Павел Яблоков
Среди сезонно работающих железнодорожных линий одна категория выделяется особенно. В России действуют 25 детских железных дорог, на которых проходят обучение старшеклассники. Более половины из учеников впоследствии становятся профессиональными железнодорожниками.
Детские железные дороги (ДЖД) — явление, появившееся в 1930-х гг. в СССР, но востребованное и в современной России. В настоящее время они сохранились во Владикавказе, Волгограде, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Кемерове, Красноярске, Кургане, Лисках, Московской области (Кратово — Жуковский), Нижнем Новгороде, Новомосковске, Новосибирске, Оренбурге, Пензе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Свободном, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Челябинске, Чите, Южно-Сахалинске и Ярославле.
Два года назад в стране работали все Детские железные дороги, кроме закрытой на ремонт Ростовской. С тех пор на реконструкцию закрылась ещё и Пензенская ДЖД. Прошлый сезон был фактически сорван из-за «ковидных» ограничений: пассажиры не перевозились нигде, да и поездную практику учащиеся почти не получили. В этом году часть дорог занимается только учебным процессом, но большинство всё-таки доступно и для пассажиров.
TR.ru обобщил информацию о действующих детских железных дорогах в сезоне—2021.
Сейчас ДЖД являются социальными объектами — филиалами ОАО «РЖД» в качестве учебных предприятий, предназначенных для погружения школьников 12-17 лет в процесс перевозок. Главными отличиями от «обычных» железных дорог являются ширина колеи (как правило, 750 мм вместо общесетевой 1520 мм) и то, что все должности занимают дети, за которыми наблюдают (но стараются не вмешиваться в работу) инструкторы.
Сегодня на сети железных дорог России действуют 25 детских магистралей. Их общая протяжённость не так велика — всего 89 км. Но участков по несколько километров длиной хватает, чтобы смоделировать и освоить основные ситуации, присущие «взрослым» железным дорогам. 59 станций, более 210 локомотивов, разные технические объекты — всё это достояние доступно не только почти 14 тысячам юных железнодорожников, но и пассажирам. В роли последних в летние месяцы могут выступить все желающие, путешествуя по России. На некоторых дорогах учебная практика началась ещё в майские праздники, в то время как другие сети перевезли первых пассажиров только в первый день лета. А в Екатеринбурге ДЖД работает и вовсе круглогодично.
На ДЖД дети могут освоить более десятка специальностей, включённых в штатные расписания:
Детские железные дороги не являются аттракционами. Это учебные полигоны для практических занятий юных железнодорожников. Принятые на ДЖД правила эксплуатации также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования. За редким исключением, движение поездов осуществляется в дни практики — с мая-июня по август-октябрь в зависимости от дороги. С октября по май проходят теоретические занятия.
Детская железная дорога в Орджоникидзе (ныне — Владикавказ) ещё до своего открытия, состоявшегося 2 мая 1968 г., получила имя Валентины Терешковой, поскольку первая в мире женщина-космонавт в 1966 г. приняла почётное участие в начале её строительства.
Протяжённость Детской Северо-Кавказской железной дороги 2,37 км, на её трассе расположены две станции — Вечный огонь и Лагерная (бывшая Пионерская). Вокзал станции Вечный огонь (г. Владикавказ, просп. Коста, 30) находится вблизи трамвайной остановки маршрутов №№ 5 и 9 «Детская железная дорога».
Стоимость проезда по дороге — 75 руб. Весной и осенью дорога работает только по воскресеньям и праздничным дням с 9:00 до 18:00, летом — по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 19:00. Отправление от станции Вечный огонь каждые полчаса, круг по дороге составы совершают за 15 мин.
Подвижной состав представлен тепловозами ТУ2-056, ТУ7А-2991, ТУ10-009 и семью пассажирскими вагонами: тремя модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода и четырьмя польского производства «PAFAWAG» выпуска 1959 г.
В ходе реконструкции, проведённой в 2016-2019 гг., на Владикавказской ДЖД заменили верхнее строение пути, реконструировали здание депо, благоустроили территорию, обновили системы наружного освещения и видеонаблюдения. В учебных классах появились новые тренажёры и электрифицированные стенды, в том числе тренажёрный комплекс с компьютерным управлением и интерактивные приложения с технологией дополненной реальности.
В административном центре Приволжской железной дороги — Волгограде — 73-й сезон на детской железной дороге (Малой Приволжской), расположенной в Царицынском парке, открылся 1 мая и будет длиться до 1 ноября.
На Приволжской ДЖД протяжённостью 1,11 км действуют три остановочных пункта: Пионерская, Гаситель и Площадь Чекистов. Общая длина путевого развития — 1,81 км.
Отправление поездов от станции Площадь Чекистов (г. Волгоград, ул. Калинина, д. 14 — рядом с конечной остановкой трамвая СТ «Площадь Чекистов») ежедневно, кроме понедельников, в 10:00, 11:00, 12:00, 15:00, 16:00 и 17:00, со станции Гаситель — в 10:25, 11:25, 12:25, 15:25, 16:25, 17:25. Стоимость «взрослого» билета — 150 руб., «детского» (дети от пяти до 11 лет) — 100 руб., проезд детей до пяти лет — бесплатно. С учётом рекомендаций Роспотребнадзора наполняемость составляет в вагоне 50%. Пассажиры обязаны надевать маски.
Пассажиров Приволжской ДЖД перевозят тепловозы ТУ7А-3360, ТУ10-004, ТУ10-031 и девять пассажирских вагонов модели 43-0011 выпуска 2009-2016 гг. производства Камбарского машиностроительного завода.
Единственная в России круглогодично работающая детская железная дорога — Свердловская в Екатеринбурге — с 1 мая перешла на летний график работы. Традиционно пассажирский сезон на Свердловской ДЖД, открытой 9 апреля 1960 г., продолжался с 1 мая по 1 октября. Однако с 2017 г., благодаря проведенной реконструкции и вводу в эксплуатацию ряда инфраструктурных объектов, ДЖД при Свердловской железной дороге работает 12 месяцев в году.
На трассе ДЖД длиной 3,1 км три станции — Екатеринбург-Детский, Центральная, Юбилейная — и два остановочных пункта — Солнечная и Пионерская.
Новый комплекс Свердловской ДЖД открылся после реконструкции в 2016 г. Были построены вокзал, депо и эстакада: поезда стали прибывать на перрон станции Екатеринбург-Детский, расположенный на уровне третьего этажа вокзала.
Летний график с ежедневными поездками действует по 30 сентября. Поезда со станции Екатеринбург-Детский в ЦПКиО им. Маяковского отправляются ежедневно в 11:00, 11:32, 12:04, 12:36, 13:08, 13:40, 14:12, 14:44, 15:16, 15:48, 16:20, 16:52, 17:24, 17:56, 18:28, а в выходные и праздничные дни делают ещё три поездки — в 19:00, 19:32 и 20:04. Полный оборот по маршруту совершается за 27 минут. Стоимость проезда — 200 руб. по «взрослому» билету, 150 по «детскому», дети до трёх лет перевозятся бесплатно. Затем железная дорога до следующего Первомая станет работать только по пятницам, субботам и воскресеньям (в новогодние каникулы — ежедневно) с отправлением от станции Екатеринбург-Детский в 11:00, 11:32, 12:04, 12:36, 13:08, 13:40, 14:12, 14:44, 15:16, 15:48, 16:20, 16:52, 17:24, 17:56, 18:28 — аналогично «летнему» расписанию рабочих дней.
Пассажиров перевозят тепловозы ТУ2-236, ТУ7А-3355 и ТУ10-013, девять пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода и пять фирмы PAFAWAG. С мая по октябрь по выходным и праздничным дням для вождения составов периодически привлекаются раритетные паровозы ДЖД: немецкий Dh2T постройки 1931 г. и советский ВП4-1425, выпущенный в 1956 г.
Около вокзала станции Екатеринбург-Детский открыт музей узкоколейной железнодорожной техники с более чем 30 экспонатами, среди которых восстановленные до рабочего состояния паровозы, тепловозы, специальный подвижной состав, пассажирские и грузовые вагоны.
Сезон летней практики почти у 600 обучающихся на Свердловской ДЖД начался 1 июня и продлился до конца июля. Производственная практика в парке Маяковского в Екатеринбурге позволила исполнить юным железнодорожникам обязанности машинистов и их помощников, диспетчеров, дежурных по станции, осмотрщиков вагонов, дежурных по переезду, проводников и т.д. Учебный процесс на Свердловской ДЖД организован в формате модульной программы дополнительного образования «Кампус роста», рассчитанной на детей от 11 до 18 лет. Она объединила все учебно-профориентационные ресурсы ДЖД и технопарка «Кванториум», сообщила Свердловская железная дорога.
В связи с продолжающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой Восточно-Сибирской железной дорогой принято решение об отмене пассажирского движения на действующей с 1939 г. Детской Восточно-Сибирской железной дороге (ВСДЖД) в летнем сезоне 2021 г. Трасса открыта только для юных железнодорожников, которым необходимо осваивать летние практические работы: наиболее увлечённые профессией после работы на ДЖД могут поступить в местный Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).
Сеть Детской Восточно-Сибирской железной дороги, расположенная на острове Юность, включает в себя три станции — Солнечная, Ангара и Родники. Длина железнодорожного пути 4,15 км. На дороге используются тепловозы ТУ10-016, ТУ2-053, ТУ2-228, ТУ7А-2925 и ТУ7А-3362, 14 пассажирских вагонов Демиховского завода и пять — Камбарского завода. Вблизи у главного здания ДЖД (г. Иркутск, остров Юность, 3) установлен памятник паровозу Л-3507.
В 2019 г. ВСДЖД работала с 9 мая по 31 августа ежедневно, кроме вторников, с отправлением от станции Солнечная по круговому маршруту продолжительностью 20 минут в 10:40, 11:30, 12:20, 14:40, 15:30, 16:20 и 17:10. Ввиду «служебного» режима работы в 2021 г., действующий график не обнародовался.
Производственная практика на одной из самых молодых ДЖД в стране и второй на Горьковской железной дороге, действующей с 30 августа 2007 г. в Казани в городском лесопарке «Лебяжье», в сезоне 2021 г. открылась 1 июня.
На сети общей протяжённостью путей 4,43 км расположено две станции — Яшьлек (Молодёжная), Изумрудная — и две платформы — Спортивная и Берёзовая роща. Полный круг поезд совершает за 24 минуты.
В 2021 г. Казанская ДЖД работает с 1 июня по 31 августа ежедневно, кроме понедельников и вторников. Отправление поездов от станции Яшьлек (Молодёжная) — в 10:00, 11:23, 14:15 и 15:38. Стоимость «взрослого» билета «туда и обратно» — 120 руб., «детского» (от пяти до 10 лет) — 60 руб., дети до пяти лет без представления места для сидения перевозятся бесплатно, сообщила Горьковская железная дорога.
Перевозки обеспечивают два тепловоза — ТУ7А-3344 и ТУ10-022, четыре пассажирских вагона закрытого типа и два пассажирских вагона открытого типа («дилижансы»). В составе поезда «Радуга» может разместиться до 157 человек.
Вокзал расположен на начальной станции Яшьлек (г. Казань, Кировский р-н, пос. Залесный, ул. Алтынова, д. 4а — вблизи остановки «Железнодорожный техникум» автобусов №№ 46 и 72) по соседству с депо. На конечной станция Изумрудная (Юдинский Карьер), расположенной у пляжной зоны отдыха, имеется кассовый павильон.
Одна из самых молодых ДЖД страны — Кемеровская на Западно-Сибирской железной дороге — открыла 14-й сезон 1 июня. Впервые она заработала в 2008 г.
Линия между главной станцией дороги — Пионерской (г. Кемерово, Притомский проспект, д. 1 — остановка «Управление РЖД» автобуса № 83т) — и оборотной Городской с разъездом Притомский в течение лета работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, до 29 августа включительно. Отправление поездов Кемеровской ДЖД от Городской в сторону Пионерской и от Пионерской в сторону Городской симметричное — в 11:00, 11:40, 12:20, 13:00, 14:00, 14:40, 15:20, 16:00, 16:40, 17:20, 18:00. Но пятиминутная остановка на разъезде Притомский предусмотрена только в сторону Городской. Поэтому путь от Пионерской до Городской занимает 20 мин., в то время как обратный — 15. Стоимость билета для детей от трёх до 10 лет — 60 руб., для взрослых и детей с 10 лет — 120 руб. 1 и 12 июня детей перевозили бесплатно
По дороге курсируют два состава, состоящие из тепловозов серии ТУ7А-3345 и ТУ10-023 и трёх пассажирских вагонов каждый, поведала Западно-Сибирская железная дорога.
2 июня свой 85-й сезон открыла самая узкоколейная дорога страны и старейшая ДЖД из действующих — Красноярская. Расположенная в Центральном ПКиО, несмотря на малую протяжённость (всего 1,1 км, из них главный путь 0,81 км), она является уникальной сразу по ряду параметров.
Если остальные ДЖД имеют пути колеи 750 мм, то на Красноярской ширина колеи всего 508 мм. А раньше расстояние между рельсами было ещё меньше — 305 мм, но дорогу в своё время дорогу уже перешили. Из-за нестандартности колеи Красноярская ДЖД традиционно использует локомотивы и вагоны разработки местных железнодорожников.
Нестандартность колеи — воля случая. Своим появлением ДЖД она обязана ученикам фабрично-заводского училища (ФЗУ) Красноярского паровозоремонтного завода, которые своими руками собрали уменьшенную модель распространённого тогда паровоза СУ. Разработка так понравилась горожанам, что для её регулярного использования на манер «каши из топора» в дополнение к локомотиву появилась целая железная дорога.
На кольцевом маршруте, обретшем свою нынешнюю форму с 2008 г., расположены главная станция дороги Юбилейная и платформа Мечта.
Красноярская ДЖД является и самой экологичной. С 2016 г. на дороге работает «Сибирячок» — первый в истории ДЖД электролокомотив, оснащённый двумя двигателями постоянного тока, работающими от аккумуляторов. Также ни одна другая ДЖД не может похвастаться наличием поворотного круга для локомотивов и вагонов. Он изготовлен из башни крана путевой машины ПРЛ с отдельным приводом и штурвалом. Разворот подвижной единицы производится вручную.
Подвижной состав ДЖД представлен электролокомотивом «Сибирячок», двумя мотовозами и 12 вагонами.
В 2021 г. поезда по Красноярской ДЖД курсируют с 1 июня по 31 августа ежедневно, кроме понедельников. Отправление от ст. Юбилейная со вторника по пятницу в 11:30, 11:50, 12:10, 12:30, 12:50, 13:10, 13:30, 13:50, 14:10, 14:30, 14:50, 15:10, 15:30, 15:50, 16:10, по субботам, воскресеньям и праздничным дням в 11:30, 11:45, 12:00, 12:15, 12:30, 12:45, 13:00, 13:15, 13:30, 13:45, 14:00, 14:15, 14:30, 14:45, 15:00, 15:15, 15:30, 15:45, 16:00, 16:15. Стоимость проезда — 200 руб., для детей от двух до 11 лет — 150 руб., также за 150 руб. льготный проезд предоставляется для пенсионеров, инвалидов и ветеранов при предоставлении удостоверений. Дети до двух лет перевозятся бесплатно.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 05.07.21 №205-уг с 7 июля 2021 г. перевозка пассажиров на Красноярской ДЖД временно приостановлена.
В ближайшие годы ДЖД может получить новое развитие. В рамках новой концепции развития Центрального парка Красноярска разрабатывается проект реконструкции железной дороги. Предусмотрены модернизация действующих станций и строительство нового учебного корпуса, задуманного в виде копии первого железнодорожного вокзала Красноярска, выстроенного в 1895 г. А техническое переоснащение позволит применить новые, современные подходы к обучению. В этом году в ролях машиниста локомотива, помощника машиниста, дежурного по железнодорожной станции, поездного диспетчера, дежурного по платформе, начальника поезда, проводника, дежурного по переезду, дежурного по вокзалу и других с июня по сентябрь на ДЖД себя попробуют более 160 школьников, прошедших теоретическую и практическую подготовку, сообщила Красноярская железная дорога.
Шестивагонные поезда с пассажирами начали в этом сезоне курсировать на действущей с 1937 г. Московской ДЖД со штаб-квартирой в посёлке Кратово Раменского района Подмосковья (Московская область, пос. Кратово, ул. Центральная, 5) с 5 июня.
Поезда по МДЖД, соединяющей Кратово с соседним городом Жуковский, где у платформы электричек Отдых Казанского направления МЖД расположена вторая конечная станция Юность, следуют пять дней в неделю — ежедневно, кроме понедельников и воскресений.
На дороге протяжённостью 3,8 км между станциями Пионерская и Юность расположена также платформа Школьная. Полный путь «из конца в конец» занимает 15 мин.
Стоимость проезда в одну сторону — 60 руб. по «детскому» билету и 80 по «взрослому». Дорога будет работать до 29 августа.
Отправление поездов от станции Пионерская — в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, а также по субботам в 15:00, от станции Юность — в 11:30, 12:30, 13:30, 14:30 и по субботам в 15:30.
В зависимости от погодных условий в день следует от трёх до пяти пар поездов. Последние поезда могут отменяться — эта «особенность» Московской ДЖД зачастую неприятно «радует» припозднившихся туристов.
Подвижной состав дороги представлен тепловозами ТУ2-078, ТУ2-129, ТУ2-241, ТУ10-032 и шестью пассажирскими вагонами 2005 г. выпуска Мытищинского машиностроительного завода. ТУ10-032 на сегодня самый молодой тепловоз среди всех российских ДЖД — он выпущен в 2018 г. спустя два года после предшественника — ТУ10-031, поступившего на Малую Приволжскую ДЖД в Волгограде. В противовес ему, выпущенные в 1956-1959 гг. тепловозы серии ТУ2 являются одними из самых старых.
Дети в возрасте от 12 до 17 лет на МДЖД не только управляют поездами, но и обслуживают железнодорожную инфраструктуру и управляют перевозочным процессом. После учебного года они летом получили возможность на практике освоить профессии машиниста, проводника, контролёра-ревизора, начальника станции, диспетчера, стрелочника, монтёрами пути, сцепщика, контролёра, начальника смены и дежурного по переезду. Практика разбита на четыре смены, что позволит получить её почти всем 700 обучавшимся школьникам. В прошлом году летняя практика прошла без пассажиров, сообщила Московская железная дорога.
Спустя месяц после открытия сезона, с 8 июля, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в Московской области, поезда на Московской ДЖД в Кратове стали курсировать без пассажиров. Производственная практика юных железнодорожников продолжилась. За месяц пассажирской работы ДЖД успела перевезти около 6,5 тысяч пассажиров. С 12 по 26 июля из-за жары прекращались и «учебные» поездки по ДЖД. С 13 августа перевозка пассажиров на МДЖД возобновилась.
Курганская детская железная дорога в ЦПКиО г. Кургана, считающаяся филиалом Челябинской ДЖД, открыла свой очередной сезон 1 мая. Впервые она начала работу 13 августа 1989 г.
Линия длиной 1,5 км соединяет главную станцию Пионерская, где находится вокзал, с оборотной Звёздочка. Курганская ДЖД работает ежедневно, кроме вторников и сред. Отправление поездов по от ст. Пионерская в 10:20, 10:50, 11:20, 11:50, 12:20, 12:50. 13:20 13:50, 15:20, 15:50, 16:20, 16:50, 17:20, 17:50, 18:20. Время поездки по маршруту — 20 мин. Стоимость «взрослого» билета 100 руб, «детского» (от трёх до 10 лет) — 60 руб., дети до трёх лет перевозятся бесплатно.
С 2011 г. перевозки по Курганской ДЖД выполняет тепловоз ТУ10-007 с тремя пассажирскими вагонами Камбарского машиностроительного завода.
В этом году летнюю практику на Курганской детской железной дороге проходят более 150 детей, которые ранее изучили организацию движения поездов, работу локомотивного и вагонного хозяйств, хозяйств пути, связи, централизации и блокировки. С 1 мая дети осваивают профессии машиниста тепловоза, дежурного по станции, проводника пассажирского вагона, осмотрщика вагонов и другие железнодорожных профессий, сообщила Южно-Уральская железная дорога.
Юго-Восточная детская железная дорога, базирующаяся в ПКиО города Лиски Воронежской области, традиционно открыла летний перевозочный сезон 1 мая.
В 2021 г. прогулочные поезда на Юго-Восточной ДЖД отправляются с 1 мая по 30 сентября ежедневно, кроме понедельника и вторника, от единственной станции Задоринка в 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00, 18:30, 19:00, 19:30 и 19:50. По средам последний рейс совершается в 17:00. В состав поездки включаются три полных 1,6-километровых круга по дороге, на которые затрачивается 10 минут. Цена «взрослого» билета — 70 руб., «детского» (дети до 14 лет) — 50 руб., для детей до трёх лет проезд бесплатный.
ДЖД в городе Георгиу-Деж (с 1991 г. — Лиски) открылась 6 августа 1989 г., а 23 апреля 2014 г. она открылась повторно после масштабной реконструкции.
Перевозки по дороге выполняются тепловозами ТУ7А-3352 и ТУ10-020 с прицепными пассажирскими вагонами.
Флагманская ДЖД Горьковской железной дороги открыла сезон 2021 г. 1 июня в День защиты детей.
В 2021 г. с 1 июня по 10 июля включительно поезда отправлялись по «круговому» маршруту от главной станции Родина ежедневно, кроме воскресений и понедельников, в 10:00, 11:00, 14:00, 15:00. С 11 июля и до окончания сезона 31 августа по просьбам пассажиров выходными днями для дороги сделали понедельник и вторник, так как желающих посетить её в воскресенье было достаточно. 1 августа, в День железнодорожника, дорога работала по специальному расписанию, с отправлением от ст. Родина в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00. Стоимость билетов: «взрослого» — 160 руб., «детского» — 110 руб., сообщила Горьковская железная дорога.
На маршруте следования поездов расположены ещё два остановочных пункта — Пушкино и Счастливая. Каждый из них размещён в тупике с обгонным путём, вместе они образуют гигантский разворотный треугольник, обернувшись через который поезд может вернуться назад на станцию Родина. Поэтому неотъемлемой частью любой поездки являются перецепка локомотива из головной части состава в хвостовую и 10-минутные стоянки в процессе этих маневров. Общая протяжённость дороги — 3,2 км (с путевым развитием — 4,1 км).
В 2019 г. на станции Счастливая, действующей с 1994 г., построено новое помещение дежурного по станции, оборудованное новейшими средствами управления движения поездов.
Перевозочный процесс обеспечивают паровоз Кп-4-430, тепловозы ТУ7-2567, ТУ7А-3346, ТУ10-003, пять пассажирских вагонов ПВ750 и два открытых вагона типа «дилижанс», а также три грузовых платформы. На «вечной стоянке» невдалеке от вокзала установлен тепловоз ТУ2-233. В состав пассажирского поезда обычно включается шесть прицепных вагонов — по два закрытого типа в начале и в конце, и два открытого типа в середине.
В здании вокзала станции Родина (г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, д. 23а (вблизи станции метро «Чкаловская»)) действует выставка детского технического творчества, а на третьем этаже здания находится музей, в котором воссоздан макет дороги в её «золотой век» — с 1939 по 1965 гг., когда её протяжённость составляла 9,1 км.
Вторая действующая на Московской железной дороге ДЖД расположена в Новомосковске Тульской области, где открылась 21 декабря 1953 г.
Протяжённостью путей составляет 2,7 км. На кольцевой трассе, помимо головной станции Берёзки (Тульская область, г. Новомосковск, ул. Бережного, д. 1), для пассажиров действуют платформы Парковая и Исток Дона. Путь по кругу занимает 12-15 минут.
Особенностью железной дороги является то, что не все поезда следуют со всеми остановками. Часть поездов обозначена в расписании Тульской ДЖД скорыми («100-й» нумерации) и они пропускают платформу Парковая. Поезда, следующие со всеми остановками (400-й» нумерации), считаются пассажирскими.
Отправление от станции Берёзки по четвергам, пятницам, субботам, воскресеньям и праздничным дням в 10:00, 10:25 (скорый), 10:45, 11:10 (скорый), 11:30, 11:52 (скорый), 12:10, 12:35, 12:58 (скорый), 14:10, 14:35 (скорый), 14:55, 15:20 (скорый), 15:40, 16:05 (скорый), 16:25, 16:50, 17:10 (скорый). Стоимость «взрослого» билета — 55 руб., «детского» (дети до 10 лет) — 45 руб. Рассадка пассажиров в поезде осуществляется с соблюдением социальной дистанции, наполняемость каждого вагона составляет 50% от общего количества посадочных мест. С 24 по 30 июня и с 8 по 18 июля поезда по Тульской ДЖД курсировали без перевозки пассажиров в связи с повышенной температурой воздуха в Тульской области (свыше 30 градусов). Производственная практика у юных железнодорожников продолжалась, сообщила Московская железная дорога. С 12 августа перевозка пассажиров по Тульской ДЖД возобновилась.
Подвижной состав на Тульской ДЖД является одним из самых современных на ДЖД — тепловозы ТУ10-002 и ТУ10-018, а также восемь пассажирских вагонов модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода.
ДОПОЛНЕНИЕ от 14:35 28.09.2021
В качестве компенсации за частично сорванный летний сезон, Тульская ДЖД продолжила работать и в сентябре. До 19 сентября включительно пассажиры имели возможность прокатиться на поездах по субботам и воскресеньям, сообщила Московская железная дорога.
16-й сезон работы Новосибирской ДЖД — «дочки» Западно-Сибирской железной дороги — с 4 июня 2005 г. действующей в Заельцовском ПКиО, по традиции открылся 1 июня (в прошлом, 2020 г., дорога не работала). Нынешнюю траccу и длину 5,3 км дорога имеет с 6 августа 2006 г.
Как и ранее, в сезоне-2021 движение поездов осуществляется в среду, четверг и пятницу с 11:00 до 18:00, в субботу и воскресенье — с 11:00 до 19:00. Понедельник и вторник — дни технического обслуживания.
На железнодорожной линии расположены станция Заельцовская, разъезд Локомотив, станция Спортивная, разъезд Ельцовский и станция Зоопарк. Главная станция дороги — Спортивная (г. Новосибирск, Заельцовский парк, 2). Путь между станциями Заельцовский парк и Зоопарк занимает 46 минут с учётом 15-минутной стоянки на главной станции Новосибирской ДЖД — Спортивной.
Отправление по средам, четвергам и пятницам от станции Зоопарк до Заельцовского парка в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, а в 18:00 поезд следует только до станции Спортивная. От станции Спортивная в сторону Заельцовского парка поезда отправляются в 10:30, 11:30, 12:30, 13:30, 14:30, 15:30, 16:30, 17:30, в сторону Зоопарка — в 10:31, 11:31, 12:31, 13:31, 14:31, 15:31, 16:31, 17:31. От Заельцовского парка до Зоопарка поезда отправляются в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, а в 18:00 поезд следует только до станции Спортивная.
По выходным и праздничным дням отправление от станции Зоопарк до Заельцовского парка в 11:00, 11:30, 12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00, а рейсы в 18:30 и 19:00 следуют только до станции Спортивная. От станции Спортивная в сторону Заельцовского парка поезда отправляются в 10:30, 11:00, 12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00 и 18:30, в сторону Зоопарка — в 10:31, 11:00, 11:31, 12:00, 12:31, 13:00, 13:31, 14:00, 14:31, 15:00, 15:31, 16:00, 16:31, 17:00, 17:31, 18:00, 18:31. От Заельцовского парка до Зоопарка поезда отправляются в 11:00, 11:30, 12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00, а в 18:30 и 19:00 поезда следуют только до станции Спортивная.
Стоимость проезда между станциями Зоопарк и Заельцовский парк — 120 руб., по участкам Заельцовский парк — Спортивная или Спортивная — Зоопарк — 70 руб., по участкам Заельцовский парк — Локомотив или Спортивная — Локомотив — 40 руб. При этом в сообщении Локомотив — Зоопарк билет в одну сторону стоит 90 руб., а «туда и обратно» — 160 руб. Детские билеты для пассажиров от трёх до 10 лет стоят в два раза меньше. Только на станции Спортивная можно приобрести билет за безналичный расчёт.
За перевозку пассажиров на Западно-Сибирской ДЖД отвечают четыре тепловоза ТУ7А-3338, ТУ7А-3339, ТУ7А-3343, ТУ10-006 и прицепные пассажирские вагоны.
Центр подготовки юных железнодорожников круглогодично знакомит школьников с основными профессиями железнодорожного транспорта. В этом году более 450 воспитанников центра пройдут учебно-производственную практику на ДЖД, сообщила Западно-Сибирская железная дорога.
9 июня Оренбургская детская железная дорога открыла 66-й сезон летних пассажирских перевозок, начало которых отсчитывается с 26 июля 1953 г.
От станции Комсомольская (г. Оренбург, ул. Кирова, д. 37), расположенной на набережной реки Урал, линия простирается на 5,8 км до станции Кировская с промежуточными остановками Пионерская и Дубки.
В 2021 г. перевозки выполняются до конца лета по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. Отправление от станции Комсомольская — в 9:54, 11:15, 12:34, 14:35, 15:54, от станции Кировская — в 10:33, 11:52, 13:11, 15:12 и 16:31. Путь в одну сторону занимает 27 минут, кроме рейса отправлением 13:11 от станции Кировская, который 45 минут стоит на «обеде» на станции Дубки. Стоимость «взрослого» билета в одном направлении — 75 руб., «детского» (от пяти до 14 лет) — 50 руб., дети до пяти лет перевозятся бесплатно без предоставления отдельного места.
Пассажиров перевозят тепловозы ТУ10-021 и ТУ10-028 и шесть вагонов Камбарского машиностроительного завода.
В этом году летнюю практику на детской железной дороге проходят более 450 детей, которые пробуют себя в роли машиниста тепловоза, дежурного по станции, проводника пассажирского вагона, осмотрщика вагонов и работников других железнодорожных профессий.
Перед началом сезона, 25 мая, на станции Комсомольская Оренбургской ДЖД торжественно заложили фундамент будущего нового станционного здания, которое будет полностью повторять её исторический облик 1953 г., но при этом внутри будет современным. Реконструкция станции с возвращением исторического облика — это совместный проект ОАО «РЖД» и Правительства Оренбургской области. Станционное здание будет восстановлено по историческим чертежам, сохранившимся на Оренбургской ДЖД. На реализацию проекта, разработанного РЖД совместно с министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, выделено более 80 млн руб. В проекте здания предусмотрены служебно-технические помещения детской железной дороги, благоустроенная платформа с тактильными полосами и указателям, тротуарной плиткой, пандусом с ограждением и поручнем, ограждением платформы, лестничными спусками и с навесами для ожидания поездов и посадки для пассажиров. Здание будет оборудовано современными средствами сигнализации и связи для обучения юных железнодорожников. Работы планируется завершить к летнему сезону 2022 г., сообщила Южно-Уральская железная дорога.
В связи с проводимой реконструкцией, в этом году поездная работа на Пензенской детской железной дороге не ведётся. Реконструкцию начали ещё в 2020 г., когда поняли, что из-за пандемийных ограничений сезон будет сорван. К концу года стройплощадку полностью зачистили: демонтировали все пути, снесли старые постройки и расчистили от деревьев площадку под строительство. Подвижной состав перевезли на хранение во «взрослое» локомотивное депо.
К новому открытию ДЖД будет построено здание учебного центра, а все станции будут приспособлены к перевозке маломобильных пассажиров. Также появятся новый ангар для тепловозов и вагонов, топливозаправочный пункт и пост управления движением. Ориентировочно работы завершатся в 2022-2023 гг., сообщил телеканал «Россия 24 Пенза».
Протяжённость Пензенской ДЖД (г. Пенза, ул. Измайлова, 93 — вблизи остановки «Детская железная дорога» автобусов №№ 9, 93, 99 и 419) с двумя станциями Пионерская и Сосновка — 2,5 км. Она открыта в 1982 г. по решению Куйбышевской железной дороги и местных властей.
Подвижной состав дороги до реконструкции был представлен тепловозами ТУ2-195, ТУ10-008, а также тремя пассажирскими вагонов серии ВП-750 (43-00011) производства Камбарского завода 2011 г. выпуска.
С конца 2018 г. не действует Ростовская детская железная дорога в ПкиО им. Н. Островского. Северо-Кавказская железная дорога продолжает плановую реконструкцию объекта, открывшегося 9 ноября 1940 г.
Первоначально планировалось ограничиться заменой железнодорожных путей и ремонтом отдельных помещений станции Солнечная и локомотивного депо. Из-за увеличения объёма строительных работ сроки модернизации Ростовской ДЖД продлены до начала 2022 г., так как решено полностью обновить инфраструктуру и учебную базу.
Теперь проект предусматривает уже полную замену инженерных коммуникаций, устройств сигнализации и железнодорожных путей, а также ремонт всех зданий Ростовской ДЖД. На всём протяжении малой магистрали обустроят новые пешеходные переходы и переезды, обновят железнодорожный мост. В здании вокзала ДЖД будут созданы площадки для развития технического творчества, а также инновационный центр, который займется поиском, разработкой и реализацией идей молодых инженеров и ученых. А на участке в районе торгового центра «Эльдорадо» ДЖД защитят от нарушения графика поездов из-за неправильно припаркованных машин — специальными ограждениями железнодорожную трассу обособят от автопарковки.
До начала реконструкции протяжённость дороги составляла 3,5 км, на которых располагалась одна станция Имени Вити Черевичкина и две остановочные площадки Солнечная и Победа. В депо ДЖД содержатся паровоз Гр-185, тепловозы ТУ2-152, ТУ7А-3353, ТУ10-019, ТУ10-026 и 13 узкоколейных пассажирских вагонов (четыре — Демиховского завода и девять — Камбарского машиностроительного завода).
Петровская столица России — единственный в стране город, где детских железных дорог сразу две. Одна из них расположена в северной части города, другая соединяет южный район Купчино с городом Пушкин. Поэтому, когда речь идёт о Малой Октябрьской ДЖД, нужно уточнять — Северная или Южная трассы имеются в виду.
Исторически первой является Северная трасса, открывшаяся в августе 1948 г. Поэтому нынешний сезон летней практики считается 73-м по счёту. В последнее время по статусности пальму первенства перехватила более молодая Южная, которая строилась вместо Северной, но в итоге с 2011 г. стала работать вместе с ней. Дальнейшее сокращение пути первой дороги, уменьшившегося с девяти до двух километров, внезапно приостановилось, и дорога была спасена от полного исчезновения.
Торжественное открытие сезона провели 1 июня в городе Пушкин на станции Царскосельская, которая расположена рядом с платформой Детскосельская Витебского направления Октябрьской железной дороги. К сожалению, по эпидемиологическим причинам сезон был объявлен «техническим». Юные железнодорожники будут получать поездную практику без перевозки пассажиров, сообщила Октябрьская железная дорога.
На МОЖД в течение пяти лет более 1200 учащихся осваивают основные виды железнодорожных профессий: проводника вагона, контролёра, диктора, дежурного по переезду, монтёра и бригадира пути, осмотрщика вагонов, дежурного по станции, поездного диспетчера, помощника машиниста, электромонтёра и кассира.
В прошлом году МОЖД была закрыта в связи с «пандемийными» ограничениями, всё обучение проходило в дистанционном формате.
Южный участок ДЖД проходит вдоль Витебского направления Октябрьской железной дороги от станции Царскосельская до станции Молодёжная, расположенной невдалеке от станции метро «Купчино». В середине расположен разъезд Юный — рядом с платформой электричек Шушары. На станции Царскосельская силами совета юных железнодорожников создан стационарный ретропоезд, в состав которого вошли два вагона-музея, вагон-кинотеатр и вагон-кафе. Основными «рабочими» локомотивами на дороге являются тепловозы ТУ7А-2866, ТУ10-003 и ТУ10-030. Также на южной трассе в качестве музейных экспонатов, работающих по особым дням, сохранены тепловоз ТУ3-001, работавший на Малой Октябрьской железной дороге в 1964-1996 гг. и отреставрированный в 2018 г., и паровоз Кп-4-447 1955 г. выпуска постройки Коломенского завода.
На Северном участке МОДЖД расположены одна станция Озёрная и оборотный разъезд Юный. Движение обеспечивают тепловоз ТУ10-025 и девять пассажирских вагонов. В запасе имеется также ветеран ТУ2-191 1958 г. выпуска. Особую ценность магистрали для любителей железных дорог и юных железнодорожников составляют сохранившиеся исторические элементы железнодорожного транспорта, созданные до эпохи автоматизации человеческого труда: полуавтоматическая блокировка, контрольные замки системы Мелентьева, ручной перевод стрелок.
В «пассажирские» годы и Северная, и Южная трассы работали по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с начала июня по конец августа. По Южной трассе поезда отправлялись от станции Молодёжная в 10:00, 10:54, 12:00, 13:00, 14:04, 15:02, 16:06, от станции Царскосельская — в 10:47, 11:47, 12:51, 13:50, 14:55, 15:55, 16:52. Путь в одну сторону занимал 30-35 мин. По Северной трассе поезда отправлялись от станции Озёрная в 10:00 (только по выходным дням), 11:00, 11:52, 12:44, 13:36, 14:28, 15:20, 16:12, от станции Юный — в 10:25 (только по выходным дням), 11:25, 12:17, 13:09, 14:01, 14:53, 15:45 и 16:37. Путь между станциями занимал семь минут.
31 мая на действующей с 4 августа 1940 г. Свободненской ДЖД, самой длинной ДЖД России и старейшей на Забайкальской железной дороге, открылся новый сезон. С этого дня дорога, находящаяся в одном из самых малоизвестных и малопосещаемых «ДЖДшных» городов — 50-тысячном Свободном, — стала носить имя Г.М. Фадеева — ныне здравствующего первого министра путей сообщения Российской Федерации и первого президента ОАО «РЖД», лично присутствовавшего на открытии сезона. «Малая родина» железнодорожника находится невдалеке от Свободного — в Шимановске, сообщила Забайкальская железная дорога.
Длина главного пути Свободненской ДЖД составляет 10,5 км. Также это единственная ДЖД, которая пересекается с Транссибирской магистралью, — соединительная линия между станцией Юность и депо проходит под путепроводом над Деповской улицей.
Линия между станциями Пионерская и Юность с остановочными пунктами Дальневосточная и Подгорная работает все летние месяцы ежедневно, кроме воскресенья и понедельника. Отправление от станции Юность — в 8:45, 10:30, 13:45 и 15:30, от станции Пионерская — в 9:35, 11:25, 14:35 и 16:25. Путь между Юностью и Пионерской поезд преодолевает за 30 мин. Стоимость «детского» билета «в один конец» между станциями Юность и Пионерская — 35 руб., «взрослого» — 65 руб.
Благодаря своей протяжённости и расположению, Свободненская ДЖД пользуется популярностью как у горожан, так и у гостей города: по ней можно совершить загородную поездку в поселок Бардагон или в летний оздоровительный лагерь «Сосновый бор».
Подвижной состав дороги состоит из тепловозов ТУ2-069, ТУ7А-3214, ТУ10-014, шести пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода выпуска 2011-2014 гг., четырёх грузовых платформ и одного крытого вагона. Тепловоз ТУ2-001 установлен на станции Юность на «вечную стоянку».
В этом году Тюменская ДЖД, входящая в состав Свердловской железной дороги, открыла уже 52-й сезон. Первые пассажиры перевезены на Тюменской ДЖД 3 августа 1969 г.
Сейчас железная дорога протяжённостью 3,8 км, проходящая вдоль озера Андреевское близ посёлка Боровского, соединяет станции Юность и Приозёрная и два промежуточных пункта — платформы Солнечная и Лесная. Полный круг по маршруту занимает 45 мин.
Перевозки выполняются с начала мая по конец сентября. Поезда отправляются в рейс ежедневно, кроме понедельников и вторников, от станции Юность пять раз в день: в 10:30, 11:30, 13:30, 14:30 и 15:30, от ст. Приозёрная — в 11:00, 12:00, 14:00, 15:00 16:00. Стоимость проезда — 200 руб., «детский» билет для детей до 11 лет — 150 руб., дети до пяти лет без предоставления отдельного места провозятся бесплатно.
Пассажиров Тюменской ДЖД перевозит техника Камбарского машиностроительного завода: тепловозы ТУ10-011 и ТУ10-029 2010 и 2015 гг. постройки, а также пять пассажирских вагонов типа ВП750 (43-00011).
В 2016 г. отслужившие свой срок тепловозы ТУ2 и вагоны заняли почетное место на привокзальной площади станции Юность (Тюменская область, Тюменский район, пос. Боровский, Трактовая ул. 91) в качестве музейных экспонатов.
Свердловская железная дорога планирует прирастить учебный центр Тюменской ДЖД двумя новыми корпусами. В одном из них оборудуют профильные кабинеты для изучения систем электрификации и управления движением поездов, работы вокзальных комплексов и информационных технологий на железнодорожном транспорте. В корпусе уже выполнили перепланировку, смонтировали системы отопления и электроснабжения. Поскольку занятия здесь будут проходить круглогодично, для удобства детей и преподавателей обновлённый объект соединят теплым переходом с главным действующим корпусом. В соседнем здании после завершения работ разместят кабинеты инфраструктурного комплекса. В них юные тюменцы смогут пройти ознакомительное обучение по профилю «путевое хозяйство». Ежегодно на Тюменской ДЖД обучается около 500 школьников. Они занимаются в кружке «Юный железнодорожник», где изучают технические дисциплины и основы железнодорожного дела: вагонное хозяйство, технологию организации движения поездов, занимаются моделированием и макетированием на 3D-оборудовании. Летом на площадке рядом с Андреевским озером юные железнодорожники проходят производственную практику в качестве машинистов, помощников машиниста, дежурных по станции, осмотрщиков вагонов, дежурных по вокзалу, диспетчеров, ревизоров и проводников.
После завершения реконструкции двух корпусов у Тюменской детской железной дороги будет в общей сложности три учебных здания, что позволит нанять больше преподавателей, а также ежегодно принимать на обучение в полтора раза больше юных железнодорожников (в основном, это ученики пятого-восьмого классов школ Тюмени и Тюменского района), сообщила Свердловская железная дорога.
Очередной, 68-й сезон пассажирских перевозок на Уфимской ДЖД, расположенной в парке им. Ивана Якутова и открывшейся 10 мая 1953 г., стартовал лишь 1 июня, хотя два года работа дороги начиналась уже на Первомай. Изначально Уфимская ДЖД была построена в форме восьмёрки, её пути пересекались в центральной части парка. Но после реконструкции дорогу перестроили.
На подведомственной Куйбышевской железной дороге линии Уфимской ДЖД длиной 1,8 км находятся две станции — Юность (с вокзалом и билетными кассами) и Приозёрная (с депо и учебными классами).
Как и прежде, Уфимская ДЖД работает пять дней в неделю — с 1 июня по 29 августа ежедневно, кроме понедельников и вторников. Поезд совершает 26 рейсов в день с 11:00 до 19:00. Отправление от Приозёрной в 11:15, 11:30, 11:45, 12:00, 12:15, 12:30, 12:45, 13:00, 13:15, 13:30, 13:45, 15:15, 15:30, 15:45, 16:00, 16:15, 16:30, 16:45, 17:00, 17:15, 17:30, 17:45, 18:00, 18:15, 18:30, 18:45. По средам выполняются рейсы только после 15:00. Полный круг по кольцу с двухминутной стоянкой на Юности занимает 10 минут. Стоимость «взрослого» билета — 150 руб., детского — 100 руб.
Подвижной состав Уфимской ДЖД — тепловозы ТУ7А-3357, ТУ10-010 и три пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода.
В этом году различные железнодорожные профессии на полигоне Уфимской ДЖД осваивают более 350 школьников Башкортостана. На протяжении трёх месяцев они практикуются и применяют полученные ранее знания и навыки в ролях машиниста, проводника, осмотрщика вагонов, дежурного по станции, электромеханика, монтера пути и других железнодорожных профессий. За сезон малая магистраль планирует перевезти около 20 тысяч пассажиров, сообщила Куйбышевская железная дорога.
30 мая детский поезд «Орлёнок» открыл сезон—2021 на Дальневосточной ДЖД, действующей с 19 мая 1958 г. в Хабаровске — центральном городе Дальневосточной железной дороги.
ДЖД в Хабаровске работает ежедневно, кроме понедельника, вплоть до 29 августа. В графике каждого дня запланировано по восемь поездок от станции Пионерская до станции Юбилейная, за которой расположено депо ДЖД, и обратно — с остановкой на платформе Совхозная. Отправление от станции Пионерская (г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 1А — рядом с остановкой «Детская железная дорога» автобусов №№ 13, 40, 82) в 10:00, 10:45, 11:30, 12:15, 14:10, 14:55, 15:40, 16:20. Цена «детского» билета — 130 руб., «взрослого» — 170 руб. Протяжённость однопутной линии — 2,5 км, составы преодолевают это расстояние за 10 минут.
За перевозку пассажиров отвечают тепловозы ТУ10-017 и ТУ7А-3361 и шесть пассажирских вагонов типа ПВ43. Ещё несколько более старых локомотивов «работают» памятниками — паровоз П-159-6421 и тепловозы ТУ2-243, ТУ7-2612.
ОАО «РЖД» развивает техническую базу Дальневосточной ДЖД и совершенствует систему обучения. С 2018 по 2020 гг. для неё в рамках инвестиционной программы приобретено учебно-лабораторное оборудование стоимостью более 23 млн руб. В этом году открыт специализированный учебный класс терминально-складского хозяйства, обновлён вокзал, капитально отремонтированы помещения, установлено новое табло, камеры хранения, мебель. До конца лета производственную практику пройдут почти 300 хабаровских школьников с пятого по 11-й классы. Также запланированы специальные профориентационные недели для 90 школьников с отдаленных поселков БАМа и Транссиба (Новый Ургал, Высокогорный, Верхнезейск, Февральск, Смоляниново) и более 50 учеников профильных школ ОАО «РЖД» из Комсомольска-на-Амуре, Уссурийска и Облучья, сообщила Дальневосточная железная дорога.
Этот сезон на Челябинской детской железной дороге, действующей в парке им. Гагарина с 31 июля 1949 г., открыт 1 мая. Летнюю практику на Челябинской ДЖД пройдут более 500 юных железнодорожников, сообщила Южно-Уральская железная дорога.
Сейчас протяжённость дороги составляет 5,8 км. На ней расположены пять станций — Звездная, им. Павлика Морозова, Водная, Лесная, Солнечная и платформа Зоопарк. Путь в одну сторону занимает 28 минут.
Стоимость взрослого билета «туда-обратно» — 130 руб., для детей от трёх до 10 лет — 90 руб., дети до трёх лет перевозятся бесплатно без предоставления отдельного места.
Поезда работают на Челябинской ДЖД ежедневно, кроме понедельников и вторников. Отправление по средам, четвергам и пятницам от станции Звёздная в 10:43, 12:04, 13:25, 14:46 и 16:07, от станции Солнечная — в 11:21, 12:42, 14:03, 15:24, а последний рейс в 16:45 следует до станции им. Павлика Морозова. По выходным дням на ДЖД работает сразу два состава. Отправление от Звёздной до Солнечной в 10:41, 12:09, 13:37, 14:21, 15:05, 15:49, 16:33, 17:17. Отправление от Солнечной до Звёздной в 11:26, 12:54, 13:38, 14:22, 15:06, 15:50, 16:34, 17:18, а также в 18:02 до станции им. Павлика Морозова. От той же станции начинаются рейсы поездов до Солнечной в 13:00.
Пассажиров Челябинской ДЖД перевозят тепловозы ТУ7А-3356, ТУ7А-3359, ТУ10-015 и пассажирские вагоны Камбарского машиностроительного завода. Для собственных нужд в депо есть также три грузовые платформы. В запасе также числится тепловоз-ветеран чуть младше самой дороги — ТУ2-084 1957 г. выпуска.
В сентябре этого года Читинская ДЖД им. В.П.Калиничева, входящая в состав Забайкальской железной дороги, отметит полувековой юбилей, хотя движение с пассажирами по ней началось только 11 августа 1974 г.
На железной дороге протяжённостью 3,75 км, проходящей вдоль левого берега реки Читы, расположены станции Поречье и Северная и остановочный пункт Солнечная.
Ежедневно с 1 июня по 28 августа, кроме понедельников и воскресений, поезда «Юность Забайкалья» со станции Поречье (г. Чита, 1-я Ипподромная ул., 5) отправляются в 9:20, 10:20, 11:20, 14:00, 15:00 и 16:00, со станции Северная — в 9:50, 10:50, 11:50, 14:30, 15:30, 16:30. Путь между Поречьем и Северной составы преодолевают за 15 мин. Стоимость «детского» билета — 50 руб. (для детей от трёх до шести лет включительно), «взрослого» — 100 руб.
За перевозки пассажиров отвечают тепловозы ТУ7-3199, ТУ7-3354, ТУ10-012, ТУ10-027, а также шесть цельнометаллических вагонов модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода. Для перевозки грузов предназначены два крытых вагона, три полувагона и четыре платформы. В запасе также стоит тепловоз ТУ2-208.
Полный курс обучения на Читинской ДЖД составляет три года. Ежегодно практические занятия на Читинской детской железной дороге проходят более тысячи детей из Читы и районов Забайкальского края. Они осваивают специальности осмотрщика вагона, ревизора, проводника пассажирского вагона, дежурного по станции, поездного диспетчера и машиниста тепловоза, сообщила Забайкальская железная дорога.
С 9 июля по 20 августа перевозка пассажиров на Читинской ДЖД приостановлена в связи с «коронавирусными» ограничениями, введёнными Постановлениями Губернатора Забайкальского края от 08.07.2021 № 54 и от 06.08.2021 № 67.
67-й учебно-эксплуатационный сезон на самой восточной российской ДЖД, расположенной в Южно-Сахалинске в городском ПКиО им. Гагарина, открылся в традиционную дату — 9 мая. 2,2-километровая кольцевая линия Южно-Сахалинской ДЖД, действующая с 6 июня 1954 г., будет работать до середины сентября.
С 2011 г. после присоединения Сахалинской железной дороги к Дальневосточной ДЖД тоже стала считаться филиалом Дальневосточной ДЖД, расположенной в Хабаровске.
За перевозки пассажиров в сезоне-2021 по очереди отвечают два состава — из тепловоза ТУ7А-3351 и четырёх пассажирских вагонов и тепловоза ТУ10-005 и трёх пассажирских вагонов типа ВП750 Камбарского машиностроительного завода. Также в запасе у железнодорожников есть тепловоз ТУ7-2628.
Поезда отправляются от станции Комсомольская, расположенной на западной стороне кольца (Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Детская, 1, ГПКиО им. Гагарина). Промежуточная остановка — платформа Пионер, она расположена на восточной стороне. Составы следуют по кольцу «против часовой стрелки». Отправление от ст. Комсомольская в 10:30, 11:00, 11:30, 12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00. Полный круг поезд совершает за 13 мин. Стоимость проезда 170 руб., «детский» билет — 130 руб., а для детей до трёх лет проезд бесплатен.
В 2020 г. пассажирские перевозки по Южно-Сахалинской ДЖД не выполнялись из-за «коронавирусных» ограничений. В этом году до сентября более 150 детей будут осваивать железнодорожные профессии, а также получать навыки управления локомотивами ТУ-7 и ТУ-10. Поезда курсируют еженедельно со среды по воскресенье с 10:00 до 17:00, сообщила Дальневосточная железная дорога.
Центральный город Северной железной дороги в этом сезоне начал работу Ярославской ДЖД с 8 мая. Ярославская ДЖД («Малая Северная») открылась 9 мая 1946 г. на левом берегу Волги и действовала до 1958 г., когда из-за заполнения Горьковского водохранилища дорогу пришлось закрыть. После 12-летнего перерыва 17 апреля 1970 г. ЯДЖД вновь открылась в Яковлевском бору. Первоначальная новая трасса длиной 3,2 км с 2008 г. была увеличена до 5,7 км и теперь представляет собой почти что замкнутое кольцо, между тупиками которого чуть более 100 м. Головной станцией дороги, на которой расположено здание ДЖД и депо, является Пионерская (вблизи остановки «Яковлевское» автобусных маршрутов №№ 23, 31, 33, 40к и пригородных). Далее маршрут длиной 5,9 км проходит через платформу Луговая, разъезд Зелёная, платформу Юбилейная до оборотной станции Яковлевская.
Основными локомотивами на Ярославской ДЖД являются тепловозы ТУ10-024 и ТУ7А-3349. С 2019 г. перевозки по ДЖД наряду с тепловозами выполняет по отдельным дням и паровоз Гр-332, выпущенный в 1951 г. на заводе в Бабельсберге (Германия) и с 1986 г. стоявший на территории Ярославской детской железной дороги в качестве памятника. В 2018 г. по решению компании «РЖД» паровоз отремонтирован в депо Санкт-Петербург-Финляндский, прошёл обкатку на Южной трассе МОДЖД (Малой Царскосельской ДЖД) и вернулся на ЯДЖД как действующая единица подвижного состава.
В мае и сентябре Ярославская ДЖД работает по выходным дням, в летние месяцы — по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. Отправление от станции Пионерская в 10:30, 12:00, 14:45, а от соседней станции Яковлевская — в 11:15, 14:00 и 15:30. Время в пути между Яковлевской и Пионерской — 30 мин. По выходным и праздничным дням рейсы отправлением в 12:00 и 14:45 от Пионерской могут выполняться паровозом в случае его нахождения в рабочем состоянии.
Стоимость «взрослого» билета (для пассажиров от 10 лет) — 220 руб., «детского» (от двух до 10 лет) — 180 руб., дети до двух лет перевозятся бесплатно.
В этом году на ЯДЖД обучались около 900 школьников 12-17 лет из Ярославля, Тутаева, Тутаевского и Гаврилов-Ямского районов Ярославской области, сообщила Северная железная дорога.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.