Детские железные дороги России вступили в летний сезон—2019

  • Павел Яблоков
    6 июня 2019 г. — 23:55
    730
    Иллюстрация: 

    by_filin / Instagram

    Среди сезонно работающих железнодорожных линий одна категория выделяется особенно. По ним можно проехать, но главной является не столько возможность добраться из точки «А» в точку «Б», и тем более не скорость передвижения, сколько удовольствие от самого процесса. В России действуют 25 детских железных дорог. На них проходят обучение старшеклассники, более половины из которых впоследствии становятся профессиональными железнодорожниками.

    Детские железные дороги (ДЖД) – явление, появившееся в 1930-х гг. в СССР и востребованное в современной России. Регулярно обновляемые дороги разных лет постройки действуют во Владикавказе, Волгограде, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Кемерове, Красноярске, Кургане, Лисках, Московской области, Нижнем Новгороде, Новомосковске, Новосибирске, Оренбурге, Пензе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Свободном, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Челябинске, Чите, Южно-Сахалинске, Ярославле.

    Сейчас ДЖД являются социальными объектами – филиалами ОАО «РЖД» в качестве учебных предприятий, предназначенными для погружения школьников 12-17 лет в процесс перевозок. Главными отличиями от «обычных» железных дорог являются ширина колеи (как правило, 750 мм вместо общесетевой 1520 мм) и то, что все должности занимают дети, за которыми наблюдают (но стараются не вмешиваться в работу) инструкторы.

    Общая протяжённость всех 25 детских линий не так велика – всего 89 км. Но участков по несколько километров длиной хватает, чтобы смоделировать и освоить основные ситуации, присущие «взрослым» железным дорогам. 59 станций, более 210 локомотивов, разные технические объекты – всё это достояние доступно не только почти 14 тысячам юных железнодорожников, но и пассажирам. В роли последних в эти летние месяцы могут выступить все желающие, путешествуя по России. На некоторых дорогах летняя практика началась ещё в майские праздники, но многие сети перевезли первых пассажиров только в первый день лета.

    На ДЖД дети могут освоить более десятка специальностей, включённых в штатные расписания:

    • машинист тепловоза;
    • начальник поезда;
    • проводник пассажирского вагона;
    • контролёр-ревизор;
    • осмотрщик вагона;
    • ревизор;
    • дежурный по станции;
    • поездной диспетчер;
    • дежурный по вокзалу;
    • составитель вагонов;
    • диктор на станции;
    • помощник машиниста;
    • сигналист;
    • начальник поезда;
    • начальник смены;
    • экскурсовод;
    • путеец;
    • монтёр СЦБ.

    Детские железные дороги не являются аттракционами. Это учебные полигоны для практических занятий юных железнодорожников. Принятые на ДЖД правила эксплуатации также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования. За редким исключением, движение поездов осуществляется в дни практики – с мая-июня по август-октябрь в зависимости от дороги. С октября по май проходят теоретические занятия.

    TR.ru обобщил информацию о действующих детских железных дорогах в сезоне 2019 года.

    Владикавказ

    Детская железная дорога в Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) ещё до своего открытия, состоявшегося 2 мая 1968 года, получила имя Валентины Терешковой. Первая в мире женщина-космонавт в 1966 году приняла почётное участие в начале строительства Детской Северо-Кавказской железной дороги.

    В наше время протяжённость дороги составляет 2,7 км, на её трассе расположены две станции – Вечный огонь и Лагерная (бывшая Пионерская). Вокзал станции Вечный огонь (г. Владикавказ, просп. Коста, 30) находится вблизи трамвайной остановки маршрутов №№ 5 и 9 «Детская железная дорога».

    Стоимость проезда по дороге – 75 руб. Весной и осенью дорога работает только по воскресеньям, летом – по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям.

    Подвижной состав представлен тепловозами ТУ2-056, ТУ7А-2991, ТУ10-009 и семью пассажирскими вагонами: тремя модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода и четырьмя польского производства «PAFAWAG» выпуска 1959 г.

    Очередной сезон работы дороги – первый полноценный после двухлетнего перерыва – начался в мае и продлится до октября. В прошлом году ДЖД открылась только 19 июня.

    В ходе реконструкции, проведённой в 2016-2018 гг., на Владикавказской ДЖД заменили верхнее строение пути, реконструировали здание депо, благоустроили территорию, модернизировали системы наружного освещения и видеонаблюдения.

    Новые тренажёры и электрифицированные стенды появились в учебных классах. Среди них – тренажёрный комплекс с компьютерным управлением и интерактивные приложения с технологией дополненной реальности.

    Волгоград

    В административном центре Приволжской железной дороги – Волгограде – 71-й сезон на детской железной дороге открылся 1 мая.

    На Приволжской ДЖД протяжённостью 1,11 км действуют три остановочных пункта: Пионерская, Гаситель и Площадь Чекистов. Общая длина путевого развития – 1811 м.

    Отправление поездов от станции Площадь Чекистов (г. Волгоград, ул. Калинина, д. 14 – рядом с конечной остановкой трамвая СТ «Площадь Чекистов») ежедневно, кроме понедельников, в 10:30, 11:30, 12:30, 15:00, 16:00 и 17:00. Стоимость «взрослого» билета – 150 руб., «детского» (дети от пяти до 11 лет) – 100 руб., проезд детей до пяти лет – бесплатно.

    Подвижной состав Приволжской ДЖД представлен тепловозами ТУ7А-3360, ТУ10-004, ТУ10-031 и девятью пассажирскими вагонами модели 43-0011 выпуска 2009-2016 гг. производства Камбарского машиностроительного завода.

    Екатеринбург

    Единственная в России круглогодично работающая детская железная дорога – Свердловская в Екатеринбурге – с 1 мая перешла на летний график работы.

    Традиционно пассажирский сезон на Свердловской ДЖД, открытой 9 апреля 1960 года, продолжался с 1 мая по 1 октября. Однако с 2017 года, благодаря проведенной реконструкции и вводу в эксплуатацию ряда инфраструктурных объектов, ДЖД при Свердловской железной дороге работает круглый год. Летний график будет действовать до 30 сентября.

    Поезда со станции Екатеринбург-Детский в ЦПКиО им. Маяковского отправляются ежедневно в 11:00, 11:32, 12:04, 12:36, 13:08, 13:40, 14:12, 14:44, 15:16, 15:48, 16:20, 16:52, 17:24, 17:56, 18:28, а в выходные и праздничные дни делают ещё три поездки – в 19:00, 19:32 и 20:04. Полный оборот по маршруту совершается за 27 минут. Стоимость проезда – 165 руб. по «взрослому» билет, 95 по «детскому», дети до пяти лет перевозятся бесплатно. С 1 октября по 30 апреля дорога будет работать по сокращённому расписанию – только по пятницам, субботам, воскресеньям и праздничным дням с отправлением от станции Екатеринбург-Детский в 11:00, 11:32, 12:04, 12:36, 13:08, 13:40, 14:12, 14:44, 15:16, 15:48, 16:20, 16:52, 17:24, 17:56, 18:28 – аналогично «летнему» расписанию рабочих дней.

    На трассе ДЖД длиной 3,1 км три станции – Екатеринбург-Детский, Центральная, Юбилейная и два остановочных пункта – Солнечная и Пионерская.

    Новый комплекс Свердловской ДЖД открылся после реконструкции в 2016 году. Были построены вокзал, депо и эстакада: поезда стали прибывать на перрон станции Екатеринбург-Детский, расположенный на уровне третьего этажа вокзала.

    Подвижной состав дороги состоит из тепловозов ТУ2-236, ТУ7А-3355 и ТУ10-013, девяти пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода и пяти фирмы PAFAWAG. С мая по октябрь по выходным и праздничным дням для вождения составов периодически привлекаются раритетные паровозы ДЖД: немецкий Dh2T постройки 1931 года и советский ВП4-1425, выпущенный в 1956 году.

    Около вокзала станции Екатеринбург-Детский открыт музей узкоколейной железнодорожной техники с более чем 30 экспонатами, среди которых восстановленные до рабочего состояния паровозы, тепловозы, специальный подвижной состав, пассажирские и грузовые вагоны.

    Иркутск

    Юбилейный 80-й сезон на ДЖД в центре столицы Восточно-Сибирской железной дороги – Иркутска, на острове Юность, начался 9 мая.

    Пассажиров по очереди переводят два поезда, получившие названия «Сибирячок» и «Юность».

    Детская Восточно-Сибирская железная дорога будет работать до 31 августа ежедневно кроме понедельников и вторников. Отправление от станции Солнечная по круговому маршруту продолжительностью 20 минут – в 10:40, 11:30, 12:20, 14:40, 15:30, 16:20 и 17:10.

    Сеть Детской Восточно-Сибирской железной дороги включает в себя три станции – Солнечная, Ангара и Родники. Длина железнодорожного пути – 4,15 км. На дороге используются тепловозы ТУ10-016, ТУ2-053, ТУ2-228, ТУ7А-2925 и ТУ7А-3362, 14 пассажирских вагонов Демиховского завода и пять – Камбарского завода. Вблизи у главного здания ДЖД (г. Иркутск, остров Юность, 3) установлен памятник паровозу Л-3507.

    Казань

    Одна из самых молодых ДЖД в стране и вторая на Горьковской железной дороге действует в Казани в городском лесопарке «Лебяжье». Её открытие состоялось 30 августа 2007 года.

    На сети общая протяжённостью путей 4,43 км расположено две станции – Яшьлек (Молодёжная), Изумрудная и две платформы – Спортивная и Берёзовая роща. Полный круг поезд совершает за 24 минуты.

    Перевозочный процесс обеспечивают два тепловоза – ТУ7А-3344 и ТУ10-022, четыре пассажирских пассажирские вагоны закрытого типа и два пассажирских вагона открытого типа («дилижансы»).

    Поездки совершаются в летние месяцы ежедневно, кроме понедельников и вторников. Отправление поездов от станции Яшьлек (Молодёжная) – в 10:00, 11:23, 14:15 и 15:30. Стоимость «взрослого» билета «туда и обратно» – 100 руб., «детского» (от пяти до 10 лет) – 50 руб., дети до пяти лет без представления места для сидения перевозятся бесплатно.

    В поезде «Радуга» может разместиться до 157 человек.

    Вокзал расположен на начальной станции Яшьлек (г. Казань, Кировский р-н, п. Залесный, ул. Алтынова, д. 4а – вблизи остановки «Железнодорожный техникум» автобусов №№ 46 и 72) по соседству с депо. На конечной станция Изумрудная (Юдинский Карьер), расположенной у пляжной зоны отдыха, построен кассовый павильон.

    Кемерово

    На Кемеровской ДЖД 1 июня открылся 12-й сезон – детище Западно-Сибирской железной дороги является одним из самых молодых в стране: она была построена в 2008 году.

    Линия между главной станцией дороги – Пионерской (г. Кемерово, Притомский проспект, д. 1 – остановка «Управление РЖД» автобуса № 83т) – и оборотной Городской с разъездом Притомский в течение лета будет работать ежедневно, кроме понедельника и вторника. Отправление поездов Кемеровской ДЖД от Городской в сторону Пионерской и от Пионерской в сторону Городской симметричное – в 11:00, 11:40, 12:20, 13:00, 14:00, 14:40, 15:20, 16:00, 16:40, 17:20, 18:00. Но пятиминутная остановка на разъезде Притомский предусмотрена только в сторону Городской. Поэтому путь от Пионерской до Городской занимает 20 мин., в то время как обратный – 15. Стоимость билета для детей от 3 до 10 лет – 60 руб., для взрослых и детей с 10 лет – 120 руб. Завершится сезон 3 сентября.

    По дороге будут курсировать 2 состава, состоящие из тепловозов серии ТУ7А-3345 и ТУ10-023 и трёх пассажирских вагонов.

    Красноярск

    Самая узкоколейная дорога страны и старейшая ДЖД из действующих – Красноярская – 1 июня открыла свой 83-й сезон в Центральном ПКиО. Несмотря на малую протяжённость дороги – всего 1300 м – она является уникальной сразу по ряду параметров.

    Если остальные ДЖД имеют пути колеи 750 мм, то на Красноярской ширина колеи всего 508 мм. Но и это не предел – в своё время дорогу уже перешили на «широкую» колею – изначально расстояние между рельсами составляло всего 305 мм. Из-за нестандартности колеи Красноярская ДЖД традиционно использует локомотивы и вагоны разработки местных железнодорожников.

    Собственно, и своим появлением она обязана ученикам фабрично-заводского училища (ФЗУ) Красноярского паровозоремонтного завода, которые своими руками собрали уменьшенную модель распространённого тогда паровоза СУ. Разработка так понравилась горожанам, что для её регулярного использования на манер «каши из топора» в дополнение к локомотиву появилась целая железная дорога.

    На кольцевом маршруте, обретшем свою нынешнюю форму с 2008 года, расположены главная станция дороги Юбилейная и платформа Мечта.

    Красноярская ДЖД является и самой экологичной. С 2016 года на дороге работает «Сибирячок» – первый в истории ДЖД электролокомотив, оснащённый двумя двигателями постоянного тока, работающими от аккумуляторов. Также ни одна другая ДЖД не может похвастаться наличием поворотного круга для локомотивов и вагонов. Он изготовлен из башни крана путевой машины ПРЛ с отдельным приводом и штурвалом. Разворот подвижной единицы производится вручную.

    В 2019 году дорога будет работать ежедневно, кроме понедельников, до конца августа с 11:30 до 16:30.

    Подвижной состав ДЖД состоит из двух мотовозов, одного электролокомотива и 12 вагонов.

    Кратово – Жуковский (Московская область)

    С 28 мая работает в этом году действующая с 1937 года Московская ДЖД со штаб-квартирой в посёлке Кратово Раменского района Подмосковья (Московская область, п. Кратово, ул. Центральная, 5). Она соединяет его с соседним городом Жуковский, где у платформы электричек Отдых Казанского направления МЖД расположена вторая конечная станция Юность.

    Поезда по МДЖД следуют пять дней в неделю – ежедневно, кроме понедельников и воскресений.

    На дороге протяжённостью 3,8 км между станциями Пионерская и Юность расположена также платформа Школьная. Полный путь «из конца в конец» занимает 15 мин.

    Стоимость проезда в одну сторону – 60 руб. по «детскому» билету и 80 по «взрослому». Дорога будет работать до 25 августа.

    Отправление поездов от станции Пионерская – в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, а также по субботам в 15:00, от станции Юность – в 11:30, 12:30, 13:30, 14:30 и по субботам в 15:30.

    В день в зависимости от погодных условий следует от трёх до пяти пар поездов. Последние поезда могут отменяться – эта «особенность» Московской ДЖД зачастую неприятно «радует» припозднившихся туристов. Также из-за санитарных дней дорога не будет работать 4 июня и 9 июля.

    Подвижной состав дороги состоит из тепловозов типа ТУ2-078, ТУ2-129, ТУ2-241, ТУ10-032 и шести пассажирских вагонов 2005 года выпуска Мытищинского машиностроительного завода. ТУ10-032 на сегодня самый молодой тепловоз среди всех российских ДЖД – он выпущен в 2018 году спустя два года после предшественника – ТУ10-031, поступившего на Малую Приволжскую ДЖД в Волгограде. В противовес ему, выпущенные в 1956-1959 гг. тепловозы серии ТУ2 являются одними из самых старых.

    Курган

    Курганская детская железная дорога в ЦПКиО г. Кургана, считающаяся филиалом Челябинской ДЖД, открыла свой очередной сезон 1 мая.

    Линия длиной 1,5 км соединяет главную станцию Пионерская, где находится вокзал, с оборотной Звёздочка.

    Курганская ДЖД, входящая в структуру Южно-Уральской железной дороги, была открыта 13 августа 1989 года.

    С 2011 года перевозки по ДЖД выполняются тепловозом ТУ10-007 и тремя пассажирскими вагонами Камбарского машиностроительного завода. 

    Лиски (Воронежская область)

    Юго-Восточная детская железная дорога, базирующаяся в ПКиО города Лиски Воронежской области, открыла летний перевозочный сезон 1 мая.

    В 2019 году прогулочные поезда на Юго-Восточной ДЖД будут отправляться с 1 мая по 30 сентября ежедневно, кроме понедельника и вторника, от станции Задоринка в 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00, 18:30, 19:00, 19:30 и 19:50. По средам последний рейс будет совершаться в 17:00. Полный круг по дороге можно совершить за 10 минут. Цена «взрослого» билета – 70 руб., «детского» (дети до 14 лет) – 50 руб., для детей до трёх лет проезд бесплатный.

    ДЖД в городе Георгиу-Деж (с 1991 г. – Лиски) открылась 6 августа 1989 года. 23 апреля 2014 года состоялось второе рождение дороги – она открылась после масштабной реконструкции.

    Перевозки по дороге выполняются тепловозами ТУ7А-3352 и ТУ10-020 с прицепными пассажирскими вагонами.

    Нижний Новгород

    В этом году флагманская ДЖД Горьковской железной дороги будет праздновать своё 80-летие: движение по ней открыто 8 ноября 1939 года. Однако отпразднуют круглую дату местные железнодорожники, уже сидя за партами.

    В 2019 году ДЖД в Нижнем Новгороде работает с 1 июня по 31 августа ежедневно, кроме воскресений и понедельников.

    Поезда отправляются по «круговому» маршруту от главной станции Родина в 10:00, 11:00, 14:00, 15:00. Стоимость билетов: «взрослого» – 155 руб., «детского» – 105 руб. 

    На маршруте поездов расположены ещё два остановочных пункта – Пушкино и Счастливая. Каждый из них размещён в тупике с обгонным путём, вместе они образуют гигантский разворотный треугольник, обернувшись через который поезд может вернуться назад на станцию Родина. Поэтому неотъемлемой частью любой поездки являются перецепка локомотива из головной части состава в хвостовую и 10-минутные стоянки в процессе этих маневров. Общая протяжённость дороги – 3,2 км (с путевым развитием – 4,1 км).

    В 2019 году на станции Счастливая (действует с 1994 года) построено новое помещение дежурного по станции, оборудованное новейшими средствами управления движения поездов.

    Перевозочный процесс обеспечивают паровоз Кп-4-430, тепловозы ТУ7-2567, ТУ7А-3346, ТУ10-003, пять пассажирских вагонов ПВ750 и два открытых вагона типа «дилижанс», а также три грузовых платформы. А тепловоз ТУ2-233 установлен на «вечной стоянке» невдалеке от вокзала.

    В здании вокзала станции Родина (г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, д. 23а (вблизи станции метро «Чкаловская»)) действует выставка детского технического творчества, а на третьем этаже здания находится музей, в котором воссоздан макет дороги в её «золотой век» – с 1939 по 1965 гг., когда её протяжённость составляла 9,1 км.

    Новомосковск

    Вторая действующая на Московской железной дороге ДЖД расположена в Новомосковске Тульской области. Она открылась 21 декабря 1953 года.

    Сейчас протяжённостью путей составляет 2,7 км. На кольцевой трассе, помимо головной станции Берёзки (Тульская область, г. Новомосковск, ул. Бережного, д. 1), для пассажиров действуют платформы Парковая и Исток Дона. Путь по кругу занимает 12-15 минут.

    Особенностью железной дороги является то, что не все поезда следуют со всеми остановками. Часть поездов обозначена в расписании Тульской ДЖД скорыми и они пропускают платформу Парковая.

    Отправление от станции Берёзки по четвергам и пятницам в 10:20, 10:45, 11:10 (скорый), 11:30, 11:52, 12:15 (скорый), 12:35, 14:10, 14:35 (скорый), 15:00, 15:30 (скорый), 16:00, 16:30 (скорый), 16:55. По выходным и праздничным дням рейсов чуть больше – отправление от станции Берёзки в 10:00, 10:25, 10:47 (скорый), 11:10, 11:35, 12:00 (скорый), 12:20 (скорый), 12:40, 14:10, 14:35, 15:00, 15:25 (скорый), 15:50, 16:20, 16:50 (скорый), 17:15. Стоимость «взрослого» билета – 55 руб., «детского» (дети до 10 лет) – 45 руб.

    Подвижной состав на Тульской ДЖД является одним из самых современных на ДЖД – тепловозы ТУ10-002 и ТУ10-018, а также восемь пассажирских вагонов модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода.

    Новосибирск

    1 июня открылся 15-й сезон работы Новосибирской детской железной дороги – «дочки» Западно-Сибирской железной дороги – расположившейся в Заельцовском ПКиО.

    Первая очередь ДЖД общей протяжённостью 2,63 км открылась 4 июня 2005 года. Она стала 23-й «малой железной дорогой» в современной России. С 6 августа 2006 года дорога имеет существующую трассу и длину 5,3 км.

    В сезоне-2019 движение поездов осуществляется в среду, четверг и пятницу с 11:00 до 18:00, в субботу и воскресенье – с 11:00 до 19:00. Понедельник и вторник – дни технического обслуживания.

    На железнодорожной линии расположены станция Заельцовская, разъезд Локомотив, станция Спортивная, разъезд Ельцовский и станция Зоопарк. Главная станция дороги – Спортивная (г. Новосибирск, Заельцовский парк, 2). Путь между станциями Заельцовский парк и Зоопарк занимает 46 минут с учётом 15-минутной стоянки на главной станции Новосибирской ДЖД – Спортивной.

    Отправление по средам, четвергам и пятницам от станции Зоопарк до Заельцовского парка в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, а в 18:00 поезд следует только до станции Спортивная. От станции Спортивная в сторону Заельцовского парка поезда отправляются в 10:30, 11:30, 12:30, 13:30, 14:30, 15:30, 16:30, 17:30, в сторону Зоопарка – в 10:31, 11:31, 12:31, 13:31, 14:31, 15:31, 16:31, 17:31. От Заельцовского парка до Зоопарка поезда отправляются в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, а в 18:00 поезд следует только до станции Спортивная.

    По выходным и праздничным дням отправление от станции Зоопарк до Заельцовского парка в 11:00, 11:30, 12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00, а рейсы в 18:30 и 19:00 следуют только до станции Спортивная. От станции Спортивная в сторону Заельцовского парка поезда отправляются в 10:30, 11:00, 12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00 и 18:30, в сторону Зоопарка – в 10:31, 11:00, 11:31, 12:00, 12:31, 13:00, 13:31, 14:00, 14:31, 15:00, 15:31, 16:00, 16:31, 17:00, 17:31, 18:00, 18:31. От Заельцовского парка до Зоопарка поезда отправляются в 11:00, 11:30, 12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00, 14:30, 15:00, 15:30, 16:00, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00, а в 18:30 и 19:00 поезда следуют только до станции Спортивная.

    Стоимость проезда между станциями Зоопарк и Заельцовский парк – 120 руб., по участкам Заельцовский парк – Спортивная или Спортивная – Зоопарк – 70 руб., по участкам Заельцовский парк – Локомотив или Спортивная – Локомотив – 40 руб. При этом в сообщении Локомотив – Зоопарк билет в одну сторону стоит 90 руб., а «туда и обратно» – 160 руб. Детские билеты для пассажиров от трёх до 10 лет стоят в два раза меньше. Только на станции Спортивная можно приобрести билет за безналичный расчёт.

    Подвижной состав дороги состоит из четырёх тепловозов ТУ7А-3338, ТУ7А-3339, ТУ7А-3343, ТУ10-006 и прицепных пассажирских вагонов.

    Оренбург

    31 мая Оренбургская детская железная дорога открыла 66-й сезон летних пассажирских перевозок, начало которых отсчитывается с 26 июля 1953 года.

    От станции Комсомольская (г. Оренбург, ул. Кирова, д. 37), расположенной на набережной реки Урал, линия простирается на 5,8 км до станции Кировская с промежуточными остановками Пионерская и Дубки.

    В 2019 году перевозки выполняются до конца лета по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. Отправление от станции Комсомольская – в 9:54, 11:15, 12:34, 14:35, 15:54, от станции Кировская – в 10:33, 11:52, 13:11, 15:12 и 16:31. Путь в одну сторону займёт 27 минут, кроме рейса отправлением 13:11 от станции Кировская, который 45 минут простоит на станции Дубки. Стоимость «взрослого» билета в одном направлении – 50 руб., «детского» (от пяти до 14 лет) – 25 руб., дети до пяти лет перевозятся бесплатно без предоставления отдельного места.

    Перевозки пассажиров выполняют тепловозы ТУ10-021 и ТУ10-028 и шесть вагонов Камбарского машиностроительного завода.

    Пенза

    25 мая начался 34-й сезон Пензенской детской железной дороги, созданной в своё время по решению Куйбышевской железной дороги и местных властей.

    Протяжённость Пензенской ДЖД (г. Пенза, ул. Измайлова, 93 – вблизи остановки «Детская железная дорога» автобусов №№ 9, 93, 99 и 419) с двумя станциями Пионерская и Сосновка составляет 2,5 км.

    Подвижной состава дороги состоит из тепловозов ТУ2-195, ТУ10-008, а также трёх пассажирских вагонов серии ВП-750 производства Камбарского завода 2011 года выпуска.

    Ростов-на-Дону

    В 2019 году не будут работать поезда на Ростовской детской железной дороге в ПкиО им. Н. Островского, где Северо-Кавказская железная дорога проводит плановую реконструкцию объекта, открывшегося 9 ноября 1940 года.

    Из-за увеличения объёма строительных работ сроки модернизации Ростовской ДЖД продлены до середины 2020 года, так как решено полностью обновить инфраструктуру и учебную базу.

    Первоначально планировалось ограничиться заменой железнодорожных путей и ремонтом отдельных помещений станции Солнечная и локомотивного депо.

    Теперь проект предусматривает уже полную замену инженерных коммуникаций, устройств сигнализации и железнодорожных путей, а также ремонт всех зданий Ростовской ДЖД. На всём протяжении малой магистрали обустроят новые пешеходные переходы и переезды, обновят железнодорожный мост. А на участке в районе торгового центра «Эльдорадо» ДЖД защитят от нарушения графика поездов из-за неправильно припаркованных машин – специальными ограждениями железнодорожную трассу обособят от автопарковки.

    К ноябрю этого года планируется отреставрировать учебные здания, чтобы юные железнодорожники не пропускали учебный год. А поезда выйдут на реконструированную трассу не раньше середины следующего лета – в год 80-летия Ростовской ДЖД.

    До начала реконструкции протяжённость дороги составляла 3,5 км, на которых располагалась одна станция Имени Вити Черевичкина и две остановочные площадки Солнечная и Победа. В депо ДЖД содержатся паровоз Гр-185, тепловозы ТУ2-152, ТУ7А-3353, ТУ10-019, ТУ10-026 и 13 узкоколейных пассажирских вагонов (четыре – Демиховского завода и девять – Камбарского машиностроительного завода).

