно обновляемым Рейтингом городов России по качеству общественного транспорта.

    Регионы: