В последний раз перед «брутто»: В Ульяновске электротранспорт получил «короткий» контракт перед транспортной реформой

  • Павел Яблоков
    25 декабря 2021 г. — 11:00
    325
    Иллюстрация: 

    Сайт Администрации города Ульяновска / ульяновск.рф

    В будущем 2022 году общественный транспорт Ульяновска перейдёт на брутто-контракты. Первыми на полное попечение городского бюджета переведут электротранспорт, за ними подтянутся и автобусные маршруты. А пока городские маршруты продолжат работу по краткосрочным контрактам.

    Первым делом — УЭТ

    31 декабря заканчиваются сроки двухлетних контрактов МУП «Ульяновскэлектротранс» на обслуживание трамвайных и троллейбусных маршрутов. Поэтому в декабре городская администрация провела отбор перевозчиков на право работы на маршрутах электротранспорта в I квартале 2022 года, вплоть до 31 марта. Единственным участником торгов ожидаемо стал «Ульяновскэлектротранс».

    А с 1 апреля 2022 электротранспорт Ульяновска переводят на брутто-контракты. Перевозчик перестанет оставлять у себя наличную выручку. Администрация города заключит с ним договор на оказание транспортной услуги, полностью оплачивая выполнение всех работ по перевозке. А средства, собранные за проезд, поступают напрямую в бюджет заказчику перевозок.

    В первом квартале 2022 года МУП «Ульяновскэлектротранс» будет обслуживать трамвайные маршруты:

    • № 1 «микрорайон "Огни Севера" — Вокзал Ульяновск-1» (обслуживание тремя вагонами);
    • № 4 «микрорайон "Огни Севера" — просп. Гая» (17 вагонов);
    • № 5 «УКСМ — Вещевой рынок» (четыре вагона);
    • № 6 «кондитерская фабрика "Волжанка" — 19-й микрорайон» (19 вагонов);
    • № 9 «Дамба — Речной порт — Октябрьская ул. — Дамба» (восемь вагонов);
    • № 10 «Дамба — Октябрьская ул. — Речной порт — Дамба» (семь вагонов);
    • № 11 «Дамба — парк Юности» (четыре вагона);
    • № 15 «микрорайон "Огни Севера" — УКСМ» (10 вагонов);
    • № 19 «просп. Гая — Вещевой рынок» (один вагон);
    • № 22 «парк Юности — УКСМ» (20 вагонов);
    • № 22к «Северный Венец — УКСМ» (три вагона).

    При этом три трамвайных маршрута — №№ 4, 6, 22 должны работать как магистральные: с началом работы не позднее 6:00 и окончанием не ранее 23:00 в ежедневном режиме, имеющих интервалы движения в часы пик (7:00-10:00 и 17:00-21:00) не более 10 минут, а в остальное время работы маршрута не более 20 минут. Сезонный маршрут № 107 «Парк Юности — Сокольники» курсирует только во время дачного сезона, поэтому в краткосрочный контракт не попал.

    Прошлым контрактом на маршруте № 10 предусматривалась работа восьми вагонов, на № 9 — 10, № 15 — 11, № 19 — трёх, № 22к — шести, № 6 — 21 вагона. При этом маршрут № 9 ранее тоже должен был работать как магистральный.

    Троллейбусных маршрутов в Ульяновске в первом квартале 2022 года будет работать девять:

    • № 1 «Санаторий "Итиль" — 4-я проходная ЗАО "Авиастар-СП"» (четыре троллейбуса);
    • № 2 «Санаторий "Итиль" — Краснопролетарская ул.» (один троллейбус);
    • № 3 «просп. Авиастроителей — 4-я проходная ЗАО "Авиастар-СП"» (один троллейбус);
    • № 5 «Санаторий "Итиль" — Детская поликлиника № 6» (шесть троллейбусов);
    • № 6 «Санаторий "Итиль" — просп. Дружбы народов» (четыре троллейбуса);
    • № 12 «Краснопролетарская ул. — Парк отдыха "Прибрежный"» (восемь троллейбусов);
    • № 14 «Краснопролетарская ул. — Парк отдыха "Прибрежный"» (восемь троллейбусов);
    • № 15 «Краснопролетарская ул. — Парк отдыха "Прибрежный"» (восемь троллейбусов);
    • № 18 «Детская поликлиника № 6 — просп. Созидателей — Детская поликлиника № 6» (два троллейбуса).

    В предыдущем двухлетнем контракте на маршруте № 1 курсировало пять троллейбусов, а на маршруте № 6 — шесть. Также им предусматривался маршрут № 9 «Санаторий "Итиль" — Парк отдыха "Прибрежный"» с работой одним троллейбусом, но с 18 мая 2020 года из-за реконструкции автодороги по ул. Врача Михайлова и Оренбургской ул. он был временно отменён и впоследствии не возобновлялся.

    А автобусы — потом

    Затем с 1 июля предполагается выставить на торги маршруты ПАТП-1. Полностью вся работа по переходу на брутто-контракты должна завершиться в конце 2024 года.

    Поэтапный переход на «брутто» вызван ещё и тем, что экономика «Ульяновскэлектротранса» наиболее прозрачно: в администрации города понимают, сколько предприятие зарабатывает, и сколько из бюджета ежегодно выделяется средств. Так, контракт на выполнение трамвайных перевозок в течение 2020-2021 гг. стоил 269,7 млн руб., а за первый квартал 2022 г. составит 56,239 млн руб. Троллейбусные маршруты в 2020-2021 гг. обслуживались за 130,24 млн руб, а в первом квартале 2022 г. — за 18,7498 млн руб.

    Экономику ПАТП-1 в администрации тоже понимают, а вот с частными перевозчиками ясность картины оценивают на 80%, порядка 20% оборота находится в «серой зоне» (наличная оплата проезда, оплата запчастей, ГСМ, зарплата водителей), сообщило сетевое издание Ulpressa.

    Все «брутто-аукционы» состотся после 1 января. Маршрутную сеть обещают частично пересмотреть: продлить отдельные маршруты, ликвидировать дублирование. Также на ряде подвозящих маршрутов будет внедрена система пересадки на электротранспорт без доплаты. При этом на магистральных маршрутах (такими пока в городе признаны лишь несколько трамвайных) обязательным станет наличие автобусов средней вместимости.

    Зачастую сопровождающиеся закупками нового подвижного состава брутто-контракты могут послужить на руку местному производителю автобусов — Симбирскому автомобильному заводу (СИМАЗ), который изготавливает автобусы среднего класса на шасси японской компании Isuzu. С 2018 года предприятием выпущено более 350 автобусов SIMAZ-2258 нескольких модификаций, при этом 40% из них работает в родной Ульяновской области, около 18% — в Краснодарском крае, также технику можно встретить и в других регионах, в том числе Приморском крае, Крыму, Свердловской, Иркутской и Рязанской областях. Почти 60 СИМАЗов разных моделей уже трудятся в ульяновском ПАТП-1.

    СИМАЗ выпускает автобусы, соответствующие требованиям программы «Доступная среда». Так, газомоторные автобусы, работающие на метане, с низкой задней площадкой, SIMAZ-2258-538 предусматривают 18 мест для сидения при общей вместимости около 50 пассажиров. Дизельные SIMAZ-2258-554 способны вместить до 54 пассажиров, а удлинённая с 7,7 до 8,3 м модель способна предоставить места 21 пассажиров, всего приняв на борт 65.

    Чтобы не допустить транспортного коллапса, между подписанием брутто-контрактов по итогам аукционов и выходом перевозчиков на автобусные маршруты будет заложено время не менее полугода. Этого достаточно как для подготовки к запуску многолетней работы, так и для юридического оформления изменения маршрутной сети — упразднения с помощью документа планирования перевозок прежних маршрутов по нерегулируемым тарифам.

    Из-за практически полного отсутствия финансирования городских перевозок со стороны администрации Ростова-на-Дону этой зимой пассажиры донской столицы испытывают проблемы с ожиданием транспорта: у перевозчиков нет материальных ресурсов для выполнения заявленного расписания.

    Виды транспорта: