Московская центральная река: первые маршруты готовят к встрече с пассажирами в 2022 году

  • Павел Яблоков
    22 ноября 2021 г. — 18:50
    787
    Иллюстрация: 

    документация с сайта госзакупок

    Проект возобновления регулярного пассажирского движения по Москве-реке, начатый ещё в «допандемийные» времена, не отложили «в корзину», а доработав, готовят внедрить в городе. Первые два маршрута планируют запустить с июля 2022 г.

    Предыстория

    Ещё 13 ноября 2019 г. ГУП «Мосгортранс» объявило аукцион на поставку 10 пассажирских судов и одного «штабного» корабля с начальной (максимальной) ценой контракта 1,03 млрд руб. Предполагалось, что претенденты подадут заявки до 5 декабря, а уже к 10 декабря 2019 г. можно будет подвести итоги закупки. При этом проект был настолько инновационным, что под него необходимо было «с нуля» спроектировать новый тип судна в нескольких вариантах, согласовать одобренный заказчиком вариант и запустить его серийное производство, и менее чем через год продукция должна была оказаться готовой к работе. В результате в аукционную документацию неоднократно пришлось вносить изменения, срок подачи заявок продлили аж до 30 июня 2021 г., но в итоге 25 декабря 2020 г. закупку отменили.

    Тем не менее, разработки по проекту запуска речного регулярного сообщения по Москве-реке продолжали вестись. В июле этого года в центре Москвы, в Зарядье, представили полноразмерный макет будущих речных электробусов ледокольного типа с алюминиевым кузовом и возможностью круглогодичной навигации. В течение нескольких недель посетители Зарядья смогли увидеть интерьер прототипа будущих судов, в которых у каждых сидений предусматривался столик, поэтому во время пути в них можно поработать, зарядить телефон или компьютер, вспоминает «ТВ Центр».

    Чуть позже через портал «Активный гражданин» провели голосование москвичей по выбору имени для первого речного трамвайчика. По общей концепции, названия должны совпадать с названиями многочисленных московских речек-притоков Москвы. В первом раунде из пяти вариантов, опередив названия «Сетунь», «Жужа», «Яуза», «Неглинка», победила «Синичка», сообщил сайт Мэра Москвы.

    Курс на долгосрочный контракт

    В конце осени история получила продолжение уже с планами, идущими на много лет вперёд. 17 ноября Департаментом по конкурентной политике Москвы в интересах ГКУ «Организатор перевозок» был объявлен аукцион на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в городе Москве в течение 15 лет с начальной стоимостью контракта 19,4968 млрд руб. Заявки от претендентов принимаются до 6 декабря, а 8 декабря планируют подвести итоги.

    Победителю аукциона надлежит перевозить пассажиров по Москве-реке по двум маршрутам западнее и южнее центра города с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2036 г. Для этого оператор должен ввести в эксплуатацию на реке Москве 23 плавучих причала (10 — Типа 1, в том числе четыре из них с зарядными станциями и 13 — Типа 2), а также два пункта отстоя флота с зарядными станциями и причалами для стоянки судов. Всего должно быть установлено шесть зарядных станций.

    Всего перевозчик должен иметь в распоряжении 21 пассажирское судно, включая одно судно обеспечения и одно резервное. Весь водный транспорт должен быть в соответствии с классификацией Российского речного регистра (РРР) класса Р 1,2 (лёд 20) А, то есть позволяющим в климатических условиях Москвы обеспечивать круглогодичную навигацию.

    Речные электробусы

    Пассажирские суда должны быть не длиннее 21,8 м и не шире 6,2 м и управляться экипажем из двух человек. Максимальная скорость движение электросудов 12 узлов (22,2 км/ч), крейсерская восемь узлов (14,8 км/ч).

    Салоны каждого судна должны вмещать не менее 50 мест, в том числе четыре из которых должны быть выполнены в виде откидных кресел, которые смогут использоваться как два места для людей с ограниченной способностью к передвижению. Судна должны умень плавать автономно по ёмкости аккумуляторных батарей в экономичном режиме не менее 10 часов, по запасам провизии и пресной воды — не менее 10 часов. По ёмкости аккумуляторных батарей на одной зарядке транспорт должен проплывать не менее 205 км в летнее время и не менее 105 км в зимнее время. Работа транспорта должна обеспечиваться при температуре наружного воздуха от -25°С до +40°С и забортной воды от -25°С до +40°С.

    В пассажирских салонах должны быть установлены информационные экраны, площадки для парковки самокатов и велосипедов, а также бесплатный Wi-Fi. Все члены экипажа должны быть одеты в форменную одежду в соответствии с разработанными требованиями заказчика.

    Суда должны быть введены в эксплуатацию не позднее чем за 10 календарных дней до даты начала оказания услуг по перевозке пассажиров, а причалы — не позднее 15 дней.

    Главная силовая установка каждого судна должна состоять из двух электродвигателей мощностью не менее 134 кВт каждый с системой дистанционного управления и средствами автоматизации и контроля, обеспечивающими обслуживание без постоянной вахты в машинном отделении. Для хранения электроэнергии на каждом судне должны быть установлены четыре аккумуляторных шкафа с литий-ионными батаремями ёмкостью не менее 470 кВт*ч. Аккумуляторные батареи необходимо менять не реже, чем каждые семь лет за счёт собственных сил перевозчика.

    Заряжаться аккумуляторные батареи должны от береговой зарядной станции (БЗС) (1000 А, 650 В) через разъём, расположенный в надстройке судна. Операция производится автоматически при швартовке судна без обслуживания оператора. Затем инвертор собственных нужд преобразует постоянный ток напряжением 650 В, полученный от аккумуляторных батарей, в переменный ток напряжением 380 В и частотой сигнала в 50 Гц для питания судовых потребителей. Для питания потребителей переменным током напряжением 380 и 220 В должна быть предусмотрена установка судового трансформатора.

    Причалы

    Новые маршруты проектируются максимально независимыми от береговой инфраструктуры, хотя сход на берег всё равно проложить придётся.

    Плавучие причалы Тип 1 и Тип 2 относятся к классу РРР Р 1,2 I группа, а пунты отстоя флота к классу РРР Р 1,2, II группа. Причалы Типа 1 и Типа 2 отличаются размерами, обусловленными предполагаемым пассажиропотоком остановочных пунктов. Причалы Типа 1 — не более 16 метров в диаметре (пассажировместимость не менее 80 человек), Типа 2 — не более 10 м (не менее 42 человек). К каждому причалу могут пришвартовываться одновременно по два судна. Корпус каждого плавучего причала — его понтонное основание, а в качестве надстройки — причальный павильон с залом ожидания, кафе, санитарной комнатой и служебным помещением.

    Также на каждом причале должны быть установлены не менее трёх двунаправленных (реверсивных) турникетов с необходимым оборудованием для контроля оплаты проезда и доступа пассажира на причал и далее на борт судна.

    Первый и второй маршруты объявлены

    Cуда должны стать полноценной частью городской транспортной системы. Оплатить проезд в речных электробусах можно будет картой «Тройка», единым проездным, банковской картой и биометрической системой.

    За 14,5 лет заказанной городом работы должны пройти по Москве-реке 12,774 млн км. При этом стоимость одного километра пробега 1526,23 руб.

    Перевозчик будет работать по контракту с ГКУ «Организатор перевозок», во многом напоминающем те, что действуют для регулярных автобусных маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками.

    Как следует из подробного описания маршрутов в аукционной документации, речной транспорт будет выполнять функции социального транспорта с соответствующими интервалами движения. За счёт большого числа остановок, каждая из которых должна сопровождаться соответствующей швартовкой к причалам, скорость движения по маршрутам будет достаточно невысокой. В то же время, как речные переправы между соседними берегами, короткие участки линий будут достаточно эффективными по сравнению с объездами по автодорогам через ближайшие мосты.

    Схема маршрута № 1 из аукционной документации.

    Маршрут № 1 «Фили — Киевский вокзал» протяжённостью 11,67 с 13 причалами и 10 судами будет запускаться постепенно в течение трёх лет.

    • На первом этапе (с 1 июля 2022 г.) должны действовать причалы «Киевский вокзал» (у Бережковской наб., Тип 1, с зарядной станцией), «Москва-Сити» (у Краснопресненской наб, 16с13, Тип 1), «Мост Багратион» (у наб. Тараса Шевченко, 23А, Тип 2), «Кутузовский» (у наб. Тараса Шевченко, Тип 2), «Верхние Мнёвники» (у Карамышевской наб., Тип 2) и «Парк Фили» (Тип 1). Маршрут должны обслуживать пять судов. Расчётное время оборотного рейса составит 143 мин. (около 70 мин. в одну сторону). В сутки долно выполняться по 30 рейсов с интервалом 32 мин.
    • На втором этапе с 30 октября 2022 г. судов должно стать больше — семь, а также к ним должно добавиться судно обеспечения. Интервал должен сократиться до 23 мин., а количество рейсов вырасти до 42.
    • На третьем этапе с 15 мая 2023 г. в маршрут должны добавиться причалы «Хруничева-1» (у Берегового пр., Тип 1) и «Сердце столицы» (у Шелепихинской наб., 34к2, Тип 1) и ещё одно судно. За счёт дополнительных стоянок время поездки вниз по течению вырастет до 75 мин., вверх — до 80 мин., время оборота возрастёт до 155 мин. Поэтому даже с дополнительным судном количество рейсов сократится до 40, а средний интервал вырастет до 24 мин.
    • На четвёртом этапе с 30 июня 2023 г. — причалы «Западный порт» (у Заречной ул., Тип 1), «Мелькомбинат» (у Шелепихинской наб., Тип 2) и «ЖК Сидней Сити» (у Карамышевской наб., Тип 2), одновременно число судов должно быть доведено до 10. Время в пути вниз по течению вырастет до 85,5 мин., вверх— до 90 мин., время оборота — до 175,5 мин. Суда должны совершать по 50 рейсов с интервалом 19,5 мин.
    • На пятом этапе запуска маршрута, с 1 июня 2024 г. должны быть введены остановочные пункты «ТЭЦ» (у Краснопресненской наб., 10с7, Тип 2) и «Карамышевский» (у Проектируемого пр. № 1166, Тип 1, с зарядной станцией). Время вниз по течению вырастет до 91,5 мин., вверх — до 97 мин., время оборота — до 188,5 мин. Количество рейсов (50) и средний интервал (19,5 мин.) останутся как не предыдущем этапе.

    Схема маршрута № 2 из аукционной документации.

    Также в пять этапов должен запускаться и маршрут № 2 «Печатники — Автозаводский мост» протяжённостью 11,72 км с 10 причалами и девятью судами.

    • На первом этапе с 1 июля 2022 г. пассажиров должны принять плавучие причалы «ЗИЛ» (у наб. Марка Шагала 1к2, Тип 1, с зарядной станцией), «Кленовый бульвар» (у Нагатинской наб., 40А, Тип 2), «Южный речной вокзал» (у просп. Андропова, 11к2, Тип 1), «Нагатинский затон» (у ул. Речников, 7с7, Тип 2), «Коломенская набережная» (у пересечения Коломенской ул. и Коломенской наб., Тип 2) и «Печатники» (у ул. Гурьянова, 41А, Тип 1, с зарядной станцией). В этот период линию должны обслуживать четыре пассажирских судна. Время в пути в одну сторону составит около 62 мин., а время оборотного рейса — 124 мин. Всего в день должно совершаться 28 рейсов с интервалом 34,5 мин.
    • На втором этапе с 30 октября 2022 г. количество судов должно вырасти до семи. Количество рейсов вырастет до 49, а интервал уменьшится до 20 мин.
    • На третьем этапе с 15 мая 2023 г. количество судов вырастет до девяти, рейсов — до 63, а интервалы должны упасть до 15,5 мин.
    • На четвёртом этапе с 30 июня 2023 г. пассажиров должен принять новый причал «ЗИЛ-юг» (у набережной Марка Шагала, Тип 2), что увеличит время хода по маршруту до 66 мин., но количество рейсов и интервалы должны остаться прежними.
    • На заключительном, пятом этапе с 1 июня 2024 г. должны заработать причалы «Автозаводский мост» (у Новоданиловской наб., 2к1, Тип 2), «Нагатинская набережная» (Тип 2) и «Южный порт» (у 2-го Южнопортового пр., 10с8, Тип 1). Время в пути вниз по течению должно вырасти до 85,5 мин., вверх по течению — до 95,5 мин., время оборота — до 181 мин. Количество рейсов сократиться до 45, а а интервалы вырастут до 21,5 мин.

    Оба пункта отстоя флота (ПОФ) с зарядными станциями — в Кунцевской луке (в районе ул. Нижние Мнёвники, 19к1) и на Коломенской наб. (у пересечения с Коломенской ул.) должны начать работать с 30 октября 2022 г.

    Судно обеспечения ежедневно с 30 октября 2022 г. по 31 декабря 2036 г. должно курсировать по маршруту ПОФ1 — Фили — Печатники — ПОФ2 по 38,2 км, преодолевая путь в каждую сторону примерно за три часа.

    С 20 ноября в Центральном и Южном административном округах столицы, а также в некоторых других частях города введен очередной этап маршрутной сети «Магистраль». Изменено, введено или отменено около 200 маршрутов автобусов и электробусов.

    Регионы: 
    Виды транспорта: