Первый шаг — на выставку: российские водоробусы начали свой путь к пассажирам

  • Павел Яблоков, Ольга Демчук
    8 сентября 2021 г. — 19:30
    277
    Иллюстрация: 

    Агентство городских новостей «Москва» / mskagency.ru

    В подмосковном Красногорске на XVI международной выставке коммерческих автомобилей Comtrans компания «КамАЗ» и «Группа ГАЗ» представили экологичные автобусы на водородном топливе. Стоит ли ждать кардинальных изменений в составе парка общественного транспорта столицы в ближайшее время?

    Водоробус от «КамАЗа»: с башкирского завода — на столичную выставку

    Башкирский завод «НЕФАЗ» — дочернее предприятие концерна «КамАЗ» — отправил в Москву первый водоробус собственного производства КамАЗ-6290 для презентации на выставке Comtrans в выставочном центре «Крокус Экспо». 

    Автобус работает на водородных топливных элементах и оснащён шестью баллонами для хранения сжатого водорода. Мощность водородной энергоустановки — не менее 45 киловатт. В целях безопасности баллоны устанавливаются на крышу и в случае утечки водород будет уходить вверх, а не в салон. Транспорт может пройти 250 км на одной заправке, максимальная скорость движения — 80 км/ч. Новый водоробус оборудован 33 сидячими местами, общая пассажировместимость — 80 человек.

    На заводе «НефАЗ» в Башкирии собрали шасси и кузов водоробуса, а крышевое оборудование установили в Научно-техническом центре «КамАЗа», рассказал UTV.ru.

    При разработке водоробуса за основу была взята конструкция серийного электробуса КамАЗ-6282, около 550 подобных машин уже эксплуатируется в Москве. Новый водоробус также низкопольный и максимально комфортный для пассажиров. Он оборудован для беспрепятственного въезда в салон маломобильных граждан, в салоне предусмотрена двухзонная климатическая система, в том числе отдельная для кабины водителя. Водоробусы приспособлены к эксплуатации при температуре окружающей среды от -40°С до +40°С.

    Пока водоробус от «КамАЗа» планируется к эксплуатации только в Москве: сейчас водородная заправочная станция есть только в подмосковной Черноголовке, поэтому испытания водоробуса в другом месте невозможны. В 2022 году начнутся испытания опытного образца в реальных условиях, завершить которые планируют в 2023 году. Если к этому времени в Москве будет создана необходимая заправочная инфраструктура и появится спрос на новый вид экологичного транспорта, то производитель организует финишную сборку водоробусов в столице, и они вольются в парк московского общественного транспорта, сообщает ПАО «КАМАЗ».

    Водородные новинки большого и малого класса от «Группы ГАЗ»

    Свои новинки электробусов на водородных топливных элементах на выставке Comtrans в «Крокус Экспо» представила также «Группа ГАЗ». Компания разработала сразу две модели инновационного транспорта для разных типов маршрутов — автобус большого класса вместимостью 85 человек и автобус малого класса для перевозки 22 пассажиров.

    Модель большого класса CITYMAX Hydrogen и машина малого класса «ГАЗель City» обладают нулевым уровнем выбросов в атмосферу: при эксплуатации их энергетических установок в атмосферу выделяется только водяной пар.

    На одной заправке водоробусы могут проехать 350 км, что позволяет обеспечить работу в течение одного дня в городском режиме. Преимуществом водоробусов «Группы ГАЗ» является возможность дополнительной зарядки от электрической сети для проезда на части маршрута, где отсутствует водородная заправка.

    В водоробусах CITYMAX Hydrogen и «ГАЗель City» применены конструктивные решения с различными типами размещения баллонов: на модели большого класса баллоны установлены на крыше, в модели малого класса — за передними колесами в специальных нишах и в багажном отделении.

    Городской низкопольный водоробус большого класса CITYMAX Hydrogen разработан на платформе электробуса «Группы ГАЗ» ЛиАЗ-6274, серийно выпускаемого на Ликинском автобусном заводе. В конструкции CITYMAX Hydrogen применена отечественная электронная система управления водородной энергетической установкой, разработанная Инжиниринговым центром им. А.А. Липгарта, который был создан «Группой ГАЗ» совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана. Как городской автобус, водоробус оснащён системой книлинга (наклона в сторону остановки) и аппарелью для маломобильных пассажиров. Климатическая система работает с использованием электроэнергии, а тепло, которое выделяется при работе водородного топливного элемента, зимой используется для отопления салона автобуса.

    Водоробус «ГАЗель City» разработан на базе автобуса малого класса, серийно выпускаемого на Горьковском автомобильном заводе. Модель сконструирована в соответствии с требованиями программы «Доступная среда» и обеспечивает высокий уровень комфорта, в том числе удобство входа и выхода маломобильных пассажиров. Отличительные особенности микроавтобуса — низкий уровень пола, накопительная площадка для пассажиров в центральной части салона, широкая двойная дверь с электроприводом. Модель оборудована пневматической подвеской, которая обеспечивает дополнительное понижение пола до уровня бордюра, рассказала «Группа ГАЗ».

    Смогут ли водоробусы вытеснить электробусы других типов?

    Сами по себе транспортные средства, использующие в качестве топлива водород, могут работать как с двигателями внутреннего сгорания, газотурбинными двигателями, так и с водородными топливными элементами. В последнем случае они становятся, по сути, ещё одним видом электробусов, то есть автобусами с электрическими двигателями. С появлением в поле зрения нового варианта экологичного транспорта возникает закономерный вопрос: заменят ли такие водоробусы электробусы с аккумуляторными батареями? Ведь кроме нулевого уровня выбросов, у водоробусов запас хода в три-четыре раза больше, чем у электробусов с ультрабыстрой подзарядкой (OC). Также водоробусный запас хода сравним сопоставим с электробусами c ночной подзарядкой (ONC). Их можно применять не только в городе, но и на пригородных маршрутах, либо обеспечивать движение техники в течение всей дневной рабочей смены без дополнительных подзарядок.

    «Электробусы требуют, так или иначе, точек подключения, точек подзарядки. Водоробусы по этому параметру будут выигрывать. Водоробусы сейчас представляют собой такую же опцию, как электробусы, если рассматривать вариант электробусов с ночной подзарядкой. То есть и те, и другие порядка 250 км в сутки готовы на одном заряде проехать. Но электробусы надо заряжать полночи в парке, водоробусы в этом плане более гибкие и могут стать альтернативой электробусам», — прокомментировал ситуацию старший редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков в эфире телеканала «Москва 24».

    За рубежом автобусы на водородных топливных элементах, получившие там обозначение «fuel cell bus» или «hydrogene bus», пока не получили широкого распространения. В Великобритании и Японии в эксплуатации тестируется несколько десятков единиц подвижного состава этого типа. 

    Регионы: 
    Виды транспорта: