Опыт внедрения информационно-коммуникационного комплекса на автобусы Санкт-Петербурга

  • TR.ru
    29 апреля 2021 г. — 11:19
    437
    Иллюстрация: 

    passazhiravtotrans / Instagram

    Компания «ЕвроМобайл» с 2014 года оснащает общественный транспорт различными оборудованием, предназначенным для удаленного контроля и управления. Сначала это были ГЛОНАСС/GPS-трекеры для простого определения местоположения движущегося транспортного средства, затем  системы видеонаблюдения, а теперь  сложные мультифункциональные комплексы, наличие которых позволяет называть автобусы умными или «подключёнными». С внедрением такой подключённой системы мы и хотим познакомить читателей и описать процесс, как простой автобус становится умным.

    Начнём с того, что в компанию «ЕвроМобайл» обратился представитель автомобильного завода «МАЗ» с задачей в короткий срок и с оптимальным бюджетом оснастить информационно-коммуникационным комплексом новый газовый автобус МАЗ-203.945, работающий на сжижженом газе. Этот автобус был подготовлен для опытной эксплуатации в Колпинском автобусном парке СПб ГУП «Пассажиравтотранс» — одном из старейших автопредприятий Санкт-Петербурга, которое недавно отпраздновало своё 65-летие.

    Рисунок 1. Автобус МАЗ-203.945 LNG

    Основная задача, которую требовалось решить, — это соединение всей информации, получаемой с автобуса, в один поток данных и их дальнейший анализ. Основная проблема заключалась в том, что по проекту требовалось на автобус установить различные системы, отвечающие за разные параметры, но как затем ими управлять? Ведь данные передаются по различным протоколам и каналам и не интегрируются между собой. Проблему решает Центральный бортовой компьютер — это программно-аппаратный комплекс, который разработан нашей компанией и успешно продемонстрирован на различных выставках и презентациях.

    Системы, которые были установлены на автобус:

    • Видеонаблюдение. Для повышения уровня безопасности пассажиров и водителей весь общественный транспорт в обязательном порядке оснащается системами видеонаблюдения. Профессиональные видеорегистраторы отличаются от пользовательских тем, что к ним можно подключать одновременно несколько камер видеонаблюдения, которые располагаются в разных местах: в кабине, в салоне, снаружи возле дверей и сзади. Тем самым, оператор и водитель в режиме онлайн могут видеть, что происходит в разных зонах автобуса. На фотографии ниже инженер компании «ЕвроМобайл» монтирует одну из камер видеонаблюдения. Это купольная цветная IP-видеокамера высокого разрешения, выполненная в вандалозащищённом корпусе, Всего таких камер было установлено 10: одна — обзор действий водителя, 1 — на дорогу, 5 — в салоне, 2 — снаружи возле дверей, чтобы можно было видеть входящих и выходящих пассажиров, 1 — назад.

      Рисунок 2. Монтаж видеокамер для организации видеонаблюдения в автобусе
    • Система подсчёта пассажиропотока. Подсчёт пассажиропотока работает на основе технологии интеллектуального распознавания видеообразов. Система дает информацию о том, сколько зашло и вышло пассажиров. Зная заполняемость автобусов в то или иное время, можно регулировать количество автобусов и время их выхода на маршрут. На автобусы МАЗ-203.945 LNG мы установили 3 датчика пассажиропотока (по одному над каждой дверью), которые в своей основе имеют две встроенные видеокамеры. Датчики осуществляют подсчёт пассажиров и передают данные по сети Ethernet на ЦБК, установленный в транспортном средстве. В свою очередь ЦБК отправляет данные о зашедших и вышедших пассажирах на сервер АТП. На скриншоте: экран настройки системы подсчета пассажиропотока через ЦБК.

      Рисунок 3. Экран настройки системы пассажиропотока
    • Система информирования пассажиров — отвечает за оповещение пассажиров о маршруте и остановках, выводит оповещения от МЧС, полиции и других экстренных служб в режиме реального времени. Экраны показывают информацию о погоде, направлении движения автобуса, текущих и следующих остановках, а также информационный и новостной контент. Благодаря системе удаленного и централизованного управления контентом, а также геолокационным сервисам, показ контента может быть привязан к конкретным объектам или геозонам на карте города. Пассажиры могут с интересом скоротать время в поездке, узнать о достопримечательностях, культурных и исторических объектах, проезжая их по пути следования автобуса. Устройства призваны повысить уровень информированности пассажиров и облегчить их ориентирование на маршруте. В текущем проекте для Колпинского автобусного парка медиакомплекс отображает информацию о маршруте остановках. На фото — идёт монтаж экрана медиакомплекса в салоне автобуса.

      Рисунок 4. Монтаж экрана медиакомплекса
    • Система голосовой связи и её функции:
      Встроенный GSM-телефон с адресной книгой разрешённых номеров;
      Встроенный SIP-клиент;
      Отдельный динамик для водителя;
      Автоматическое поднятие «трубки» с настроенных номеров;
      Возможность подключения беспроводной Bluetooth-гарнитуры.

    Все подсистемы объединены с помощью ЦБК (Центрального Бортового Компьютера), и вся информация выводится на монитор водителя. На фото: инженер производит настройку ЦБК при помощи монитора. 

    Рисунок 5. Настройка ЦБК непосредственно в автобусе при помощи тачскрина

    Центральный бортовой компьютер — комплекс программно-аппаратных средств, позволяющий собирать данные со всего периферийного бортового оборудования и передавать их на сервер управления транспортным парком. ЦБК работает и управляет данными на трёх уровнях: водитель, бортовой инженер, администратор, разделяя таким образом зоны влияния, данные и их анализ. Физически ЦБК состоит из промышленного компьютера, выполненного в форм-факторе, предназначенном для эксплуатации в условиях дорожного движения внутри транспортных средств. К промышленному компьютеру периферийные устройства (например, датчики пассажиропотока или информационное табло), а также микрофон и усилитель мощности звуковой частоты (УЗЧ) подключаются при помощи интерфейсов Ethernet или RS-485. На иллюстрации: инженер компании «ЕвроМобайл» осуществляет скрытый монтаж проводов для подключения периферийных устройств к ЦБК.

    Рисунок 6. Скрытая прокладка проводов

    На программном уровне — это специализированное ПО «Платформа ЕМ.Т» с удобным интерфейсом для управления (Рисунок 7). Управление ЦБК при помощи программного обеспечения выполняется с использованием сенсорного экрана («тачскрина»), присоединенного к ЦБК. Данный экран реализует функции пользовательского интерфейса программного обеспечения.

    Платформа ЕМ.Т разработана нашими специалистами для управления всем ИКБО из единого интерфейса. Платформа ЕМ.Т состоит из 7 модулей и в зависимости от требований проекта может масштабироваться под конкретные задачи:

    1. Модуль авторизации и разграничения прав. Поддерживает многопользовательский доступ с ограничением прав в разрезе пользователей, их ролей и структурой предприятий контрагентов

    2. Модуль работы с маршрутами. Импорт маршрутов из государственных ГИС, их ручная настройка на карте и в виде списка. Простой редактор маршрутов с возможностью создавать остановки вручную и на карте. Добавление аудио и видеофайлов.

    3. Модуль диспетчеризации. Контроль перемещения, контроль соблюдения интервалов передвижения, обмен сообщениями и двухсторонняя связь «водитель-диспетчер».

    4. Модуль диагностики БО. Простой и удобный интерфейс для отслеживания работоспособности бортового оборудования.

    5. Модуль видеонаблюдения. Просмотр онлайн, поиск по событию, по местоположению, по дате, по времени, по ТС и по другим атрибутам.

    6. Модуль работы с данными системы учёта пассажиропотока. Удобный интерфейс, графическое представление, отчеты в соответствии с ГОСТ Р 54723-219.

    7. Модуль взаимодействия со сторонними системами. Интеграция со сторонними системами с помощью XML, REST API, TML, GTFS, MQTT.

    Рисунок 7. Пример главного экрана. Роль: Водитель

    Обновлённый автобус МАЗ-203.945 LNG уже вышел на маршрут и радует горожан своей яркостью, сочностью цветов табло и хорошей информативностью. Автобус работает на газомоторном топливе, что уменьшает негативное влияние на окружающую среду. Важно отметить, что благодаря ЦБК все системы видеонаблюдения, пассажиропотока, голосового оповещения, вывод информации на все световые табло, на мониторы медиакомплекса работают синхронно. Мы исключили необходимость настройки трёх разрозненных систем по отдельности, всё оборудование работает в едином комплексе, синхронизируя данные о пути следования со всех систем.

    Модернизация подвижного состава повышает качество обслуживания пассажиров и привлекательность городского наземного транспорта.


    С 2014 года компания «ЕвроМобайл» активно участвует в развитии программы «Умный город» и реализовала ряд проектов для транспортных предприятий в Сочи, Санкт-Петербурге, Калининграде, Твери, Братске, Симферополе. Компания создаёт и внедряет беспроводные ИТ-решения для транспорта: видеонаблюдение, подсчёт пассажиропотока, «говорящий город», информирование пассажиров, медиасистемы, система оперативной связи с центральным диспетчерским постом.

    Материал подготовлен совместно с компанией «ЕвроМобайл»

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)