Крылья подводные — снова тема модная. Впереди — новые рейсы и новые суда

  • Павел Яблоков
    16 августа 2021 г. — 19:26
    690
    Иллюстрация: 

    Речное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р» проекта 23180 / АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»

    Несмотря на развитие железнодорожного и автомобильного транспорта, во многих местах самым быстрым, либо имеющим какие-то другие конкурентные преимущества, остаётся водный транспорт. Российская промышленность отвечает на запрос транспортников по возрождению производства скоростного пассажирского водного транспорта. Судна на подводных крыльях, производимые в прошлом веке, получили новую жизнь в конце 2010-х. Тогда старые проекты были взяты за основу для разработки новых версий. Появились модернизированные модели «Комета 120М» — первое судно начало работу с пассажирами в 2018 г. — и «Валдай 45Р» (начало пассажирской эксплуатации в 2019 г.). Вслед за ними началось строительство и судна «Метеор 120Р». Все проекты разработаны Центральным Конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева (ЦКБ СПК).

    «Валдай 45Р»: распространение в регионы продолжается

    СПК «Валдай 45Р» рассчитано для перевозки 45 пассажиров, развивает скорость до 75 км/ч, имеет запас хода до 550 км и управляется экипажем из двух человек. Малочисленность экипажа компенсирована применением новых технологий. Судно оборудовано интеллектуальной системой умерения качки, а также мостиковой системой разработки и производства петербургского предприятия АО «НПП «Радар ммс» — стратегического партнера АО «ЦКБ по СПК им. Алексеева».

    Головное судно проекта «Валдай 45Р» презентовали в мае 2018 г. на Петербургском международном экономическом форуме с участием глав регионов РФ, представителей судоходных компаний и иностранных делегаций. В 2019 начались регулярные перевозки на «Валдаях» по двум направлениям из Нижнего Новгорода — в Городец и Макарьево. За первую навигацию они перевезли 4160 пассажиров.

    Эксплуатирующее «Валдаи» Нижегородской области ООО «Водолёт» недавно перешло из-под контроля самарского ООО «Волготранс» под контроль регионального правительства, перейдя в собственность АО «Корпорация развития Нижегородской области» и Казённого предприятия Нижегородской области «Нижтехинвентаризация — БТИ Нижегородской области», что позволяет субсидировать перевозки из областного бюджета. В распоряжении «Водолёта» пять «Валдаев»: одно судно — в собственности области и четыре — в льготном лизинге.

    Все нижегородские «Валдаи» отправляются с причала № 8 местного речного вокзала. С начала августа они перешли на ежедневный режим работы. Рейсы выполняются до Чкаловска, Городца, Павлова-на-Оке, в путешествие к Шуховской башне, в Макарьево, Чебоксары, и вдоль Нижнего Новгорода по Оке до пристани Южной.

    Расписание компания «Водолёт» предпочитает объявлять лишь за несколько дней до поездок. В Макарьево рейсы выполняются практически ежедневно с оправлением утром в 8:15-8:30. В Городец серия рейсов выполняется каждое утро в районе 8:30-9:00, также с четверга по воскресенье возможны вторые серии отправлений в районе 14:00. В зависимости от спроса, одновременно на линии может курсировать до трёх «Валдаев». К Шуховской башне прогулочные рейсы продолжительностью 1,5 часа выполняются отправлением около 18:00 одним или двумя «Валдаями». До этого в интервале между 14 и 17 часами пассажирам предлагается один или несколько часовых круизных рейсов по Нижнему Новгороду. В Павлово-на-Оке рейсы в расписании стоят обычно только утром в 8:00 по субботам или воскресеньям.

    Соглашение о постройке и поставке в Ханты-Мансийский автономный округ — Югру двух СПК «Валдай 45Р» с центральным конструкторским бюро имени Р. Е. Алексеева власти региона подписали в 2018 г., а в 2019 г. их уже спустили на воду. Поставленные в Югру «Валдаи» курсируют под флагом ООО «Северречфлот» по маршрутам «Ханты-Мансийск — Нялинское» и «Ханты-Мансийск — Сургут», где они заменили устаревшие теплоходы типа «Линда»

    28 мая этого года первую навигацию открыли два СПК «Валдай 45Р» в Республике Саха — Якутия. Республиканский речной флот обновился впервые почти что за 40 лет. Отправление «Валдаев» по новому маршруту Якутск — Олёкминск сопровождалось руководством республики, ПАО «Ленское объединённое речное пароходство», ЦКБ СПК и местными депутатами.

    Два судна приобретены при поддержке правительства Якутии на условиях льготного лизинга. Эксплуатация «Валдаев 45Р» возложена на компанию «Ленатурфлот» — дочернее предприятие Ленского объединенного речного пароходства. Путь по 627-километровому маршруту «Валдаи» преодолевают за 14 часов. Стоимость проезда с учётом субсидии региона — 6500 руб. Отправление «Валдаев» из Якутска ежедневно в 6:00 с прибытием в Олёкминск в 20:00, из Олёкминска отправление ежедневно в 6:00 с прибытием в Якутск в 17:50. По пути СПК делают остановки на пристанях Синск, Исит, Малыкан, Саныяхтах, Марха, Урицкое, Хоринцы. Линия будет работать до 30 сентября.

    В этом году нео-«Валдаи» поступили уже в четвёртый для них регион — Чувашию. 24 июня, в День Республики, первое из трёх заказанных судов «Академик Крылов» («Валдай 45Р-11») передали АО «Чебоксарский речной порт» (ЧРП), которое далее и будет заниматься их эксплуатацией. Судно своим ходом с верфи ЦКБ СПК в деревне Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области, где оно было построено и спущено на воду 30 апреля, прибыло на причал в Чебоксарах.

    До начала регулярных перевозок на «Валдаях» ЧРП эксплуатирует две регулярные местные линии: Чебоксары — Пляж Левобережный (отпр. из Чебоксар в 10:00, 12:30, 17:40, а также по выходным дням в 15:00, от Пляжа — в 10:30, 13:00, 18:30 и по выходным дням в 15:30) и Чебоксары — пос. Сосновка (только по выходным дням; отпр. из Чебоксар в 9:00, 13:30, 16:40, из Сосновки — в 9:30, 14:00, 17:10), также есть часовые прогулочные рейсы по Волге на теплоходе «Чувашия» по рабочим дням в 15:00 и 19:00. До начала сезона работы регулярных линий, стартовавшего в этом году 5 июня, прогулочные рейсы на двухпалубном теплоходе «Чувашия» выполнялись ежедневно четыре раза в день — в 13:00, 15:00, 17:00, 19:00.

    Планируется, что «Валдаи» ЧРП будут работать на межрегиональном маршруте «Чебоксары — Казань» с остановками в городах с историческими достопримечательностями. На этой линии ещё в середине 1960-х гг. курсировали СПК типа «Ракета». С 1973 г. СПК «Метеор» перевозило пассажиров по маршруту «Чебоксары — Тольятти», с 1974 г. «Метеоры» и «Кометы» запустили по направлениям «Чебоксары — Самара» и «Чебоксары — Нижний Новгород». До прибытия «Валдая» ЧРП уже многие годы не имел в своём распоряжении скоростных пассажирских судов.

    «Метеор 120Р»: целевой набор в Югру

    Проектирование «Метеора» нового поколения вели на средства госпрограммы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений до 2030 гг. при поддержке Минпромторга России. СПК «Метеор 120Р» проекта 03580 рассчитано на перевозку 120 человек на расстояние до 600 км (автономность плавания восемь часов). Длина «Метеора» около 36 метров, а ширина — около 10, численность экипажа — шесть человек. Улучшенная крыльевая система позволяет судну развивать крейсерскую скорость до 80 км/ч. В системе управления судном применяется искуственный интеллект, отвечающий за безопасность судовождения. Салон СПК оснащён климат-контролем, мультимедийными системами и кафе-баром в кормовой части. «Метеоры» могут эксплуатироваться на полноводных реках всей территории России от Центральной части до Дальнего Востока, сообщает ЦКБ СПК.

    Головное судно проекта «Метеор 120Р» заложено 23 декабря 2019 г. А спустя год — 25 декабря 2020 г. — был заложен уже второй «Метеор», поставка которого в ХМАО — Югру намечена на сентябрь 2022 г.

    3 августа на верфи ЦКБ СПК состоялся торжественный спуск на воду первого судна на подводных крыльях серии «Метеор 120Р», строившегося по заказу для Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Поэтому в мероприятии участвовали власти Югры и Нижегородской области, Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России и ЦКБ СПК.

    Первый «Метеор 120Р» должен прибыть в Ханты-Мансийск через Северный морской путь в сентябре этого года и выйти на речные маршруты с началом навигации 2022 г. Работать новые «Метеоры» должны на линиях «Ханты-Мансийск — Урманный» и «Приобье — Берёзово — Нижние Нарыкары», где пока что работают их предшественники, выпущенные ещё в советские годы. Помимо двух «Метеоров», заказанных у ЦКБ СПК, компания «Северречфлот» в 2022 г. получит ещё два изготовленных по проекту 03830 на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького, входящем в судостроительную корпорацию «Ак Барс».

    ЦКБ СПК благодаря улучшению технологических процессов уже смогло увеличить объём производства судов «Валдай» с четырёх до шести в год. К 2022 г. предприятие планирует выпускать семь «Валдаев» и один «Метеор» в год, сообщила «Нижегородская правда».

    «Комета 120М»: кроме Крыма — теперь и между курортами Краснодарского края

    Первое судно проекта 23160 (морское пассажирское СПК «Комета 120М») заложили на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» в 2013 г., в 2017 оно перебазировалось в Крым и с 1 августа 2018 г. начало курсировать между Севастополем и Ялтой. Вторая «Комета» была построена в 2019 г., третья — в 2020 г. В настоящее время на заводе «Море» под Феодосией ведётся строительство четвёртого и пятого серийных СПК.

    21 мая компания «ВодоходЪ-экспресс» открыла морской маршрут Новороссийск — Геленджик — Сочи. Пассажирские перевозки на этом направлении отсутствовали более 10 лет. Помимо композитного катамарана «Грифон», для перевозок на этом направлении у ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки» (МСПП) арендовано СПК проекта «Комета 120М», носящее имя «Севастополь».

    «Комета» справляется с маршрутом на час быстрее «Грифона» — 4,5 часа вместо 5,5. «Грифон» отправляется из Сочи ежедневно в 7:00 и прибывает в Новороссийск в 12:30 (швартовка в Геленджике с 11:15 до 11:30), а из Новороссийска — в 14:30 с прибытием в Сочи в 20:00 (швартовка в Геленджике с 15:30 до 15:45). «Комета 120М» отправляется из Новороссийска в 7:00 с прибытием в Сочи в 11:30 (швартовка в Геленджике с 8:00 до 8:15), а из Сочи — в 15:00 с прибытием в Новороссийск в 19:30 (швартовка в Геленджике с 18:15 до 18:30). Стоимость проезда между Новороссийском и Сочи — 2990 руб. в салоне комфорт-класса (бизнес-класс «Кометы 120М» — 4000 руб.) между Геленджиком и Новороссийском — 500 руб. (700 руб.), между Геленджиком и Сочи — 2500 руб. (3500 руб.). В связи со штормовыми предупреждениями или по техническим причинам рейсы могут отменяться.

    Сама же компания МСПП с 1 июля возобновила скоростные морские перевозки по маршруту Севастополь — Ялта. В этом сезоне морская прогулка в обычном салоне стоит 700 руб., в комфорт-классе — 1000 руб. Отправление из Севастополя ежедневно в 8:00, из Ялты в 17:00. Время в пути — два часа.

    После ввода в эксплуатацию третьей «Кометы 120М» планируется организовать единый водный маршрут Сочи — Геленджик — Новороссийск — Ялта — Севастополь, сообщил сайт Новости Крыма.

    В этом сезоне СПК «Метеор» прошлого поколения отвечают за водную часть мультимодального маршрута Москва — Сортавала — Валаам.

    Виды транспорта: