«На коротком поводке» ненадёжно. Как в Омской области пассажиры остались без районных маршрутов?

  • Павел Яблоков
    17 августа 2021 г. — 13:30
    205
    Иллюстрация: 

    BezFormata.Com / omsk.bezformata.com

    Из-за неурядиц, связанных с заключением нового муниципального контракта, практически полностью остановились пассажирские автобусные перевозки в Большереченском районе Омской области. Оперативное вмешательство надзорных органов позволило улучшить ситуацию, но в целом схема работы по краткосрочным обязательствам продолжает быть нестабильной.

    Контракт истёк, маршруты прекращают работу

    Административный центр Большереченского района — пос. Большеречье с численностью населения 10,5 тыс. жителей, расположен на левом берегу реки Иртыш в 205 км к северу от регионального центра. Население всего района составляет более 24,5 тыс. жителей. В силу Местный перевозчик ООО «Большереченское автотранспортное предприятие» (ООО «Большеречьеавтотранс») фактически является естественным монополистом, выполняющим перевозки по муниципальному заказу. Для перевозки пассажиров предприятие располагает 22 автобусами малого класса ПАЗ-3205 различных модификаций. До «Большеречьеавтотранса» внутрирайонные перевозки выполняло МУП «Большереченское ПАТП», обанкротившееся в конце 2010-х гг.

    В конце прошлой недели на автостанции в Большеречье ООО «Большеречьеавтотранс» разместило объявление, согласно которому в связи с истечением срока оказания услуг по контракту с Администрацией Большереченского района по регулярным пассажирским перевозкам с 16 августа ООО «Большеречьеавтотранс» на неопределённый срок прекращает движение автобусов по маршрутам

    • № 201 «Большеречье — Уваровка (заезд в Трубчевку)»;
    • № 202 «Большеречье — Кошкуль»;
    • № 203 «Большеречье — Каракуль»;
    • № 204 «Большеречье — Ростовка»;
    • № 206 «Большеречье — Трубчевка»;
    • № 207 «Большеречье — Красный Яр»;
    • № 208 «Большеречье — Криводаново»;
    • № 209 «Большеречье — Шипицино»;
    • № 210 «Большеречье — Гущино»;
    • № 211 «Большеречье — Моховое Озеро»;
    • № 212 «Большеречье — Решетниково»;
    • № 213 «Большеречье — Ботвино-Решетниково»;
    • № 215 «Большеречье — Куйгалы»;
    • № 216 «Большеречье — Курносово»;
    • № 217 «Большеречье — Сухокарасук»;
    • № 218 «Большеречье — Могильно-Посельское (заезд в Б. Мурзы)»;
    • № 219 «Большеречье — Колбышево»;
    • № 220 «Большеречье — Чебаклы»;
    • № 221 «Большеречье — Могильно-Посельское»;

    Без регулярного сообщения таким образом должно было остаться 23 населённых пункта района.

    При этом предприятие обещало сохранить несколько рейсов, отправляющихся из Большеречья в дневное время:

    • № 222 «Большеречье — Красный Яр» (ежедневно, кроме суббот и воскресений; отпр. из Большеречья в 12:10 и 18:30);
    • № 223 «Большеречье — Шипицино» (по вторникам, четвергам, субботам, воскресеньям; отпр. из Большеречья в 13:05);
    • № 224 «Большеречье — Гущино» (по понедельникам, средам, пятницам; отпр. из Большеречья в 13:05);
    • № 225 «Большеречье — Ингалы» (ежедневно, кроме суббот и воскресений; отпр. из Большеречья в 13:00);
    • № 226 «Большеречье — Такмык» (по вторникам и четвергам; отпр. из Большеречья в 12:40).

    Сокращение пригородных перевозок не коснулось двух внутрипоселковых маршрутов Большеречья, так как по ним отдельный контракт этого года стоимостью 0,689 млн руб. действует с 1 мая до 30 сентября

    • № 1 «АТП — Пивзавод» (ежедневно, кроме воскресений; отпр. от АТП в 7:00, 7:42, 8:24, 12:45, 13:35, 16:55, 17:55; отпр. от Пивзавода в 7:25, 8:04, 8:44, 13:05, 13:55, 17:19, 18:19);
    • № 2 «ХПП — Пивзавод» (ежедневно, кроме воскресений; отпр. от ХПП в 7:30, 8:20, 9:20, 12:30, 13:20, 17:20, 18:10, 19:00; отпр. от Пивзавода в 7:52, 8:42, 9:42, 12:52, 13:42, 17:42, 18:32, 19:22).

    Новый контракт с перевозчиком не был вовремя заключён из-за позднего выделения средств региональным Министерством дорожного строительства, транспорта и дорожного хозяйства, сообщило сетевое издание «Город 55».

    Общественный резонанс вызвал реакцию Прокуратуры Омской области, выступившей с заявлением, в котором приостановивший обслуживание маршруты перевозчик был указан как МУП «Большеречьеавтотранс», хотя его форма собственности — ООО. Прокуратура со ссылкой на информацию от органа местного самоуправления сообщила, что 16 августа с МУП «Большеречьеавтотранс» заключены муниципальные контракты, что позволит с 17 августа восстановить транспортное сообщение. Местная прокуратура Большереченского района внесла главе администрации муниципального района представление с требованием об устранении нарушений законодательства о пассажирских перевозках. Надзорное ведомство уведомило, что проведение проверки, в ходе которой будет решён вопрос об ответственности виновных должностных лиц продолжает, окончательное устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

    В последнее время финансирование муниципальных пассажирских перевозок в Омской области ведётся совместно из местного и областного бюджетов. При этом, как правило, местные администрации начинают проводить конкурентные процедуры за счёт своих средств, а затем с перевозчиками заключаются дополнительные соглашения, по которым основная часть финансирования выполняемых работ по контрактам переводится на областной бюджет. Так, в феврале этого года Большереченскому муниципальному району Омской области распределены субсидии для организации пассажирских перевозок на территории района в сумме 9,28 млн руб. на весь календарный год. До конца августа Большереченский район наряду с 10 другими муниципалитетами области получит дополнительные субсидии на пассажирские перевозки в размере 1,5 млн руб., сообщает «АиФ-Омск». Соответствующий проект постановления правительства Омской области проходит процедуру согласования, уточнило ИА «Омскрегион».

    Не исключено, что в Большереченском районе «проели» выделенные средства быстрее, чем это планировалось региональным минстроем. Например, в контракте стоимостью 2723,81 тыс. руб. за счёт местных средств дополнительным соглашением от 15 июня 2021 г. к муниципальному контракту № 01523000078210000080001 от 9 апреля оставили финансирование только 136,19 тыс. руб., а 2587,61 тыс. руб. взяли из областных средств.

    Новый контракт будет, но такой же как старые

    Так или иначе, оснований продолжать работу после 15 августа у перевозчика не было. Новый аукцион стоимостью 1,6 млн руб. на оказание услуг, связанных с выполнением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам Большереченского района был объявлен на сайте госзакупок всего за день до истечения контракта — 14 августа. В качестве источника финансирования контракта указан исключительно местный бюджет. До 23 августа будет вестись приём заявок, а утром 24 числа должны подвести итоги. При этом новый тендер не решит вопроса уверенности перевозчика в завтрашнем дне. Планируется, что услуги по перевозку по новому контракту он сможет оказывать в течение менее месяца — с 6 по 30 сентября этого года.

    Проектом контракта предусмотрено выполнение рейсов по следующим направлениям

    • № 201 «Большеречье — Уваровка» (заезд в Трубчевку при движении из Большеречья; по вторникам и четвергам; в пути 2:30; отпр. из Уваровки в 7:30, отпр. из Большеречья в 16:35)»;
    • № 202 «Большеречье — Кошкуль» (ежедневно, кроме четвергов и суббот; в пути 2:45; отпр. из Большеречья в 16:30, из д. Кошкуль в 7:00);
    • № 203 «Большеречье — Каракуль» (ежедневно, кроме четвергов и суббот; в пути 2:35; отпр. из Большеречья в 16:00, из д. Каракуль в 7:00);
    • № 204 «Большеречье — Ростовка» (по понедельникам и средам; в пути 1:45; отпр. из Большеречья в 6:40 и 16:15, из Ростовки в 8:36 и 18:11);
    • № 206 «Большеречье — Трубчевка» (по вторникам и четвергам; в пути 1:20; отпр. из Большеречья в 6:30, из Трубчевки в 7:40);
    • № 207 «Большеречье — Красный Яр» (ежедневно; в пути 0:20; отпр из Большеречья в будни в 7:25, 8:30, 14:10, 17:10, в выходные дни в 7:50, 14:10, 18:30; отпр. из Красного Яра в будни в 7:55, 9:00, 14:40, 17:40, в выходные дни в 8:20, 14:40, 19:00);
    • № 208 «Большеречье — Криводаново» (по средам и пятницам; в пути 0:30; отпр. из Большеречья в 10:00, 15:55, из Криводанова в 10:30, 16:25);
    • № 209 «Большеречье — Шипицино» (ежедневно; в пути 0:24; отпр. из Большеречья в 7:05 (по вторникам, четвергам, субботам и воскреньям), 8:40 (в будни), 16:20 (по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям), 18:40 (в будни); отпр. из Шипицина в 7:39 (по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям), 9:14 (в будни), 16:54 (по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям), 19:14 (в будни));
    • № 210 «Большеречье — Гущино» (по понедельникам, средам, пятницам; в пути 0:46; отпр. из Большеречья в 7:05 и 16:20, из Гущина в 8:01 и 17:16);
    • № 211 «Большеречье — Моховое Озеро» (по нечётным дням, кроме суббот и воскресений; в пути 1:18; отпр. из Большеречья в 6:40 и 16:15, из Мохового Озера в 8:08 и 17:43);
    • № 212 «Большеречье — Решетниково» (по понедельникам, средам и пятницам; в пути 0:45; отпр. из Большеречья в 7:40 и 16:40, из Решетникова в 8:35 и 17:35);
    • № 213 «Большеречье — Ботвино — Решетниково» (по вторникам и четвергам; в пути 1:10; отпр. из Большеречья в 7:30 и 16:40; из Решетникова в 8:51 и 18:01);
    • № 215 «Большеречье — Куйгалы» (по понедельникам и пятницам; в пути 1:15; отпр. из Большеречья в 6:30 и 17:00, из д. Куйгалы в 7:55, 18:25);
    • № 216 «Большеречье — Курносово» (по понедельникам, средам, пятницам; в пути 0:36; отпр. из Большеречья в 7:50 (только среда), 12:25, 17:00 (только среда); отпр. из Курносова в 8:30 (только среда), 13:10, 17:40 (только среда));
    • № 217 «Большеречье — Сухокарасук» (по вторникам и четвергам; в пути 1:15; отпр. из Большеречья в 6:30 и 17:00, из Сухокарасука в 7:55 и 18:25);
    • № 218 «Большеречье — Могильно-Посельское (заезд в Б. Мурзы)» (по чётным дням, кроме суббот и воскресений; в пути 0:45; отпр. из Большеречья в 7:50, 16:15, из Могильно-Посельского в 8:45, 17:10);
    • № 219 «Большеречье — Колбышево» (ежедневно, кроме суббот и воскресений; в пути 1:05; отпр. из Большеречья в 6:40 и 12:15, из Колбышева в 7:45 и 13:20);
    • № 220 «Большеречье — Чебаклы» (по понедельникам, средам, пятницам, воскресеньям; в пути 2:10; отпр. из Большеречья в 16:35, из Чебаклы в 7:47);
    • № 221 «Большеречье — Могильно-Посельское»;
    • № 231 «Большеречье — Ингалы» (ежедневно, кроме суббот и воскресений; в пути 1:00; отпр. из Большеречья в 13:00, из Ингал в 14:09);
    • № 227 «Большеречье — Почекуево» (по четвергам; в пути 2:00; отпр. из Большеречья в 16:30, из Почекуева в 7:48);
    • № 228 «Большеречье — Уленкуль» (по четвергам; в пути 2:15; отпр. из Большеречья в 16:00, из Уленкуля в 7:24);
    • № 229 «Большеречье — Такмык» (по вторникам и четвергам; в пути 0:31; отпр. из Большеречья в 12:40, из Такмыка в 13:15).

    Новый график предполагает отправление из Большеречья в будни от 22 до 25 рейсов, по субботам — пяти, по воскресеньям — восьми. При этом ежедневными являются только «ближние» маршруты до Шипицина и Большого Яра. При этом ни этим, ни аналогичными прошлыми контрактами работа маршрута № 221, упомянутого в объявлении на автостанции, не предусматривается, но через конечный пункт Могильно-Посельское проходят трассы других маршрутов №№ 201, 204, 206, 211, 218, 220, 231. В то же время во все контракты включены маршруты №№ 227, 228, 229, 231, также не упомянутые в объявлении на автостанции. Зато обещанные к сохранению маршруты №№ 222, 223, 224, 225, 226 ни одним из контрактов не предусмотрены.

    «Короткий поводок» как стиль жизни

    За последние два года время аукционы на выполнение регулярных перевозок по пригороднымх маршрутам №№ 201, 202, 203, 204, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 231, 227, 228, 229 объявлялись в Большереченском районе более 10 раз

    • с 21 июня по 1 июля 2021 г. (стоимость работ 1,7 млн руб.; срок выполнения работ по контракту с 16.07.2021 по 15.08.2021 включительно);
    • с 12 по 24 мая 2021 г. (2,556 млн руб.; с 01.06.2021 по 15.07.2021);
    • с 19 марта по 3 апреля 2021 г. (2,72 млн руб.; с 16.04.2021 по 31.05.2021);
    • с 18 февраля по 2 марта 2021 г. (1,8156 млн руб.; с 14.03.2021 по 15.04.2021);
    • с 25 ноября по 7 декабря 2020 г. (2,5 млн руб.; с 04.01.2021 по 13.03.2021);
    • с 9 по 20 октября 2020 г. (2,332 млн руб.; с 01.11.2020 по 31.12.2020);
    • с 4 по 13 августа 2020 г. (2,48 млн руб.; с конца августа по 30.10.2020)
    • с 12 по 21 мая 2020 г. (2,945 млн руб.; с 01.06.2020 по конец августа);
    • с 22 февраля по 3 марта 2020 г. (2,29 млн руб.; с середины марта по 31.05.2020);
    • с 4 по 13 декабря 2019 г. (2,0 млн руб.; с января по середину марта).

    Во всех случаях единственным участников торгов становилось ООО «Большереченское автотранспортное предприятие» («Большеречьеавтотранс»).

    Проблема содержания пассажирских перевозчиков «на коротком поводке» непонаслышке знакома перевозчикам разных частей страны. Например, контракты продолжительностью в один-два месяца практиковались в отношении троллейбусных перевозок в Пензе и Хабаровске. Поэтому в других регионах переходят на систему брутто-контрактов, когда перевозчики за фактически выполняемую транспортную работу получают вознаграждение, а длительность контрактов (пять-восемь лет) сравнима с продолжительностью жизненного цикла автобусов, специально приобретаемых для обслуживания маршрутов. Этим летом на такие отношения перешли несколько муниципальных образований Тверской области. В следующем году на брутто-контракты перейдут перевозчики Санкт-Петербурга.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)