В Вологде запустили три троллейбусных экспериментальных маршрута

  • Павел Яблоков
    19 августа 2021 г. — 18:10
    506
    Иллюстрация: 

    Пресс-служба Администрации Вологды / vologda.mk.ru

    С 18 августа количество троллейбусных маршрутов в Вологде выросло в четыре раза. В дополнение к единственной оставшейся после 2018 г. «четвёрке» город организовал перевозки по трём экспериментальным направлениям. Для их постоянного обслуживания необходимо пополнение парка новой техникой. В этом же году закупки ограничились тремя машинами.

    Вологодский троллейбусный ренессанс: маршруты и подвижной состав

    Полученные в конце первой половины месяца три новых троллейбуса 5298.01 «Авангард» производства местного завода «Транс-Альфа», с 18 августа приступили к работе на тестовых маршрутах. Несколько лет испытывавшее сложности троллейбусное хозяйство Вологды, пройдя череду имущественных споров, стабилизировалось в муниципальном ведении. Действующего подвижного состава хватало для обслуживания с приемлемыми интервалами движения только одного троллейбусного маршрута № 4 «Больничный комплекс — Бригантина», при этом в 2020 г. четыре месяца с апреля по август не работал и он. В то же время, контактная сеть в городе сохранилась на всех направлениях, прекративших обслуживаться — до Подшипникового завода, Льнокомбината, ул. Космонавта Беляева и от Вокзала по Зосимовской ул. и ул. Горького.

    Все необслуживаемые участки, кроме линии до Льнокомбината, задействовали в работе тестовых маршрутов. Пробные поездки позволят оценить востребованность маршрутов, состояние давно не испытывавшей постоянной нагрузки контактной сети, а также изучить возможности техники. Один из экспериментальных маршрутов содержит участок автономного хода по ул. Маршала Конева от ул. Космонавта Беляева до Архангельской ул.

    Возрождение маршрутной сети Вологодского троллейбуса было предусмотрено Постановлением Администрации города Вологды от 30 октября 2019 г. № 1533. Утверждённая им Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) на улично-дорожной сети Вологды, выполненная ООО «Дорнадзор» по заказу городской администрации, предполагала растягивание этого процесса до 2035 года. Именно такие показатели содержались в отдельном разделе КСОДД, который посвящен транспортному обслуживания населения общественным транспортом. Так, возобновление маршрута № 1, отменённого с 16 апреля 2018 г. по прежней трассе «Вокзал—ВПЗ» в документе запланировано для реализации в 2019-2025 гг. Восстановление также не действующего с 16 апреля 2018 г. маршрута № 2 «Льнокомбинат—ВПЗ» откладывалось и вовсе на 2030-2035 гг. Реанимация маршрута № 5 «Вокзал—Бригантина», прекратившего работу с с 1 марта 2016 г. по продлённой трассе «Больничный комплекс — Бригантина» запроектирована на 2025-2030 гг. Кроме того, запланировали и запуск нового кольцевого маршрута № 61 «Железнодорожный вокзал — Железнодорожный вокзал» по Зосимовской ул., ул. Мира, Октябрьскому мосту, ул. Чернышевского, ул. Горького, ул. Прокатова, мосту 800-летия Вологды, Предтеченской ул. и Зосимовской ул. в обоих направлениях.

    Для реализации планов необходимо было получить новый подвижной состав. Помощь Москвы, полученная в конце 2019 г. в виде 15 троллейбусов ЗиУ-682ГМ1, лишь немного освежила обветшавший вологодский троллейбусный парк. Хотя машины семейства ЗиУ-682 работают почти во всех троллейбусных хозяйствах страны, а во многих городах до сих пор составляют основу парка, для вологжан московские подарки оказались в диковинку. Последний «дальний родственник» ЗиУ-682 — троллейбус модели ВМЗ-170 — остался без работы в 2015 г., после чего вологжане эксплуатировали исключительно собранные на местном заводе «Транс-Альфа» троллейбусы Шкода-14TrM и ВМЗ-5298. Поэтому сейчас только девять из 15 «московских» машин выходят на улицы города. Ещё один московский троллейбус, раньше всех начавший пассажирскую эксплуатацию в Вологде 30 января 2020 г., продержался в работе 1,5 года и тоже был списан. Остальные пять «москвичей» стали донорами запчастей.

    Поэтому с 20 работоспособными троллейбусами (с учётом «москвичей» и «коренных») ПАТП-1 продолжило обслуживать «до лучших времён» лишь один маршрут № 4.

    Ситуация начала меняться лишь в 2021 г. Пополнившие парк МУП «ПАТП-1» по лизинговой схеме три бело-зелёных троллейбуса ВМЗ-5298.01 «Авангард» общей стоимостью 87 млн руб. рассчитаны на перевозку до 100 пассажиров. Кабина водителя оборудована кондиционером и бортовым компьютером, салон — видеокамерами, рециркуляторами, электронным табло, USB-розетками для подзарядки гаджетов, Wi-Fi. Все машины оборудованы системой автономного хода с запасом до 20 км, а также электронной системой оплаты проезда с возможностью приёма банковских карт, системами противозажимов пассажиров, автоматического затормаживания при открытых дверях.

    Новые маршруты: до постоянной работы — пробная эксплуатация

    Всего за два года вологжане планируют получить 35 троллейбусов, что позволит в 2022 начать полноценное обслуживание маршрутов, тестируемых в этом году. Пробные маршруты будут работать около одного месяца, перевозя пассажиров ежедневно в дневные часы с 10 до 14 часов. Проезд в них для всех пассажиров будет бесплатным. Окончание тестовой эксплуатации маршрутов примерно совпадает по времени с Единым днём голосования, назначенным на 19 сентября.

    Полностью повторяющий прежнюю трассу маршрут № 1 «ВПЗ — Вокзал» с трассой следования по Окружному шоссе, Ленинградской ул., Октябрьской ул., ул. Мира будет совершать по четыре пары рейсов в день. Отправление от Вокзала в 10:00, 11:10, 12:20, 13:30, от ВПЗ — в 10:35, 11:45, 12:55 и до Депо в 14:05.

    Маршрут № 3 «ВПЗ — Архангельская» с трассой движения по Окружному шоссе, Ленинградской ул., Октябрьской ул., ул. Герцена, ул. Маршала Конева с участком автономного хода от Рабочей ул. до Архангельской ул., совпадает с работавшим с 17 мая 2013 г. по сентябрь 2014 г. экспериментальным маршрутом № 3А, на котором впервые в Вологде опробовали систему автономного хода. При этом последняя версия маршрута № 3 «ВПЗ — ул. Космонавта Беляева» была отменена в декабре 2013 г. в связи с низким пассажиропотоком и дублированием более протяжёнными автобусными маршрутами. В этом направлении тестовая «тройка» будет совершать по три пары рейсов с отправлением от Архангельской в 10:22, 11:54, 13:25, от ВПЗ — в 11:07, 12:38 и до Депо в 14:08.

    Маршрут № 5 «Вокзал — ул. Горького — Вокзал» в новом виде более походит на внешнее кольцо перспективного маршрута № 61 из КСОДД, чем на прежнюю «пятёрку» «Вокзал — Бригантина», проходившую по Зосимовской и Предтеченской улицам, мосту 800-летия Вологды, улицам Прокатова, Горького и Чернышевского. В июне для новой версии маршрута № 5 смонтировали левый поворот с ул. Горького на ул. Чернышевского. Троллейбусы будут следовать внешним кольцом по Зосимовской ул., Предтеченской ул., мосту 800-летия Вологды, ул. Прокатова, ул. Горького, ул. Чернышевского, Октябрьскому мосту, ул. Мира. Отправление от Вокзала в 1000, 10:30, 11:00, 11:30, 12:00, 12:30, 13:00, 13:30 и в 14:00 до Депо, от ул. Горького — в 10:17, 10:47. 11:17, 11:47, 12:17, 12:47, 13:17, 13:47.

    Восстановление троллейбусного движения идет в рамках проектного комитета «Развитие электротранспорта» и концепции «ЭкоВологда», разработанной по инициативе Мэра Вологды, одним из направлений в которой является развитие экологичного транспорта, как личного, так и общественного. Для владельцев электромобилей уже создано восемь зарядных станций, а также обнулён транспортный налог. 

    После завершения тестирования три новых троллейбуса выйдут работать в постоянном режиме на маршрут № 4 «Бригантина — Больничный комплекс», а постоянная эксплуатация маршрутов по другим направлениям, доработанным с учётом пожеланий и замечаний вологжан, планируется в 2022 г. после получения достаточного количества новых троллейбусов, сообщает сайт администрации Вологды.

    В этом году сохранившая, хоть и в урезанном виде, троллейбусное движение Вологда заняла 42-е место в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта. Последние годы Вологда закупала для обновления подвижного состава исключительно автобусы. Троллейбусные перевозки возобновляются и в других регионах страны. Этим летом после 17-летнего перерыва восстановлено троллейбусное сообщение между Энгельсом и Саратовом.

    Виды транспорта: