Электропоезда и пассажирские вагоны: железнодорожники объявили планы поставок 2025 года

  • Павел Яблоков
    22 февраля 2025 г. — 19:00
    6

    Российские железнодорожники поделились планами обновления составов пассажирских пригородных поездов и поездов дальнего следования. Объёмы закупок и электропоездов, и вагонов на локомотивной тяге будут меньше прошлогодних. В то же время в них найдётся место новым разработкам — двухсистемному электропоезду ЭС105 «Финист» и дизель-поезду ДП2Д системы push-pull. Одновременно с уменьшением закупки новых вагонов вырос план по проведению капитально-восстановительных ремонтов вагонов.

    Параллельно железнодорожники уже разрабатывают маршруты для новинок. В Башкортостане ведётся опрос пассажиров о будущем расписании поездов на линии Уфа — Магнитогорск. А на Ярославском направлении Московского железнодорожного узла в преддверии массового обновления вагонного парка тестируются два типа электропоездов.

    Вагоны для поездов дальнего следования

    19 февраля ОАО «РЖД» сообщило, что в 2025 году составы поездов дальнего следования пополнят более 500 вагонов. Из них около 400 вагонов будут новыми и более 120 будут обновлены в результате капитально-восстановительного ремонта (КВР).

    Ранее сообщалось, что в ближайшие месяцы Тверской вагоностроительный завод приступит к производству пассажирских вагонов увеличенного габарита Т.

    При этом объёмы обновления в 2024 году были больше — 550 новых вагонов и 72 вагона прошли КВР (в 2023 году — 531 новый вагон и 23 вагона после КВР)

    • 396 одноэтажных вагонов (206 плацкартных, 134 купейных, 36 штабных вагонов (с купе для пассажиров с инвалидностью) и 20 вагонов-ресторанов);
    • 154 двухэтажных вагона (96 купейных вагонов, 13 СВ, 10 штабных вагонов, 25 вагонов с местами для сидения и 10 вагонов-ресторанов).

    В частности, новые вагоны появились в поездах маршрутов Москва — Санкт-Петербург, Москва — Челябинск, Санкт-Петербург — Самара, Санкт-Петербург — Казань, Санкт-Петербург — Нижний Новгород, а также на БАМе (№№ 81 / 82 «Гилюй» Тында – Благовещенск, №№ 375 / 376 Нерюнгри — Новосибирск, №№ 381 / 382 Иркутск — Северобайкальск и №№ 627 / 628 Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре).

    Пригородные поезда

    Как сообщили в ОАО «РЖД», в этом году холдинг закупит 37 составов пригородных поездов (212 вагонов) для пригородных маршрутов Нижегородской, Челябинской, Ярославской, Ленинградской, Ростовской, Свердловской областей, Приморского и Алтайского краёв, а также Республик Башкортостан и Дагестан:

    • 18 электропоездов серии ЭП3Д (106 вагонов — 17 шестивагонных составов и один четырёхвагонный);
    • 17 электропоездов серий ЭС104 и ЭС105 «Финист» (100 вагонов — пять восьмивагонных и 12 пятивагонных составов);
    • один шестивагонный электропоезд серии ЭП2ДМ;
    • один шестивагонный дизель-поезд серии ДП2Д.

    Кроме этого, для обновления пригородных поездов, курсирующих на локомотивной тяге, будут выпущены 10 пассажирских «межобластных» вагонов.

    Скромные объёмы закупки электропоездов постоянного тока серии ЭП2ДМ связаны с тем, что обновление составов Московского железнодорожного узла будет выполняться по отдельной программе, а для Петербургского железнодорожного узла и регионов, тяготеющих к Уралу, сделали ставку на электропоезда постоянного тока серии ЭС104.

    В прошлом году география и объём поставок были гораздо выше: в 21 регион страны (в том числе Башкортостан, Бурятию, Дагестан, Пермский и Хабаровский края, Новосибирскую, Иркутскую, Свердловскую области) поступил 51 электропоезд (278 вагонов):

    • 13 электропоездов серии ЭП2ДМ (88 вагонов);
    • 20 электропоездов серии ЭП3Д (100 вагонов);
    • 18 пятивагонных электропоездов ЭС104 «Финист» (90 вагонов).

    Также было приобретено 35 дополнительных прицепных вагонов — 10 промежуточных безмоторных для рельсовых автобусов серии РА-3 «Орлан» и 25 пассажирских вагонов локомотивной тяги. Новые составы рельсовых автобусы «Орлан» не выпускаются с 2022 года. Ранее в начале 2025 года дополнительные вагоны для ранее выпущенных составов поступили в Пензенскую область. А Свердловская пригородная компания 17 февраля сообщила о том, что увеличила с двух до трёх вагонов составы поездов на маршруте Екатеринбург — Верхний Уфалей — Челябинск. Количество посадочных мест в составах выросло со 133 до 229.

    Ещё 644 вагона пригородных поездов в 2025 году планируют обновить путём капитального ремонта кузовов и тележек, замены узлов, внутреннего оборудования и интерьера. В 2024 году аналогичную процедуру прошли 676 вагонов пригородных поездов.

    Новые модели 2025 года

    Среди постояннотоковых «Финистов» в этом году запланирована и покупка двухсистемных электропоездов серии ЭС105, способных работать как на линиях с электрификацией постоянным током 3кВ, так и переменным током 25кВ. Одним из первых направлений, где будут работать такие поезда, намечен маршрут Уфа — Магнитогорск. На этой линии находится станция стыкования Инзер. Сейчас из Уфы через Инзер уже курсируют «Финисты» до Белорецка, но участок Инзер — Белорецк электропоезда серии ЭС104 проезжают в сопровождении тепловоза серии ТЭП70БС.

    С 12 февраля по 12 марта Минтранс Башкортостана и Башкортостанская ППК изучают мнение пассажиров для определения графика движения электропоездов по будущему маршруту. Уже известно, что расчётное время в пути между городами составит 6,5 часов. В качестве основных вариантов предлагаются два:

    • с отправлением из Магнитогорска в 5:00 и прибытием в Уфу в 11:30, и отправлением из Уфы в 17:00 и прибытием в Магнитогорск в 23:30;
    • с отправлением из Магнитогорска в 7:00 и прибытием в Уфу в 13:30, и отправлением из Уфы в 13:30 и прибытием в Магнитогорск в 22:00.

    Вторая новинка этого года — первый дизель-поезд серии ДП2Д (модель 63-394). Новая разработка выполнена по системе push-pull и состоит из пассажирского тепловоза ТЭП70БС и до шести прицепных вагонов к нему, аналогичных используемым в электропоездах серии ЭП2Д, один из которых оснащён кабиной управления. В этом году состав-первенец должен пройти сертификацию. На сайте ФБУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» («РС ФЖТ») 17 февраля опубликованы запросы на проведение разносторонних сертификационных испытаний, которые требуется провести до конца этого года. Комплектация состава предусматривает тепловоз пассажирский ТЭП70БС, головной вагон модели 62-395, немоторные вагоны типа 1 модели 62-396 и немоторные вагоны типа 2 модели 62-397.

    Другие закупки

    Однако закупки РЖД — не единственное обновление пассажирского подвижного состава. Большинство пригородных пассажирских компаний арендует электропоезда и вагоны у ОАО «РЖД», в то время как работающая на Московской железной дороге Центральная ППК предпочитает приобретать технику в собственность по лизинговым схемам.

    Поэтому приобретение электропоездов серии ЭП2ДМ и ЭГЭ2Тв («Иволга 4.0») для обслуживания Московского железнодорожного узла учитывается отдельно. Один из крупных проектов, начинающихся в 2025 году — обновление подвижного состава на Ярославском направлении, где предстоит до 2029 года заменить 92 электропоезда. Поэтому в феврале Центральная ППК совместно с РЖД и Дептрансом Москвы провела серию тестовых поездок электропоездов серий ЭП2Д и ЭГЭ2Тв (в варианте «Иволга 3.0») для проверки готовности инфраструктуры принимать поезда нового поколения. В процессе специалисты проверяют, как состав взаимодействует с инфраструктурой: от платформ до контактной сети. Отдельное внимание уделяется бесперебойному энергоснабжению. Начало Замены арендованных у РЖД составов старых серий на новые анонсирована в мае.

    Помимо прямого обновления моторвагонного парка подвижной состав обновляют и методом ротации. Так, на Калининградскую железную дорогу поступил 11-й электропоезд серии Эс2Г «Ласточка», что позволит усилить к новому курортному сезону перевозки на Светлогорском и Зеленоградском направлениях. «Ласточки» не выпускаются с 2022 года, и для унификации парка один из ранее выпущенных составов был передан с Октябрьской железной дороги.

    Три новых вагона от Тверского вагоностроительного завода в этом году планируется получить АК «Железные дороги Якутии». Также компания разместила заказ на постройку вагонов в Беларуси.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: