За минуту до «брутто»? Ростовские пассажиры испытывают затруднения из-за «копеечных» контрактов

  • Павел Яблоков
    7 декабря 2021 г. — 09:50
    288
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «ROSTOF.RU» / rostof.ru

    Потратив всего несколько рублей на заключение контрактов с перевозчиками муниципальных автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов, администрация Ростова-на-Дону одновременно с экономией средств лишилась и возможности финансово влиять на выполнение обязательств, прописанных в документах. Как следствие, на улицах города образовалась нехватка подвижного состава.

    В Ростове-на-Дону хотя и перешли на контрактную систему допуска перевозчиков к обслуживанию системообразующих маршрутов общественного транспорта, но поиском средств на выполнение перевозок по старинке должны заниматься сами перевозчики. Начальная цена всех контрактов по торгам, проводившимся за последние два года городской администрацией, одинакова и носит чисто символический размер: 10 копеек. Между тем, по действующему законодательству все санкции за нерадивое исполнение контрактных обязательств исчисляются процентными суммами от стоимости контрактов. Поэтому нарушать зафиксированные с городом договорённости перевозчики не стесняются: работать в убыток, собирая недостаточную выручку с обслуживаемых «как надо» маршрутов, было бы себе дороже.

    Департамент транспорта Ростова проанализировал данные ГЛОНАСС и обнаружил, что на 16 маршрутах транспорта перевозчики выпускают гораздо меньше автобусов и троллейбусов, чем нужно. Серьёзный недовыпуск транспорта выявили на троллейбусных маршрутах №№ 6, 7, 10, 14 и автобусных №№ 10, 13, 30, 38, 50, 68, 72, 80, 90а, 92, 92а, 98. На них на линию выходит менее половины машин от утверждённых контрактами. В основном перевозчики объясняют дефицит транспорта на линии нехваткой водителей, которых сейчас на 46% меньше необходимого.

    Если нарушения не устранят, Департамент транспорта Ростова-на-Дону разорвёт контракты с перевозчиками, сообщил сайт городской Думы и администрации Ростова-на-Дону. Но вряд ли перевозчиков сильно расстроит возможность практически без санкций перестать работать себе в убыток.

    В то же время, те дни, когда транспортники дождутся полноценных транспортных заказов на работу, не за горами. В ноябре на выставке-форуме «Транспорт России» было подписано соглашение между компанией «Синара-ГТР» и Правительством Ростовской области о начале реализации крупного концессионного проекта по развитию трамвайной сети Ростова-на-Дону, предусматривающего как обновление существующего вагонного парка и путевого хозяйства, так и строительства новых линий.

    Также в минувшем октябре городской Думой Ростова-на-Дону была утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Ростовской агломерации сроком реализации на 15 лет, разработку которой вела компания SIMETRA. Существенная модернизация транспортной системы фактически немыслима без того, чтобы транспорт перешёл на брутто-контракты, став городской функцией наряду с отоплением или освещением. Это наиболее удобная и взаимовыгодная система для пассажиров, городских властей и перевозчиков. Основную роль планировщика маршрутов и заказчика транспортной работы должен брать на себя город. Перевозчики же смогут сосредоточиться на выполнении транспортной работы и соблюдении условий контрактов, в том числе выпускать на обслуживаемые маршруты определенное количество подвижного состава и соблюдать расписание.

    Пока же администрация Ростова-на-Дону через новые 10-копеечные аукционы ведёт отбор перевозчиков для обслуживания автобусных маршрутов №№ 2а, 4а, 12, 17, 24, 41, 60, 60а. От претендентов ожидают исправной работы за символические деньги с 1 февраля 2022 года по 31 июля 2023 года.

    Пока же городские власти через городской портал «Активный ростовчанин» обсуждают с пассажирами вариант сокращения троллейбусного маршрута № 7 «Сельмаш — Гребной канал». В целях организации полной динамической зарядки аккумуляторных батарей на троллейбусах, эксплуатируемых на «семёрки», Департамент транспорта Ростова-на-Дону планирует сократить маршрут до Центрального рынка. На голосование пассажиров вынесено два варианта трассировки: в обоих направлениях по Будённовскому просп. и в обоих направлениях по Ворошиловскому просп. Взамен для обслуживания левого берега Дона и связи его с Западным жилмассивом городские власти Ростова-на-Дону хотят запустить новый автобусный маршрут № 37 от ГПЗ-10 до Гребного канала по Каширской ул., пер. Пржевальского, Кузнечной ул., пер. Урицкого, Западному подъезду и далее вдоль левого берега Дона. Мнения пассажиров собирают до 10 декабря.

    Действующая трасса троллейбусного маршрута № 7 введена с 1 мая этого года.

    С 20 декабря этого года на новые контракты перейдут автобусные маршруты Бийска. Вместо выделения десятков тысяч бюджетных рублей на оплату транспортнй работы перевозчикам город получил за право заключения контрактов от претендентов несколько десятков миллионов рублей. Теперь владельцы городской казны стоят перед непростым выбором, как потратить полученные деньги. Перевозчики уже предложили им отремонтировать один из участков дороги.