Попробовали — не получилось. Пассажиры не поддержали транспортников в сокращении рейсов на осенние «карантикулы»

  • Павел Яблоков
    6 ноября 2021 г. — 10:00
    272
    Иллюстрация: 

    Новостное агентство Sputnik / sputniknews.ru

    Уже не в первый раз из-за COVID-19 в России вводятся частичные или полные локдауны. Но уроков прошлых «выходных без сохранения заработной платы» для многих оказывается недостаточно. Свободная рассадка в общественном транспорте должна способствовать уменьшению распространения инфекции из-за большей социальной дистанции. Однако вместо того, чтобы предоставить таковую пассажирам, транспортники многих регионов сократили рейсы. Да так, что для ликвидации давок и невывоза пассажиров срочно пришлось принимать обратные меры. TR.ru приводит лишь несколько подобных примеров, замеченных в разных частях страны.

    На часть «выходных дней» пришли ранее объявленные расширенные празничные выходные. 4 ноября страна отмечает День народного единства. 6 и 7 ноября обычные выходные дни, а 5 ноября выходным сделали благодаря переносу одного из нерабочих дней с и без того длинных новогодних каникул. Поэтому во многих регионах 3 ноября транспорт работал по расписанию пятницы, а 4-7 ноября по расписанию выходных дней (субботних или воскресных).

    Объявленные по стране нерабочие дни с 28 октября по 7 ноября мотивировали транспортников многих регионов ввести на это время графики выходных дней, либо вообще специальные расписания, заметно сокращённые по сравнению с обычными будними днями. Между тем, большинство организаций, чья деятельность не попадала под прямой местный запрет, продолжали работать почти в обычном режиме. Поэтому пассажиров в транспорте поубавилось заметно меньше, чем на это рассчитывали транспортники некоторых регионов. В ряде из них длинные выходные вкупе с не самой плохой погодой породили дополнительную волну маятниковой миграции к местам загородного отдыха, к чему транспортники тоже оказались неготовы.

    Казалось бы, непростой, но ценный опыт весны 2020 г. должен уже был показать властям регионов, что от отмены перевозок полной или частичной, больше проблем, чем пользы. Какие-то деньги, конечно, на этом экономятся, но ценой того, что в оставшемся транспорте люди ездят подчас с загрузкой на уровне предельной и ни о каких рекомендуемых полутора метрах социальной дистанции между ними и речи не может идти.

    Ряд регионов попробовал снизить транспортную активность пассажиров временной отменой льгот. Так, в Омской области с 30 октября по 7 ноября приостановили действите электронных транспортных карт, дающих право льготного проезда в электропоездах, сообщила компания «Омск-пригород».

    Смягчились по сравнению с прежними временами условия для пассажиров Карелии. Если весной 2020 г. троллейбусы Петрозаводска полностью прекращали работу, то с 1 по 3 ноября они всего лишь работали по субботним расписаниям, а с 4 по 7 ноября по воскресным, сообщило ПМУП «Городской транспорт». Без всяких отмен рейсов (кроме автобусных спецрейсов № 22С для переведённых на дистанционное обучение студентов) в этот раз решили обойтись в Ярославле, где в конце прошлогоднего весенного локдауна наблюдался невывоз пассажиров из-за сокращённого расписания. Не повторили прошлогодних ошибок и транспортники Ижевска.

    В некоторых регионах сочеталась работа в обычном режиме с ослаблением отдельных маршрутов. Так, троллейбусы Йошкар-Олы курсировали по стандартным расписаниям рабочего дня по маршрутам №№ 1, 2, 7, 9, 10, 11А, 11Б. Маршрут № 6 работал по графику выходного дня, маршруты №№ 5 и 8 по специально разработанным расписаниям, а маршрут № 3 не работал совсем, объявило МП «Троллейбусный транспорт».

    В других, напротив, работали по графику выходных дней, но с «точечным» оставлением для некоторых линий будничных графиков. МУП «Ульяновскэлектротранс» с 1 по 3 ноября работало по субботним расписаниям. Однако для предприятий непрерывного цикла организовывалась спецподача электротранспорта. Трамвайный маршрут № 5 и троллейбусный № 3 в Ульяновске работали по расписанию рабочих дней. В Санкт-Петербурге весь городской и пригородный транспорт с 30 октября по 7 ноября перевели на рабоут по графикам работы воскресных дней. Лишь девять автобусных маршрутов (№№ 18, 58, 81, 109, 109А, 113, 142, 162 и 335) с 1 по 3 ноября работали по графику будних дней. Отчасти эта мера адекватна, так как в первый же день карантина транспортом воспользовалось на 31,64% меньше, чем 25 октября, сообщил «Петербургский дневник».

    Даже соседние регионы в осенние «карантикулы» повели себя по-разному. В Москве решили не экономить денег и несмотря на закрытие ряда торговых и общественных учреждений, сохранили расписания движения полностью как в обычные дни, организовав 28, 29 октября, 1, 2, 3 ноября работу по расписаниям рабочих дней, а 30, 31 октября и 4, 5, 6, 7 ноября по графикам выходного дня. Соседняя Московская область с 28 октября по 7 ноября решила возить пассажиров ежедневно по воскресным расписаниям, сообщил крупнейший региональный перевозчик АО «Мострансавто».

    Тем не менее, на просторах от Балтики до Сибири многим пассажирам оказалось недостаточно того расписания, что им предложили для поездок.

    В столице Нижегородской области объявление о том, что с 25 октября по 7 ноября трамваи и троллейбусы Нижнего Новгорода будут работать по графику выходного дня, уже днём 25 октября пришлось заменить на то, что общественный транспорт останется работать «как обычно». Решение пришлось оперативно поменять с целью предотвращения скопления пассажиров, засвитетельствовал портал NN.ru. В то же время, уменьшившийся пассажиропоток позволил МП «Нижегородское метро» с 25 октября по 7 ноября полностью закрыть вторые вестибюли станций метро «Бурнаковская», «Канавинская», «Пролетарская» и «Кировская», которые в обычные дни работали с ограниченным режимом с 7.00 до 19.00.

    Переведшая с 30 октября по 7 ноября все городские маршруты на режим выходного дня, администрация Омска после поступивших за 1 ноября жалоб, уже 2 ноября оперативно направила на линию ещё 37 автобусов, а с 3 ноября распорядилась уменьшить интервалы движения на 16 автобусных маршрутах, сообщило ТАСС.

    Непросто пришлось и пассажирам других сибирских регионов. В нерабочую неделю количество людей в транспорте особо не уменьшилось, поэтому заполняемость транспорта местами достигала 100%. Особо остро проблема наблюдалась в Красноярске и Новосибирске, отметила Общественная служба новостей. В Новосибирском метрополитене проблемы появились с 1 ноября из-за того, что введённый на каждый день вплоть до 7 ноября график движения предполагает интервалы движения между поездами в 5 вместо 3,5 минут., пояснило ИА «RuNews24.ru». Поэтому со 2 ноября МУП «Новосибирский метрополитен» восстановило работу по расписанию рабочих дней. А компания «Краспригород» с 1 по 6 ноября все городские и пригородные поезда Красноярского узла перевела на субботнее расписание, сообщила Красноярская железная дорога.

    Оперативно выпускать дополнительный транспорт пришлось и в Бурятии. Так, с 30 октября по 2 ноября на маршруты Улан-Удэ выходило 42 трамвайных вагона. С 3 ноября выпуск восстановили до уровня будних дней 48 вагонов, хотя планировалось, что перевозчики будут с 1 по 6 ноября работать по субботнему расписанию, а 7 ноября по воскресному, засвидетельствовало ИА «Байкал Медиа Консалтинг».

    Одним из регионов, наиболее радикально подошедших к секвестированию расписаний, стала Калининградская область. По заявке регионального правительства на период нерабочих дней с 29 октября по 7 ноября Калининградская ППК оставила в расписании на приморских направлениях (из Калининграда в Зеленоградск и Светлогорск, а также между ними вдоль побережья) только утренние и вечерние поезда, с образованием продолжительных 11-12 часовых «окон» в движении поездов между утренними и вечерними сериями

    • из Калининграда в Зеленоградск в 6:38, 17:33, 18:27, 20:00;
    • из Зеленоградска в Калининград в 6:43, 7:45, 18:32, 19:25;
    • из Калининграда в Светлогорск (через Переславское) в 6:18, 17:28, 18:35;
    • из Калининграда в Светлогорск (через Зеленоградск) в 20:00;
    • из Светлогорска в Калининград (через Переславское) в 6:30, 7:39, 19:26, 20:33;
    • из Пионерского Курорта в Калининград (через Зеленоградск) в 6:05;
    • из Зеленоградска в Светлогорск в 21:09;  

    Уже 30 октября расписание приморских электричек не выдержало натиска пассажиров, пытавшихся днём добраться альтернативными автобусными маршрутами. Железнодорожники по согласованию с местными властями срочно внесли корректировки

    • из Калининграда в Зеленоградск дополнительно назначили ежедневные поезда в 8:00, 11:02, 12:00, 15:00, 15:57, а электрички в 6:38, 18:27, 20:00 сохранили только с 1 по 3 ноября;
    • из Зеленоградска в Калининград электрички в 6:43, 7:45, 19:25 сохранили только с 1 по 3 ноября, также в эти дни назначили поезд отправлением в 8:15, и ежедневно назначили поезда в 10:36, 12:07, 14:40, 17:38, 18:32;
    • из Калининграда в Светлогорск (через Переславское) электричку в 6:18 оставили лишь с 1 по 3 ноября, но добавили ежедневные рейсы в 7:41, 11:16, 13:29, 15:44, а также с 1 по 3 ноября в 20:26;
    • из Калининграда в Светлогорск (через Зеленоградск) рейс в 20:00 оставили только с 1 по 3 ноября, но назначили ежедневные поезда в 8:00 и 12:00;
    • из Светлогорска в Калининград (через Переславское) поезда в 6:30, 7:39 сохранили только с 1 по 3 ноября, но ежедневно добавили поезда в 9:01, 12:25, 15:18, 17:03, а также с 1 по 3 ноября в 8:00;
    • из Светлогорска в Калининград (через Зеленоградск) назначили ежедневные поезда в 9:51 и 13:50;
    • из Калининграда в Пионерский Курорт назначили ежедневно поезд в 15:00 (через Приморье, без захода в Зеленоградск);
    • из Пионерского Курорта в Калининград поезд в 6:05 через Зеленоградск сохранили только с 1 по 3 ноября, но ежедневно добавили поезд в 16:27 через Приморье (без захода в Зеленоградск).

    Достаточно радикально подошли к вопросу ограничения работы общественного транспорта в Хакасии, где в трёх крупнейших городах почти полностью отменили регулярные маршруты, да и от пригородного с междугородным сообщений остались лишь фрагменты. Как считает руководитель региона, мера дала свой результат и люди разобщились. Но другого пути, чтобы снизить заболеваемость в крупных городах, он не видит, сообщило республиканское интернет-издание «Хакасия».

    В столице Республики Крым — Симферополе, объявили, что в нерабочую неделю с 30 октября по 7 ноября на маршрутах останется работать только 30% подвижного состава, при этом времена начала и окончания движения по маршрутам не изменятся, зафиксировало ИА «Крым». При этом какие из рейсов из расписания вычеркнули, а какие оставили, пассажирам осталось лишь гадать.

    В отдельных регионах транспортники назначили дополнительные рейсы. Так, Северо-Западная ППК в целях улучшения качества обслуживания пассажиров, запустила дополнительные электропоезда «Ласточка» на направлениях Санкт-Петербург — Выборг и Санкт-Петербург — Тихвин

    • № 7921 Санкт-Петербург-Финляндский — Выборг (отпр. 11:30, приб. 12.40) — с 1 по 3 ноября;
    • № 7906 Выборг — Санкт-Петербург-Финляндский (отпр. 11:07, приб. 12.17) — с 1 по 3 ноября;
    • № 7917 Санкт-Петербург-Финляндский — Выборг (отпр. 11:53, приб. 13.03) — с 4 по 7 ноября;
    • № 7920 Выборг — Санкт-Петербург-Финляндский (отпр. 18:35, приб. 19.45) — с 4 по 7 ноября;
    • № 7406 Санкт-Петербург- Ладожский — Тихвин (отпр. 18:51, приб. 22:06) — 4 и 5 ноября;
    • № 7405 Тихвин — Санкт-Петербург- Ладожский (отпр. 5:25, приб. 8:48) — 5 и 6 ноября.

    Ранее TR.ru рассказывал о том, как работал общественный транспорт различных российских в «режиме нерабочих дней» апреля и мая 2020 г. Однако, и спустя полтора года транспортные ведомства многих регионов вынуждены оперативно проводить работу над собственными же ошибками. В некоторых регионах под видом борьбы с короновирусом решают задачи, весьма косвенно связанные с объявленной целью. Так, в Тамбове с 23 октября прошлого года прекратил работу троллейбусный маршрут № 8м. Несмотря на то, что вспышки печально известного заболевания носят волнообразный характер, попыток вернуть горожанам некогда популярный маршрут не предпринималось.