Чтобы создавать магистральные маршруты, их надо качественно проектировать. Специалисты обсудили новинки программных решений

  • Павел Яблоков
    17 ноября 2021 г. — 14:00
    458
    Иллюстрация: 

    SIMETRA / ptv-vision.ru

    В череде последних транспортных событий на смену Общероссийской Транспортной неделе — 2021 (13-19 ноября) придёт стартующий с 20 ноября первый этап реформы маршрутной сети Москвы, в которой важную роль станут играть магистральные маршруты наземного транспорта. А накануне, 11 ноября, прошла Ежегодная встреча пользователей программных продуктов PTV Traffic Suite для транспортных инженеров, специалистов по развитию транспортных систем.

    От этих людей во многом зависит судьба реформирования и развития городских транспортных систем, так как их специализацией является разработка документов транспортного планирования — программ комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) и комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД).              

    Организаторами этого мероприятия выступили команда транспортных инженеров компании SIMETRA, известных в качестве авторов рейтинга городов России по качеству общественного транспорта, и компания PTV Group. Большое внимание на конференции уделялось освещению новинок программных продуктов линейки 2022 года — PTV Visum 2022, PTV Vissim 2022, PTV Viswalk 2022.

    Встреча транспортных специалистов привлекла внимание и ФАУ «РОСДОРНИИ» — государственного института, курирующего реализацию Национального проекта «Безопасные качественные дороги». Именно благодаря этому проекту во всех регионах России был запущен процесс восстановления и развития транспортных систем — начиная от строительства и реконструкции дорог, трамвайных путей и троллейбусных сетей, заканчивая поставкой поставки нового подвижного состава и внедрением современных цифровых решений для управления транспортным комплексом городов и регионов.

    Екатерина Брязгина, и.о. заместителя генерального директора по развитию транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ»

    «Мы по умолчанию считаем, что качественная и оптимальная система транспортного обслуживания и маршрутная сеть должны базироваться на расчётах.»

    «Проблемы с данными — критические для моделирования. Недостаточная достоверность данных и их отсутствие у заказчиков — одна из главных проблем.»

    В вопросах проектирования и оптимизации маршрутных сетей для пассажиров и других участников движения благодаря транспортной модели можно найти хорошие, хотя и не сразу очевидные решения, продиктованные именно расчётами и научно обоснованным подходом.

    Компания SIMETRA, которая уже выполнила не один десяток проектов по разработке ПКРТИ, КСОДД и КСОТ, на этом мероприятии сделала отдельный акцент именно на важности и рекомендациях при проектировании маршрутных сетей общественного транспорта — начиная от анализа и сбора исходных данных, до качества обслуживания пассажиров и комфортного расписания.              

    В рамках темы «Ключевые требования к данным и решениям для моделирования общественного транспорта» Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA отметил главные приоритеты научного подхода проектирования оптимальной сети общественного транспорта:    

    «Задачей моделирования и перспективного планирования в сфере общественного транспорта является проверка. Чтобы более сложные и потенциально чувствительные эксперименты ставились не на пассажирах, а виртуально.»

     «При создании модели необходимо учитывать мультимодальность, в том числе при проектировании сетей общественного транспорта. Сейчас понимание развития мобильности в неразрывной связи с общественным транспортом находит в городах всё больший отклик.»

    Он также привел примеры, что хороший общественный транспорт позволяет создавать «индуцированный» спрос — когда качественно спланированная транспортная сеть позволяет привлечь больше пассажиров, чем рассчитано в рамках документов транспортного планирования, а рельсовый транспорт становится привлекательнее безрельсового.

    Его коллега Юрий Сурнин, руководитель группы планирования общественного транспорта SIMETRA, очень красноречиво отметил:

    «При реализации проектов всегда нужны специалисты для работы с моделью. Не эксперты, не визионеры, не философы и не всевидящие — нужны специалисты, которые будут работать с данными, будут работать с расчетами, которые будут выдавать результат, а не мнения или прожекты.»

    «Сеть общественного транспорта не висит в воздухе, она связана с индивидуальным транспортом и пересекается с другими участниками движения. Качественная оцифровка улично-дорожной сети позволит более точно оценить время пробега по маршруту.»

    В традиционном конкурсе «PTV EXPRESS», где участники рассказывали о проектах, выполненных с помощью программных продуктов PTV, в этом году победил доклад «Тюменский трамвай 2030». У Тюмени непростые отношения с электротранспортом. В «нулевые» там уничтожили троллейбусное сообщение, а затем в 2017 г. раньше Москвы купили электробус, который так и остался в местном автопарке единственным. Предварительные расчёты моделирования, представленные Алексеем Фадюшиным из Тюменского индустриального университета, показали, что город созрел до необходимости организации магистральных маршрутов — на этот раз трамвайных.

    В «допандемийном» 2019 г. встреча пользователей PTV проходила в очном формате в Санкт-Петербурге. А в эти дни в Москве 16-18 ноября проходит выставка-форум «Транспорт России», о результатах которой мы обязательно расскажем. До конца года транспортных специалистов ожидает ещё одно заметное мероприятие из ранее опубликованного календаря событий отрасли.