    Санкт-Петербург – Пушкин

    Петровская столица России – единственный в стране город, где детских железных дорог сразу две. Одна из них расположена в северной части города, другая соединяет южный район Купчино с городом Пушкин. Поэтому когда речь идёт о Малой Октябрьской ДЖД, нужно уточнять – Северная или Южная трассы имеются в виду.

    Исторически первой является Северная трасса, открывшаяся в августе 1948 года. Именно от неё ведётся отсчёт 71-го сезона летней практики. Однако по статусности пальму первенства перехватила более молодая Южная, которая строилась вместо Северной, но в итоге стала работать вместе с ней – дальнейшее сокращение пути первой дороги, уменьшившегося с девяти до двух километров, приостановилось и спасло её от полного исчезновения.

    Даже открытие движения сначала провели 1 июня в городе Пушкин на станции Царскосельская, расположенной рядом с платформой Детскосельская Витебского направления Октябрьской железной дороги. И лишь потом – 2 июня – открыли Северный участок.

    В этом году на открытии Южной трассы ДЖД (также называемой Малой Царскосельской ДЖД) публике впервые был представлен легендарный тепловоз ТУ3, работавший на Малой Октябрьской железной дороге в 1964-1996 гг. и отреставрированный в 2018 году в качестве музейного экспоната. Он, как и паровоз Кп-4-447 1955 года выпуска постройки Коломенского завода, будут работать по особо торжественным дням. А основными «рабочими» локомотивами на дороге являются тепловозы ТУ7А-2866, ТУ10-003 и ТУ10-030.

    Южный участок ДЖД проходит вдоль Витебского направления Октябрьской железной дороги от станции Царскосельская до станции Молодёжная, расположенной невдалеке от станции метро «Купчино». В середине расположен разъезд Юный – рядом с платформой электричек Шушары. На станции Царскосельская силами совета юных железнодорожников создан стационарный ретропоезд, в состав которого вошли два вагона-музея, вагон-кинотеатр и вагон-кафе.

    На Северном участке МОДЖД расположены одна станция Озёрная и оборотный разъезд Юный. Движение обеспечивают тепловоз ТУ10-025 и девять пассажирских вагонов. В запасе имеется также ветеран ТУ2-191 1958 года выпуска.

    Особую ценность магистрали для любителей железных дорог и юных железнодорожников составляют сохранившиеся исторические элементы железнодорожного транспорта, созданные до эпохи автоматизации человеческого труда: полуавтоматическая блокировка, контрольные замки системы Мелентьева, ручной перевод стрелок.

    И Северная, и Южная трассы будут перевозить пассажиров по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям.

    На Южной трассе поезда следуют с 1 июня по 29 августа. Отправление от станции Молодёжная в 10:00, 10:54, 12:00, 13:00, 14:04, 15:02, 16:06, от станции Царскосельская – в 10:47, 11:47, 12:51, 13:50, 14:55, 15:55, 16:52. Путь в одну сторону занимает 30-35 мин. Два состава каждый рейс, кроме первого и заключительного, встречаются на разъезде Юный. Стоимость проезда в одну сторону для взрослых и детей старше 12 лет – 200 руб, для детей от пяти до 12 лет – 50 руб., дети до пяти лет, ветераны боевых действий, члены многодетных семей и люди с ограниченными возможностями перевозятся бесплатно.

    На Северной трассе поезда следуют со 2 июня по 25 августа. Отправлении от станции Озёрная в 10:00 (только по выходным дням), 11:00, 11:52, 12:44, 13:36, 14:28, 15:20, 16:12, от станции Юный – в 10:25 (только по выходным дням), 11:25, 12:17, 13:09, 14:01, 14:53, 15:45 и 16:37. Путь между станциями занимает семь минут. Стоимость проезда в одну сторону – 75 руб. для взрослых и 25 руб. для детей. Бесплатный проезд предоставляется аналогично Южной трассе, сообщает официальная группа МОДЖД в ВКонтакте.

    Свободный (Амурская область)

    Самая длинная ДЖД России и старейшая на Забайкальской железной дороге находится в одном из самых малоизвестных и малопосещаемых городов – 50-тысячном Свободном. Длина главного пути составляет 10,5 км. Также это единственная ДЖД, которая пересекается с Транссибирской магистралью – соединительная линия между станцией Юность и депо проходит под путепроводом над Деповской улицей.

    2 июня на действующей с 4 августа 1940 года Свободненской ДЖД открылся 79-й сезон летних пассажирских перевозок.

    Линия между станциями Пионерская и Юность с остановочными пунктами Дальневосточная и Подгорная будет работать всё лето до 24 августа ежедневно, кроме воскресенья и понедельника. Отправление от станции Юность – в 8:45, 10:30, 13:45 и 15:30, от станции Пионерская – в 9:35, 11:25, 14:35 и 15:25. Стоимость «детского» билета «в один конец» между станциями Юность и Пионерская – 35 руб., «взрослого» – 65 рублей.

    Благодаря своей протяжённости и расположению, Свободненская ДЖД пользуется популярностью как у горожан, так и у гостей города: по ней можно совершить загородную поездку в поселок Бардагон или в летний оздоровительный лагерь «Сосновый бор».

    Подвижной состав дороги состоит из тепловозов ТУ2-069, ТУ7А-3214, ТУ10-014, шести пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода выпуска 2011-2014 гг., четырёх грузовых платформ и одного крытого вагона. Тепловоз ТУ2-001 установлен на станции Юность на «вечную стоянку».

    Тюмень

    Юбилейный 50-й сезон открылся 1 июня на Тюменской детской железной дороге, входящей в состав Свердловской железной дороги.

    Первые пассажиры перевезены на Тюменской ДЖД 3 августа 1969 г.

    Сейчас железная дорога протяжённостью 3,8 км, проходящая вдоль озера Андреевское близ посёлка Боровского, соединяет станции Юность и Приозёрная и два промежуточных пункта – платформы Солнечная и Лесная. Полный круг по маршруту занимает 45 минут.

    Поезда отправляются в рейс ежедневно, кроме понедельников и вторников, от станции Юность в 10:30, 11:30, 13:30 и 14:30. Стоимость проезда – 200 руб., «детский» билет для детей до 11 лет – 150 руб., дети до пяти лет без предоставления отдельного места провозятся бесплатно.

    Подвижной состав Тюменской ДЖД представлен двумя тепловозами ТУ10-011 и ТУ10-029 Камбарского машиностроительного завода 2010 и 2015 года выпуска, а также пятью пассажирскими вагонами типа ВП750 Камбарского машиностроительного завода.

    В 2016 году отслужившие свой срок тепловозы ТУ2 и вагоны заняли почетное место на привокзальной площади станции Юность (Тюменская область, Тюменский район, пос. Боровский, Трактовая ул. 91) в качестве музейных экспонатов.

    Уфа

    С 1 мая открыт очередной сезон пассажирских перевозок на Уфимской ДЖД, расположенной в парке им. И.Якутова.

    На подведомственной Куйбышевской железной дороге линии Уфимской ДЖД длиной 2 км находятся две станции – Юность (с вокзалом и билетными кассами) и Приозёрная (с депо и учебными классами).

    Она работает пять дней в неделю – ежедневно, кроме понедельников и вторников. Поезд совершает 18 рейсов в день с 11:00 до 18:30. Отправление от Приозёрной в 11:15, 11:30, 11:45, 12:00, 12:15, 12:30, 12:45, 13:00, 13:15, 13:30, 13:45, 15:15, 15:30, 15:45, 16:00, 16:15, 16:30, 16:45, 17:00, 17:15, 17:30, 17:45, 18:00, 18:15. По средам выполняются рейсы только после 15:00. Полный круг по кольцу с двухминутной стоянкой на Юности занимает 10 минут. Стоимость «взрослого» билета – 120 руб., детского – 110 руб.

    Подвижной состав представлен тепловозами ТУ7А-3357, ТУ10-010 и пассажирскими вагонами.

    Хабаровск

    Дальневосточная ДЖД в Хабаровске, центральном городе Дальневосточной железной дороги, открыла 61-й сезон 26 мая (она действует с 19 мая 1958 года).

    ДЖД в Хабаровске будет работать ежедневно, кроме понедельника, вплоть до 15 сентября. В графике каждого дня запланировано по восемь поездок от станции Пионерская до станции Юбилейная, за которой расположено депо ДЖД, и обратно – с остановкой на платформе Совхозная. Отправление от станции Пионерская (г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 1А – рядом с остановкой «Детская железная дорога» автобусов №№ 13, 40, 82) в 10:00, 10:45, 11:30, 12:15, 14:10, 14:55, 15:40, 16:20. Цена «детского» билета – 100 руб., «взрослого» – 140 руб. Протяжённость однопутной линии – 2,5 км, составы преодолевают это расстояние за 10 минут.

    Перевозочный процесс обеспечивают тепловозы ТУ10-017 и ТУ7А-3361 и шесть пассажирских вагонов типа ПВ43. Ещё несколько более старых локомотивов «работают» памятниками – паровоз П-159-6421 и тепловозы ТУ2-243, ТУ7-2612.

    Челябинск

    8 мая на станции им. Павлика Морозова в ЦПКиО им. Ю.А.Гагарина открылся юбилейный 70-й сезон на Челябинской детской железной дороге – движение здесь началось 31 июля 1949 года.

    Сейчас протяжённость дороги составляет 5,8 км. На ней расположены пять станций – Звездная, им. Павлика Морозова, Водная, Лесная, Солнечная – и платформа Зоопарк. Путь в одну сторону занимает 28 минут.

    Стоимость взрослого билета «туда-обратно» – 130 руб., для детей от трёх до 10 лет – 90 руб., дети до трёх лет перевозятся бесплатно без предоставления отдельного места.

    Поезда работают на Челябинской ДЖД ежедневно, кроме понедельников и вторников. Впрочем, движение поездов может отменяться из-за непогоды.

    Отправление по средам, четвергам и пятницам от станции Звёздная в 10:36, 11:50, 13:04, 14:18, 15:32 и 16:46, от станции Солнечная – в 11:14, 12:28, 13:42, 14:56, 16:10, а последний рейс в 17:24 следует до станции им. Павлика Морозова. Начинается движение от станции им. Павлика Морозова в сторону Звёздной в 10:25.

    По выходным дням на ДЖД работает сразу два состава. Отправление от Звёздной до Солнечной в 11:01, 12:15, 13:29, 14:06, 14:43, 15:20, 15:57, 16:34, 17:11, 17:48, а также в 18:25 до станции им. Павлика Морозова. Отправление от Солнечной до Звёздной в 11:39, 12:53, 13:30, 14:07, 14:44, 15:21, 15:58, 16:35, 17:12, 17:49, а также в 18:26 до станции им. Павлика Морозова. От той же станции начинаются рейсы поездов до Звёздной в 10:50 и до Солнечной в 13:00.

    Подвижной состав Челябинской ДЖД состоит из тепловозов ТУ7А-3356, ТУ7А-3359 и одного тепловоза ТУ10-015, пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода и трёх грузовых платформ. В запасе также числится ветеран возраста немного младше самой дороги – ТУ2-084 1957 года выпуска.

    Чита

    1 июня стартовал 48-й сезон перевозок по Читинской ДЖД, входящей в состав Забайкальской железной дороги. Она открылась 2 сентября 1971 года, но по ряду причин с движение с пассажирами началось только 11 августа 1974 года.

    На железной дороге протяжённостью 3,75 км, проходящей вдоль левого берега реки Читы, расположены станции Поречье и Северная и остановочный пункт Солнечная.

    Ежедневно до 31 августа, кроме понедельников и воскресений, поезда со станции Поречье (г. Чита, 1-я Ипподромная ул., 5) будут отправляться в 9:20, 10:20, 11:20, 14:00, 15:00 и 16:00. Стоимость «детского» билета – 35 руб., «взрослого» – 65 руб.

    За перевозки пассажиров отвечают тепловозы ТУ7-3199, ТУ7-3354, ТУ10-012, ТУ10-027, а также шесть цельнометаллических вагонов модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода. Для перевозки грузов предназначены два крытых вагона, три полувагона и четыре платформы. В запасе также стоит тепловоз ТУ2-208.

    Южно-Сахалинск

    9 мая открылся очередной сезон на самой восточной ДЖД, расположенной в Южно-Сахалинске в городском ПКиО им. Гагарина. В этом году двухкилометровая кольцевая линия будет работать до 15 сентября.

    Южно-Сахалинская ДЖД действует с 6 июня 1954 года. С 2011 года после присоединения Сахалинской железной дороги к Дальневосточной ДЖД тоже стала считаться филиалом Дальневосточной ДЖД, расположенной в Хабаровске.

    За перевозки пассажиров в сезоне-2019 будут по очереди отвечать два состава – из тепловоза ТУ7А-3351 и четырёх пассажирских вагонов и тепловоза ТУ10-005 и трёх пассажирских вагонов типа ВП750 Камбарского машиностроительного завода. Также в запасе у железнодорожников припасён тепловоз ТУ7-2628.

    Поезда будут отправляться от станции Комсомольская, расположенной на западной стороне кольца (Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Детская, 1, ГПКиО им. Гагарина). Промежуточная остановка – платформа Пионер – расположена на восточной стороне, и её внешнему облику могут позавидовать многие остановочные пункты «обычных» железных дорог Сахалина.

    Составы следуют по кольцу «против часовой стрелки».

    До этого года колея пути на Сахалинской ДЖД являлась самой «широкой» относительно «взрослой» железной дороги. Если на основной сети Российских железных дорог используется колея 1520 мм, вдвое превосходящая по ширине стандартную для ДЖД колею 750 мм, то на Сахалине колея ДЖД отличается от основной островной «японской» колеи 1067 мм менее, чем на треть. Но уже этой осенью большинство железных дорог Сахалина переключится на работу на колее 1520 мм.

    Ярославль

    Центральный город Северной железной дороги в этом году открыл 30 апреля очередной сезон на Ярославской ДЖД с презентации новинки. Теперь в очередь с другими локомотивами пассажиров будет перевозить тепловоз Гр-332.

    Раритетный локомотив выпущен в 1951 году на заводе в Бабельсберге (Германия) и с 1986 года стоял на территории Ярославской детской железной дороги в качестве памятника. В 2018 году по решению компании «РЖД» паровоз отремонтирован в депо Санкт-Петербург-Финляндский, прошёл обкатку на Южной трассе МОДЖД (Малой Царскосельской ДЖД) и вернулся на ЯДЖД как действующая единица подвижного состава. Однако основными «рабочими лошадями» будут, как и прежде, тепловозы ТУ10-024 и ТУ7А-3349.

    Ярославская ДЖД открылась 9 мая 1946 г. на левом берегу Волги и действовала до 1958 года, когда из-за заполнения Горьковского водохранилища дорогу пришлось закрыть. 17 апреля 1970 г. ЯДЖД вновь открылась в Яковлевском бору. Действующая трасса представляет собой почти что замкнутое кольцо, между тупиками которого чуть более 100 м. Головная станция дороги, на которой расположено здание ДЖД и депо, — Пионерская (вблизи остановки «Яковлевское» автобусных маршрутов №№ 23, 31, 33, 40к и пригородных). Далее маршрут длиной 5,9 км проходит через платформу Луговая, разъезд Зелёная, платформу Юбилейная до оборотной станции Яковлевская.

    В мае и сентябре Ярославская ДЖД работает по выходным дням, в летние месяцы – по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. Отправление по четвергам и пятницам от станции Пионерская в 10:30, 12:00, 14:45, а от соседней станции Яковлевская – в 11:15, 14:00 и 15:30. Отправление по выходным и праздничным дням от станции Пионерская в 11:15, 14:00 и 15:30, от станции Яковлевская – в 10:30, 12:00, 14:15 и 16:15. Время в пути между конечными станциями – 30 мин.

    Стоимость «взрослого» билета (для пассажиров от 10 лет) – 200 руб., «детского» (от двух до 10 лет) – 150 руб., дети до двух лет перевозятся бесплатно.

    В летний сезон для туристических прогулок с детьми транспортники подготовили специальные прогулочные маршруты. В Санкт-Петербурге по выходным дням действует кольцевая линия музейного трамвая.

    Виды транспорта: